Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации





Скачать 159.55 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации
Дата публикации06.11.2014
Размер159.55 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Журналистика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Защита РЭС от дестабилизирующих воздействий

для направления 210201.65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет «Электроники и телекоммуникаций»

Программа дисциплины «Основы автоматики и системы автоматического управления»




для направления 210201.65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств

Автор программы:

Увайсов Сайгид Увайсович, д.т.н., профессор

Одобрена на заседании кафедры«Радиоэлектроники и телекоммуникаций»

Зав. кафедрой Увайсов С.У. «___»____________ 20 г
Рекомендована профессиональной коллегией УМС по электронике

Председатель С.У. Увайсов «___»____________ 20 г
Утверждена Учёным советом МИЭМ

Ученый секретарь В.П. Симонов «___»____________20 г.

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки.


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 210201.65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств подготовки, изучающих дисциплину «Основы автоматики и системы автоматического управления».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОС;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 210201.65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств, утвержденным в 2013 г.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Основы автоматики и системы автоматического управления» являются:

ознакомление студентов с общими принципами построения и расчета автоматических систем и обучение их системному подходу к проектированию систем автоматического управления (САУ)
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины при решении профессиональных задач инженер должен знать:

  • Принципы построения САУ;

  • Методы анализа и синтеза САУ в установившихся и переходных режимах;

  • Методы оценки устойчивости линейных и нелинейных, непрерывных и дискретных САУ;

  • Классические и современные методы коррекции динамики САУ;

  • Основные критерии оптимизации САУ и систем автоматического контроля и регулирования в условиях реально существующих ограничений;

В результате изучения дисциплины при решении профессиональных задач инженер должен уметь:

  • Определять закон управления в виде структуры определенным образом связанных типовых динамических звеньев;

  • Оценивать характеристики и параметры САУ в соответствии с заданными требованиями по точности;

  • Выбирать характеристики и параметры САУ в соответствии с заданными требованиями по точности;

  • Выбирать структуру корректирующего устройства в соответствии с существующими возможностями его технической реализации;

  • Осуществлять анализ устойчивости исходной и скорректированной САУ;

  • Проектировать системы управления с использованием современных программных средств;


В результате изучения дисциплины при решении профессиональных задач инженер должен иметь навыки (приобрести опыт):

  • Формирование проектной документации;

Работы на специализированном программном обеспечении.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла и блоку дисциплин вариативной части.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  1. Математика

  2. Математические моделирование физических процессов в конструкциях радиоэлектронных средств;

  3. Специальные главы математики

  4. Численные методы в проектировании электронных средств

  5. Электротехника и электроника

  6. Основы конструирования электронных средств

  7. Управление качеством электронных средств

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при:

● выполнении научно-исследовательских работ;

● при выполнении выпускной квалификационной работы




5. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Курсовой проект



Основы теории автоматического управления

8,0

6,0







2,0









Основные виды САУ

10,0

6,0







4,0









Анализ САУ

8,0

6,0







2,0









Устойчивость САУ

10,0

6,0







4,0









Качество работы САУ

6,0

4,0







2,0









Синтез САУ

9,0

6,0







3,0










Итого

51,0

34,0







17,0









6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

4 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Домашнее задание

1










Письменная работа 4000-5000 слов

Контрольная работа




1







письменная работа 60 минут

Итоговый

Экзамен





*







Устный экзамен



6.1. Критерии оценки знаний, навыков
При текущем контроле используются следующие критерии:

Посещение занятий

  • Активность работы на аудиторных занятиях

  • Своевременность выполнения домашних заданий

  • Правильность выполнения домашних заданий

  • Правильность выполнения контрольных работ

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по десятибалльной балльной шкале.
При промежуточном контроле используются следующие критерии:

  • Выполнение критериев оценки знаний на этапе текущего контроля

  • Точность, развернутость и корректность выполнения курсовой работы и домашнего здания

Оценки по всем формам промежуточного контроля выставляются по десятибалльной

балльной шкале.
При итоговом контроле используются следующие критерии:

  • Выполнение критериев оценки знаний на этапе промежуточного контроля

  • Точность, развернутость и корректность ответов на вопросы экзамена

Оценки по всем формам итогового контроля выставляются по десятибалльной шкале.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студента на практических занятиях, уровень посещаемости лекционных и практических занятий, реферат и домашнее задание, ответ студента на зачете.

Критерии оценки работы на практических занятиях: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем.

Оценка самостоятельной работы определяется степенью активности их работы на лекционных занятиях (ответы на вопросы по материалам, выходящим за рамки лекций, участие в обсуждениях и др.).Оценки за самостоятельную работу выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем.

Критерии оценки ответа на экзамене: наличие сданного вовремя реферата, знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,5·Орефер. + 0,15·Олекц. + 0,35·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитог. = 0,5· Оэкзамен + 0,5·Отекущий

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета- арифметический.

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если существуют уважительные причины пропуска соответствующий занятий (больничный, больничный на ребенка, форс-мажорные обстоятельства), студент демонстрирует, что отлично (хорошо) владеет материалом, умеет рефлексивно работать, логически мыслить, обсуждать проблемы.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле

Оитогов. = 0,4· Оэкзамен + 0,5·Отекущий + 0,1 Одоп.вопрос

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

  1. Содержание дисциплины



Раздел «Основы теории автоматического управления» (8 ч.) Основные понятия и определения автоматики; тенденции развития автоматики и систем автоматического управления; классификация систем автоматического управления, контроля и регулирования; принципы обратной связи. Стационарные и нестационарные системы автоматического управления.

Раздел «Основные виды САУ» (10 ч.) Линейные и нелинейные системы автоматического управления. Цифровые системы автоматического управления.

Раздел «Анализ САУ» (8 ч.) Обобщенная структура и дифференцированные уравнения САУ; преобразование Лапласа; переходная и импульсная функции; расчет выходного процесса САУ при детерминированном тестовом воздействии. Типовые динамические звенья САУ и их характеристики; виды соединений звеньев в структурах САУ. Метод расчета передаточной функции САУ с произвольной структурой; многомерные САУ; принцип суперпозиции. Анализ контролепригодности САУ; основные показатели контролепригодности; выбор обобщенного показателя контролепригодности; взаимосвязи между контролепригодностью и ремонтопригодностью САУ; между котролепригодностью и безотказностью САУ.

Раздел «Устойчивость САУ» (10 ч.) Понятие устойчивости САУ; постановка задачи устойчивости; запасы устойчивости; критерии устойчивости. Критерии устойчивости Гаусса -Гурвица; Критерии устойчивости Михайлова и Найквиста. Оценка устойчи­вости по логарифмическим частотным характеристикам САУ; Критерий Сешу - Уоксмена обеспечения контролепригодности САУ по годографу частотной характеристики.

Раздел «Качество работы САУ» (6 ч.) Постановка задачи и анализ качества работы САУ; Показатели качества переходного процесса; частотные показатели качества. Точность работы линейной САУ при детерминированных случайных воздействиях.

Раздел «Синтез САУ» (9 ч.) Проектирование САУ с желаемыми передаточными функциями и требуемым уровнем контролепригодности; синтез САУ с заданной структурой; синтез САУ по критерию минимума среднеквадратической ошибки; оптимальная функция Синера и Калмана - Бьюси. Принципы построения средств контроля САУ; встроенные и внешние средства контроля. Определения структуры и состава системы контроля. Определения множества контролируемых параметров САУ и объекта управления. Определения множества эффективных тестовых воздействий для САУ; Выбор информативных контрольных точек в САУ. Обобщенная структура система автоматизированной системы контроля САУ. Роль ЭВМ в САУ


  1. Образовательные технологии


Используются следующие образовательные технологии: разбор практических задач, компьютерные симуляции. Предусмотрены в рамках курса встречи с представителями российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля


Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины.


  1. Основные понятия и определения теории автоматического управления

  2. Общие понятия

  3. Воздействия и сигналы

  4. Элементы и звенья АСУ

  5. Принципы построения АСУ и их классификация

  6. Классификация элементов автоматических систем

  7. Теория линейных систем управления

  8. Общие сведения о линейных системах

  9. Устойчивость линейных АСУ

  10. Линейные непрерывные АСУ

  11. Линейные дискретные АСУ

  12. Линейные АСУ при случайных воздействиях

  13. Теория нелинейных систем управления

  14. Общие сведения о нелинейных системах

  15. Устойчивость нелинейных АСУ

  16. Импульсные АСУ

  17. Общие сведения

  18. Оценка устойчивости импульсных АСУ

  19. Основы теории оптимальных систем управления

  20. Общие сведения об оптимальном управлении и задачи синтеза оптимальных систем

  21. Системы, оптимальные по быстродействию

  22. Системы, оптимальные по расходу ресурсов

  23. Системы с минимальной энергией управления

  24. Системы с минимальными потерями управления

  25. Устройства АСУ

  26. Измерительные

  27. Усилительно-преобразовательные

  28. Исполнительные

  29. Корректирующие

  30. Методы обработки сигналов

  31. Обработка сигналов с датчиков

  32. Фильтрация

  33. Экстраполяция

  34. Интерполяция

  35. Использование ЭВМ в системах управления

  36. Мат моделирование в задачах управления

  37. Формы представления математических моделей АСУ

  38. ЭВМ в контуре управления

  39. Управление в условиях неопределенности

  40. Основы теории нечетких множеств

  41. Нечеткие модели управления

  42. Управление процессами в условиях неопределенности

  43. Управление техническим состоянием электронных средств

  44. Основные понятия, термины и определения

  45. Диагностическое моделирование в задачах управления техническим состоянием электронных средств

  46. Обратные и некорректные задачи и их решение

  47. Принятие решений и управление техническим состоянием электронных средств

9.4. Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


Примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для экзамена по дисциплине не приводятся.
9.5. Примерные темы практических занятий


  1. Классификация систем автоматического управления, контроля и регулирования

  2. Линейные и нелинейные системы автоматического управления

  3. Расчет переходного процесса САУ при детерминированном тестовом воздействии

  4. Основные показатели контролепригодности

  5. Критерии устойчивости САУ

  6. Показатели качества переходного процесса

  7. Проектирование САУ с желаемыми передаточными функциями

  8. Определения множества контролируемых параметров

  9. САУ

  10. Системы автоматизированного контроля


9.6. Темы лабораторных работ


  1. Исследование простейшей САУ - физическая модель

  2. Исследование простейшей САУ - математическая модель

  3. Исследование системы фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ)

  4. Исследование привода с тахометрической обратной связью

  5. Исследование САУ с минимизацией шумовой ошибки

  6. Параметрическая оптимизация САУ при наличии динамической и шумовой ошибок

  7. Исследование нелинейной САУ

  8. Исследование нелинейных элементов методом статистической линеаризации

  9. Контроль технического состояния аналоговых электрических схем

  10. Диагностирование печатных узлов по тепловому полю (Diaterm, ТРиАНА)



10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1. Базовый учебник


Базовый учебник отсутствует.

Литература



а) Основная

1. Кофанов Ю. Н., Теоретические основы конструирования, технологии и надежности радиоэлектронных средств. М. Радио и связь, 1991. - 360 с.

2. Норенков, И. П. Основы автоматизированного проектирования. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 334 с.
б) Дополнительная:

1. Шалумов А. С., Автоматизированная система АСОНИКА для проектирования высоконадёжных радиоэлектронных средств на принципах CALS – технологий, 2007. - 367 с.

2. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. -М.: Наука, 1972.

2. Болнокин В.Е., Чинаев П.И. Анализ и синтез САУ с помощью ЭВМ,-М.: Радио и связь, 1985.

3. Воронов А.А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. -М.: Наука, 1979.

4. Чинаев П.И. Старостин А.К. Автоматическое управление.- М.: Бланкиздат, 1996.

5. Мееров М.В. Синтез структур систем автоматического регулирования высокой точности.- М.: Физматгиз, 1969.

6. Нетушил А.В. Теория автоматического управления. -М.: Высшая школа, 1976.

7. Понтрягин Л.С. и др. Математическая теория оптимальных процессов.- М: Наука, 1969.

8. Воронов А.А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. -М.: Наука, 1979.

9. Айзерман М.А. Теория автоматического регулирования. -М.: Наука, 1966.

10. Яковлев В.Б. и др. Адаптивные системы автоматического управления. -Л.: ЛГУ, 1984.

11. Бесекерский В.А., Изранцев В.В. Системы автоматического управления с микро ЭВМ.-М.: Наука, 1987.

12. Радиоэлектронные автоматические системы контроля /Под редакцией В.В. Сретенского. — М: Сов. Радио, 1978, 384 с.

13. Ксенз СП, Диагностика и ремонтопригодность радиоэлектронных средств. — М: Радио и связь, 1989, 248 с.

14. Кофанов Ю.Н., Увайсов СУ., Долматов А.В. Информационная технология тепловизионного контроля радиоэлектронных средств. — М.: МГИЭМ, 2001, 98 с.

10.2. Справочники, словари, энциклопедии


Электронные версии изданий справочников, словарей или электронные справочники студенты ищут самостоятельно

10.3. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • программный комплекс АСОНИКА

  • базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

Рекомендуется использовать Интернет-ресурсы для поиска информации, дополняющей лекционный курс, и выполнения курсовой работы

10.4. Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка курса производится с помощью LMS e-Front/ Доступ к дистанционным ресурсам свободный.

10.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материально-техническое обеспечение дисциплины базируется на материально-техническом обеспечении кафедры РЭТ и базовой организации.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Защита рэс от дестабилизирующих воздействий»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Теоретические основы конструирования, технологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа государственного экзамена по специальности подготовки дипломированных специалистов 210201 «проектирование и технология...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Математическое моделирование физических процессов...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Математические моделирование физических процессов...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 090301. 65 «Компьютерная...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины Защита рэс от дестабилизирующих воздействий для направления 210201. 65 Проектирование и технология радиоэлектронных средств для подготовки специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск