Скачать 176.09 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФГОУ ВПО ОРЁЛ ГАУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОсновной образовательной программы (ООП)250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Дисциплина ОД.12. «Экология» Орел, 2010 Одобрена Составлена в соответствии с ПЦК «МиЕНД» Государственными требованиями Протокол № «___» от «__________» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Председатель ПЦК «МиЕНД» Заместитель директора Протокол № ____от «______» по учебной работе ________________В.А.Яковлев _____________ А.В.Кондыков «__» ___________ 201 г. «___» ____________ 201 г. Автор: преподаватель ПЦК « МиЕНД Е.С.Винокурова Рецензенты: внешний: внутренний: преподаватель Строительного колледжа ФГОУ ВПО «ОРЁЛ ГАУ» Н.В.Котова. Пояснительная записка. Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям ОСК Орёл ГАУ при очной форме обучения по базовому уровню Она разработана с учетом действующего сборника по экологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта экологического образования. Рабочая программа предусматривает составление рефератов, проведение экскурсий с целью закрепления полученных теоретических знаний. Курс «Экология» синтезирует данные различных отраслей биологии, географии, физики, химии, истории, обеспечивая закрепление межпредметных связей. В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и обеспечивающих устойчивое, самоподдерживающее равновесие в биосфере, определяющее возможность сохранение жизни на Земле. Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» по всем специальностям рассчитана на 39 ч. и состоит из следующих разделов:
При изучении учебной дисциплины «Экология» по всем специальностям используются такие формы рубежного контроля как самостоятельная работа студентов в аудитории, тестовые задания, контрольная работа. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о противоречиях между природой и обществом на современном этапе. знать: - основные понятия и закономерности экологических процессов:
уметь:
Тематический план учебной дисциплины «Экология»
Содержание учебной дисциплины. Раздел 1. Основы экологии. Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки. В результате изучения темы 1 студенты должны: иметь представление о законах природы, принципах рационального природопользования знать об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности, современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера, методы экологических исследований; уметь определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие. История взаимодействия человека и природы; актуальность экономических проблем в современном мире. Структура экологии и содержание этой современной науки. Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. В результате изучения темы 2 студенты должны: иметь представление об основных средах жизни, их влиянии друг на друга знать термины «факторы среды», «условия существования организмов», законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы. уметь определять оптимальное и ограничивающее, действие факторов среды, приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания, различать многообразные жизненные формы растений и животных. Определение среды обитания, четыре основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды, абиотические, биотические и антропогенные факторы среды, законы действия факторов, положения эволюционной теории Ч. Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды. Тема 3.Основные среды жизни. 3.1. Наземно-воздушная среда. Атмосфера. В результате изучения темы 3.1. студенты должны: иметь представление об особенностях приспособления организмов в наземно – воздушной среде знать строение и состав атмосферы и воздуха, примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека, температура, терморегуляция, взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на здоровье человека, состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы, патологи в световосприятии, смог (типы). уметь приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека, применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту, создавать искусственный микроклимат. Оболочки Земли и слоистое строение атмосферы. Световой и температурный режимы- важнейшие факторы наземно-воздушной среды, световые и температурные адаптации, загрязнения наземно-воздушной среды. 3.2. Водная среда обитания. Вода в природе. В результате изучения темы 3.2. студенты должны: иметь представление о круговороте воды в природе знать виды и формы воды, запасы пресной воды, источник питьевой воды в природе, круговорот воды в природе, химический состав воды и его влияние на здоровье населения, эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде, бытовые методы очистки воды, источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяйственно-бытовые, сельскохозяйственные. уметь пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья, определять приблизительное состояния водоемов- нет ли «заморов», «цветения воды», составлять индивидуальные карты расхода воды и применять их для экономии воды. Распределение вод в гидросфере, свойства водной среды обитания, вода как компонент внутренней среды организмов, водные ресурсы, темпы их использования человеком и возможности пополнения, загрязнение водоемов и пути их охраны. 3.3. Почва как среда обитания. В результате изучения темы 3.3. студенты должны: иметь представление об основных характеристиках почвы знать определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы, роль почвенной флоры и фауна в круговороте элементов в биосфере, почвообразование и самоочищение почвы, возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву, способы их уничтожения в процессе минерализации, гигиеническое значение почвы. уметь предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового опада в парках, садах, на городских газонов. В. В. Докучаев о почве, почва - богатейшая среда обитания для живых организмов, строение и составные компоненты почвы, антропогенное загрязнение почв, значение почвы в круговороте биогенных элементов и обеззараживание отходов. Тема 4. Популяции, их структура экологические характеристики. В результате изучения темы 4 студенты должны: иметь представление о структуре популяции знать об отношениях организмов в популяциях, понятие популяция, их демографическую структуру, динамику численности популяции и ее регуляцию в природе. уметь использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических процессов, объяснять механизм устойчивости популяции, рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме. Экологическое определение популяций, пространственная, половая и возрастная структура популяций, колебание численности популяций и динамика популяций различных климатических зон. Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз.. 5.1. Структура и типы экосистем. В результате изучения темы 5.1. студенты должны: иметь представление знать определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», взаимосвязь экосистем на нашей планете, состав экосистем, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды), типы экосистем. уметь изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды, делать прогнозы состояния экосистем. Самостоятельная работа: реферат «Продуктивные экосистемы» Экосистемы-совокупность взаимодействующих организмов и условий среды, учение В. Н. Сукачева о биогеоценозе, размеры и границы экосистем, общие законы, поддерживающие равновесие различных частей сообщества, компоненты и состав экосистем, трофические цепи и группы, смена биоценозов под воздействием внешних и внутренних факторов. 5.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие. В результате изучения темы 5.2. студенты должны: иметь представление о конкурентных отношениях между организмами знать определение экологического равновесия, обратимые необратимые изменения в экосистемах, экологическая ниша, типы взаимодействий организмов. уметь определять равновесие экосистем, какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме. Принцип устойчивости экосистем - экологическое равновесие, последствия его нарушения, распределение организмов по экологическим нишам, типы взаимодействий: нейтрализм, конкуренция и др. Самостоятельная работа: заполнение таблицы «Формы симбиоза» 5.3. Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязнения. В результате изучения темы 5.3. студенты должны: иметь представление об антропогенных источниках загрязнений знать естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность, виды загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах и методы определения загрязнений. уметь устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии, составить схему искусственной экосистемы. Виды естественных экосистем, их использование человеком, земельные ресурсы и продукты питания, антропогенные загрязнения агроэкосистем и сельскохозяйственной продукции, сущность и значение «зеленых революций». Самостоятельная работа: реферат «Антропогенное загрязнение агроэкосистем» 5.4. Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение. В результате изучения темы 5.4. студенты должны: иметь представление о демографических проблемах нашей страны знать прогнозы численности населения Земли, тенденции изменения соотношения городского и сельского населения, состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов. уметь пользоваться справочной и учебной литературой для сравнения уровней загрязнения атмосферы, почвы, воды в городах по ПДК, ПДВ, выявлять группы риска. Демографическая проблема и урбанизация, экологическая ситуация в городах, микроклимат города, состояние атмосферы в городе, меры борьбы в городах, роль зеленых насаждений в городских экосистемах. Самостоятельная работа: подготовка реферата «Влияние факторов ОС на здоровье человека» Тема 6. Образ жизни и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека. 6.1. Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. В результате изучения темы 6.1. студенты должны: иметь представление видах физических загрязнений знать о последствиях шумового загрязнения городской среды для здоровья человека, меры борьбы с шумовыми воздействиями, о действии радиоактивных частиц на живые клетки и ткани, о роли иммунной системы в адаптивных возможностях человека, о веществах-радиопротекторах, об отрицательном воздействии электромагнитных полей на человека. уметь определять источник излучения и их потенциальную опасность, оценивать дозы облучения. Проблемы шума в городах, радиации и иммунитет, электромагнитное загрязнение, виды электромагнитных полей, магнитные бури, нарушения в живом организме при действии ЭМИ, меры защиты от ЭМИ. Самостоятельная работа: подготовка реферата «Физические загрязнители ОС» 6.2. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов. В результате изучения темы 6.2. студенты должны: иметь представление о биоритмах организмов знать основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным условиям, виды и типы биоритмов, роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов, связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ, зависимость сопротивляемости организма человека и некоторых заболеваний от нарушения биоритмов. уметь учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течение дня. Внутренние и внешние ритмы организмов, работы А. Л. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности: суточные, годичные, лунный месяц, приливно-отливные ритмы, задачи хронобиологии, хрономедицины, ритмы работоспособности. Тема 7. Биосфера. Учение В.И. Вернадского О биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. В результате изучения темы 7. студент должны: иметь представление о структуре и составе биосферы знать о биосфере как глобальной системе, о месте Человека в этой экосистеме, экологические связи человечества, современные отношения человека и природы, характер формирования биосферы и техносферы. уметь объяснять принципы обратных связей в природе. Общие сведения о биосфере, глобальные проблемы биосферы: угроза «парникового эффекта», разрушение озонового слоя, аридизация суши, истощение природных ресурсов. Самостоятельная работа: составление схем круговорота биогенных элементов. Раздел 2. Рациональное природопользование. Тема 8. Научные основы и принципы рационального природопользования. Перспективы развития энергетики. В результате изучения темы 8 студенты должны: иметь представление о принципах рационального природопользования знать современный смысл термина «природопользование», исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли, масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы, источники дополнительных ресурсов для жителей Земли, дополнительные источники энергии. уметь применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы, соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности, определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий. Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация ресурсов, правила рационального природопользования, задачи социальной экологии, пути предотвращения истощения ресурсов, безотходные технологии и использование альтернативных источников энергии. Тема 9. Охрана окружающей среды. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Использование ресурсов Мирового океана. Рациональное использование и охрана лесов. В результате изучения темы 9 студенты должны: иметь представление об эндемиках и космополитах знать каким образом должна быть организована охрана природы, почему необходимо охранять те или иные виды животных, растений, территории, структуру и назначение Красной книги, заповедники, заказники, национальные парки, их назначение, природные богатства Мирового океана и возможности их использования, богатства лесов и их значение в биосфере. уметь определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах и парках, заповедниках. Охрана природы - элемент сохранения экологического равновесия на планете, сведения о Красной книге и внесенных в нее представителях животного и растительного мира, особо охраняемые территории, использование ресурсов Мирового океана, охрана и рациональное использование лесов. Тема 10. Правовые и социальные аспекты экологии. Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг. В результате изучения темы 10 студенты должны: иметь представление о роли России в организации мероприятий по охране природы знать об экологических кризисах, научно обоснованных мерах их предотвращения, схемы безотходных производств, об экономии энергии и разработке новых источников энергии, об отношении общества к жизненной среде человека (материалы конференции в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), об экологизации образования, о праве на здоровую жизненную среду, о Белой книге, экологически чистых технологиях и производствах. уметь разбираться в экологических справочниках и нормативно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды. История российского природоохранного законодательства, экологическое право, основные направления современной государственной экологической политики, обеспечение экологических законов. Средства обучения:
Литература: Основная: Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М.: МДС, 2010 г. Стадницкий Г. В., Яковлева О. И., Прохоров Б. В. Охрана природы (основы рационального природопользования). - М., Лесная промышленность, 2010 г. Чернова Н. М., Галушин . М., Константинов В. М. Основы экологии. –М.: Просвещение, 2010 г. Дополнительная: Алексеев С. В. Экология. -СП б.: СМИО Пресс, 2009 г. Глазачев С. Н., Кокай Е. А. Очерки социальной экологии. - М.: Горизонт, 2009г. Мамедов Н. М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии.2010г. |
Российская федерация министерство сельского хозяйства федеральное... ... | Российская федерация министерство сельского хозяйства федеральное... Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля | ||
Российская федерация министерство сельского хозяйства федеральное... «Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее... | Министерство сельского хозяйства РФ Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111801... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 250700... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |