Моделирование научно-популярного журнала для школьников





Скачать 34.52 Kb.
НазваниеМоделирование научно-популярного журнала для школьников
Дата публикации24.07.2013
Размер34.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
А. С. Колоев

СПбГУ, Санкт-Петербург

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЖУРНАЛА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

В российской научно-просветительской журналистике наблюдается кризис, связанный со снижением интереса к науке в 1990-е годы, падением тиражей научно-популярных изданий и появлением на страницах российской прессы материалов, распространяющих и популяризующих не научные знания, а, наоборот, лженаучные. Современная журналистика мало занимается анализом закономерностей развития мира, не видит влияния науки на формирование моделей цивилизации. Исчезает целое направление в деятельности СМИ, которое процветало в советскую эпоху, – пропаганда и популяризация научного знания. В общем объеме печатных текстов научная журналистика занимает ничтожно малое место, в то время как существует огромное число публикаций (особенно в массовых изданиях) о «нетрадиционной науке», паранауке, мистике, эзотерике и т п. Кроме того, журналисты, к сожалению, зачастую выступают источником мифов о науке, а скромные научные достижения, полученные в конкретной области, с помощью СМИ нередко экстраполируются на круг других явлений и, как следствие, делаются некорректные псевдонаучные обобщения. Научная картина мира в умах людей потерпела крах, большинство людей стало пренебрегать очевидными естественнонаучными знаниями. Однако в эпоху научно-технического прогресса наше общество должно осознать, что наука – потенциальный источник благополучия страны и ее граждан. Следовательно, наука должна широко и качественно освещаться, прежде всего, средствами массовой информации. И особенно важно формировать правильное отношение к науке и естественнонаучное мировоззрение у молодежи.

Сегодня, наконец, наше государство и частные структуры начинают всерьез задумываться о будущем научном потенциале страны. Так, корпорация «Роснано» осуществила проект «Лига Школ Роснано». Данное объединение школ – крупный научно-образовательный проект, который объединил школы из разных регионов страны (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Пенза, Чебоксары, Старый Оскол, Белгород и др.), стремящиеся к обновлению педагогических подходов в области естественнонаучного образования.

В начале 2011 года мой знакомый (далее – главный редактор) вышел с предложением к «Роснано» издавать научно-популярный журнал для школьников, обучающихся в их «Лиге». Проект со стороны «Роснано» был поддержан. Я стал заместителем главного редактора. Нам вдвоем предстояло разработать содержательно-тематическую концепцию нового издания. При этом общая концепция издания уже была ясна. Заказчик объяснил, что, во-первых, журнал будет бесплатно распространяться среди школьников 9-11 классов из 20 спецшкол, входящих в «Лигу Школ». А во-вторых, он должен на своих страницах увлекательно рассказывать школьникам о науке (с упором на нанотехнологии), современных технологиях и бизнесе. Кроме того, часть каждого выпуска должны составлять материалы, написанные самими школьниками. По словам руководителя проекта «Школьная Лига Роснано» Михаила Эпштейна, «особенность журнала в том, что он делается не только взрослыми для школьников, но и самими ребятами – теми, кто увлекается». Им же вскоре было предложено название для будущего журнала – «Я Леонардо». Желание использовать в названии журнала имя великого ученого, изобретателя Леонардо да Винчи обусловлено тем, что он являлся ярким примером «универсального человека», личности, вобравшей в себя широкий диапазон творческих исканий и интересов. «Уверены, что каждый современный школьник может пойти путем Леонардо. И увлекшись чем-то, достигнуть в своем деле определенных успехов», – написал позже Михаил Эпштейн в своем вступительном слове в первом номере журнала. Такое качество как «увлеченность», необходимое в творчестве и занятии наукой, породило и девиз журнала: «Журнал для увлеченных школьников». Девизу нашлось место на обложке журнала в правом верхнем углу над логотипом.

После того, как задачи издания были сформулированы, предстояло предложить заказчику названия разделов и рубрик журнала. Учитывая пожелания заказчика, приведенные в кратком изложении выше, мы решили сделать в журнале три раздела. Во-первых, научный раздел, в задачи которого, собственно, и входит популяризация научных знаний. Основные постоянные рубрики этого раздела – «В гости к ученым» (интервью с учеными), «Homo universalis» (материалы о разносторонних и успешных людях, соответствующих званию «универсального человека»), «Мировая наука» (о величайших современных научных разработках), «Сам себе лаборант» (о том, как в домашних условиях провести зрелищный и познавательный научный эксперимент), «Молодой и успешный» (о талантливых молодых людях, которые могут стать примером для школьника). Во-вторых, школьный раздел, в котором публикуются материалы, написанные самими школьниками. И последний раздел – околонаучный. Он состоит из следующих постоянных рубрик: «Фотоконкурс» (школьники присылают в редакцию свои фотографии – профессиональный фотограф их комментирует), «На чистую воду» (цель рубрики – развенчать распространенные мифы, связанные с наукой), «Нескучный музей» (о малоизвестных, но интересных музеях), «Правда или вымысел» (анализ популярных фильмов и художественных произведений фантастов на предмет того, насколько их содержание является научно обоснованным).

Вышло уже два номера журнала «Я Леонардо». Хочется надеяться, что выпуск журнала будет продолжаться, а содержательно-тематическая структура номеров и качество материалов будут совершенствоваться и все более соответствовать запросам и интересам молодых читателей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconКонспект открытого урока в 9 классе по теме
Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconКонспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»
Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconСайты для учителя Аннотация к некоторым сайтам, а также информация...
Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconЛитература по химии. Азбука веб-поиска для химиков. Методика поиска...
Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconРеферат посвящён статье о проблемах Гильберта и советской математике....
Ния "Кванта" первым высказал академик Пётр Леонидович Капица в 1964 году, и только в январе 1970 года вышел в свет первый номер журнала,...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconО районной научно- практической конференции школьников
Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconМатериалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках...
А используя фрагмент из книги научно-популярного характера, составьте зачетный лист
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconРеферат по физике на тему: «Использование оптической модуляции света...
Итогом моей работы помимо научно-популярного текста так же является установка для демонстрации процесса передачи информации по оптоволокну...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconПрограмма дисциплины «Моделирование кредитных рейтингов» для направления 38. 06. 01 «экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов аспирантов направления 38. 06. 01 «экономика»...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconО V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске
Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconО ведении классного журнала в муниципальном образовательном учреждении
Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. При заполнении журнала необходимо руководствоваться...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconПравила для авторов журнала «Здоровье. Медицинская экология. Наука»
При написании и оформлении статей для печати редакция журнала просит придерживаться следующих правил
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconО XVI городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске
Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения XVI городской научно-практической конференции...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconПриказ от 30. 08. 2012 №57/1 д положение о ведении классного журнала,...
В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной...
Моделирование научно-популярного журнала для школьников iconБугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск