Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период





Скачать 261.43 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период
страница1/3
Дата публикации07.10.2014
Размер261.43 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Журналистика > Методические рекомендации
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В ПРЕДПАВОДКОВЫЙ И ПАВОДКОВЫЙ ПЕРИОД
Одним из опаснейших стихийных бедствий является наводнение. Каждый год в том или ином районе происходят, особенно в весенний период, сильные разливы рек.

Ежегодно в Российской Федерации затапливается до 50 тысяч квадратных километров территории. Средний многолетний ущерб от всех видов наводнений в действующих ценах составляет около 42 миллиардов рублей.

Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем предотвратить наводнения целиком не представляется возможным. Их можно только прогнозировать, локализовать, ослабить их последствия.

Учитывая необходимость проводить комплекс противопаводковых мероприятий, с большой актуальностью становится вопрос обучения действиям в условиях наводнения людей, как проживающих в зоне затопления, так и задействованных в организации и проведении противопаводковых мероприятий. В первую очередь эта нагрузка выпадает на органы власти муниципальных образований, руководителей объектов экономики, организаций и учреждений, само население, проживающее в районах затопления.

Как организовать эту работу?

Во-первых, необходимо заблаговременно определить круг лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по обучению населения в предпаводковый и паводковый период, распределив между ними обязанности и закрепив их за конкретными районами.

Сюда должны войти представители учебно-методического центра, курсов ГО, представители органов местного самоуправления, МВД (участковые уполномоченные), представители средств массовой информации, спасатели, сотрудники МЧС России.

Во-вторых, организовать проведение сборов, дополнительных занятий и инструктажей с руководящим составом администраций, органов местного самоуправления, руководителями служб предприятий, организаций и учреждений, с личным составом нештатных аварийно - спасательных формирований с целью напомнить и обучить их действиям в условиях наводнения, оказания помощи пострадавшему населению.

Используя возможности средств массовой информации (печать, радио, телевидение) организовать информирование населения, проживающего на территориях предполагаемого затопления о мерах, принимаемых администрациями муниципальных образований по защите этих территорий и населения, проживающего на них от воздействия предполагаемого паводка. Необходимо напомнить и разъяснить населению порядок действий по сигналам оповещения, действиям в случае внезапного подъема воды, рекомендации специалистов по оказанию само- и взаимопомощи, указать границы возможного затопления, местонахождение возвышенных, редко затапливаемых мест, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним. Важно ознакомить жителей с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации из мест затопления.

Население должно быть информировано, и знать места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления, а также должно быть обучено способам и приемам самостоятельного изготовления спасательных средств из подручных материалов, правилам поведения на воде, в спасательных средствах.

С целью более массового охвата обучением населения можно рекомендовать через ЖКХ, УКП подобрать наиболее активную часть населения из числа людей не занятых в сферах производства и обслуживания, предварительно проведя с ними занятия на УКП (курсах ГО, в УМЦ).

Используя сотрудников администраций, спасателей общественников, наиболее активную часть населения необходимо организовать обход территорий, домов, квартир, частного сектора, начиная с наиболее опасных участков возможных затоплений с целью сверки списков (особенно больных, инвалидов и престарелых) попутно разъясняя и напоминая жителям, порядок и правила поведения в условиях наводнения, в случаях вынужденной эвакуации.

Люди должны знать примерный перечень документов, имущества и медикаментов, которые необходимо иметь при себе на случай эвакуации, а также заранее подготовить необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды, медикаментов.

Кроме населения (людей) воздействию паводка подвергаются домашние животные, скот, движимое и недвижимое имущество. Поэтому заблаговременно жители должны быть ознакомлены с перечнем мероприятий, которые необходимо провести в предпаводковый период с целью максимально возможного сохранения имущества, места эвакуации домашнего скота и животных, места вывоза и организацию хранения наиболее ценных вещей, имущества, места эвакуации престарелых людей и малолетних детей.

Какие мероприятия можно рекомендовать к проведению с целью обучения населения действиям в условиях наводнения?

1) С работающим населением:

В предпаводковый период с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований объектов экономики, организаций и учреждений необходимо планировать проведение занятий по специальной программе по месту работы, по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках с отработкой практических вопросов эвакуации, доставки продовольствия и оказания медицинской помощи пострадавшим.

С работающим населением, не входящим в состав формирований, также необходимо организовывать проведение занятий, в процессе которых информировать о ходе подготовки к паводку, правилах поведения в районах подтопления, оказания необходимой само- и взаимопомощи.

Помимо теоретических занятий и практических тренировок необходимо организовывать распространение среди рабочих и служащих, заранее подготовленных памяток и брошюр с информацией о безопасных правилах поведения в районах наводнения, сигналах оповещения, способах оказания помощи пострадавшим. В целях максимального охвата информирмацией рабочих и служащих о паводковой обстановке, принимаемых противопаводковых мерах целесообразно использование возможностей внутренней радиотрансляционной сети. Кроме того, может дать положительный результат организация проведения бесед, инструктажей рабочих и служащих специалистами ГО, руководителями нештатных аварийно-спасательных формирований на рабочих местах во время перерывов в работе, перед началом или в конце работы.

  1. Неработающее население:

Подготовка этой группы населения может быть организована по различным направлениям. Одним из них является организация обучения неработающего населения в учебно-консультационных пунктах. Инструкторы УКП, персонал ЖКХ – это категория работников, наиболее приближенная к населению не занятому в сферах производства и обслуживания, имеющая больше возможностей для общения с неработающим населением, доведения до граждан знаний необходимых в условиях приближающегося паводка. Именно поэтому с этой категорией работников в подготовительный предпаводковый период необходимо организовать проведение дополнительных занятий и инструктажей, с тем, чтобы они эти знания распространяли среди населения.

В период угрозы паводка для неработающей части населения необходимо организовать чтение лекций, проведение бесед и выступлений по противопаводковой тематике, информирование населения о мероприятиях по оказанию помощи людям, попавшим в зону затопления. Для проведения этой работы необходимо привлекать руководителей служб органов местного самоуправления, инструкторов УКП, активистов общественников из числа наиболее подготовленных лиц.

В случае необходимости проведения в предпаводковый период занятий с большим количеством неработающего населения можно использовать материальную базу и помещения клубов, кинотеатров, организаций и учреждений. Здесь уже появляется возможность использования технических средств обучения, демонстрации учебных видео и кинофильмов.

Одним из направлений образовательной деятельности с неработающим населением в предпаводковый период является разработка, выпуск и распространение среди населения брошюр, памяток, листовок по вопросам ЧС. В Главных управлениях МЧС РФ по субъектам Российской Федерации Приволжско-Уральского региона (особенно тех, которым наиболее часто приходится решать проблему весеннего паводка) накоплен неплохой опыт проведения этой работы.

Одним из наиболее массовых и доступных для неработающего населения средств обучения является радио и телевидение. Организация тематических радио- и телепередач, демонстрация по местным каналам телевидения информационных и учебных программ и фильмов дадут большой положительный результат в деле подготовки населения к паводку

В организации специальных радио- и телепередач по вопросам паводковой обстановки необходимо задействовать специалистов и руководителей ГО и ЧС, гидрометслужбы, служб спасения, должностных лиц местных администраций.

3) Лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проходят подготовку по месту учебы.

Образовательные программы для учащихся и студентов по предметам ОБЖ и БЖД предусматривают изучение обширного круга вопросов по безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций.

В городах и районах, предположительно попадающих в зону подтопления, в учебных заведениях необходимо проведение дополнительных занятий с обучаемыми по вопросам безопасности во время паводка.

Большое значение для выработки у учащихся самообладания, навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, оказания само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях имеют практические занятия (в рамках, например, подготовки к итоговым занятиям «День защиты детей» или проведению соревнований «Школа безопасности»), которые должны ежегодно проводиться с учебными заведениями на всех уровнях – вплоть до Всероссийских. Этапы преодоления водной преграды, оказание помощи пострадавшим на воде, умение обращаться с плавсредствами и средствами спасения на воде, значительно снижают риск неблагоприятного исхода для человека, попавшего в необузданную водную стихию.

В то же время, если обучение учащихся в ходе подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности» рассчитано на длительный, перспективный период, то в ходе подготовки к паводку можно рекомендовать учебным заведениям организовать проведение специальных занятий, например, на занятиях по курсу ОБЖ – правилам поведения при наводнениях, на занятиях по физкультуре – правилам оказания само- и взаимопомощи на воде, на уроках труда – правилам использования в качестве плавсредств имеющихся под рукой подручных материалов – бревен, досок, бочек, автокамер и т.п.

Одним из направлений подготовки обучающихся, в частности студентов ВУЗов, является Всероссийское движение по созданию отрядов и ассоциаций студентов добровольных спасателей. Члены добровольных студенческих спасательных отрядов – это люди, прошедшие определенную подготовку, как теоретическую, так и практическую, поэтому их можно активно использовать для проведения пропагандистской и разъяснительной работы среди студентов и населения, проведения информирования жителей районов предполагаемого наводнения о паводковой обстановке и правилах поведения в условиях ЧС.

4) В период подготовки к паводку необходимо организовать подготовку и обучение действиям в условиях наводнения руководителей и работников органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, работников органов управления по делам ГО и ЧС. С этой целью с данными категориями руководителей и специалистов нужно планировать и организовывать проведение специальных занятий, сборов, семинаров, к проведению которых привлекать специалистов Гидромета, службы медицины катастроф, служб спасения, других организаций в подготовке и реализации противопаводковых мероприятий.

Одной из наиболее доступных для всех категорий населения форм обучения действиям в предпаводковый и паводковый период, является подготовка, издание и распространение среди населения наглядных пособий, памяток, листовок, брошюр, где в виде картинок, текстовой форме разъясняется порядок действий в различных ситуациях, наиболее безопасные от наводнения места в данной местности и маршруты движения к ним, порядок организованной и самоэвакуации населения в случае возникновения критической ситуации. В подготовленных заранее и распространяемых в этот период листовках и памятках необходимо показать людям, какие документы и имущество нужно подготовить и иметь при себе на случай эвакуации, а также способы оказания само- и взаимопомощи.

В целях подготовки и информирования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в паводковый период можно рекомендовать проведение таких мероприятий, как:

  • организация пресс-конференций для средств массовой информации с участием руководителей и представителей органов местного самоуправления;

  • ежедневное направление пресс-релизов о паводковой ситуации на текущий момент городские и районные СМИ;

  • организация выступлений специалистов ГО и ЧС по вопросам паводка на краевом и местном радио и телевидении;

  • демонстрация видеосюжетов и фильмов по проблемам паводка, обучению населения действиям в экстремальных ситуациях в условиях наводнения на местном, краевом телевидении;

  • разработка и выпуск брошюр, памяток, листовок для населения по паводковой тематике, размещение их в местах массового скопления населения, общественном транспорте, жилых домах, в организациях и учреждениях.


Начальник отдела организации культуры

жизнедеятельности населения, подготовки

руководящего состава и НАСФ

майор п/п А.В.Шарапов
Заместитель директора УМЦ по ГО и ЧС

Пермского края по учебной работе п/п С.С.Колотовкин


ПАМЯТКИ

населению по действиям

в предпаводковый и паводковый периоды
Скоро ледоход и паводок. Прибрежная обстановка может заставить людей пересесть в лодки, что влечет за собой опасность неожиданно оказаться в холодной воде. Не всегда спасательные средства оперативно оказываются под рукой. В таких случаях человек должен уметь максимально рассчитывать на самого себя.

Надо помнить и придерживаться ряда правил и рекомендаций:

  • Обычный человек в одежде может находиться в воде с температурой 7 – 8 градусов до 3 – 4 часов, в воде с температурой 3 – 4 градуса – до 1,5 – 2 часов без ущерба для жизни и здоровья. Самое главное – верить, что это возможно.

  • Оказавшись неожиданно в воде, постарайтесь зацепиться за какую - нибудь точку опоры и перетерпите первые неприятные ощущения от холодной воды. Никаких резких движений, подавите в себе внутреннюю панику. Через 30 – 40 секунд вы перестанете остро чувствовать холод, почувствовав легкое внутреннее тепло.

  • Если вы попали в воду в состоянии подпития, но разум контролирует ваше поведение, не забывайте: перечисленные ранее ощущения вы можете ощущать в меньшей степени или вообще не ощутить.

  • Оставьте на себе нижнее белье, носки, перчатки, головной убор. Помните: от 40 до 60 % тепла уходит через голову, поэтому не снимайте головной убор, даже мокрый. Могут появиться неприятные (болезненные) ощущения в пальцах рук и ног. Они быстро пройдут после выхода из воды. Однако сила кистей рук и ступней ног снижается в несколько раз (3-5). Даже не пытайтесь делать те физические усилия, которые доступны вам в обычных условиях.

  • Оказавшись в воде, оцените обстановку – что лучше для вас: плыть к берегу или держаться за лодку (льдину) и ждать помощи, или дрейфовать вместе с лодкой (льдиной) и в удобном месте выбраться на берег. Не пытайтесь после длительного нахождения в холодной воде подняться из воды по веревочной лестнице – можете сорваться, не делайте резких движений – можете порвать суставные связки.

  • Если вы приняли решение плыть самостоятельно, не делайте резких движений, следите за дыханием – оно должно быть ровным, в движении массируйте пальцы рук и ног. Постоянно контролируйте направление вашего продвижения, иначе дистанция до спасительного берега может значительно увеличиться.

  • Опасайтесь острого льда - здесь вас подстерегает двойная опасность:

    1. Холодная вода анестезирует поверхностные участки тела, и даже глубокие порезы.

    2. Холодная вода значительно замедляет процесс свертывания крови, и рана постоянно кровоточит. Очень часто люди в воде гибнут не от холода, а от кровопотерь.

      • Не пытайтесь выбраться на заведомо тонкий лед: даже выбравшись на него, вы все равно провалитесь под лед. Осторожно проламывая его, продвигайтесь к берегу или к толстому льду, аккуратно касаясь льда, т.к. он имеет режущие свойства.

      • Если вы выбрались на берег или на лед, снимите с себя всю одежду, максимально отожмите нижнее белье, вытритесь им, снова отожмите и наденьте на тело. Не стойте босиком на льду или холодной земле. Делайте согревающие движения (упражнения). Не позволяйте себе заснуть, пока не начнете согреваться. Если вы начали дрожать, это очень хороший признак – организм самосогревается.

      • Если вы оказываете помощь человеку, длительное время находящемуся в холодной воде, не в коем случае не давайте ему спиртное – это может его погубить. По возможности, потерпевшего надо быстро переодеть в сухое белье. Произведите массаж конечностей, начиная с периферии.

      • Растирание спиртным конечностей и отдельных участков тела также малоэффективно и обманчиво.

      • Если у вас есть время до попадания в холодную воду, подготовьте свою одежду: белье должно быть на всю длину конечностей и иметь на концах завязки или резинки, носки должны быть длинными, плотными и с резинками. Головной убор должен максимально закрывать голову, быть плотным и надежно держаться на голове, в то же время он не должен впитывать много влаги. Обувь должна легко сниматься, при этом носки должны оставаться на ногах. Шея также максимально должна быть закрыта. И, конечно же, желательно иметь запасной комплект нижнего белья, запасные носки, перчатки, головной убор, горячее питье.



ПАВОДОК

Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих ЧС, безжалостный убийца. С древних времен наводнения воспринимались людьми как самое страшное стихийное бедствие.

П
аводок
– краткий быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Если Ваш дом попадает в зону затопления, то необходимо:

  • Внимательно прослушать информацию, принять к сведению и выполнить все требования паводковой комиссии и служб спасения.

  • Отключить газ, электричество и воду.

  • Погасить огонь в горящих печах.

  • Ценные вещи и мебель перенести на верхние этажи или чердак.

  • Закрыть окна и двери или даже забить их досками.

  • Животных необходимо выпустить из помещений, а собак отвязать.

  • Дрова или предметы, способные уплыть при подъеме воды, лучше перенести в помещение (сарай).

  • Из подвалов вынести все, что может испортиться от воды.

  • Подготовиться к эвакуации.



    • П
      ри быстром подъеме уровня воды


надо позаботиться о защите вещей в доме и подгото­виться к возможной эвакуации.

    • При наличии в хозяйстве лодок, бочек (пустых), бревен, камер и т.п. соорудить из них примитивные плавательные спасательные средства. Можно из пластиковых буты­лок, надувных подушек, матрацев соорудить средства для спасения.

    • До прибытия помощи следует оставаться на верхних этажах, чердаках, крышах, дере­вьях, возвышенностях.

    • Организовать подачу сигналов спасателям с помощью флагов, факелов, света фона­ря или свечи.

    • Самостоятельно из зоны затопления надо выбираться, в крайнем случае, когда нет надежды на спасателей.

    • Подготавливаться к самоспасению надо тщательно, спокойно, учитывая направле­ние и скорость течения воды.



Если местность вам знакома и глубина воды незначительна, то можно уверенно дойти до здания, сооружения, возвышающихся над водой незатопленных участков суши. Если вы находитесь в быстрозатапливаемой зоне, то необходимо дать сигнал спасателям; если их нет, то передвигаться по воде медленно, желательно прощупывать глубин шестом или палкой.
В случае попадания человека в водный поток необходимо:

  • Удерживаться на поверхности воды.

  • Всеми силами стараться добраться до берега, строения или плавсредства.

  • Использовать для удержания на поверхности воды плавающие предметы.

  • Плыть по течению, экономить силы, приближаться к берегу.

  • Избегать водоворотов, стремнин, препятствий в воде.

  • При спасении вплавь необходимо, по возможности, использовать плавающие предметы или страховочную веревку.

  • Нужно снять обувь, тяжелую верхнюю одежду и спокойно плыть к берегу, к ближайшим строениям или островкам и здесь ждать спасателей.


После того как сошла вода, и повторения наводнения не ожидается, вернувшись, домой, нужно приступить к восстановительным работам. При этом следует соблюдать требования техники безопасности. Входить в строение следует осторожно. Необходимо убедиться, что оно не пострадало и нет опасения обрушения стен или потолка, обвалов, провалов и т.п. Ни в коем случае нельзя включать электричество и зажигать огонь, так как возможен взрыв из-за утечки газа. Необходимо обеспечить просушку внутренних помещений, вещей, убрать мусор. Привести территорию и жилье в пригодное состояние.

ВНИМАНИЕ!

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconКонспект проведения занятия по теме: «организация обучения населения...
Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации по организации обучения первоклассников...
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconО режиме работы учащихся 1-х классов в 2011-2012учебном году
Рф от 20. 04. 2001 г. №2408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»; со ст. 28 Федерального...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconОрганизация обучения студентов вузов
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации органам местного самоуправления по организации...
Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне (далее укп) предназначены для обучения неработающего населения
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах 2011
В методических рекомендациях раскрыты нормативные и методические условия организации образовательного процесса малокомплектной сельской...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по...
Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного...
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск