Администрация орловской области орловский государственный технический университет





НазваниеАдминистрация орловской области орловский государственный технический университет
страница1/77
Дата публикации30.12.2014
Размер4.81 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ РИТОРИКИ

ЦЕНТР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РУССКАЯ РЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Сборник материалов Третьей международной

научно-практической интернет-конференции
Посвящается памяти

академика РАО Н.М. Шанского

1 октября – 22 ноября 2006 г.

Орел 2006


УДК 808.2: 378.1] (063)

ББК 81.411.2: 74.58] Я 431

Р 89

Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Третьей

международной научно-практической интернет-конференции /Отв. ред. д.пед.н., проф. Б.Г. Бобылев. 1 октября – 22 ноября 2006 г., ОрелГТУ. – Орел:ОрелГТУ, 2007. – 316 с.
В сборник научных трудов вошли работы ученых России, Чехии, Беларуси, Казахстана, Кореи, Украины. Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям:

- Н.М. Шанский – классик отечественного языкознания;

- речевая деятельность: теоретические и практические аспекты;

- формирование языковой и коммуникативной компетенции студентов в процессе преподавания речеведческих дисципли;

- русская речь как средство воспитания;

- культура русской речи в преподавании нелингвистических дисциплин;

- русская речь как средство межнационального общения;

- риторическая культура преподавателя вуза;

- культура речи в контексте диалога культур.

Материалы конференции могут быть использованы в работе преподавателей вузов, колледжей, школ, а также научных работников, аспирантов и докторантов
Редакционная коллегия: Бобылев Б.Г. (отв. ред.), Новиков С.В., Ивентьева Л.П.


УДК 808.2: 378.1

ББК 81.411.2: 74.58

© Коллектив авторов

© ОрелГТУ

Раздел 1. Н.М. ШАНСКИЙ – КЛАССИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ.



Н. М. ШАНСКИЙ КАК КЛАССИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ




Л.П. Денисова


Курский государственный университет

Россия, г. Курск

Доклад посвящен некоторым вехам жизни и творчества выдающегося отечественного языковеда и лингводидакта Н.М. Шанского. В основу доклада положено исследование отдельных аспектов работ ученого, впечатления от личных встреч с классиком отечественной лингвистики.

The report covers certain stages of life and scientific work of N. M. Shanskey, an outstanding linguist and methodologist.

The research of several aspects of his work, the impressions of personal meetings with the classical scholar of Russian linguistics are presented in the report.

Имя Н.М. Шанского, признанного классика отечественного языкознания, широко известно лингвистам, методистам, учителям и даже школьникам. Невозможно переоценить его влияние на развитие лингвистики и лингводидактики, тесно связанной с теорией и практикой преподавания русского языка как родного, так и русского языка в национальной школе. Отличная профессиональная подготовка, природная одаренность, лингвистический талант вызывали неизменный интерес и глубокую симпатию к этому человеку.

Известно, что ученый стал инициатором проведения Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку, первая из которых прошла в Курске. Именно тогда, десять лет назад, мне посчастливилось познакомиться с Николаем Максимовичем Шанским лично. Члены жюри до сих пор вспоминают с теплым чувством благодарности ученого, с волнением говорят о подлинно творческом контакте, установившемся на олимпиаде. Вспоминают мудрые советы и практическую помощь, в которой Н.М. Шанский никому не отказывал.

Разносторонне и глубоко образованный, богато одаренный талантом общения с коллегами, аспирантами, студентами, он всегда был в центре внимания тех, кого интересовали проблемы лингвистики и методики ее преподавания.

Характерная черта Н.М. Шанского – лингвиста и лингводидакта – неустанное стремление к освоению и распространению достижений лингвистической науки. Поэтому закономерным было написание многочисленных научно-популярных работ и появление журнала «Русский язык в школе и дома», главным редактором которого стал ученый.

Перелистаем страницы одного из номеров данного издания. Первая рубрика журнала – «Учебник +». И полезная не только для учеников, но и для преподавателей статья Н.М. Шанского «Актуальная лексика, устаревшие слова и неологизмы». Тема явно не новая, но Николай Максимович умел и в старом находить всегда что-то новое, прочитывая его буквально под «лингвистическим микроскопом».

Н.М. Шанский много и плодотворно работал для школы: был научным редактором серии школьных учебников, создал интересную программу факультативного курса «Словообразование современного русского языка», работал во многих комиссиях, определяющих содержание образования по русскому языку для средней школы. И не случайно, на мой взгляд, досконально изучив проблемы преподавания отечественного языка, он стал в конце жизни заведующим лабораторией углубленного изучения русского языка, ибо он всегда хотел видеть подрастающее поколение не просто образованным, а еще и глубоко знающим язык в его современном состоянии и историческом развитии.

С именем профессора Н.М. Шанского многие связывают вопросы школьной лексикографии. Действительно, он (в соавторстве) создавал интересные словари для словесников и учащихся, интересующихся вопросами этимологии, фразеологии, принял участие в написании словаря для тех, кто хотел не просто читать, а понимать каждое слово отечественной поэзии, так часто обращенной к античным именам. Эти школьные словари стали настоящими помощниками преподавателей-словесников, вызвали неподдельный интерес к слову у многих школьников.

Ряд своих трудов ученый адресовал учителям. Так было и с книгой, изданной в соавторстве с Бобровой Т.А., «Снова в мире слова». Книга, содержащая статьи «в форме занимательных заметок» и освещающая «основные вопросы русской морфемики, словообразования, лексикологии и этимологии», читается на одном дыхании. И при этом она является источником продуктивных методических идей, основанных на теоретических разысканиях вдумчивого лингвиста, на его глубоком знании различных аспектов языковых единиц.

Особенностью ряда положений работ профессора Н.М. Шанского является синкретизм, вариантность предлагаемых решений, приглашение читателя к размышлению и даже к сопереживанию. Исследователь лучших образцов отечественной литературы в своих работах устанавливает удивительные связи и соответствия с другими поэтическими и прозаическими произведениями, проводит параллели с забытыми внеязыковыми реалиями, показывает разнообразные языковые и речевые факты в синхронном и диахроническом аспектах, готовит не просто пытливого читателя, но и вдумчивого исследователя.

Занимаясь различными лингвистическими, административными и организационными проблемами, Н.М. Шанский, доктор филологических наук, действительный член Российской академии образования, автор более 500 научных трудов, особое внимание уделял проблеме обеспеченности учебного процесса в вузе и школе литературой. Его книги «Лексикология современного русского языка», «Фразеология современного русского языка», «Очерки по русскому словообразованию», «Лингвистический анализ художественного текста» являются классическими учебниками для студентов.

Многочисленные пособия и статьи профессора Н.М. Шанского представляют объективную научную ценность. Они вошли в практику преподавания родного и неродного языка в вузе и школе, в научный оборот. Ученый продолжил лучшие традиции отечественного и европейского языкознания. Он удачно соединил исследования по лексикологии, фразеологии, другим аспектам отечественной лингвистики с удачными лексикографическими изысканиями и лингвометодическими поисками. Н.М. Шанскому удалось на практике соединить научную и учебную лингвистику.

Особое внимание ученый уделял лингвистическому анализу текста. И заслуги Н.М. Шанского как языковеда и лингводидакта в этой области неоспоримы. Лингвистическому, а позднее филологическому анализу текста были посвящены, в том числе, и многие статьи, опубликованные в журнале «Русский язык в школе», а начиная с 2001 года, и в его приложении. На большом количестве языковых примеров, среди которых представлены тексты лучшей отечественной литературы, евангельские тексты, Николай Максимович показал себя вдумчивым читателем, пытливым исследователем, энциклопедически образованным человеком.

Оттачивая филологический анализ текста, Н.М. Шанский показывал, как следует обучать будущих словесников, школьников пониманию языковых средств, как изучать язык во всех его проявлениях, формировать у обучающихся коммуникативную и лингвистическую компетентность.

Обращение исследователя к филологическому анализу конкретных художественных текстов трудно переоценить. При этом особый интерес вызывает впервые проведенный построчный комментарий романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Лингвистические, методические взгляды Н.М. Шанского составляют единое целое классика отечественного языкознания. Работы ученого отличаются единством концептуальной основы, новизной и четкостью поставленных проблем, основательностью научной базы, тщательным отбором репрезентативного материала, скрупулезным описанием языковых и речевых фактов, простотой изложения материала.

Одна из статей Н.М. Шанского, посвященная филологическому анализу текста и опубликованная в четвертом номере за 2004 год журнала «Русский язык в школе и дома», называлась «Я ускользнул от Эскулапа», и начиналась она очень личными строками ученого:

«Выписываясь в апреле после тяжелой болезни из больницы, я (почему – сам не знаю) вспомнил давно и хорошо знакомые слова А.С. Пушкина из стихотворения « N. N.» («Я ускользнул от Эскулапа…»), написанного им тоже после не менее опасного заболевания:

Я ускользнул от Эскулапа,

Худой, обритый, но живой;

Его мучительная лапа

Не тяготеет надо мной».

Пушкинская строка, вынесенная в заголовок статьи и помещенная в рубрике «Лингвистическая мозаика», была дана без кавычек. И в этом было что-то личное, что-то от Шанского.

Да, тогда Николаю Максимовичу удалось ускользнуть от Эскулапа, и не только от него. И мы с удовольствием общались с выдающимся лингвистом и методистом на 90-летии журнала «Русский язык в школе», главным редактором которого Н.М. Шанский был с 1963 года. Но, к сожалению, это была последняя встреча с классиком отечественным языкознания.

К сожалению, жизнь жестока и больше никогда не услышишь тихого и красивого тембра голоса ученого, с энтузиазмом повествующего о тайнах морфемики, словообразования, этимологии, лексикологии, фразеологии, не прочтешь его новых публикаций, в том числе новых филологических изысканий.

Но остались его книги (в том числе и с автографами Николая Максимовича), остались его статьи. И, наконец, еще необычайно ярки и живы воспоминания об этом необыкновенно чистом, интеллигентном и талантливом человеке, оставившем вечный след в языкознании, в методике его преподавания.
Людмила Петровна Денисова, к. пед. н., доцент

E-mail kgu @ uni.kursk.ru

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconАдминистрация орловской области орловский государственный технический университет
Отв ред д пед н., проф. Б. Г. Бобылев. 1 ноября – 22 декабря 2007 г., Орелгту. – Орел: Орелгту, 2008. – 316 с
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconАдминистрация орловской области орловский государственный технический университет
Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Второй международной научно-практической интернет-конференции /Отв ред д п н., проф....
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconАдминистрация орловской области орловский государственный технический университет
Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Пятой международной научно-практической интернет-конференции /Отв ред д п н., проф....
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconФгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В
Гоу впо «Орловский государственный технический университет», студентка
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconДепартамент здравоохранения и социального развития Орловской области...
«Орловский областной центр по профилактике и борьбе со спид и инфекционными заболеваниями»
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconОтчет о результатах самообследования бюджетное образовательное учреждение Орловской области
Полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом: бюджетное образовательное учреждение Орловской области...
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconОтчет о результатах самообследования бюджетное образовательное учреждение...
Орловской области среднего профессионального образования «Орловский музыкальный колледж»
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconТеоретические основы комплексной технологии окончательной влажно-тепловой...
«Орловский государственный технический университет» (Орелгту) и Государственном образовательном учреждении высшего профессионального...
Администрация орловской области орловский государственный технический университет icon«ульяновский государственный технический университет» Администрация...
Цель: создание педагогических условий для формирования общих компетенций студентов педагогического колледжа
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconКонкурсный отбор
Положение) регламентирует процесс организации и проведения приема в аспирантуру и докторантуру Государственного образовательного...
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconВ. В. Тишаев Орловский государственный технический университет, Орел, Россия
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconРабочая программа профессионального модуля пм. 01 Участие в проектирование...
Орловской области среднего профессионального образования «Орловский технологический техникум»
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология федеральное агентство...
«Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. В. В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconУчебно-методический комплекс дисциплины культурология федеральное...
«Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. В. В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconМетодические указания по выполнению реферата Волгоград
Ысшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт...
Администрация орловской области орловский государственный технический университет iconОрловский государственный технический университет российская ассоциация
Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Шестой международной научно-практической интернет-конференции /Отв ред д п н., проф....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск