Скачать 159.55 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет «Электроники и телекоммуникаций» Программа дисциплины «Основы автоматики и системы автоматического управления» для направления 210201.65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств Автор программы: Увайсов Сайгид Увайсович, д.т.н., профессор Одобрена на заседании кафедры«Радиоэлектроники и телекоммуникаций» Зав. кафедрой Увайсов С.У. «___»____________ 20 г Рекомендована профессиональной коллегией УМС по электронике Председатель С.У. Увайсов «___»____________ 20 г Утверждена Учёным советом МИЭМ Ученый секретарь В.П. Симонов «___»____________20 г. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 210201.65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств подготовки, изучающих дисциплину «Основы автоматики и системы автоматического управления». Программа разработана в соответствии с:
Целью освоения дисциплины «Основы автоматики и системы автоматического управления» являются: ознакомление студентов с общими принципами построения и расчета автоматических систем и обучение их системному подходу к проектированию систем автоматического управления (САУ) 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины при решении профессиональных задач инженер должен знать:
В результате изучения дисциплины при решении профессиональных задач инженер должен уметь:
В результате изучения дисциплины при решении профессиональных задач инженер должен иметь навыки (приобрести опыт):
Работы на специализированном программном обеспечении. 4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла и блоку дисциплин вариативной части. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при: ● выполнении научно-исследовательских работ; ● при выполнении выпускной квалификационной работы 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
6.1. Критерии оценки знаний, навыков При текущем контроле используются следующие критерии: Посещение занятий
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по десятибалльной балльной шкале. При промежуточном контроле используются следующие критерии:
Оценки по всем формам промежуточного контроля выставляются по десятибалльной балльной шкале. При итоговом контроле используются следующие критерии:
Оценки по всем формам итогового контроля выставляются по десятибалльной шкале.
Преподаватель оценивает работу студента на практических занятиях, уровень посещаемости лекционных и практических занятий, реферат и домашнее задание, ответ студента на зачете. Критерии оценки работы на практических занятиях: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем. Оценка самостоятельной работы определяется степенью активности их работы на лекционных занятиях (ответы на вопросы по материалам, выходящим за рамки лекций, участие в обсуждениях и др.).Оценки за самостоятельную работу выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем. Критерии оценки ответа на экзамене: наличие сданного вовремя реферата, знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,5·Орефер. + 0,15·Олекц. + 0,35·Одз ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитог. = 0,5· Оэкзамен + 0,5·Отекущий Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета- арифметический. На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если существуют уважительные причины пропуска соответствующий занятий (больничный, больничный на ребенка, форс-мажорные обстоятельства), студент демонстрирует, что отлично (хорошо) владеет материалом, умеет рефлексивно работать, логически мыслить, обсуждать проблемы. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Оитогов. = 0,4· Оэкзамен + 0,5·Отекущий + 0,1 Одоп.вопрос ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Раздел «Основы теории автоматического управления» (8 ч.) Основные понятия и определения автоматики; тенденции развития автоматики и систем автоматического управления; классификация систем автоматического управления, контроля и регулирования; принципы обратной связи. Стационарные и нестационарные системы автоматического управления. Раздел «Основные виды САУ» (10 ч.) Линейные и нелинейные системы автоматического управления. Цифровые системы автоматического управления. Раздел «Анализ САУ» (8 ч.) Обобщенная структура и дифференцированные уравнения САУ; преобразование Лапласа; переходная и импульсная функции; расчет выходного процесса САУ при детерминированном тестовом воздействии. Типовые динамические звенья САУ и их характеристики; виды соединений звеньев в структурах САУ. Метод расчета передаточной функции САУ с произвольной структурой; многомерные САУ; принцип суперпозиции. Анализ контролепригодности САУ; основные показатели контролепригодности; выбор обобщенного показателя контролепригодности; взаимосвязи между контролепригодностью и ремонтопригодностью САУ; между котролепригодностью и безотказностью САУ. Раздел «Устойчивость САУ» (10 ч.) Понятие устойчивости САУ; постановка задачи устойчивости; запасы устойчивости; критерии устойчивости. Критерии устойчивости Гаусса -Гурвица; Критерии устойчивости Михайлова и Найквиста. Оценка устойчивости по логарифмическим частотным характеристикам САУ; Критерий Сешу - Уоксмена обеспечения контролепригодности САУ по годографу частотной характеристики. Раздел «Качество работы САУ» (6 ч.) Постановка задачи и анализ качества работы САУ; Показатели качества переходного процесса; частотные показатели качества. Точность работы линейной САУ при детерминированных случайных воздействиях. Раздел «Синтез САУ» (9 ч.) Проектирование САУ с желаемыми передаточными функциями и требуемым уровнем контролепригодности; синтез САУ с заданной структурой; синтез САУ по критерию минимума среднеквадратической ошибки; оптимальная функция Синера и Калмана - Бьюси. Принципы построения средств контроля САУ; встроенные и внешние средства контроля. Определения структуры и состава системы контроля. Определения множества контролируемых параметров САУ и объекта управления. Определения множества эффективных тестовых воздействий для САУ; Выбор информативных контрольных точек в САУ. Обобщенная структура система автоматизированной системы контроля САУ. Роль ЭВМ в САУ
Используются следующие образовательные технологии: разбор практических задач, компьютерные симуляции. Предусмотрены в рамках курса встречи с представителями российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.
9.1. Тематика заданий текущего контроляТема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины.
9.4. Примеры заданий промежуточного /итогового контроляПримеры билетов с вопросами и задачами, заданий для экзамена по дисциплине не приводятся. 9.5. Примерные темы практических занятий
9.6. Темы лабораторных работ
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1. Базовый учебникБазовый учебник отсутствует. Литератураа) Основная 1. Кофанов Ю. Н., Теоретические основы конструирования, технологии и надежности радиоэлектронных средств. М. Радио и связь, 1991. - 360 с. 2. Норенков, И. П. Основы автоматизированного проектирования. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 334 с. б) Дополнительная: 1. Шалумов А. С., Автоматизированная система АСОНИКА для проектирования высоконадёжных радиоэлектронных средств на принципах CALS – технологий, 2007. - 367 с. 2. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. -М.: Наука, 1972. 2. Болнокин В.Е., Чинаев П.И. Анализ и синтез САУ с помощью ЭВМ,-М.: Радио и связь, 1985. 3. Воронов А.А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. -М.: Наука, 1979. 4. Чинаев П.И. Старостин А.К. Автоматическое управление.- М.: Бланкиздат, 1996. 5. Мееров М.В. Синтез структур систем автоматического регулирования высокой точности.- М.: Физматгиз, 1969. 6. Нетушил А.В. Теория автоматического управления. -М.: Высшая школа, 1976. 7. Понтрягин Л.С. и др. Математическая теория оптимальных процессов.- М: Наука, 1969. 8. Воронов А.А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. -М.: Наука, 1979. 9. Айзерман М.А. Теория автоматического регулирования. -М.: Наука, 1966. 10. Яковлев В.Б. и др. Адаптивные системы автоматического управления. -Л.: ЛГУ, 1984. 11. Бесекерский В.А., Изранцев В.В. Системы автоматического управления с микро ЭВМ.-М.: Наука, 1987. 12. Радиоэлектронные автоматические системы контроля /Под редакцией В.В. Сретенского. — М: Сов. Радио, 1978, 384 с. 13. Ксенз СП, Диагностика и ремонтопригодность радиоэлектронных средств. — М: Радио и связь, 1989, 248 с. 14. Кофанов Ю.Н., Увайсов СУ., Долматов А.В. Информационная технология тепловизионного контроля радиоэлектронных средств. — М.: МГИЭМ, 2001, 98 с. 10.2. Справочники, словари, энциклопедииЭлектронные версии изданий справочников, словарей или электронные справочники студенты ищут самостоятельно 10.3. Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
Рекомендуется использовать Интернет-ресурсы для поиска информации, дополняющей лекционный курс, и выполнения курсовой работы 10.4. Дистанционная поддержка дисциплиныДистанционная поддержка курса производится с помощью LMS e-Front/ Доступ к дистанционным ресурсам свободный. 10.5. Материально-техническое обеспечение дисциплиныМатериально-техническое обеспечение дисциплины базируется на материально-техническом обеспечении кафедры РЭТ и базовой организации. |
Программа дисциплины «Защита рэс от дестабилизирующих воздействий»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины «Теоретические основы конструирования, технологии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа государственного экзамена по специальности подготовки дипломированных специалистов 210201 «проектирование и технология... | Программа дисциплины Математическое моделирование физических процессов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа дисциплины «Математические моделирование физических процессов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 090301. 65 «Компьютерная... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... |