Скачать 250.41 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФГОУ ВПО ОРЁЛ ГАУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОсновной образовательной программы (ООП)250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Дисциплина ОД.11. «Биология» Орел, 2010 Одобрена Составлена в соответствии с ПЦК «МиЕНД» Государственными требованиями Протокол № «___» от «__________» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Председатель ПЦК «МиЕНД» Заместитель директора Протокол № ____от «______» по учебной работе ________________В.А.Яковлев _____________ А.В.Кондыков «__» ___________ 2010 г. «___» ____________ 2010 г. Автор: преподаватель ПЦК « МиЕНД Е.С.Винокурова Рецензенты: внешний: внутренний: преподаватель Строительного колледжа ФГОУ ВПО «ОРЁЛ ГАУ» Н.В.Котова. Пояснительная записка. Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям ОСК Орел ГАУ при очной форме обучения по базовому уровню. Она разработана с учетом действующего сборника по биологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта биологического образования. Рабочая программа предусматривает выполнение лабораторных занятий, проведение экскурсий, составление рефератов с целью закрепления полученных теоретических знаний. Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 78 ч. и состоит из следующих разделов: I. Происхождение и развитие жизни на Земле. II. Учение о клетке
VI. Взаимоотношения организма и среды. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: о роли биологии в современном мире, знать: -основные понятия и закономерности протекания биологических процессов. -формы существования живой материи. -химический состав клетки, ее структуру и протекающие в ней процессы метаболизма. -формы и способы размножения. -основные положения теории наследственности и закономерности изменчивости, -основные положения эволюционной теории. -учение о биосфере. уметь: -объяснить основные свойства живой материи как результат эволюции, работать с микроскопом. -доказать, что формы размножения и типы половых клеток -продукт эволюции, решать генетические задачи. -на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия живых организмов. Выявлять результаты воздействий человека на биосферу. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов; соблюдать преемственность в обучении, единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. При проведении занятий использовать учебные пособия и наглядные средства обучения При изучении учебной дисциплины «Биология» по всем специальностям используются такие формы рубежного контроля как самостоятельная работа студентов в аудитории, тестовые задания, контрольная работа. В каждом разделе определен перечень тем, лабораторных и практических работ. Последовательность изучения тем программы раскрывается в тематическом плане.
Содержание учебной дисциплины. Введение. Студент должен: иметь представление -о задачах общей биологии. -о биологических закономерностях как основах рационального природопользования. -о многообразии биологических дисциплин и их связь с другими науками. -о роли биологии в формировании научных представлений о мире. Раздел 1. Учение о клетке. В результате изучения раздела студент должен: -иметь представление об особенностях строения растительной и животной клетки, об особенностях протекания метаболизма, причин, влияющих на этот процесс. -знать: химический состав клетки, органоиды цитоплазмы и их функции, строение ядра и хромосомы, этапы энергетического и пластического обмена, этапы фото- и хемосинтеза, этапы митотического цикла, основные положения клеточной теории, строение вирусов и бактерий. -уметь: работать с микроскопом и изготовлять препараты, проводить сравнительный анализ растительной и животной клетки, владеть терминологией темы. Тема 1.1. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Неорганические и органические вещества. Их роль в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки. Нуклеиновые кислоты: химический состав, строение, биологическая роль. Белки-ферменты. Самостоятельная работа: составление таблицы «Функции белков» Тема 1.2. Строение и функции клетки Формы клеточной организации живой материи. Органоиды клетки; немембранные, одномембранные, двухмембранные- строение и функции. Клеточные мембраны-строение и функции. Ядро клетки, строение и функции. Хромосомы, их строение и роль в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе. Видовое постоянство кариотипа. Особенности строения растительных и животных клеток. Самостоятельная работа: изучить особенности строения растительной и животной клетки, составить сравнительную таблицу по функциям и строению органоидов. Лабораторная работа № 1. «Строение растительной и животной клетки» Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен веществ и превращение энергии в клетке - основа ее жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фото- и хемосинтез. Самостоятельная работа: составление сравнительной таблицы «Типы питания», составление тестов по темам «Пластический обмен» и «Энергетический обмен» Тема 1.4. Деление клетки. Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Митоз. Цитокинез. Амитоз. Клеточная теория строения организмов. Самостоятельная работа: составить и заполнить сравнительную таблицу «Митоз и мейоз» Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. В результате изучения раздела студент должен: -иметь представление об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития животных, в том числе человека. -знать: формы и способы бесполого и полового размножения, строение и функции половых клеток, биологическое значение кроссинговера, оплодотворение у животных и растений, эмбриональное и постэмбриональное развитие организма. -уметь объяснить наследственную однородность потомства при бесполом размножении, доказать, что формы размножения и типы половых клеток - продукт эволюции, показать влияние вредных привычек на онтогенез. Самостоятельная работа: подготовка реферата «Эмбриональное развитие организма человека» Тема 2.1. Формы размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование, фрагментация. Образование половых клеток. Мейоз, фазы мейотического деления. Кроссинговер. Особенности образования и строения мужских и женских половых клеток (гамет). Оплодотворение. Развитие половых леток. Двойное оплодотворение у растений. Самостоятельная работа: реферат «Двойное оплодотворение по Навашину» Тема 2.2. Этапы онтогенеза. Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двуслойного зародыша. Зародышевые листки и их производные. Органогенез. Дифференцировка клеток и тканей. Влияние на развитие организмы вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений. Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Регенерация. Вредное влияние алкоголя и курения на развитие организма человека. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. Биогенетический закон. Самостоятельная работа: подготовка реферата «Постэмбриональное развитие человека» Раздел 3. Основы генетики и селекции. В результате изучения раздела студент должен: -иметь представление о работах Моргана, Менделя; основных вехах развития генетики как науки. -знать: учение о генах, основные положения теории наследственности, гибридологический метод, законы Г.Менделя и Т.Моргана, генетику пола, основные закономерности изменчивости, гены и признаки, основные методы селекции, значение гетерозиса и полиплоидия, понятие: сорт и порода. -уметь решать генетические задачи, объяснять влияние внешних факторов на проявление признаков, использовать навыки генетической терминологии. Тема 3.1. Основные понятия генетики. Генетика - наука о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомо- и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип. Фенотип. Генофонд. Хромосомная теория наследственности. Самостоятельная работа: реферат «Г.Мендель» Тема 3.2.Основные закономерности наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Менделя: доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание). Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Самостоятельная работа: составление схем скрещивания. Тема 3.3. Основные закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость - мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека. Самостоятельная работа: исследовательская работа «Выявление мутагенов в ОС» (выход - реферат) Лабораторная работа № 2. «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» Тема 3.4. Селекция и биотехнология. Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И.Вавилов). Селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гетерозис. Полиплоидии и отдаленная гибридизация. Селекция микроорганизмов: грибов, бактерий, водорослей. Ее роль в медицине, микробиологии, использование в пищевой и химической промышленности. Лабораторная работа № 3. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» Самостоятельная работа: заполнение контурных карт «Центры происхождения культурных растений» Раздел 4. Эволюционное учение. В результате изучения раздела студент должен: -иметь представление о значении работ Дарвина; путях и направлениях эволюции. -знать: основные положения теории Ч.Дарвина, формы борьбы за существование, формы естественного отбора, виды приспособленности к окружающей среде, характеристики вида, популяции, их критерии, основные черты микроэволюции, главные черты эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс, доказательства эволюции органического мира. -уметь: на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды, раскрыть относительный характер приспособленности, объяснить возможности экологического образования популяций вида в результате дивергенции и естественного отбора. Тема 4.1. История развития эволюционных идей. Искусственный отбор. Пути создания домашних пород животных и сортов растений. Основные положения теории Ч.Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность - результат естественного отбора. Самостоятельная работа: составление таблицы «Формы естественного отбора» Тема 4. 2. Микроэволюция. Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция - важнейшее условие существования вида. Популяция - форма существования вида. Критерии популяции. Понятия микро- и макроэволюции. Генетические процессы в популяциях. Эволюционная роль мутаций. Естественный отбор направляющий фактор эволюции. Волны жизни. Современные представления о видообразовании. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Лабораторная работа № 4. «Изучение приспособленности к среде обитания» Самостоятельная работа: составление модели – схемы, демонстрирующей соотношение между собой понятия «вид», «популяция» Тема 4.3. Макроэволюция. Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс пути его достижения. Биологический регресс (А.Н.Северцов). Основные закономерности эволюции: дивергенция, дивергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, органическая целесообразность. Самостоятельная работа: реферат «Причины вымирания видов на Земле» Раздел 5. История развития жизни на Земле. Доказательства эволюции органического мира. Появление первых живых организмов. Появление фотосинтезирующих организмов - цианей. Появление гаплоидных организмов - микробов, водорослей. Возникновение полового процесса и организмов с диплоидным набором хромосом. Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Появление эукариотов. Пути эволюционных преобразований. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных. Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. Самостоятельная работа: реферат «Работы Л. Пастера» Тема 5.2. Антропогенез. Положение человека в системе животного мира. Приматы. Единство человеческих рас. Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Биологические и социальные факторы совершенствования человечества. Человек и экосистемы. Самостоятельная работа: заполнение таблицы «Морфологические особенности рас» Раздел 6. Основы экологии. В результате изучения раздела студент должен: -иметь представление о последствиях преднамеренной и непреднамеренной деятельности человека. -знать: учение о биосфере, ее структуру и функции, биологический круговорот веществ в природе, абиотические, биотические и антропогенные факторы, биогеоценозы и их свойства, природные ресурсы и их использование, последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. -уметь- выявлять признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосистемах, выявлять результаты воздействия человека на биогеоценозы и предвидеть их последствия, анализировать видовой состав биоценозов, объяснять рациональность конструкции машин и механизмов, используя их сходство с живыми организмами. Тема 6.1. Понятие о биосфере. Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Круговорот углерода, азота, серы, фосфора и воды. Самостоятельная работа: реферат «Глобальный круговорот вещества и энергии в биосфере» Тема 6.2. Основы экологии. Экология - наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы. Сезонные изменения в живой природе. Климат и его влияние на организм. Анабиоз. Биотические факторы. Экологические системы: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Изменения в биоценозах. Цепи питания. Потеря энергии в цепях питания. Регуляция численности популяций. Взаимодействия в экосистемах: внутривидовые, межвидовые. Симбиоз и его формы. Самостоятельная работа: составление пищевых цепей. Тема 6.3. Биосфера и человек. Понятие о биосфере (по В.И. Вернадскому). Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Мероприятия по охране окружающей среды. Самостоятельная работа: реферат «Законы природопользования» Раздел 7. Бионика. Задачи бионики. Формы живого в природе и их промышленные аналоги - различного рода сооружения, машины, механизмы, приборы и др. Биотехнология: основные направления. Самостоятельная работа: реферат «Перспективы развития биотехнологии» Перечень лабораторных и практических занятий.
5. Решение генетических задач (тема 4.2.). Средства обучения.
«Клетка» «Митоз» «Уровни организации живого» «Многообразие живых организмов» «Эволюционное древо» «Строение ДНК» «Деление клетки» «Грибы». Литература. Основная: 1. В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. Общая биология . Для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия , 2012 г. 2. С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия ( совместно с ВШ, 2010 г.). 3. Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова. Общая биология. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010 г. Дополнительная: 1. Под редакцией С. Г. Мамонтова. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. - М.: Высшая школа, 2010 г. 2. Пименов А. В. Уроки биологии в 10-11 классе (развернутое планирование). 3. С. С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Хватов. Дидактические материалы (10-11 класс). Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 г. 4. Т. В. Иванова, Г. С, Калинова, А. Н. Мягкова . Сборник заданий по «Общей биологии». Пособие. - М.: Просвещение, 2010 г. |
Российская федерация министерство сельского хозяйства федеральное... Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля | Российская федерация министерство сельского хозяйства федеральное... Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | ||
Российская федерация министерство сельского хозяйства федеральное... «Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее... | Министерство сельского хозяйства РФ Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111801... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 250700... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |