Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария»





Скачать 227.41 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария»
Дата публикации18.02.2015
Размер227.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Военное дело > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария»

Разработал: Сахарова О.Б., Владыкина Т.В.
Идентификационный номер: УМКД 05 (66/08) 260100-М1.В.ОД.2- 2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем

Лист

из


нутрициология 001
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Приходько Ю.В.

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Приходько Ю.В.

(подпись) (и.о. фамилия)



Аннотация
Дисциплина «Нутрициология» включена в вариативную часть дисциплин общенаучного цикла.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ООП: «Биохимия», «Биологически активные соединения», «Медико-биологические требования и санитарные нормы качества пищевых продуктов», «Пищевая микробиология», «Пищевая химия».

Полученные знания и умения необходимы для освоения следующих дисциплин ОП: «Вопросы безопасности пищевых продуктов», «Производственная санитария», «Пищевые белки и ферменты».

Целью освоения дисциплины «Нутрициология» является формирование системных базисных знаний основных принципов рационального питания (как основной составляющей здорового образа жизни), обеспечивающих нормальный рост и развитие человека, профилактику заболеваний, продление жизни, повышение работоспособности, создание условий для адекватной адаптации к окружающей среде; познание влияния различных нутриентов на состояние здоровья человека, формирование знаний о причинах и путях коррекции дефицита питательных веществ, об организации правильного питания спортсменов, занимающихся различными видами спорта, о диетотерапии на этапах реабилитации при ряде

заболеваний.

Задачи освоения дисциплины:

  1. изучение влияния пищи и процесса потребления на здоровье человека,

  2. определение пути легкого усвоения пищи, переработки, утилизации и выведения из организма,

  3. определение мотивов выбора пищи человеком,

  4. изучение механизмов влияния этого выбора на здоровье.

В результате теоретического освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные пищевые вещества и компоненты, содержащиеся в продуктах питания;

  • пути превращения основных нутриентов в организме человека;

  • влияние пищевых веществ на организм человека;

  • основные современные теории питания; особенности различных типов питания;

  • нормы физиологических потребностей различных групп детского и взрослого населения в пищевых веществах и энергии;

  • методы исследования фактического питания;

  • классификацию и методы оценки статуса питания;

  • биологические и медицинские последствия действия недостатка и избытка компонентов пищи;

В результате практического освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • проводить поиск информации по проблемам нутрициологии;

  • использовать в своей деятельности нормативно-правовые документы в области гигиены питания;

  • научно обосновывать разработку новых продуктов питания;

  • анализировать пищевой, энергетический, метаболический статус организма;

  • составлять и анализировать пищевые рационы для различных групп населения.;

владеть:

  • методами расчета пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов;

  • методами оценки пищевого статуса и состояния питания организма.


Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций выпускника:

ОК-8 – осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-9 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10 – использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-16 – владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.



  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

(10 часов, в том числе в форме активного обучения – 4 часа)

Тема 1. Введение в нутрициологию. (1 час.)

Тема 2. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Углеводы как основной источник энергии. Гигиеническая характеристика отдельных видов углеводов пищевых продуктов. (1 час.)

Тема 3. Биологическая ценность белков, незаменимые аминокислоты и их роль. (1 час.)

Тема 4. Биологическая роль жиров, полиненасыщенных жирных кислот, холестерина. (1 час.)

Тема 5. Роль минеральных веществ в организме. (1 час.) Лекция «активное чтение» с использованием МАО (1 час.)

Тема 6. Витамины и их значение в жизнедеятельности человека. (1 час.) Лекция «активное чтение» с использованием МАО (1 час.)

Тема 7. Физиология пищеварения. (0 час., изучается самостоятельно)

Тема 8. Пищевая и биологическая ценность продуктов растительного происхождения. (0 час., изучается самостоятельно)

Тема 9. Пищевая и биологическая ценность продуктов животного происхождения. (0 час., изучается самостоятельно)

Тема 10. Пищевые и биологически активные добавки, их классификация и характеристика. (0 час., изучается самостоятельно)

Тема 11. Функциональные и обогащенные продукты питания. (0 час., изучается самостоятельно)

Лекция «круглый стол» с использованием методов активного обучения (2 час.)

Тема 12. Законы рационального питания. Рекомендуемые величины физиологической потребности в энергии и пищевых веществах. Питание взрослого трудоспособного населения. (1 час.)

Тема 13. Изучение фактического питания различных групп населения. Методы изучения и критерии оценки адекватности питания по показателям статуса питания. (1 час.)

Тема 14. Особенности питания в детском и подростковом возрасте. (0 час., изучается самостоятельно)

Тема 15. Особенности питания беременных и кормящих женщин. Питание в пожилом возрасте. Питание спортсменов. (0 час., изучается самостоятельно)

Тема 16. Питание студентов. (0 час., изучается самостоятельно)

Тема 17. Роль питания в развитии нарушений обмена веществ. Принципы построения лечебно-профилактического питания. Пищевая аллергия. (1 час.)

Тема 18. Атеросклероз, его значение в развитии сердечно-сосудистой патологии. Сахарный диабет, пищевая коррекция. Ожирение. Профилактика и диетотерапия желчекаменной болезни. (1 час.)

Тема 19. Современные проблемы питания человека. (0 час., изучается самостоятельно)



  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

(44 часа, в том числе в форме активного обучения – 14 часов)

Практические (семинарские) занятия

Занятие 1. Введение в дисциплину «Нутрициология». (2 часа)

  1. Цель и задачи изучения курса «Нутрициология», взаимосвязь с другими дисциплинами.

  2. Нутрициология как комплексная наука о питании.

  3. Влияние потребляемой пищи на здоровье человека.

  4. Историческая справка о развитии «Нутрициологии» как науки.

  5. Классические теории питания.

  6. Альтернативные теории питания.


Занятие 2. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Углеводы, как основной источник энергии. (2 часа)

  1. Знакомство с видами энергозатрат человека и методами их определения.

  2. Определение суточных энергозатрат хронометражно-табличным методом.

  3. Определение общих суточных энергозатрат.

  4. Определение суточных энергозатрат скорым методом.


Занятие 3. Биологическая ценность белков, незаменимые аминокислоты и их роль. (2 часа)

  1. Белок как основа полноценности питания.

  2. Животные и растительные белки.

  3. Аминокислоты (незаменимые и заменимые) и их значение.

  4. Рекомендуемые физиологические нормы потребности в белке.

  5. Белковая ценность пищевых продуктов.

  6. Болезни недостаточности белкового питания (алиментарная дистрофия, маразм, квашиоркор).

  7. Основные пути решения проблемы белкового питания
    населения.


Занятие 4. Биологическая роль жиров, полиненасыщенных жирных кислот, холестерина. (2 часа)

Форма проведения занятия – дискуссия (МАО).

  1. Биологическая роль и пищевое значение жиров (липидов).

  2. Состав и свойства пищевых жиров, их усвоение.

  3. Жирные кислоты и их определяющая роль в свойствах жира.

  4. Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), их значение в питании.

  5. Потребность и нормирование жира.

  6. Источники жира в питании.

  7. Стерины пищевых продуктов и их значение.

  8. Источники холестерина.

  9. Атеросклероз, его значение в развитии сердечно-сосудистой патологии.


Занятие 5. Роль минеральных веществ в организме человека. (2 часа)

  1. Роль минеральных элементов в жизнедеятельности организма.

  2. Классификация минеральных элементов.

  3. Элементы щелочного действия (кальций, магний, калий, натрий).

  4. Минеральные элементы кислотного действия (фосфор, хлор, сера).

  5. Биомикроэлементы (железо, медь, кобальт, йод, цинк, стронций и др.).

  6. Болезни, связанные с пониженным и повышенным поступлением в организм минеральных элементов.

  7. Эндемические заболевания и их профилактика (эндемический зоб, флюороз, зубной кариес, анемия и др.).

  8. Нормирование минеральных элементов в питании.


Занятие 6. Витамины и их значение в жизнедеятельности человека. (2 часа)

  1. Основные этапы развития учения о витаминах.

  2. Значение витаминов в жизнедеятельности организма.

  3. Классификация витаминов.

  4. Свойства, специфическая и неспецифическая роль, недостаточность, потребность и источники жирорастворимых (A, D, E, K) витаминов.

  5. Свойства, специфическая и неспецифическая роль, недостаточность, потребность и источники водорастворимых витаминов (B1, В2, РР, пантотеновая кислота, B6, биотин, фолацин, B12, С, Р).

  6. Витаминоподобные вещества (витамин F, оротовая кислота, инозит, холин и др.).

  7. Витаминная недостаточность и ее профилактика.


Занятие 7. Физиология пищеварения. (2 часа)

  1. Строение пищеварительной системы человека.

  2. Пищеварительные железы.

  3. Пищеварительный тракт.

  4. Пищеварение в ротовой полости.

  5. Пищеварение в желудке.

  6. Пищеварение в тонком, толстом кишечнике.

  7. Всасывание пищевых веществ.


Занятие 8. Пищевая и биологическая ценность продуктов растительного происхождения. (2 часа)

  1. Гигиеническая характеристика продуктов питания растительного происхождения.

  2. Зерновые продукты как основные источники энергии, растительного белка и витаминов группы В в питании человека.

  3. Структура зерна и питательная ценность его составных частей.

  4. Особенности аминокислотного состава зернового белка.

  5. Овощи и плоды как основной источник витаминов.

  6. Клетчатка, пектиновые и другие волокнистые вещества овощей и плодов, их значение в питании.

  7. Переработанные плоды и овощи, их пищевая и биологическая ценность.

  8. Грибы и их значение в питании.

  9. Методы сохранения биологической ценности плодов и овощей.


Занятие 9. Пищевая и биологическая ценность продуктов животного происхождения. (2 часа)

Форма проведения занятия – дискуссия (МАО).

  1. Гигиеническая характеристика продуктов питания животного происхождения.

  2. Значение молока и молочных продуктов в питании населения.

  3. Грудное вскармливание и его значение в формировании здоровья ребенка.

  4. Значение и роль мяса и мясных продуктов в питании человека.

  5. Белки мяса как источник незаменимых аминокислот.

  6. Значение рыбы и рыбных продуктов в питании.

  7. Особенности аминокислотного состава белков рыбы.

  8. Яйца как источник высокоценных белков (вителлина и др.), лецитина и холина, комплекса минеральных элементов (фосфора и др.), витаминов (A, D и др.).


Занятие 10. Пищевые и биологически активные добавки, их классификация и характеристика. (2 часа)

  1. Гигиенические принципы подхода к применению пищевых добавок.

  2. Классификация пищевых добавок.

  3. Пищевые добавки, улучшающие консистенцию и органолептические свойства продуктов (улучшители консистенции, пищевые красители, ароматические вещества, пищевые кислоты, искусственные сладкие вещества).

  4. Антимикробные вещества.

  5. Ускорители технологического процесса производства пищевых продуктов (фиксаторы миоглобина, разрыхлители теста, желеобразователи, пенообразователи и др.).

  6. Пищевые добавки, оживляющие и усиливающие вкус (глютаминат натрия и др.).

  7. Значение вкусовых веществ в питании.

  8. Пряности (горчица, перец, лавровый лист, корица, гвоздика, тмин, анис, кардамон и др.). Смеси пряностей как основа их рационального использования. Пряные овощи (укроп, петрушка, лук, чеснок, хрен и др.).

  9. Гигиенические требования к качеству вкусовых веществ.


Занятие 11. Функциональные и обогащенные продукты питания. (2 часа)

  1. Функциональные продукты питания: определение, виды, предназначение.

  2. Особенности применения и разновидности обогащенных продуктов питания.

  3. Специализированные продукты питания, их предназначение.

  4. Профилактические, лечебные и лечебно-профилактические продукты.

  5. Биологически активные добавки к пище (БАД), их классификация.

  6. Нутрицевтики и парафармацевтики.

  7. Требования, предъявляемые к веществам, используемым в качестве БАД.

  8. Пребиотики. Пробиотики.

  9. Воздействие обогащенных продуктов и БАД на организм человека.

Занятие 12. Законы рационального питания. Рекомендуемые величины физиологической потребности в энергии и пищевых веществах. Питание взрослого трудоспособного населения. (2 часа)

  1. Рациональное питание и основные гигиенические требования к его построению.

  2. Рекомендуемые величины физиологической потребности в энергии и пищевых веществах как основа построения рационального питания в организованных коллективах и критерии оценки состояния фактического питания населения.

  3. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных возрастных и профессиональных групп населения Российской Федерации. МР 2.3.1.2432 -08. МЗ РФ. М. 2008.

  4. Определение собственной физиологической потребности в энергетической ценности и основных пищевых веществах.


Занятие 13. Изучение фактического питания различных групп населения. Методы изучения и критерии оценки адекватности питания по показателям статуса питания. (2 часа)

  1. Методы изучения фактического питания.

  2. Алиментарный статус как интегральный и репрезентативный показатель состояния здоровья.

  3. Классификация видов статуса питания.

  4. Критерии оценки адекватности питания по показателям статуса питания.

  5. Оценка своего пищевого статуса по антропометрическим показателям.


Занятие 14. Особенности питания в детском и подростковом возрасте. Питание спортсменов. (4 часа)

  1. Особенности обмена веществ у детей.

  2. Роль питания в формировании здоровья ребенка.

  3. Особенности обмена веществ беременных и кормящих женщин.

  4. Энергетическая ценность рациона питания беременных и кормящих.

  5. Особенности обмена веществ у спортсменов.

  6. Принципы питания лиц пожилого и старческого возраста.

  7. Определение суточных физиологических нормативов питания, в соответствии с полученным заданием.

  8. Распределение суточных нормативов питания по отдельным приемам пищи, в соответствии с полученным заданием.

  9. Составление суточного рациона питания с учетом физиологических требований, в соответствии с полученным заданием.

Занятие 15. Питание студентов (4 часа)

  1. Факторы, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье лиц умственного труда, принципы построения их питания.

  2. Особенности образа жизни студентов.

  3. Особенности построения режима питания студентов.

  4. Качественный и количественный состав рациона питания учащейся молодежи.

  5. Медико-профилактические рекомендации по улучшению питания студентов.

  6. Составить меню - раскладку собственного суточного рациона питания.

  7. На основании меню-раскладки подготовить отчет о собственном питании.

  8. Дать оценку собственному питанию.

  9. Подготовить рекомендации для рационализации собственного питания.


Занятие 16. Основы клинической нутрициологии (4 час.)

  1. Роль питания в развитии нарушений обмена веществ.

  2. Классификация алиментарных болезней.

  3. Болезни и синдромы недостаточного питания: белково-энергетическая недостаточность, витаминная недостаточность, минеральная недостаточность, недостаточность незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, неустановленные виды недостаточности питания.

  4. Болезни и синдромы избыточного питания: энергетическая избыточность, синдром белковой избыточности питания, синдром избыточности ПНЖК, витаминная и минеральная избыточность.

  5. Пищевая аллергия.

  6. Наиболее часто встречающиеся пищевые аллергены.

  7. Признаки аллергии, виды, профилактика.

  8. Атеросклероз, механизм его развития.

  9. Значение атеросклероза в формировании сердечно-сосудистой патологии.

  10. Причины развития сахарного диабета, виды диабета.

  11. Диеты длительного применения в лечении больных сахарным диабетом.

  12. Ожирение: причины, классификация, диагностика.

  13. Основные направления и диетологические принципы алиментарной профилактики ожирения.

  14. Диетологические принципы построения рационов при лечении больных с желчно-каменной болезнью.


Занятие 17. Современные проблемы питания человека. Генетически модифицированные продукты (2 час.)

Форма проведения занятия – дебаты (МАО).

  1. История создания первых трансгенных растений.

  2. Перспективы использования генной инженерии в сельском хозяйстве для изменения агротехнических характеристик культур с целью увеличения их урожайности, а также улучшения пищевой и кормовой ценности продукции.

  3. Законодательное регулирование использования генно-инженерных технологий в сельскохозяйственном производстве.

  4. Критерии и методические подходы к оценке безопасности пищевых продуктов и кормов из генетически модифицированных источников (ГМИ).

  5. Влияние технологической обработки пищи на содержание рекомбинатной ДНК в продуктах.



  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

  1. Нутрициология как наука. Цели, задачи, связь с другими науками.

  2. Теории питания.

  3. Понятие об основном обмене.

  4. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи.

  5. Макронутриенты: белки, жиры, углеводы.

  6. Биологическая ценность белков, незаменимые аминокислоты и их роль.

  7. Биологическая роль жиров, полиненасыщенных жирных кислот, холестерина.

  8. Значение разных видов углеводов в организме.

  9. Роль минеральных веществ в организме .

  10. Жирорастворимые витамины, их роль в организме.

  11. Водорастворимые витамины, их роль в организме.

  12. Значение антиоксидантных витаминов, витаминизация продуктов, основные причины гиповитаминозов.

  13. Концепция сбалансированного питания.

  14. Пищевые добавки. Их роль в сохранении здоровья.

  15. Биологически активные вещества.

  16. Пищевая и биологическая ценность фруктов и овощей.

  17. Пищевая и биологическая ценность злаков.

  18. Пищевая и биологическая ценность мяса и мясопродуктов.

  19. Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов.

  20. Пищевая и биологическая ценность рыбы.

  21. Строение пищеварительной системы человека.

  22. Пищеварение в ротовой полости.

  23. Пищеварение в желудке.

  24. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.

  25. Понятие о рациональном питании.

  26. Основные принципы рационального питания.

  27. Методы изучения фактического питания.

  28. Оценка статуса питания.

  29. Составление рационов питания для здоровых лиц с учетом возраста, рода деятельности.

  30. Особенности питания беременных женщин и кормящих матерей.

  31. Особенности питания в детском возрасте.

  32. Особенности питания в пожилом возрасте.

  33. Роль питания в нарушении обмена веществ.

  34. Атеросклероз, его значение в развитии сердечно-сосудистой патологии.

  35. Факторы, способствующие развитию атеросклероза.

  36. Общая характеристика антиатеросклеротической диеты.

  37. Лечебное голодание.

  38. Коррекция нарушения обмена веществ лечебным питанием.

  39. Принципы построения лечебно-профилактического питания.

  40. Факторы, влияющие на развитие пищевой аллергии и способы снижения пищевой аллергенности.

  41. Наиболее распространенные пищевые аллергены и их особенности.

  42. Диабет, факторы способствующие развитию диабета.

  43. Ожирение, частота и влияние на продолжительность жизни.

  44. Диетотерапия при ожирении.

  45. Желчекаменная болезнь, причины ее развития.

  46. Профилактика и диетотерапия желчекаменной болезни.

  47. Разгрузочные рационы, режим питания.




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Рефераты

  1. Классические теории питания.

  2. Альтернативные теории питания.

  3. Последствия белковой недостаточности в питании.

  4. Последствия избытка белка в питании.

  5. Холестерин и его роль в организме человека.

  6. Биологическая роль простых углеводов. Последствия их избыточности в питании.

  7. Источники пищевых волокон, их оздоровительное действие на организм человека.

  8. Биологическая роль витамина С, последствия недостаточности в питании.

  9. Биологическая роль витамина Д, последствия недостаточности в питании.

  10. Биологическая роль витамина А, последствия недостаточности в питании.

  11. Биологическая роль витаминов группы В, последствия недостаточности в питании.

  12. Биологическая роль кальция, последствия недостаточности в питании.

  13. Биологическая роль фтора, последствия недостаточности в питании.

  14. Биологическая роль йода, последствия недостаточности в питании.

  15. Биологическая роль железа, последствия недостаточности в питании.

  16. Пищевая ценность молока и молочных продуктов.

  17. Пищевая ценность мяса и мясных продуктов.

  18. Пищевая ценность продуктов переработки зерна.

  19. Пищевая ценность овощей и фруктов.

  20. Группы биологически активных добавок.

  21. Отличие биологически активных добавок от пищи и лекарственных средств.

  22. Преимущества грудного вскармливания.

  23. Особенности питания детей младшего возраста.

  24. Особенности питания подростков.

  25. Особенности питания спортсменов.

  26. Особенности питания в пожилом возрасте.

  27. Атеросклероз, причины развития, последствия, профилактика.

  28. Сахарный диабет 2 типа, пищевая коррекция.

  29. Алиментарное ожирение, пищевая коррекция.

  30. Пищевые аллергии, признаки, профилактика.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература

  1. Общая нутрициология : учеб. пособие для мед. вузов / А. Н. Мартинчик, И. В. Маев, О. О. Янушевич. - М. : МЕДпресс-информ, 2005. - 392 с.

  2. Скальный А.В., Рудаков И.А., Нотова С.В.и др.. Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. - 117 с.

  3. Скальный А.В., Рудаков И.А., Нотова С.В. и др. Нутрициология: основные понятия и термины. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 49 с.

  4. Позняковский В.М., Влощинский П.Е., Дроздова Т.М. Физиология питания: Учебник. Издательство: Сибирское университетское издательство, 2007 г. 352 с.

  5. Хорошилов И.Е., Панов П.Б. Клиническая нутрициология. СПб.: ЭЛБИ. 2009. 284 с.

  6. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных возрастных и профессиональных групп населения Российской Федерации. МР 2.3.1.2432 -08. МЗ РФ. М. 2008. 41 с.

  7. Encyclopedia of Human Nutrition. Caballero B., Allen L., Prentice A. Elsevier Academic press. 2005. 2163 p.

  8. Digestion and Nutrition. Robert J. Sullivan. Chelsea house publishers. 2004. 119 p.

  9. The vitamins. Fundamental aspects in Nutrition and health. Gerald F. Combs. Elsevier Academic press. 2008. 603 p.

  10. Dictionary of food science and nutrition. Batcman H., Sargeant H., McAdam K. AлC Black publishers Ltd. 2006. 289 p.


Дополнительная литература:

  1. Нестерова А.В. Лечебное питание при сахарном диабете. Издательство: Вече, Москва. 2005. 80 с.

  2. Морозкина Т.С., Мойсеёнок А.Г. Витамины. Краткое руководство для врачей и студентов медицинских, фармацевтических и биологических специальностей. Минск: «Асар». 2002 г. 114 с.

  3. Биохимические основы жизнедеятельности человека : учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Филиппович - М. : ВЛАДОС, 2005. - 404 с.

  4. Полная энциклопедия здорового питания. А. В. Маркова. - М. : ЭКСМО- Пресс ; СПб. : Сова, 2002. - 544 с.

  5. Гигиена питания : учебник / А. А. Королев ; УМО по мед. и фармац. образованию вузов России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ACADEMA, 2007. - 528 с.

  6. Пшендин, А. И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов / А. И. Пшендин . - СПб.: Изд-во Олимп,1999. - 160 с.

  7. Тутельян, В. А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека: справочное руководство по витаминам и минеральным веществам / В. А. Тутельян, Б. Б. Спиричев, Б. А Суханов, В. А.Кудашева - М., 2001.- 150 с.

  8. Гурвич М. М.,
 Лященко Ю. Н. Лечебное питание. Полный справочник. Издательство: Эксмо 2009 г., 801 с.

  9. Ткаченко, И. Б. Физиологические основы здоровья человека: учебник / Б. И. Ткаченко. – Санкт-Петербург; Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001 – 728 с.

  10. Химический состав пищевых продуктов: Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий / под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгорева. М.: ВО «Агропромиздат», 1987. 224 С.

  11. Химический состав блюд и кулинарных изделий. Справочные таблицы по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий / под ред. И. М. Скурихина, М. Н. Волгарева. М., 1994.

  12. Principles of human nutrition. Eastwood M. Blackwell Science. 2003. 688 p.

  13. Nutritional supplements in sports and exercise. Greenwood M., Douglas S. Kalman, Jose Antonio. Humana Press. 2008. 538 p.

  14. The Gale encyclopedia of diets. Gail Th., Jacqueline L. Lorce. 2008. 1115 p.

  15. Encyclopedia of food sciences and nutrition. Caballero B. Academic press. 2003. 6406 p.

Интернет ресурсы

  1. Дружинин П.В., Новиков А.Ф., Алешин С.В. Синдром "Х" - "Метаболический синдром" (состояние высокого риска): Методические рекомендации. - М.: Факультет повышения квалификации медицинских работников РУДН, 2005. - 41 с http://window.edu.ru/resource/793/61793.

  2. Скальный А.В., Рудаков И.А., Нотова С.В., Бурцева Т.И., Скальный В.В., Баранова О.В. Нутрициология: основные понятия и термины: терминологический словарь. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. - 49 с. http://window.edu.ru/resource/664/19664




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины производственная санитария...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Нутрициология», «Пищевая...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» icon«Учебно-методический комплекс «Инженерно-производственная подготовка, семестровая работа»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Микробиология продовольственных...
«Товароведение и экспертиза товаров» (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров) в...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс «Производственная практика»
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Производственная санитария» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск