Скачать 191.71 Kb.
|
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕПЕЙ Модуль 2 Рабочая программа учебной дисциплины МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕПЕЙ Модуль 2 Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа 210400.62 Радиотехника. Средства радиоэлектронной борьбы 210700.62 Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Защищенные системы и сети связи Владивосток 2014 ББК 32.94 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории цепей модуль 2» составлена в соответствии с требованиями ООП: 210400.62 Радиотехника и 210700.62 Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Защищенные системы и сети связи на базе ФГОС ВПО. Составитель: Останин Б.П., доцент кафедры электроники. Утверждена на заседании кафедры от 16.02.2011 г., протокол № 5, редакция 2014 г. (заседание кафедры от 22.04.2014 г., протокол № 8). Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес-систем ВГУЭС. © Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ Актуальность введения дисциплины «Основы теории цепей» обусловлена тем, что она является базовой для изучения дисциплин «Схемотехника аналоговых электронных устройств», «Радиоэлектронные средства бытового назначения», «Прием и обработка сигналов», «Формирование колебаний и сигналов» и др. и занимает особо важное место при подготовке радиоинженеров. Учебная программа содержит организационно-методические указания, перечень тем лекционных, практических и лабораторных занятий, распределение часов по темам и видам учебных занятий, методические рекомендации по изучению курса, список рекомендуемой литературы. Для изучения дисциплины необходимо знание дисциплин «Физика» и «Математический анализ». Знания, полученные при изучении дисциплины «Основы теории цепей» используются студентами при изучении других специальных дисциплин, а также при разработке курсовых и дипломных работ. Учебная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ООП: 210400.62 Радиотехника. Средства радиоэлектронной борьбы; 210700.62 Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Защищенные системы и сети связи.
Целью дисциплины «Основы теории цепей» является изучение принципов построения, характеристик, функционирования электрических цепей и, как следствие, формирование у студентов теоретической базы и практических навыков для изучения последующих радиотехнических дисциплин. Основными задачами дисциплины являются изучение общетеоретических положений реакции электрических цепей на различные формы воздействия на них (гармонического, импульсных и других), а также принципов построения и функционирования электрических цепей с заданными параметрами. Одним из важных элементов при изучении дисциплины являются лабораторные занятия, проводимые с использованием компьютерных технологий, что позволяет исследовать и моделировать вновь создаваемые электрические цепи. Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных качеств: - умение осуществлять выбор элементной базы электрических цепей; - владение общей методикой построения схемных и математических моделей электрических цепей. В процессе изучения дисциплины формируются навыки: - анализа типовых электрических цепей при типовых внешних воздействиях; - измерения частотных и временных характеристик реальных электрических цепей. Теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины, формируют профессиональный взгляд на: - аналитическое и экспериментальное исследование основных процессов, имеющих место в электрических цепях. - моделирование электрических цепей в специальных программах и исследование их характеристик с помощью виртуальных измерительных приборов.
Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении математических дисциплин, дисциплины «Физика». Читается параллельно с дисциплиной «Теоретические основы радиоэлектронной борьбы». Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Таблица 1. Формируемые компетенции
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины: Общая трудоемкость дисциплин составляет 3 зачетных единицы (96 часов). Из них 34 час – аудиторной работы, 62 часа – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 30 процентов аудиторных занятий Итоговая аттестация по курсу — зачет. Дисциплина «Основы теории цепей» включает в себя: - лекционные занятия; - лабораторные занятия; - консультации; - самостоятельная работа студентов; - научные семинары; - участие в студенческих конференциях; 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов. Текущий контроль предполагает: - проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания; - опросы и дискуссии по основным моментам изучаемой темы; - проведение контрольных работ по блокам изученного материала; - тестирование. Промежуточный контроль предусматривает экзамен
2.1 Темы лекций. 17 часов Раздел 1. Анализ электрических цепей во временной области. 8 часовТема 1. Понятия об установившихся, неустановившихся и переходных процессах. Законы коммутации. Зависимые и независимые начальные условия. Порядок цепи. 2 часа. Тема 2. Классический метод анализа переходных процессов. Свободные и вынужденные составляющие токов и напряжений`. Постоянные интегрирования. Зависимость характера переходных процессов в цепи от типа корней характеристического уравнения. 2 часа. Тема 3. Операторный метод анализа переходных процессов. Использование преобразования Лапласа для анализа цепей. Законы Ома и Кирхгофа в операторной форме. Операторная схема замещения цепи. 2 часа. Тема 4. Анализ цепей переменного тока во временной области. Применение принципа наложения для анализа неустановившихся и переходных процессов в линейных цепях. Интеграл Дюамеля. 2 часа. Раздел 2. Четырехполюсники. 6 часовТема 1. Анализ четырехполюсников и цепей с многополюсными элементами. Классификация четырехполюсников. Основные уравнения и системы первичных параметров неавтономных проходных четырехполюсников. Методы определения первичных параметров. Комплексные частотные характеристики четырехполюсников. 2 часа. Тема 2. Характеристические сопротивления, характеристические постоянные передачи, постоянная ослабления и постоянная фазы неавтономного четырехполюсника. Автономные четырехполюсники. Первичные параметры. 2 часа. Тема 3. Электрические фильтры. Классификация. Условие прозрачности фильтра. Фильтры типов К и М. Понятие об активных фильтрах. 2 часа. Раздел 3. Методы автоматизированного анализа электрических цепей. 3 часаТема 1. Постановка задачи автоматизированного анализа цепей. Основные этапы анализа цепей с помощью ПК. Математические модели цепей и их элементов. Методы формирования уравнений электрического равновесия, ориентированные на ПК. Численные методы расчета электрических цепей. 2 часа. Тема 2. Современные пакеты прикладных программ расчета электрических цепей на ЭВМ. 1 час. 2.2 Перечень тем практических занятий. 17 часов Каждый студент получает индивидуальное задание.Тема 1. Классический метод анализа переходных процессовВ задании требуется произвести расчет переходного процесса в электрической цепи RC классическим методом. 2 часа. Тема 2. Классический метод анализа переходных процессовВ задании требуется произвести расчет переходного процесса в электрической цепи RL классическим методом. 2 часа. Тема 3. Классический метод анализа переходных процессовВ задании требуется произвести расчет переходного процесса в электрической цепи RLC классическим методом. 2 часа. Тема 4. Операторный метод анализа переходных процессовВ задании требуется произвести расчет переходного процесса в электрической цепи RC операторным методом. 2 часа. Тема 5. Операторный метод анализа переходных процессовВ задании требуется произвести расчет переходного процесса в электрической цепи RL операторным методом. 2 часа. Тема 6. Операторный метод анализа переходных процессовВ задании требуется произвести расчет переходного процесса в электрической цепи RLC операторным методом. 2 часа. Тема 7. ЧетырехполюсникиВ задании требуется произвести расчет комплексной передаточной функции четырехполюсника с ёмкостным накопителем энергии, построить АЧХ, ФЧХ и годограф четырехполюсника по полученной комплексной передаточной функции. 3 часа. Тема 8. ЧетырехполюсникиВ задании требуется произвести расчет комплексной передаточной функции четырехполюсника с ёмкостным накопителем энергии, построить АЧХ, ФЧХ и годограф четырехполюсника по полученной комплексной передаточной функции. 2 часа. Перечень тем лабораторных занятийКаждый студент получает индивидуальное задание.Тема 1. Переходные процессы в цепи RC.Исследование переходных процессов в цепи RC.Задание включает расчётную и экспериментальную части и компьютерное моделирование. 4 часа. Тема 2. Переходные процессы в цепи RL.Исследование переходных процессов в цепи RC.Задание включает расчётную и экспериментальную части и компьютерное моделирование. 4 часа. Тема 3. Переходные процессы в цепи RLCЦель занятия – исследование переходных процессов в последовательной цепи RLC. Задание включает расчётную и экспериментальную части и компьютерное моделирование. 4 часа. Тема 3. Переходные процессы в цепи RLCЦель занятия – исследование переходных процессов в последовательной цепи RLC. Задание включает расчётную и экспериментальную части и компьютерное моделирование. 5 часов.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий. В течение изучения дисциплины студенты изучают на лекционных занятиях теоретический материал. На практических занятиях под руководством преподавателя, решают задачи по теории электрических цепей, обсуждают возникающие вопросы. На лабораторных занятиях моделируют электрические цепи и анализируют полученные параметры и характеристики моделируемых цепей. Для студентов в качестве самостоятельной работы предлагается подготовка докладов и сообщений, по моделированию электрических цепей.
В рамках общего объема часов, отведенных для изучения дисциплины, предусматривается выполнение следующих видов самостоятельных работ студентов: 4.1.1. Рефераты
9. Моделирование переходных процессов в параллельных RC цепях с помощью различных программ, например, «Electronics Workbench» или какой-либо иной. 10.Моделирование переходных процессов в параллельных RL цепях с помощью различных программ, например, «Electronics Workbench» или какой-либо иной.
Планируемое время выполнения одного реферата 6 часов. 4.1.2. Контрольные работыКаждый студент получает индивидуальное задание.
2.Передаточная функция четырёхполюсника с одним накопителем энергии. Решение классическим методом. 3.1.3. Индивидуальные домашние задания
Планируемое время выполнения одного индивидуального домашнего задания 6 часов. Каждый студент получает индивидуальное задание.
Для изучения теоретического материала, в соответствие с программой дисциплины, рекомендуются учебники и учебные пособия из основной литературы л.1, л2, л3. Из дополнительной литературы рекомендуются л.1 и л3.
5.1 Основная литература
Основы теории цепей учебник для студентов вузов. / В.П. Попов. – 6-е изд., испр. М. : Высш. шк., 2007. – 575 с. Ил. 2. Основы теории цепей Тестовое оценивание учебных достижений и качества подготовки : учебное пособие для студ. Вузов. / В.Н. Дмитриев, М.М. Зелинский, Ю.Ф. Урядников и др. ;[под ред. Ю.Ф. Урядникова]. – М. : Горячая линия – Телеком, 2007. 228 с. : ил. 3. Основы теоретической электротехники: учебное пособие для студ. Ву зов. / Ю.А. Бычков, В.М. Золотницкий, Э.П. Чернышов, А.Н. Белянин. – Спб. Лань, 2008. – 592 с. : ил. – (Учебники для вузов, специальная литература). 5.2 дополнительная литература 1. Фриск, Валерий Владимирович. Основы теории цепей Лабораторный практикум на персональном компьютере. / В.В. Фриск. – М. : СОЛОН – Пресс, 2002. – 192 с. – (Библиотека студента).
Основы теории цепей учебник для студентов вузов. / В.П. Попов. - М. : Высш. шк., 2000. – 574 с. Ил.
Электронная лаборатория на IBM PC. Программа Electronics Workbench и ее применение «Солон- Р» Москва 2000.
Теоретические основы электротехники. Электрические цепи: Учебник/Л.А. Бессонов. – 10-е изд –М.: Гардарики, 1999.- 638 с.: ил.
Лабораторный практикум по основам теории цепей: Учебное пособие для вузов по спец. «Радиотехника».- М.: Высшая школа, 1986.- 192 с.
1 http://www.book.ru - Электронно-библиотечная система BOOK.ru 2 http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека online 3 http://diss.rsl.ru/ - Электронная библиотека диссертаций 4 http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека
http://www.vvsu.ru/ddm - хранилище полнотекстовых материалов ВГУЭС
Лекционные занятия проводятся в аудиториях с мультимедийным оборудованием (презентации имеются). Лабораторные работы выполняются с использованием стенда «Сигнал USB» и программы «Electronics Workbench».
Электрическая цепь – совокупность устройств, образующих путь для электрического тока, электромагнитные процессы в которой могут быть описаны с помощью понятий тока и напряжения. Источники электрической энергии – устройства, в которых происходит преобразование химической, тепловой, механической и других видов энергии в электрическую энергию. Приёмники электрической энергии – элементы электрической цепи, в которых происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии, а также её запасание. Электрический ток – упорядоченное движение свободных носителей заряда. Электрическое напряжение – разность потенциалов между двумя точками. Электрический потенциал точки – работа, совершаемая силами электрического поля по переносу единичного положительного заряда из данной точки в бесконечность. |
Издательства или провайдера Доступ ко всем бд ebsco publishing имеют организации дво ран и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; к... | Oxford University Press Доступ имеют организации дво ран, Дальневосточный государственный технический университет, Владивостокский университет экономики... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ... | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Учебная программа дисциплины «Дизайн в рекламе» предназначена для студентов специальности 070601. 65 «Дизайн» | ||
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Рабочая программа учебной дисциплины «Управление изменениями» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080200. 62 Менеджмент... | Программа по дисциплине «Документационное обеспече-ние управления... Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | ||
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Рабочая программа учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080200.... | Положение о конкурсе «Юный имиджмейкер – 2009» Раскрытие творческого потенциала и привлечение во Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (вгуэс) наиболее... | ||
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное... Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки) | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Автор: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американистики вгуэс шинковский М. Ю | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке... П 94 основы почвоведения и географии почв: учебное пособие / 2-е изд., испр и доп – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2008. – 244 с |