Скачать 270.31 Kb.
|
ББК Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ООП: 100100.62 Сервис (профили Социокультурный сервис, Сервис в индустрии моды и красоты, Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве) на базе ФГОС ВПО. Составитель: Ткаченко Е.В. ст. преподаватель кафедры Сервисных технологий Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий 27 мая 2014г., протокол № 11 Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС 27. июня 2014 г. протокол № 5, © Издательство ВГУЭС 2014 ВВЕДЕНИЕ В сегодняшних условиях бурного развития инновационных технологий процессы массовой информатизации стремительно превратили информацию в специфический фактор производства, и обусловили возрастающее значение интеллектуального ресурса в производственной деятельности. Важнейшей составляющей нового вида ресурса, обеспечивающей его ценность и полезность, выступает область общения людей, в которой осуществляется передача информации от человека к человеку в процессе жизнедеятельности при помощи вербальных и невербальных средств. Учебная дисциплина «Невербальные средства коммуникации» предлагает изучение невербальных средств, необходимых для понимания поведенческих реакций человека относительно определенной ситуации в процессе коммуникаций. На успех в деятельности может рассчитывать лишь тот, кто знает и соблюдает не только законы коммуникации, но и обладает знаниями зрительного восприятия. Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что сейчас бурно развивается сфера сервиса, возрастает значение в области человек-человек, следовательно, возникает необходимость в подготовке специалистов с более глубокими знаниями невербального общения, а так же более тонких способов влияния и воздействия на личность. Учебная программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
1.1 Цели освоения учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» Целями освоения дисциплины являются: подготовка выпускников к сервисной, организационной и управленческой деятельности. В результате освоения дисциплины студенты приобретают профессиональные компетенции, позволяющие не только управлять актом коммуникации, но и хорошо понимать партнеров, эффективно взаимодействовать в деловом мире, формировать положительное впечатление, предугадывать поведение конкурентов, и соответственно вырабатывать определенные невербальные сигналы для достижения сотрудничества или компромисса, что в итоге приведет к успешности на профессиональном уровне. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
Связь с другими дисциплинами Данный учебный курс сосредотачивает и связывает в единое целый ряд основных и наиболее значимых разделов дисциплин, изученных в учебном процессе. Таким образом, курс связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как: «Технология создания имиджа» «Стратегия профессиональной эффективности» «Деловое общение», «Конфликтология», «Профессиональная этика и этикет», «Зарубежный этикет и протокол». В программу включены разделы, посвященные таким важным аспектам как физиогномака, кинесика, невербальная семиотика в профессиональной деятельности, особенности невербального общения с партнерами, потребителями и конкурентами в сфере сервиса. Введение курса «Невербальное средство общения» преследует цель дать студентам совокупность теоретических знаний и практических навыков овладения системой невербальных средств общения в управлении человеческими ресурсами. Изучение дисциплины позволит будущим специалистам простраивать коммуникативный акт, умело сочетать свои внутренние характеристики и внешний образ со сферой деятельности. Зная механизм невербальных средств общения, будущие специалисты смогу управлять как малой так и большой группой. Курс базируется на обобщении новейших теоретических разработках по данной проблематике, появившихся в профессиональной литературе, носит проблемный характер. Ориентирован на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов в сфере сервиса. Основными задачами изучения дисциплины являются следующие:
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.
Непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы, подготовку рефератов по выбранной теме. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
2.1 Темы лекций РАЗДЕЛ 1. Кинесика как невербальное средство общения Тема 1.1. Общая характеристика кинесики. Происхождение жестов, их биологическое и индивидуальное развитие. Понятие, структура, функция кинесики; стадии возникновения жестов. (2 часа) Тема 1.2. Основные функции жестов в коммуникации. Функции, типы, классификация жестов; физическая природа жестов. (4 часа) Тема 1.3. Особенности языка тела относительно психологических особенностей. Особенности жестов от темперамента, нейротизма, интроверсии, особенности восприятия информации. (4 часа) Тема 1.4. Классификация основных форм невербальной семиотики. Особенности тактильной коммуникации; проксемики; окулесики; гасики; системологии. (2 часа) РАЗДЕЛ 2.Физиогномика как невербальное средство общения Тема 2.1. Понятие о физиогномике. Предмет, принципы и задачи физиогномики. Введение в понятие физиогномика; предмет, принципы и задачи физиогномики (2 часа) Тема 2.2. Познание людей по физиогномическим признакам лица. Физиогномические особенности овала лица, признаки области глаз, носа, рта, ушей, подбородка. (2 часа) Тема 2.3. Познание людей по физиогномическим признакам профиля. Физиогномические признаки представительности, лидерства, воли, особенности мышления. (2 часа) Тема 2.4. Основные и ведущие репрезентативные системы в общении. Определение типов характеров и поведения людей по их различным физиогномическим показателям. (2 часа) Тема 2.5. Физиогномические особенности телосложения. Разновидности телосложения по Кречмеру, Шелдону, Шнееману. (2 часа) РАЗДЕЛ 3. Культура невербального общения в сфере сервиса Тема 3.1. Особенности невербального общения в профессиональной деятельности. Невербальное поведение людей относительно профессии; профессиональные жесты в сфере сервиса; жесты власти, лидерства и подчинения, жесты социального статуса; жесты этикета. (2 часа) Тема 3.2. Специфика жестов представителей разных народов. Виды жестов и различие их интерпретации относительно культуры и национальности; межкультурная омонимия, межкультурная синонимия; различие невербальных компонентов общения; различие культур поведения и возможная интерференция на уровне жестов. (2 часа) Тема 3.3. Невербальные средства общения как основа взаимодействия в деятельности людей. Особенности невербального поведения с клиентами, партнерами, конкурентами. (2 часа) Тема 3.4. Психологическая характеристика поведения человека. Сигналы, выражаемые цветовыми предпочтениями. Психодиагностическое исследование по М. Люшеру; психологическая характеристика основных цветов, изучаются позитивные и негативные влияния этих цветов на человека; особенности поведения человека в зависимости от цветовых предпочтений и цветовых отрицаний. (4 часа) |
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Институт сервиса, туризма и дизайна Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11 | Институт сервиса, туризма и дизайна Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11 | ||
Институт сервиса, туризма и дизайна Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11 | Институт сервиса, туризма и дизайна ... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Ооп по направлению подготовки 080400. 68 Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе фгос впо | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (модуль 3)» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300. 62 Психология,... | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 68 «Управление персоналом»,... | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Автор: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американистики вгуэс шинковский М. Ю | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Составитель: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американского регионоведения вгуэс шинковский... | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Дирекция... Определение дизайна, подходы к изучению его истории, связь дизайна с архитектурой, искусством и техникой | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» составлена в соответствии с требованиями... | Программа по дисциплине «Документационное обеспече-ние управления... Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса |