Скачать 0.51 Mb.
|
58 59 Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85. Детское телевидение. Взгляд социолога А.В. Шариков, В.П. Чудинова Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института — семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке. Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функции другим — воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху «экранной культуры» значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно — электронные. В последние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Именно телевидение в 1980-е гг. ряд ученых Запада стали оценивать как «воспитателя, не имеющего себе равных». В России в 1970-1980 гг. шло интенсивное развитие государственного радиовещания и телевидения, постепенно росло число информационных каналов; в то же время увеличивалось число программ для детей, создаваемых для них фильмов и мультфильмов. Начиная с 1990-х гг., картина резко изменилась. С периода провозглашения «гласности» в 1987 г. и начала «перестройки» роль государства в развитии телевещания становилась все меньше, телевидение все больше коммерциализировалось. Особенно резко это сказалось на «детском» теле- и радиовещании. 1990-е гг. — это время потери достигнутого в советский период уровня вещания для детей, а также это время усиления негативного воздействия телевидения на социализацию личности в целом. Социализация личности и телевидение Считается, что массовая коммуникация — это распространение с помощью специальной системы средств информационных сообщений, ориентированных на восприятие разными группами людей1). К числу функций, '' Сегодня специалисты все больше используют термин «массмедиа», или «медиа». которые телевидение выполняет в обществе, чаще всего относят функции: информирования, пропаганды, просвещения, воспитания, релаксации, а также функции интеграции (создания коллективного общественного мнения, координации подсистем общества для реализации общих целей и др.). В социально-педагогическом плане исследователи выделяют как значимые следующие функции СМК2*: Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. Нормативная. С помощью СМК пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система социальных ценностей, в связи с этим СМК выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей. Социально-проблемная. СМК приобщают каждого члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, читателей, слушателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные вопросы, которые волнуют миллионы людей. Интегративная. СМК объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе. Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет отдохнуть после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. (Эта функция СМК особо значима для подросткового и юношеского возрастов, так как позволяет уменьшить свойственную им эмоциональную неудовлетворенность.) Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки телевизора или магнитофона, — явление, давно уже ставшее привычным. Исследователи также выделяют негативные функции СМК в обществе: Это информационные перегрузки, т. е. большой объем информации, которая приводит к переутомлению и нервным расстройствам (так называемый «информационный невроз»). Криминальные последствия. Это подражание героям, существующим в средствах массовой коммуникации, которое в силу специфики детской и молодежной аудитории, ее морально-нравственной сферы может иметь как положительные, так и негативные последствия. Компенсаторный эффект возникает при острой эмоциональной недостаточности, которую испытывают дети в современной рационализированной жизни. Это побуждает их искать недостающие эмоции не в актуальной деятельности, а в красочном и ярком мире массовой коммуникации. ' Школьник Л. С. О педагогических функциях массовой коммуникации // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С. 4-7. 60 Детское телевидение. Взгляд социолога 61 Наркотизирующий эффект появляется, когда досуг становится «пассивным» и «пустым» времяпровождением перед экраном и медиа забирают часть энергии, необходимой для участия в реальной жизни. И хотя экранные медиа поднимают уровень информированности личности, но одновременно мозаичностъ информации, идущей по каналам МК, приводит к хаотичности, фрагментарности знаний у зрителей, слушателей, читателей. Специалисты также говорят об эффекте «раздвоения сознания», который может проявиться в результате искаженного изображения СМК действительности. Ниже мы рассмотрим вопросы о том, какие функции и каким образом выполняет сегодня телевидение для детско-юношеской аудитории. «Телевоспитатели» как агенты социализации Могут ли средства массовой коммуникации быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами — объектами для подражания. Сегодня эту роль все чаще выполняют герои кино и телеэкрана. Сопоставимо ли влияние этих «вторичных агентов социализации» в сравнении с «первичными» — родителями и учителями. Для того чтобы оценить его, социологи и психологи используют термин «социализация». Под социализацией обычно понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие — на отдельных стадиях жизни. Социализация — процесс взаимодействия личности с социальной средой, и она может протекать стихийно и осуществляться под воздействием различных компонентов этой среды. Частью процесса социализации может быть воспитание личности. Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, подростка, юноши и девушки, который осуществляют родители, педагоги, воспитали и другие субъекты. Ребенок же в данном случае — это объект целенаправленного воздействия того или иного воспитателя, который обычно знает, что именно он хочет воспитать, и как, с помощью каких методов он это сделает. Семья является первым в жизни социализирующим агентом. Многие социальные психологи выделяют две стадии социализации: первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм, или стадию формирования процессов саморегуляции, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида. Социальные правила становятся как бы частью самого индивида, его «Я». Ранняя социализация — решающий период в жизни индивида, во многом определяющий его личность и последующее участие в социальной жизни. Сегодня дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения из телевизионных передач, фильмов, журналов, книг и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения на процесс социализации почти так же велико, как влияние родителей. Сегодня роль этих «агентов социализации» продолжает возрастать. Психологи говорят о нескольких психологических механизмах, которые помогают объяснить сущность данного процесса. Так, имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Дети склонны копировать поведение своих родителей, а также других взрослых (в том числе и тех, кто их наказывает). Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других взрослых, с которыми они связаны. Важным аспектом социализации является освоение сексуальных ролей. Во многих культурах девочки должны быть воспитанными и послушными, а мальчики — стремиться к самостоятельности и успеху. Социализация не всегда может идти позитивно: могут усваиваться и те культурные образцы, которые отвергаются обществом, а это ведет к асоциальному поведению — девиации и девиантному, т. е. отклоняющемуся поведению (в том числе и преступности). Главной особенностью в восприятии детей и подростков является отсутствие критичности, в связи с чем деструктивные и разрушительные модели поведения, представленные привлекательным героем, могут восприниматься как позитивные и вызывать стремление к подражанию. Аномия — термин, которым пользуются социологи, — обозначает различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие как: ценностно-нормативный вакуум (своего рода отсутствие норм), низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения — неустойчивость, расплывчатость и противоречивость нормативных предписаний. С нашей точки зрения, начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в общественном сознании. В эту ситуацию аномии огромный и негативный вклад вносят средства массовой информации, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой — гуманность, трудолюбие, уважение к личности и пр., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные «ценности»: стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели 62 Детское телевидение, взгляд социолога 63 агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира. Дети и юношество сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями и, что особенно трудно, формировать с помощью взрослых и телевидения собственную картину мира. Телевидение в досуге детей и подростков: динамика телесмотрения в 1991-2003 гг. Воздействие телевидения на личность многогранно и противоречиво, что особенно ярко проявляется во влиянии телевидения на детскую и подростковую аудиторию. Так, в советский период в исследованиях 1980-1985 гг. был отмечен сдвиг в сторону возрастания роли телевидения у старших школьников, за телепросмотром в структуре досуга следовали прогулки с друзьями, занятия спортом. В 1980-1990 гг. телевидение играло в жизни детей довольно значительную роль. Прежде всего, именно оно задавало те социально одобряемые образцы, которые были восприняты многими детьми и подростками. Однако в этот период телевидение было в отношении детей намного гуманнее, чем в конце 1990-х гг. и в начале нового века. На рубеже веков оно вносит в развитие детей значительный, но, к сожалению, далеко не лучший вклад. О популярности проведения досуга у телеэкрана у детей, подростков и юношества свидетельствуют материалы многих исследований. Так, по данным всероссийского исследования «Российские подростки в информационном мире» (1997-1998 гг.) в структуре досуга телесмотрение находится у них на первом месте (76,7 %), тогда как чтение — на четвертом (49,1 %)3*. Для того чтобы представить, как жили и проводили свободное время московские подростки 13-16 лет в конце 1990-х гг., воспользуемся данными социологического исследования «Современный подросток: проблемы жизнедеятельности», проведенного Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания4*. Отличительной чертой, характеризующей свободное время современного подростка, было отсутствие организации его досуга. Различными формами внешкольной деятельности было занято менее трети школьников, в основном, младшие подростки. Свободное время в выходные дни в 1998 г. московский подросток проводил в таких занятиях как: просмотр телепередач — 55,5 %, слушание музыки — 51,7 %, игра на компьютере — 28,3 %, разговоры с друзьями по телефону — 27,9 %, просмотр видеокассет — 26,4 %, а также чтение — 24 %. Во второй половине 1990-х гг. ведущей формой проведения свободного времени городского подростка стало телевидение, хотя постепенно росло ' Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. М.: Творческое объединение Юнпресс, 1998. С. 8. ' Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследования. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 80 с. и увлечение видео. В будни каждый третий опрошенный смотрел ТВ в течение 1-2 часов, каждый пятый — 2-3 часа, каждый седьмой проводил у телевизора 3-4 часа; в выходные дни это время возрастало. Как девочки, так и мальчики предпочитали смотреть зарубежные художественные фильмы, затем — развлекательные шоу и музыкальные передачи. Однако в более старшем возрасте — у 16-летних юношей и девушек — повышался интерес к отечественным художественным фильмам, а у мальчиков — к информационным и научно-популярным телепередачам. В начале нового века (согласно данным опроса КОМКОН5*) оказалось, что телевизор держит первенство в досуге нового поколения. Малыши-дошкольники проводят у экрана около 2 часов ежедневно, а лидерами просмотра телевизионных передач были подростки в возрасте от 13 до 15 лет, которые смотрели его более трех с половиной часов в день. Выяснилось, что дети смотрят на телевидении не только мультфильмы и передачи. Они являются наиболее активными реципиентами рекламного сообщения: как показали исследования зрительского поведения, в среднем каждый второй дошкольник смотрит рекламу. (Среди 13-15-летних подростков таких чуть более 20 %.) Приведем также другие данные6*. Дети и подростки 4-18 лет все же смотрят телевизор немного меньше, чем взрослые (на 25 % меньше среднестатистического жителя России). В последние несколько лет, с ростом возможностей, дети и подростки все больше смотрят не центральные, а «малые» — сетевые каналы. Дети 4-12 лет смотрят телевизор больше днем, меньше — вечером, и мало — после 23:00. Они предпочитают смотреть каналы: СТС, REN TV, днем также — MTV. Это связано с тем, что в дневное время на этих каналах показывают мультфильмы, детские сериалы, программы для детей и юношества. Интенсивно смотрят дети и подростки и рекламу, особенно «телемагазины». Подростки предпочитают каналы с музыкальными и спортивными передачами. Удовлетворение музыкально-развлекательных и информационных потребностей детей не ограничивается телевидением. Используются и другие электронные СМИ и продукция мультимедиа. Согласно данным КОМКОН, примерно треть дошкольников регулярно слушают радио, к 13-15 годам доля радиослушателей увеличивается до 80 %. Радио очень популярно у тинейджеров и служит для 12-19-летних преимущественно средством отдыха и развлечения (музыкальные передачи и различные группы на каналах «Ультра», «Динамит FM», «Европа Плюс», «Наше радио», «Русское радио», «Love Радио» и др.7*). Согласно данным исследований П. Зал веского, более половины школьников (57 %) также смотрят видео. Как правило, это комедии, боевики, фантастика. В кино дети и подростки ходят заметно чаще взрослых. Если 5' Опрос проводился КОМКОН в 2003 г.; было опрошено 1 900 детей по всероссийской выборке и 700 детей в Москве. См.: Залесский П. Телевизор — лучший друг // Известия. 2003. 2 июня. С. 14; www.izvestia.ru/media/article34471. ' Тертычный Д. Голубой экран глазами ребенка // http.izvestia.ru/media/article34473. ' Исследования аудитории радиостанций Москвы // www.radioportal.ra/educat42.shtmll. 64 Детское телевидение. Взгляд социолога 65 среди младшего поколения доля посещающих кинотеатры не реже одного раза в месяц составляет 16 % (в Москве даже 25 %), то среди взрослых — только 6 %. В последние годы тинейджеры активно осваивают Интернет. Оттуда школьники скачивают рефераты, компьютерные игры и музыку (соответственно 45,39 и 36 % пользователей Интернета в этом возрасте). Согласно последним данным исследователей, компьютер и компьютерные игры несколько «вытесняют» из досуга детей и подростков телевидение. |
Ярославского края: состояние и перспективы Материалы межрегиональной... Администрации Ярославской области, Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова; сост.: Железнова... | Литература, полученная в фонд Научной Библиотеки с мая по июль 2007 Музейное дело России. – 2 – е изд. / под общ ред. М. Е. Каулен (отв ред.), И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой. – М., 2005. – 614с | ||
Бюллетень новых поступлений в нб ргу за 3 квартал 2007 г Красная книга [Текст] : особо охраняемые природные территории Тульской области / отв ред. Л. Ф. Тарарина, И. С. Шереметьева и др.... | А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев,... ... | ||
Общество кирилла туровского гомельская специализированная славянская... Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и... | Факультет глобальных процессов И. А. Алешковский (отв секр.), А. И. Андреев, Г. А. Дробот, А. В. Иванов, О. Г. Леонова, О. С. Сирота, А. Д. Урсул, А. Н чумаков,... | ||
Учебно-методический комплекс (умк) «Информационно-библиотечная культура» Информационно-библиотечная культура : учеб метод комплекс для студентов первых курсов очной формы обучения Тюм гос ун-та / сост.... | Учебник для вузов / авт. В. М. Аллахвердов и др.; отв ред. А. А.... Обеспеченность студентов учебно-методической документацией за 2 семестр (2011/2012уч год) | ||
Администрация орловской области орловский государственный технический университет Отв ред д пед н., проф. Б. Г. Бобылев. 1 октября – 22 ноября 2006 г., Орелгту. – Орел: Орелгту, 2007. – 316 с | Министерств Новые книги Калмыкии: информ бюл. / сост.: Л. В. Манджиева, Г. И. Лиджиева, Е. П. Шуваринова; ред. Л. П. Акиева; отв за вып. Н. Б.... | ||
Администрация орловской области орловский государственный технический университет Отв ред д пед н., проф. Б. Г. Бобылев. 1 ноября – 22 декабря 2007 г., Орелгту. – Орел: Орелгту, 2008. – 316 с | Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе Перевод и сопоставительная лингвистика: Периодический научный журнал / Отв ред. А. Б. Шевнин. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Права ребенка в современном мире. Материалы IX научно-практической конференции 22 марта 2007 г. / Отв ред.: Т. А. Куликова. – М.:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Права ребенка в современном мире. Материалы IX научно-практической конференции 22 марта 2007 г. / Отв ред.: Т. А. Куликова. – М.:... | ||
Урока «Телевидение» Урок на тему «Телевидение и общество» Образовательная: Закрепление и обобщение материала по теме «Телевидение», активизация словарного запаса по теме, развитие навыка... | Лубский А. В. Л 106 Альтернативные модели исторического исследования / Отв ред. Ю. Г. Волков Л 106 Альтернативные модели исторического исследования / Отв ред. Ю. Г. Волков – М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2004.... |