Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85





НазваниеШариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85
страница1/4
Дата публикации12.01.2015
Размер0.51 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Журналистика > Книга
  1   2   3   4
58 59

Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85.


Детское телевидение. Взгляд социолога

А.В. Шариков, В.П. Чудинова

Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института — се­мьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке. Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функ­ции другим — воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху «экранной культуры» значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно — электронные. В по­следние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Именно телевидение в 1980-е гг. ряд ученых Запада стали оценивать как «воспитателя, не имеющего себе равных».

В России в 1970-1980 гг. шло интенсивное развитие государственного радиовещания и телевидения, постепенно росло число информационных ка­налов; в то же время увеличивалось число программ для детей, создаваемых для них фильмов и мультфильмов. Начиная с 1990-х гг., картина резко измени­лась. С периода провозглашения «гласности» в 1987 г. и начала «перестройки» роль государства в развитии телевещания становилась все меньше, теле­видение все больше коммерциализировалось. Особенно резко это сказалось на «детском» теле- и радиовещании. 1990-е гг. — это время потери достигнуто­го в советский период уровня вещания для детей, а также это время усиления негативного воздействия телевидения на социализацию личности в целом.

Социализация личности и телевидение

Считается, что массовая коммуникация — это распространение с по­мощью специальной системы средств информационных сообщений, ориен­тированных на восприятие разными группами людей1). К числу функций,

'' Сегодня специалисты все больше используют термин «массмедиа», или «медиа».

которые телевидение выполняет в обществе, чаще всего относят функции: информирования, пропаганды, просвещения, воспитания, релаксации, а так­же функции интеграции (создания коллективного общественного мнения, координации подсистем общества для реализации общих целей и др.).

В социально-педагогическом плане исследователи выделяют как значи­мые следующие функции СМК2*:

Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ори­ентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и дан­ных об интересных явлениях и общественных событиях.

Нормативная. С помощью СМК пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система социальных ценностей, в связи с этим СМК выступают важным общественным регулятором жизнедеятель­ности людей.

Социально-проблемная. СМК приобщают каждого члена общества к важ­нейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается же­лание зрителей, читателей, слушателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная. СМК объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с жур­налом в руках позволяет отдохнуть после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реаль­ной жизни ярких ощущений, впечатлений. (Эта функция СМК особо значима для подросткового и юношеского возрастов, так как позволяет уменьшить свойственную им эмоциональную неудовлетворенность.)

Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки телевизора или магнитофона, — явление, давно уже ставшее привычным.

Исследователи также выделяют негативные функции СМК в обществе:

Это информационные перегрузки, т. е. большой объем информации, кото­рая приводит к переутомлению и нервным расстройствам (так называемый «информационный невроз»).

Криминальные последствия. Это подражание героям, существующим в сред­ствах массовой коммуникации, которое в силу специфики детской и моло­дежной аудитории, ее морально-нравственной сферы может иметь как поло­жительные, так и негативные последствия.

Компенсаторный эффект возникает при острой эмоциональной недоста­точности, которую испытывают дети в современной рационализированной жизни. Это побуждает их искать недостающие эмоции не в актуальной дея­тельности, а в красочном и ярком мире массовой коммуникации.

' Школьник Л. С. О педагогических функциях массовой коммуникации // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С. 4-7.

60

Детское телевидение. Взгляд социолога

61


Наркотизирующий эффект появляется, когда досуг становится «пассив­ным» и «пустым» времяпровождением перед экраном и медиа забирают часть энергии, необходимой для участия в реальной жизни.

И хотя экранные медиа поднимают уровень информированности лич­ности, но одновременно мозаичностъ информации, идущей по каналам МК, приводит к хаотичности, фрагментарности знаний у зрителей, слушателей, читателей.

Специалисты также говорят об эффекте «раздвоения сознания», который может проявиться в результате искаженного изображения СМК действитель­ности.

Ниже мы рассмотрим вопросы о том, какие функции и каким образом выполняет сегодня телевидение для детско-юношеской аудитории.

«Телевоспитатели» как агенты социализации

Могут ли средства массовой коммуникации быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились иде­альными образами — объектами для подражания. Сегодня эту роль все чаще выполняют герои кино и телеэкрана. Сопоставимо ли влияние этих «вто­ричных агентов социализации» в сравнении с «первичными» — родителями и учителями. Для того чтобы оценить его, социологи и психологи используют термин «социализация».

Под социализацией обычно понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, не­обходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Соци­ализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную при­роду и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие — на отдельных стадиях жизни.

Социализация — процесс взаимодействия личности с социальной сре­дой, и она может протекать стихийно и осуществляться под воздействием различных компонентов этой среды. Частью процесса социализации может быть воспитание личности. Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, подростка, юноши и девушки, который осуществляют родители, педагоги, воспитали и другие субъекты. Ребенок же в данном случае — это объект целенаправленного воздействия того или иного воспитателя, который обычно знает, что именно он хочет воспитать, и как, с помощью каких методов он это сделает.

Семья является первым в жизни социализирующим агентом. Многие социальные психологи выделяют две стадии социализации: первичную, ха­рактерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм, или стадию формирования процессов саморегуляции, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является

конечной целью успешной социализации индивида. Социальные правила ста­новятся как бы частью самого индивида, его «Я».

Ранняя социализация — решающий период в жизни индивида, во многом определяющий его личность и последующее участие в социальной жизни. Сегодня дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения из телевизионных передач, фильмов, журналов, книг и других средств массо­вой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих ме­диа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения на процесс социализа­ции почти так же велико, как влияние родителей. Сегодня роль этих «агентов социализации» продолжает возрастать.

Психологи говорят о нескольких психологических механизмах, которые помогают объяснить сущность данного процесса. Так, имитация — осознан­ное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Дети склонны копировать поведение своих родителей, а также других взрослых (в том числе и тех, кто их наказывает). Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собствен­ных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других взрослых, с которыми они связаны. Важным аспектом социализации яв­ляется освоение сексуальных ролей. Во многих культурах девочки должны быть воспитанными и послушными, а мальчики — стремиться к самосто­ятельности и успеху. Социализация не всегда может идти позитивно: могут усваиваться и те культурные образцы, которые отвергаются обществом, а это ведет к асоциальному поведению — девиации и девиантному, т. е. отклоня­ющемуся поведению (в том числе и преступности). Главной особенностью в восприятии детей и подростков является отсутствие критичности, в связи с чем деструктивные и разрушительные модели поведения, представленные привлекательным героем, могут восприниматься как позитивные и вызывать стремление к подражанию.

Аномия — термин, которым пользуются социологи, — обозначает раз­личные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие как: ценностно-нормативный вакуум (своего рода отсутствие норм), низ­кая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения — неустойчивость, рас­плывчатость и противоречивость нормативных предписаний.

С нашей точки зрения, начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в общественном сознании. В эту ситуацию аномии огромный и негативный вклад вносят средства массовой информа­ции, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой — гуманность, трудолюбие, уважение к личности и пр., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные «ценности»: стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели


62

Детское телевидение, взгляд социолога

63


агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отверга­ются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира.

Дети и юношество сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взгля­дами и различными представлениями и, что особенно трудно, формировать с помощью взрослых и телевидения собственную картину мира.

Телевидение в досуге детей и подростков: динамика телесмотрения в 1991-2003 гг.

Воздействие телевидения на личность многогранно и противоречиво, что особенно ярко проявляется во влиянии телевидения на детскую и подростко­вую аудиторию. Так, в советский период в исследованиях 1980-1985 гг. был отмечен сдвиг в сторону возрастания роли телевидения у старших школьни­ков, за телепросмотром в структуре досуга следовали прогулки с друзьями, занятия спортом. В 1980-1990 гг. телевидение играло в жизни детей довольно значительную роль. Прежде всего, именно оно задавало те социально одоб­ряемые образцы, которые были восприняты многими детьми и подростками. Однако в этот период телевидение было в отношении детей намного гуманнее, чем в конце 1990-х гг. и в начале нового века. На рубеже веков оно вносит в развитие детей значительный, но, к сожалению, далеко не лучший вклад.

О популярности проведения досуга у телеэкрана у детей, подростков и юношества свидетельствуют материалы многих исследований. Так, по дан­ным всероссийского исследования «Российские подростки в информацион­ном мире» (1997-1998 гг.) в структуре досуга телесмотрение находится у них на первом месте (76,7 %), тогда как чтение — на четвертом (49,1 %)3*.

Для того чтобы представить, как жили и проводили свободное время московские подростки 13-16 лет в конце 1990-х гг., воспользуемся данными социологического исследования «Современный подросток: проблемы жиз­недеятельности», проведенного Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания4*.

Отличительной чертой, характеризующей свободное время современного подростка, было отсутствие организации его досуга. Различными формами внешкольной деятельности было занято менее трети школьников, в основном, младшие подростки. Свободное время в выходные дни в 1998 г. московский подросток проводил в таких занятиях как: просмотр телепередач — 55,5 %, слу­шание музыки — 51,7 %, игра на компьютере — 28,3 %, разговоры с друзьями по телефону — 27,9 %, просмотр видеокассет — 26,4 %, а также чтение — 24 %.

Во второй половине 1990-х гг. ведущей формой проведения свободно­го времени городского подростка стало телевидение, хотя постепенно росло

' Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. М.: Творческое объединение Юнпресс, 1998. С. 8.

' Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследо­вания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 80 с.

и увлечение видео. В будни каждый третий опрошенный смотрел ТВ в те­чение 1-2 часов, каждый пятый — 2-3 часа, каждый седьмой проводил у телевизора 3-4 часа; в выходные дни это время возрастало. Как девочки, так и мальчики предпочитали смотреть зарубежные художественные филь­мы, затем — развлекательные шоу и музыкальные передачи. Однако в более старшем возрасте — у 16-летних юношей и девушек — повышался интерес к отечественным художественным фильмам, а у мальчиков — к информаци­онным и научно-популярным телепередачам.

В начале нового века (согласно данным опроса КОМКОН5*) оказалось, что телевизор держит первенство в досуге нового поколения. Малыши-до­школьники проводят у экрана около 2 часов ежедневно, а лидерами просмотра телевизионных передач были подростки в возрасте от 13 до 15 лет, которые смотрели его более трех с половиной часов в день. Выяснилось, что дети смотрят на телевидении не только мультфильмы и передачи. Они являются наиболее активными реципиентами рекламного сообщения: как показали ис­следования зрительского поведения, в среднем каждый второй дошкольник смотрит рекламу. (Среди 13-15-летних подростков таких чуть более 20 %.)

Приведем также другие данные6*. Дети и подростки 4-18 лет все же смотрят телевизор немного меньше, чем взрослые (на 25 % меньше сред­нестатистического жителя России). В последние несколько лет, с ростом возможностей, дети и подростки все больше смотрят не центральные, а «ма­лые» — сетевые каналы. Дети 4-12 лет смотрят телевизор больше днем, меньше — вечером, и мало — после 23:00. Они предпочитают смотреть ка­налы: СТС, REN TV, днем также — MTV. Это связано с тем, что в дневное время на этих каналах показывают мультфильмы, детские сериалы, програм­мы для детей и юношества. Интенсивно смотрят дети и подростки и рекламу, особенно «телемагазины». Подростки предпочитают каналы с музыкальными и спортивными передачами.

Удовлетворение музыкально-развлекательных и информационных по­требностей детей не ограничивается телевидением. Используются и другие электронные СМИ и продукция мультимедиа. Согласно данным КОМКОН, примерно треть дошкольников регулярно слушают радио, к 13-15 годам доля радиослушателей увеличивается до 80 %.

Радио очень популярно у тинейджеров и служит для 12-19-летних пре­имущественно средством отдыха и развлечения (музыкальные передачи и раз­личные группы на каналах «Ультра», «Динамит FM», «Европа Плюс», «Наше радио», «Русское радио», «Love Радио» и др.7*).

Согласно данным исследований П. Зал веского, более половины школь­ников (57 %) также смотрят видео. Как правило, это комедии, боевики, фантастика. В кино дети и подростки ходят заметно чаще взрослых. Если

5' Опрос проводился КОМКОН в 2003 г.; было опрошено 1 900 детей по всероссийской выборке и 700 детей в Москве. См.: Залесский П. Телевизор — лучший друг // Известия. 2003. 2 июня. С. 14; www.izvestia.ru/media/article34471.

' Тертычный Д. Голубой экран глазами ребенка // http.izvestia.ru/media/article34473.

' Исследования аудитории радиостанций Москвы // www.radioportal.ra/educat42.shtmll.

64
Детское телевидение. Взгляд социолога

65


среди младшего поколения доля посещающих кинотеатры не реже одного раза в месяц составляет 16 % (в Москве даже 25 %), то среди взрослых — только 6 %. В последние годы тинейджеры активно осваивают Интернет. Оттуда школьники скачивают рефераты, компьютерные игры и музыку (соответ­ственно 45,39 и 36 % пользователей Интернета в этом возрасте). Согласно последним данным исследователей, компьютер и компьютерные игры не­сколько «вытесняют» из досуга детей и подростков телевидение.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconЯрославского края: состояние и перспективы Материалы межрегиональной...
Администрации Ярославской области, Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова; сост.: Железнова...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconЛитература, полученная в фонд Научной Библиотеки с мая по июль 2007
Музейное дело России. – 2 – е изд. / под общ ред. М. Е. Каулен (отв ред.), И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой. – М., 2005. – 614с
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconБюллетень новых поступлений в нб ргу за 3 квартал 2007 г
Красная книга [Текст] : особо охраняемые природные территории Тульской области / отв ред. Л. Ф. Тарарина, И. С. Шереметьева и др....
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconА. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев,...
...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconОбщество кирилла туровского гомельская специализированная славянская...
Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconФакультет глобальных процессов
И. А. Алешковский (отв секр.), А. И. Андреев, Г. А. Дробот, А. В. Иванов, О. Г. Леонова, О. С. Сирота, А. Д. Урсул, А. Н чумаков,...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconУчебно-методический комплекс (умк) «Информационно-библиотечная культура»
Информационно-библиотечная культура : учеб метод комплекс для студентов первых курсов очной формы обучения Тюм гос ун-та / сост....
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconУчебник для вузов / авт. В. М. Аллахвердов и др.; отв ред. А. А....
Обеспеченность студентов учебно-методической документацией за 2 семестр (2011/2012уч год)
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconАдминистрация орловской области орловский государственный технический университет
Отв ред д пед н., проф. Б. Г. Бобылев. 1 октября – 22 ноября 2006 г., Орелгту. – Орел: Орелгту, 2007. – 316 с
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconМинистерств
Новые книги Калмыкии: информ бюл. / сост.: Л. В. Манджиева, Г. И. Лиджиева, Е. П. Шуваринова; ред. Л. П. Акиева; отв за вып. Н. Б....
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconАдминистрация орловской области орловский государственный технический университет
Отв ред д пед н., проф. Б. Г. Бобылев. 1 ноября – 22 декабря 2007 г., Орелгту. – Орел: Орелгту, 2008. – 316 с
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconЭколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе
Перевод и сопоставительная лингвистика: Периодический научный журнал / Отв ред. А. Б. Шевнин. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Права ребенка в современном мире. Материалы IX научно-практической конференции 22 марта 2007 г. / Отв ред.: Т. А. Куликова. – М.:...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Права ребенка в современном мире. Материалы IX научно-практической конференции 22 марта 2007 г. / Отв ред.: Т. А. Куликова. – М.:...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconУрока «Телевидение» Урок на тему «Телевидение и общество»
Образовательная: Закрепление и обобщение материала по теме «Телевидение», активизация словарного запаса по теме, развитие навыка...
Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 iconЛубский А. В. Л 106 Альтернативные модели исторического исследования / Отв ред. Ю. Г. Волков
Л 106 Альтернативные модели исторического исследования / Отв ред. Ю. Г. Волков – М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2004....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск