Скачать 261.43 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПРЕДПАВОДКОВЫЙ И ПАВОДКОВЫЙ ПЕРИОД Одним из опаснейших стихийных бедствий является наводнение. Каждый год в том или ином районе происходят, особенно в весенний период, сильные разливы рек. Ежегодно в Российской Федерации затапливается до 50 тысяч квадратных километров территории. Средний многолетний ущерб от всех видов наводнений в действующих ценах составляет около 42 миллиардов рублей. Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем предотвратить наводнения целиком не представляется возможным. Их можно только прогнозировать, локализовать, ослабить их последствия. Учитывая необходимость проводить комплекс противопаводковых мероприятий, с большой актуальностью становится вопрос обучения действиям в условиях наводнения людей, как проживающих в зоне затопления, так и задействованных в организации и проведении противопаводковых мероприятий. В первую очередь эта нагрузка выпадает на органы власти муниципальных образований, руководителей объектов экономики, организаций и учреждений, само население, проживающее в районах затопления. Как организовать эту работу? Во-первых, необходимо заблаговременно определить круг лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по обучению населения в предпаводковый и паводковый период, распределив между ними обязанности и закрепив их за конкретными районами. Сюда должны войти представители учебно-методического центра, курсов ГО, представители органов местного самоуправления, МВД (участковые уполномоченные), представители средств массовой информации, спасатели, сотрудники МЧС России. Во-вторых, организовать проведение сборов, дополнительных занятий и инструктажей с руководящим составом администраций, органов местного самоуправления, руководителями служб предприятий, организаций и учреждений, с личным составом нештатных аварийно - спасательных формирований с целью напомнить и обучить их действиям в условиях наводнения, оказания помощи пострадавшему населению. Используя возможности средств массовой информации (печать, радио, телевидение) организовать информирование населения, проживающего на территориях предполагаемого затопления о мерах, принимаемых администрациями муниципальных образований по защите этих территорий и населения, проживающего на них от воздействия предполагаемого паводка. Необходимо напомнить и разъяснить населению порядок действий по сигналам оповещения, действиям в случае внезапного подъема воды, рекомендации специалистов по оказанию само- и взаимопомощи, указать границы возможного затопления, местонахождение возвышенных, редко затапливаемых мест, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним. Важно ознакомить жителей с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации из мест затопления. Население должно быть информировано, и знать места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления, а также должно быть обучено способам и приемам самостоятельного изготовления спасательных средств из подручных материалов, правилам поведения на воде, в спасательных средствах. С целью более массового охвата обучением населения можно рекомендовать через ЖКХ, УКП подобрать наиболее активную часть населения из числа людей не занятых в сферах производства и обслуживания, предварительно проведя с ними занятия на УКП (курсах ГО, в УМЦ). Используя сотрудников администраций, спасателей общественников, наиболее активную часть населения необходимо организовать обход территорий, домов, квартир, частного сектора, начиная с наиболее опасных участков возможных затоплений с целью сверки списков (особенно больных, инвалидов и престарелых) попутно разъясняя и напоминая жителям, порядок и правила поведения в условиях наводнения, в случаях вынужденной эвакуации. Люди должны знать примерный перечень документов, имущества и медикаментов, которые необходимо иметь при себе на случай эвакуации, а также заранее подготовить необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды, медикаментов. Кроме населения (людей) воздействию паводка подвергаются домашние животные, скот, движимое и недвижимое имущество. Поэтому заблаговременно жители должны быть ознакомлены с перечнем мероприятий, которые необходимо провести в предпаводковый период с целью максимально возможного сохранения имущества, места эвакуации домашнего скота и животных, места вывоза и организацию хранения наиболее ценных вещей, имущества, места эвакуации престарелых людей и малолетних детей. Какие мероприятия можно рекомендовать к проведению с целью обучения населения действиям в условиях наводнения? 1) С работающим населением: В предпаводковый период с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований объектов экономики, организаций и учреждений необходимо планировать проведение занятий по специальной программе по месту работы, по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках с отработкой практических вопросов эвакуации, доставки продовольствия и оказания медицинской помощи пострадавшим. С работающим населением, не входящим в состав формирований, также необходимо организовывать проведение занятий, в процессе которых информировать о ходе подготовки к паводку, правилах поведения в районах подтопления, оказания необходимой само- и взаимопомощи. Помимо теоретических занятий и практических тренировок необходимо организовывать распространение среди рабочих и служащих, заранее подготовленных памяток и брошюр с информацией о безопасных правилах поведения в районах наводнения, сигналах оповещения, способах оказания помощи пострадавшим. В целях максимального охвата информирмацией рабочих и служащих о паводковой обстановке, принимаемых противопаводковых мерах целесообразно использование возможностей внутренней радиотрансляционной сети. Кроме того, может дать положительный результат организация проведения бесед, инструктажей рабочих и служащих специалистами ГО, руководителями нештатных аварийно-спасательных формирований на рабочих местах во время перерывов в работе, перед началом или в конце работы.
Подготовка этой группы населения может быть организована по различным направлениям. Одним из них является организация обучения неработающего населения в учебно-консультационных пунктах. Инструкторы УКП, персонал ЖКХ – это категория работников, наиболее приближенная к населению не занятому в сферах производства и обслуживания, имеющая больше возможностей для общения с неработающим населением, доведения до граждан знаний необходимых в условиях приближающегося паводка. Именно поэтому с этой категорией работников в подготовительный предпаводковый период необходимо организовать проведение дополнительных занятий и инструктажей, с тем, чтобы они эти знания распространяли среди населения. В период угрозы паводка для неработающей части населения необходимо организовать чтение лекций, проведение бесед и выступлений по противопаводковой тематике, информирование населения о мероприятиях по оказанию помощи людям, попавшим в зону затопления. Для проведения этой работы необходимо привлекать руководителей служб органов местного самоуправления, инструкторов УКП, активистов общественников из числа наиболее подготовленных лиц. В случае необходимости проведения в предпаводковый период занятий с большим количеством неработающего населения можно использовать материальную базу и помещения клубов, кинотеатров, организаций и учреждений. Здесь уже появляется возможность использования технических средств обучения, демонстрации учебных видео и кинофильмов. Одним из направлений образовательной деятельности с неработающим населением в предпаводковый период является разработка, выпуск и распространение среди населения брошюр, памяток, листовок по вопросам ЧС. В Главных управлениях МЧС РФ по субъектам Российской Федерации Приволжско-Уральского региона (особенно тех, которым наиболее часто приходится решать проблему весеннего паводка) накоплен неплохой опыт проведения этой работы. Одним из наиболее массовых и доступных для неработающего населения средств обучения является радио и телевидение. Организация тематических радио- и телепередач, демонстрация по местным каналам телевидения информационных и учебных программ и фильмов дадут большой положительный результат в деле подготовки населения к паводку В организации специальных радио- и телепередач по вопросам паводковой обстановки необходимо задействовать специалистов и руководителей ГО и ЧС, гидрометслужбы, служб спасения, должностных лиц местных администраций. 3) Лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проходят подготовку по месту учебы. Образовательные программы для учащихся и студентов по предметам ОБЖ и БЖД предусматривают изучение обширного круга вопросов по безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций. В городах и районах, предположительно попадающих в зону подтопления, в учебных заведениях необходимо проведение дополнительных занятий с обучаемыми по вопросам безопасности во время паводка. Большое значение для выработки у учащихся самообладания, навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, оказания само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях имеют практические занятия (в рамках, например, подготовки к итоговым занятиям «День защиты детей» или проведению соревнований «Школа безопасности»), которые должны ежегодно проводиться с учебными заведениями на всех уровнях – вплоть до Всероссийских. Этапы преодоления водной преграды, оказание помощи пострадавшим на воде, умение обращаться с плавсредствами и средствами спасения на воде, значительно снижают риск неблагоприятного исхода для человека, попавшего в необузданную водную стихию. В то же время, если обучение учащихся в ходе подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности» рассчитано на длительный, перспективный период, то в ходе подготовки к паводку можно рекомендовать учебным заведениям организовать проведение специальных занятий, например, на занятиях по курсу ОБЖ – правилам поведения при наводнениях, на занятиях по физкультуре – правилам оказания само- и взаимопомощи на воде, на уроках труда – правилам использования в качестве плавсредств имеющихся под рукой подручных материалов – бревен, досок, бочек, автокамер и т.п. Одним из направлений подготовки обучающихся, в частности студентов ВУЗов, является Всероссийское движение по созданию отрядов и ассоциаций студентов добровольных спасателей. Члены добровольных студенческих спасательных отрядов – это люди, прошедшие определенную подготовку, как теоретическую, так и практическую, поэтому их можно активно использовать для проведения пропагандистской и разъяснительной работы среди студентов и населения, проведения информирования жителей районов предполагаемого наводнения о паводковой обстановке и правилах поведения в условиях ЧС. 4) В период подготовки к паводку необходимо организовать подготовку и обучение действиям в условиях наводнения руководителей и работников органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, работников органов управления по делам ГО и ЧС. С этой целью с данными категориями руководителей и специалистов нужно планировать и организовывать проведение специальных занятий, сборов, семинаров, к проведению которых привлекать специалистов Гидромета, службы медицины катастроф, служб спасения, других организаций в подготовке и реализации противопаводковых мероприятий. Одной из наиболее доступных для всех категорий населения форм обучения действиям в предпаводковый и паводковый период, является подготовка, издание и распространение среди населения наглядных пособий, памяток, листовок, брошюр, где в виде картинок, текстовой форме разъясняется порядок действий в различных ситуациях, наиболее безопасные от наводнения места в данной местности и маршруты движения к ним, порядок организованной и самоэвакуации населения в случае возникновения критической ситуации. В подготовленных заранее и распространяемых в этот период листовках и памятках необходимо показать людям, какие документы и имущество нужно подготовить и иметь при себе на случай эвакуации, а также способы оказания само- и взаимопомощи. В целях подготовки и информирования населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в паводковый период можно рекомендовать проведение таких мероприятий, как:
Начальник отдела организации культуры жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава и НАСФ майор п/п А.В.Шарапов Заместитель директора УМЦ по ГО и ЧС Пермского края по учебной работе п/п С.С.Колотовкин ПАМЯТКИ населению по действиям в предпаводковый и паводковый периоды Скоро ледоход и паводок. Прибрежная обстановка может заставить людей пересесть в лодки, что влечет за собой опасность неожиданно оказаться в холодной воде. Не всегда спасательные средства оперативно оказываются под рукой. В таких случаях человек должен уметь максимально рассчитывать на самого себя. Надо помнить и придерживаться ряда правил и рекомендаций:
ПАВОДОК Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих ЧС, безжалостный убийца. С древних времен наводнения воспринимались людьми как самое страшное стихийное бедствие. П аводок – краткий быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Если Ваш дом попадает в зону затопления, то необходимо:
надо позаботиться о защите вещей в доме и подготовиться к возможной эвакуации.
Если местность вам знакома и глубина воды незначительна, то можно уверенно дойти до здания, сооружения, возвышающихся над водой незатопленных участков суши. Если вы находитесь в быстрозатапливаемой зоне, то необходимо дать сигнал спасателям; если их нет, то передвигаться по воде медленно, желательно прощупывать глубин шестом или палкой. В случае попадания человека в водный поток необходимо:
После того как сошла вода, и повторения наводнения не ожидается, вернувшись, домой, нужно приступить к восстановительным работам. При этом следует соблюдать требования техники безопасности. Входить в строение следует осторожно. Необходимо убедиться, что оно не пострадало и нет опасения обрушения стен или потолка, обвалов, провалов и т.п. Ни в коем случае нельзя включать электричество и зажигать огонь, так как возможен взрыв из-за утечки газа. Необходимо обеспечить просушку внутренних помещений, вещей, убрать мусор. Привести территорию и жилье в пригодное состояние. ВНИМАНИЕ! |
Конспект проведения занятия по теме: «организация обучения населения... Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме | Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | ||
Методические рекомендации по организации обучения первоклассников... Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его... | О режиме работы учащихся 1-х классов в 2011-2012учебном году Рф от 20. 04. 2001 г. №2408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»; со ст. 28 Федерального... | ||
Организация обучения студентов вузов Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии | ||
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации... Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне (далее укп) предназначены для обучения неработающего населения | Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах 2011 В методических рекомендациях раскрыты нормативные и методические условия организации образовательного процесса малокомплектной сельской... | ||
Методические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по... Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области... | Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению государственного... Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | ||
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... |