Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В





Скачать 86.56 Kb.
НазваниеФгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В
Дата публикации30.12.2014
Размер86.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Cтруктурирование ключевых компетенций для подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности

к.т.н. Алфеева Е.Л.,

ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», доцент, elalfeeva@rambler.ru;

Алфеева М.В.,

ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет», студентка, malfeeva@yandex.ru
Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам формирования списка структурированных ключевых компетенций для организации подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности.
Успешное развитие современного общества обусловлено тесными взаимосвязями его управленческой, научной, образовательной, производственной и информационной сфер. В каждой предметной области будущий специалист должен получить теоретическую подготовку и опыт выполнения функций управления, научно-исследовательской и инновационной деятельности, передачи социального опыта, участия в общественной практике или производственной деятельности, информационно-аналитической деятельности.

Современному специалисту в профессиональной деятельности приходится взаимодействовать с объектами всех типов, такими как социальные группы, знаковые системы, природные и технические объекты. С учетом того, что современные научные, образовательные и производственные проблемы и задачи, как правило, имеют междисциплинарный характер и, соответственно, требуют совместной работы специалистов различных предметных областей, общепрофессиональный уровень их подготовки должен отражать указанные аспекты. Кроме того, успешное и своевременное решение научных, образовательных и производственных проблем и задач обеспечивается рациональным и/или оптимальным управлением, поддерживаемым необходимыми и достаточными информационными потоками информационной среды профессиональной деятельности.

В связи с этим современная образовательная система должна обеспечить подготовку будущего специалиста к формированию и развитию информационной среды профессиональной деятельности. Эффективная работа в информационной среде профессиональной деятельности основывается на готовности специалиста к поиску, отбору, переработке и структурированию больших объемов информации, т.е. его информационно-аналитической компетентностью. Документирование этих процедур обеспечивается компетенциями аналитико-синтетической переработки информации. Требования переработки больших объёмов информации в короткие промежутки времени реализуются при условии автоматизации этих процедур и операций средствами современной вычислительной техники и методами информационных технологий, т.е. обеспечиваются информационно-технологической компетентностью специалиста.

Исходя из того, что содержание образования отражает состояние предметных областей в представлении образовательного, научного и производственного сообщества, а компетенции/компетентности – требования, характеризующие способности и готовность обучающихся к работе в соответствующих предметных областях, выполним структурирование компетенций. В качестве обобщающего используем понятие профессиональные компетенции. Применяем трехуровневую иерархию для упорядочивания компетенций с точки зрения обобщения и конкретизации описания состояния предметных областей.

1)Ключевые компетенции являются общепрофессиональными, т.е. применимы для всех специальностей и направлений. Они основываются на общенаучном знании, философских основах науки, системном подходе.

2) Общепредметные или базовые компетенции являются межпрофессиональными и применимы для смежных специальностей и направлений.

3) Специальные или предметные компетенции являются узкофессиональными, необходимы для решения задач в конкретной предметной  области, реализуются в определенных профессиональных функциях.

Практическая значимость этой иерархии компетенций состоит в повышении взаимопонимания и эффективности взаимодействия представителей как смежных, так и несмежных специальностей и направлений при решении научных, образовательных, производственных проблем и задач. Решающее влияние на это для представителей неродственных специальностей и направлений оказывают именно ключевые общепрофессиональные компетенции. Бесспорно, что общекультурные компетенции необходимы современному специалисту, но ограничиваться только ими в профессиональной деятельности недостаточно. Это подтверждается сложностями во взаимодействии и отсутствием взаимопонимания специалистов несмежных профессий при решении междисциплинарных задач. Многочисленные примеры можно приводить в частности из опыта информатизации образовательной, научной и производственной деятельности (непрофильной в области информационных технологий), а также внедрения инновационных педагогических технологий в профессиональном непедагогическом образовании и др.

Учитываем также, что при получении профессионального образования осваивается подготовка по профильным и непрофильным дисциплинам и курсам. В профильных дисциплинах обучающийся знакомится с компетенциями и обретает компетентность по отношению к объектам и процессам, которыми он в дальнейшем будет управлять, преобразовывать и т.д. В профессиональной деятельности приходится взаимодействовать с непрофильными объектами и процессами. Некоторые непрофильные объекты и процессы образуют среды, являющиеся источниками ресурсов профессиональной деятельности. Например, информационная среда, природная среда, образовательная среда и др. Другие непрофильные объекты являются инструментами, моделями, методами профессиональной деятельности. Например, математические методы, информационные технологии, аналитико-синтетические методы и др. Использование таких сред, инструментов, методов требует, по меньшей мере, общепрофессиональной подготовки. Общекультурный уровень в таких случаях явно недостаточен.

Список ключевых компетенций, предлагаемый педагогической общественностью, отражает преимущественно социально-личностные компетенции. Он нуждается в систематизации, структурировании и детализации в соответствии с типологией предметных областей. Составление полного списка компетенций выходит за рамки темы предлагаемой статьи. Поэтому составим его применительно к формированию информационно-аналитических компетенций в высшем профессиональном образовании (непрофильном информационно-технологическом образовании) для подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности.

1. Ключевые компетенции в предметных областях «Социальные и гуманитарные системы» или социально-личностные компетенции:

1.1. Социально-трудовые компетенции.

1.2. Ценностно-смысловые компетенции.

1.3. Системно-аналитические компетенции.

1.4. Компетенции личностного самосовершенствования.

1.5. Организационно-управленческие компетенции.

1.6. Коммуникативные компетенции.

1.7. Компетенции передачи социального и профессионального опыта.

1.8. Исследовательские и инновационные компетенции.

1.9. Нормативно-правовые и морально-этические компетенции информационного общества.

2. Ключевые компетенции в предметных областях «Знаковые системы» или семиотические компетенции.

2.1. Лингвистические компетенции.

2.2. Информационно-аналитические компетенции.

2.3. Компетенции аналитико-синтетической переработки информации.

3. Ключевые компетенции в предметных областях «Информационная техносфера» или информационно-технологичечкие компетенции.

3.1. Компетенции в тенденциях развития информационной техносферы.

3.2. Компетенции в тенденциях развития информационных систем.

3.3. Компетенции в информационных технологиях управления знаниями.

3.4. Компетенции в технологиях автоматизации аналитико-синтетической переработки информации текстов на естественном языке.

Ключевые профессиональные компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Семиотические компетенции, в частности, информационно-аналитические и аналитико-синтетической переработки информации, обеспечивают развитие социально-личностных компетенций, освоению информационных ресурсов предметной области по специальности или направлению. Информационно-технологические компетенции обеспечивают освоение методов автоматизированного управления информационными потоками, что в свою очередь благотворно влияет на развитие социально-личностных и семиотических компетенций.

Информационно-аналитическая деятельность является системообразующим компонентом в составе управленческой, образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, общественной практике или производственной деятельности. Информационно-аналитические компетенции проявляются в способности организации и развития информационной среды профессиональной деятельности. К ним относятся умения собирать, структурировать, перерабатывать, анализировать информацию в информационной среде общества и на реальных объектах предметной области по специальности или направлению своей профессии. Очень важными являются способности интерпретировать информацию и адаптировать её к профессиональным задачам, представлять её в адекватных знаковых моделях (логико-лингвистических, математических и программных). На синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях это отражается в умениях составлять системное описание объектов и процессов предметной области в знаковых моделях естественных, математических и искусственных языков.

Компетенции аналитико-синтетической переработки информации ориентированы на документирование результатов информационно-аналитической деятельности. Компетенции аналитико-синтетической переработки информации отражают готовность к свёртыванию и развёртыванию научных текстов, построению рефератов, библиографического описания документов, построению тезауруса предметной области. Способности адекватного отражения состояния предметной области проявляются в умениях составления аналитико-критических обзоров и докладов о состоянии и перспективах развития предметной области; обеспечивают готовность установления полноты, точности, непротиворечивости, достоверности, актуальности информации, а также понимание проблемы, её структурирование, документальное обеспечение профессионального взаимодействия и коммуникации при постановке задач и подготовке принятия решений.

К технологиям автоматизации переработки информации текстов на естественном языке относятся: технологии автоматизации реферирования текста на естественном языке и составления ранжированного словаря ключевых терминов (например, TextAnalyst), технологии автоматизации перевода текстов на естественном языке (например, Promt), технологии создания структурированных электронных коллекций документов (например, Greenstone), технологии и сервисы для установления автора документа (например, AntiPlagiat.ru) и др. Готовность применять эти технологии в профессиональной деятельности составляет содержание соответствующих компетенций.

Для эффективного оценивания сформированности информационно-аналитической, аналитико-синтетической и информационно-технологической компетенции/компетентности необходимо выделить их существенные признаки, к которым отнесем:

  • предметно-содержательный, отражающий знание информационных аспектов управления объектами и процессами предметной области по специальности или направлению;

  • методологический, представляющий теоретические основы и практическое применение информационных технологий и методов для решения профессиональных задач, эффективной реализации информационно-аналитической и аналитико-синтетической деятельности;

  • мотивационный, характеризующий осознание семиотических в целом и, в частности синтаксического (правил построения языковой системы), семантического (смыслового) и прагматического (оценка полезности) аспектов информационно-аналитической и аналитико-синтетической деятельности в составе профессиональной деятельности и её автоматизации;

  • оценочный, позволяющий выполнить объективный анализ и контроль результатов информационно-аналитической и аналитико-синтетической деятельности.

Представление компактной иерархической структуры взаимосвязанных ключевых компетенций, выявление системообразующих функций информационно-аналитических компетенций и компетенций аналитико-синтетической переработки информации позволяет разрабатывать и совершенствовать научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение формирования профессиональных компетентностей обучающегося.

Адекватное представление структуры взаимосвязанных компетенций, обоснование системообразующих функций компетенций информационно-аналитической и аналитико-синтетической переработки информации способствует разработке научно-методического сопровождения и информационного обеспечения развития компетенций и формирования компетентностей обучающегося. Оно предусматривает акцентирование внимания не только на отдельных компонентах, но в большей степени ориентировано на поэтапное формирование взаимосвязанных комплексов интегративных знаний, умений и навыков информационно-аналитической деятельности, аналитико-синтетической переработки информации, их автоматизации и широкого применения информационных технологий в профессиональной деятельности, приобретения самостоятельного и коллективного опыта этой деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconОсновные принципы обеспечения безопасности труда
Подготовил к б н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Хакасского филиала фгоу впо «Красноярский государственный аграрный...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconРоссийская федерация министерство сельского хозяйства федеральное...
...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconТехнологические и технические решения производства элитных семян зернобобовых культур
Работа выполнена в гну гнц внии зернобобовых и крупяных культур (вниизбк), фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет»...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconКоррекция функционального состояния печени у кроликов и собак с использованием...
Ведущая организация: фгоу впо «Воронежский государственный аграрный университет им. Глинки»
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconИсходный материал нута ( Cicer arietinum L.) Для селекции сортов северного экотипа
Работа выполнена в 2010 2012 гг на кафедре земледелия фгбоу впо «Орловский государственный аграрный университет»
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconМолочная продуктивность коров в связи с совершенствованием технологий...
Работа выполнена в фгоу впо «Воронежский государственный аграрный университет им. К. Д. Глинки»
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconЭколого-физиологическое действие кадмия на сельскохозяйственную птицу и пути его снижения
Работа выполнена на кафедре кормления сельскохозяйственных животных фгоу впо новосибирский государственный аграрный университет
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconФгоу впо «Омский государственный аграрный университет»
Целью данного исследования является разработка технологии комбинированного сырного продукта, обладающего высокой пищевой, биологической...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconКурс лекций по патологической физиологии 2010
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных фгоу впо «Кубанский государственный...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
...
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconРабочая программа дисциплины «Культурология»
Высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет»
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...

Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconРабочая программа дисциплины «Культурология»
Высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет»
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111801...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск