Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества»





Скачать 172.34 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества»
Дата публикации06.04.2015
Размер172.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР________ «____»_____________2012 г.





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА»

Направление подготовки : 111801 «Ветеринария»
Квалификация (степень) специалист
Форма обучения очная

Орел 2012 год

Составитель Хилкова Н.Л.,_к.х.н., доцент

«__» __________ 2012г.

Рецензент Прудникова Е.Г., к.с.-х.н., доцент

«__» __________20__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 111801 - «Ветеринария» и примерной учебной программы дисциплины «Биологически активные вещества»

Программа обсуждена на заседании кафедры химии

Зав. кафедрой Ярован Н.И., д.б.н., профессор

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Лист согласования рабочей программы

Декан факультета Биотехнологии и ветеринарной медицины,

д.б.н., проф. Масалов В.Н.____________________________________________

«__» __________20__г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки_____________________________________ протокол №_________

(направление)

Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки_______________________________________________________

«__» __________20__г.

Заведующий выпускающей кафедрой__________________________________

«__» __________20__г.

Директор библиотеки Орел ГАУ ______________________________________

«__» __________20__г.
Оглавление

Введение

1. Цели освоения дисциплины………………………………………………….1

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата ……………………..2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………………3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….……….….4

5.Содержание дисциплины……………………………………………………....5

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины………………………..6

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий………………………….………7

5.3. Лабораторный практикум………………………………………………8

5.4. Практические занятия (семинары)……………………………………..9

5.5. Самостоятельная работа студентов………………………………..…10

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………….…11

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины модуля)………………………………………………………….………………12

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……….…..13

Введение



  1. Рабочая программа составлена для студентов очной формы обучения на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по общепрофессиональному ветеринарно-биологическому циклу (вариативная часть).

Программа составлена программно-целевым методом, т.е. с ориентацией на конечные результаты обучения в сельскохозяйственном вузе.

Учебный процесс складывается из лекционного курса в объеме 12 часов, лабораторных занятий - 24 часа, самостоятельной работы студентов - 40 часов, зачета.

В процессе выполнения лабораторного практикума студенты овладевают навыками работы в лаборатории.

Степень усвоения теоретического материала контролируется в процессе написания студентами трёх модульных работ, решения домашних заданий.

Большое значение для успешного осуществления учебного процесса по органической химии явилась применяемая модульно-рейтинговая форма обучения и контроля знаний. Материал дисциплины разбит на три модуля и по каждому предусмотрена контрольная работа.

Главной характеристикой выпускника является его компетентность и мобильность, поэтому акценты в обучении переносятся на процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности студента. Успешность достижения цели зависит не только от того что усваивается, но и как усваивается содержание обучения, т.е. от активных методов обучения.



  1. Цели освоения дисциплины


Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний об основных биологически активных веществах (БАВ), их строении, свойствах и роли в живом организме.

Задачи:

- изучить строение и физико-химические свойства белков, углеводов, липидов, стероидов, ферментов, витаминов, алкалоидов, антибиотиков;

- изучить роль БАВ в живом организме;

- рассмотреть использование биологически активных веществ в ветеринарии и сельском хозяйстве;

- освоить методы выделения, очистки и идентификации БАВ



2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Химия биологически активных веществ» относится к общепрофессиональному ветеринарно-биологическому циклу (вариативная часть).
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);

- использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- способностью и готовностью осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умением применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: физические и химические основы жизнедеятельности организма, химию биологически активных веществ, строение, химические свойства и превращения БАВ в организме животных
Уметь: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, оценивать химические реакции.
Владеть: навыками работы на лабораторном оборудовании, методами эксперимента.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2,1_ зачетную единицу.


Виды учебной нагрузки

Всего часов/зач.ед

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

Лекции

Лабораторные работы.


36/1

12/0,

24/0,


2

Самостоятельная работа студентов.

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

- Подготовка к лабораторным работам:

- Коллоквиуму

- Модулю

- Текущей аттестации

- Выполнению УНИРС

- Контрольным работам.
Активные формы обучения: (в том числе)

- лекция-визуализация,

- лекция пресс-конференция

- поисковая лабораторная работа


40/1,1

7/0,19
6/0,16

3/0,08

9/0,25

6/0,16

3/0,08

6/0,16
10/0,28

2/0,06

2/0,06

6/0,16





Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость час/зач.ед

76/2,1


5.Содержание дисциплины.

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины.

Модуль 1 «Углеводы. Гликозиды Липиды. Стероиды.»

Цель: изучить основы строения, химических свойств данных классов соединений, нахождение в природе, биологическую роль.

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-4, ОК-11, ПК-29, ПК-30.




п/п

Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль

Содержание раздела
Аудиторная работа



СРС

1.

Предмет и задачи химии биологически активных веществ.

Углеводы.

Определение объектов и методов изучения. Классификация БАВ.

Углеводы. Классификация, распространение в природе, особенности строения и свойств моно-, полисахаридов. Гликопептиды. Гликозиды.

Решение упражнений

Сердечные гликозиды

2.

Липиды

Классификация, строение. Жирные кислоты, ацилглицерины, фосфоглицериды, воски, липопротеины. Молекулярные компоненты мембран.

Решение упражнений

3.

Стероиды

Стерины, желчные кислоты, половые гормоны.

Подготовка к модулю

Модуль 2 «Белки. Аминокислоты. Ферменты.»
Цель: изучить зависимость химических свойств от строения соединения, номенклатуру, химические свойства данных классов соединений; роль структурных белков, антител, ферментов - как биологических катализаторов.

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции: ОК-4, ОК-11, ПК-29, ПК-30.



4.

Белки

Строение, свойства, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка. Функции белков. Антитела. Структурные белки. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Нуклеиновые кислоты.

Решение упражнений

5.

Ферменты

Строение, классификация, основные свойства. Коферменты и кофакторы. Механизм действия.

НАДФ

Модуль 3 «Витамины. Алкалоиды. Антибиотики.»

Цель: изучить основные свойства соединений, роль витаминов как кофакторов ферментов, биологическую роль алкалоидов и антибиотиков.

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции: ПК-29, ПК-30.

6

Витамины

Классификация, источники витаминов, биологическая роль.

История открытия витаминов

7

Алкалоиды

Нахождение в природе, методы выделения, классификация.

Классификация алкалоидов по группам растений

8

Антибиотики

Источники получения, классификация, механизм биологического действия. Избирательность и резистентность.

История открытия антибиотиков



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий.




№ раздела дисциплины, входящей в данный модуль

Лекции

ЛЗ

СРС

Всего

часов

Модуль 1

1 Углеводы

2

4

7

13




2 Липиды

1




5

6




3 Стероиды

1

4

3

8

Модуль 2

4 Белки

2

4

5

11




5 Ферменты

2

4

7

13

Модуль 3

6 Витамины

2

4

8

14




7 Алкалоиды

1

2

2

5




8 Антибиотики

1

2

3

6


5.3. Лабораторный практикум.




№ раздела дисциплины, входящей в данный модуль

Наименование лабораторной

работы

Трудоемкость

(час)

Модуль1

1

Техника безопасности. Количественное определение углеводов в растворе

4




2,3

Выделение холестерола из нервной ткани. Цветные реакции на холестерол.

4

Модуль2

4

Качественные реакции на белки. Выделение из молока казеина.

4




5

Качественные пробы на присутствие ферментов. Специфичность действия ферментов.

4

Модуль3

6

Качественные реакции на витамины.

4




7,8

Выделение алкалоидов из листьев чая.

4

5.4 Практические занятия (семинары) -

5.5 Самостоятельная работа студентов




Самостоятельное изучение теоретического материала

Домашнее решение задач

Написание реферата

Подготовка к отчету по модулям

Дру-гие виды

Трудоемкость (час)

Модуль1

7

2

-

2

1

12

Модуль2

7

3

2

2

1

15

Модуль3

7




2

2

2

13

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Темы рефератов

    1. Эфирные масла и их биологическое действие.

    2. Терпены.

    3. Каротиноиды.

    4. Аминоспирты (холин).

    5. Воски (растительные и животные).

    6. Молочная кислота.

    7. Салициловая кислота.

    8. Пировиноградная кислота.

    9. Биологическая рольспиртов.

    10. Лактоза в пищевой промышленности.

    11. Регуляторы роста растений.

    12. Алкалоиды (никотин, атропин, хинин).

    13. Антибиотики.

    14. Генная инженерия.

    15. Антибиотики в сельском хозяйстве.

    16. Репелленты.

    17. История открытия антибиотиков.

Для проведения промежуточной аттестации знаний (по отдельным разделам-модулям) разработаны модульные задания.
Рейтинговая оценка

знаний студентов по Химии биологически активных веществ во 2 семестре проводится по следующим позициям:

Позиция Баллы

1. Посещение лекций ………………………14

2. Выполнение лабораторных работ ... ……………………22

3. Защита реферата ………………………..10

4. Решение задач и упражнений ………………………. 22

5. Сдача коллоквиума ………………………. .7

6. Написание контрольной работы (3) по итогам Модуля ……. .45

ИТОГО……… ..120

« удовлетворительно» 60-80 баллов

« хорошо» 81-100 баллов

«отлично» 101 -120 баллов


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Зайцев, С.Ю. Биохимия животных. Фундаментальные и прикладные аспекты. Учебник для вузов по специальности «Ветеринария». /С.Ю. Зайцев, Ю.В. Конопатов. С.-Пб., М., Краснодар: Лань, 2005. 382 с.

  2. Николаев, А.Я. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 568 с.

  3. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ю.Б. Филиппович и др.; Под ред. Н.И. Ковалевской. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

  4. Хазипов, Н.З. Биохимия животных с основами физколлоидной химии: Учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям «Зоотехния» и «Ветеринария»/ Н.З. Хазипов, А.Н. Аскарова, Р.П. Тюрикова - М.: Издательство "КолосС", 2010. – 328 с.

  5. Джафаров М.Х. Стероиды. Строение, получение, свойства, биологическое значение. Применение в медицине и ветеринарии: Учебное пособие (для специальностей «Ветеринария» и «Зоотехния»)/ М.Х. Джафаров, С.Ю. Зайцев, В.И. Максимов. – С.-Пб.: «Лань», 2010. – 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. Учебник для мед ин-тов. Изд. 2-е, прераб. и доп. / Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. - М.: Медицина, 2004. – 528 с.

  2. Рогожин, В.В. Биохимия животных: Учебник для вузов. / В.В. Рогожин. С.-Пб.: Гиорд, 2009. – 552 с.

  3. Метревели, Т.В. Биохимия животных: Учебник для вузов. / Т.В. Метревели. – М., С.-Пб. «Лань», 2005. 370 с

  4. Хилкова Н.Л., Прудникова Е.Г., Химия биологически активных веществ, Орел ГАУ, 2012

  5. Хилкова Н.Л. Оптическая активность органических соединений, учебное пособие для самостоятельной работы, Орел ГАУ, 2005.

  6. Хилкова Н.Л., Прудникова Е.Г., Задачи и упражнения по органической химии, Орел ГАУ, 2011



Интернет – ресурсы: www.ecolife.ru ; www.fptl.ru; lib.mexmat.ru; newlibrary.ru; chem..msu.su; downioad book.ru ; www.ximik.ru





8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Лаборатория органической химии.

2. Реактивы и оборудование согласно лабораторного практикума.

3. Таблицы по основным классам БАВ.

4. Поляриметр.

5. Рефрактометр.

6. ФЭК.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочая программа дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия» по разделам: строение и состав структурных...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочая программа дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия животных» по разделам: строение и состав...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconСесквитерпеновые лактоны пиретрума девичьего как биологически активные вещества
Обнаружено более 500 публикаций, среди них статьи, патенты и рефераты, изданные в сша, Канаде, Великобритании, Франции, Германии...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочая программа учебной дисциплины «биологически активные вещества»
Рабочая программа предназначена для преподавания профессионального цикла вариативной части дисциплин по выбору студентам очной формы...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconПрограмма по дисциплине «Биохимия»
Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия» по разделам: строение и состав структурных...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconХимия в нашей жизни
Поверхностно-активные вещества, синтетические душистые вещества, физиологически активные вещества и синтетические лекарственные средства,...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочей программы дисциплины «Клиническая биохимия» подготовки «специалиста»...
Целью изучения дисциплины является освоение теоретических и практических основ дисциплины «Клинической биохимии» по разделам: биологически...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочая программа учебной дисциплины пищевые и биологически активные добавки
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5
Учебно-методический комплекс дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» разработан для студентов 5 курса по специальности...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconТема: Химия d-элементов
В биохимических реакциях d–элементы наиболее часто проявляют себя как комплексообразователи. Лигандами при этом выступают биологически...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» icon8-800-700-06-61 (звонок по России бесплатный)
Вода после присутствия в ней пантов приобретает терапевтические свойства в следствии того, что в нее переходит биологически-активные...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 10. 02 Пищевые и биологически активные добавки
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 260204 Технология бродильных...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Биохимия», «Биологически...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconРабочая программа по дисциплине В. В методы очистки и разделения биологически активных веществ
Целью изучения дисциплины «Методы очистки и разделения биологически активных веществ» дать студентам представление о сущности современных...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconПищевые и биологически активные добавки
...
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» iconХарактерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых...
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск