Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе





Скачать 106.63 Kb.
НазваниеЭколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе
Дата публикации12.01.2015
Размер106.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Иванова Е.В.

Эколингвистика и метафорическая картина природы

в медийном экологическом дискурсе

Перевод и сопоставительная лингвистика: Периодический научный журнал / Отв. ред. А.Б. Шевнин. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2007. – С. 119-126.
История возникновения и становления любой научной дисциплины неразрывно связана с историей общества, и эколингвистика не стала исключением. Весь XX в. характеризуется бурным и всё возрастающим развитием экономики, новых отраслей наук и непрерывным совершенствованием средств массового уничтожения людей на случай 3й мировой войны. Человечество находится на грани самоуничтожения. Ему со всех сторон угрожают экологические катастрофы, опасность которых увеличивается из-за неразумной деятельности человека, из-за непрестанного нарушения экологического равновесия в самых разных уголках планеты. Человек сам роет себе могилу безумным поведением, варварским отношением ко всему окружающему его материальному миру. Поэтому возникает необходимость привлекать на борьбу с надвигающимся экологическим кризисом также различные ветви человековедения, в частности, лингвистику как науку о явлениях и сущностях памяти, мышления и речи в условиях единства биологического и социального.

Эколингвистика – это новая ветвь языкознания, попытка объединения методов познания экологических процессов и современных подходов к исследованиям в области лингвистики. Эколингвистика призывает людей к разумному поведению в общественной и природной сферах, вносит вклад в разработку принципов взаимоотношений человека с живой и неживой природой.

Эколингвистика формируется на выявлении законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка, и исследует роль языка в возможном решении проблем окружающей среды.

На сегодняшний день в эколингвистике последовательно выделяются два поднаправления:

- экология языка (по А. Хаугену), которая «отталкивается» от экологии и метафорически переносит на исследование языка экологические понятия (само понятие экологии, окружения, экосистемы), принципы и методы экологии: работы В. Трампе, А. Филла, И. Шторк, П. Финке.

- языковая экология (по М. Халлидею), которая рассматривает экологические проблемы, опираясь на языкознание и его методы. Языки и тексты анализируются с точки зрения их «экологичности», исследуется роль языка в описании проблем окружающего мира – подчёркивание и усиление их или помощь в решении. К этому направлению относится изучение связи между языком и «экологическими» вопросами, отражение в языке проблем взаимодействия человека с природой, окружающим его миром): М. Дёринг, П. Мюльхойслер. Исследование языкового отражения проблем окружающей среды сопоставляется с анализом соответствующих областей дискурса.

Эколингвистическая теория метафоры, представленная в данном исследовании, занимается в рамках языковой экологии изучением функций концептуальной метафоры в медийном экологическом дискурсе при описании актуальных экологических проблем. Проведение исследований в данном направлении представляется нам перспективным и многообещающим и в проекции на решение лингвистических задач, и в аспекте общечеловеческих ценностей.

Язык — зеркало культуры, в нём отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Язык показывает не мир вообще, а мир в восприятии человека. Одновременно в зеркале языка отражается и сам человек, его образ жизни, его поведение, взаимоотношения с другими людьми, система ценностей, культура — мир в человеке.

Взаимодействуя со своим окружением, язык как факт социальной жизни общества неизбежно подвергается постоянным изменениям, формируется, развивается и приспосабливается к изменяющимся естественным и культурным условиям, испытывая на себе постоянное влияние экстралингвистических факторов, взаимодействуя с окружающей средой. Содержание языка неразрывно связано с культурой. Язык и культура находятся в состоянии прямой взаимосвязи и взаимодействия.

Язык является признаком всякого общества на всех этапах его существования. Развитие и богатство языка есть результат одновременного развития общества, науки и культуры. Язык в своей лексике более или менее точно отражает культуру, физическую и социальную среду, которые он обслуживает. Это отношение к языку можно перенести и на метафору.

Концептуальные метафоры, наряду с паремиями, афоризмами называются носителями культурологической концептуальной информации. Концептуальная метафора рассматривается нами как основное средство концептуальной системы, с помощью которого мы понимаем и воспринимаем один тип объектов в терминах объектов другого типа, как средство осмысления некоторой более абстрактной сферы в терминах конкретной сферы.

Концептуальная метафора – языковая структура, представляющая языковой опыт народа в метафорических образных моделях или мысленных моделях: эти модельные представления возникли в результате взаимодействия человека с его культурным окружающим миром и показывают отношение человека к природе и его положение в ней.

Метафоры выполняют в экологическом дискурсе когнитивную функцию обработки и переработки информации, раскрытия смысла высказывания и привлекаются для представления различных образных моделей природы.

Опираясь на критерии типологии дискурса, предложенные Красных В.В. [Красных 1999], мы рассматриваем экологический дискурс как массив текстов по экологии, выражение в языке экологических тем и проблем. При полевом подходе можно разграничить прежде всего институциональный научный экологический дискурс, в рамках которого используются только тексты, созданные экологами (научные статьи, исследования и др.), и медийный (или публицистический [Миронова 1997; Гурочкина 1999], массово-информационный [Карасик 2000], масс-медиальный [Желтухина 2003], медиадискурс [Будаев, Чудинов 2006]) экологический дискурс, в рамках которого используются преимущественно тексты, созданные журналистами и распространяемые посредством прессы, телевидения, радио, интернета.

Участниками научного экологического дискурса являются исследователи-экологи как представители научной общественности, при этом характерной особенностью данного дискурса является принципиальное равенство всех участников общения. Клиенты научного экологического дискурса чётко очерчены только на его периферии, это широкая публика, которая читает научно-популярные журналы и смотрит телепередачи на соответствующие темы, с одной стороны, и начинающие исследователи, которые проходят обучение на кафедрах и в лабораториях, с другой стороны.

К ядру экологического дискурса будут относиться т.о. научные статьи, монографии, диссертации, научные доклады, выступления на конференциях, стендовые доклады, научные отчёты, рецензии, рефераты, аннотации, тезисы и т.д. на экологические темы.

На периферии находятся тексты, имеющие нейтральные признаки дискурса, к которым относятся признаки других типов дискурса, проявляющиеся «на чужой территории», т.е. транспонированные признаки (например, элементы экологического дискурса – в медийном дискурсе). Участниками медийного экологического дискурса являются журналисты как представители института и клиенты – публика, потребители информации. Цель медийного экологического дискурса – оказывать дифференцированное воздействие на максимально широкую аудиторию посредством её информирования и оценки сообщаемой информации [Желтухина 2003].

Более частные различия внутри медийного дискурса описываются с помощью понятия жанра. Основными жанрами медиаречи являются новости, информационно-аналитические тексты (комментарии) и реклама. Жанровая структура современной периодической печати находится в постоянном движении и претерпевает трансформации: происходит смешение жанров, некоторые жанры исчезают, и появляются новые их разновидности. Одним из самых важных жанров медийного дискурса являются новости. Новостные материалы включают в себя широкий диапазон текстов. В поле зрения нашего исследования оказывается только один вид новостных материалов – сообщения о природных катастрофах.

Периферию экологического дискурса составляют также тексты, созданные «рядовыми гражданами», которые, не являясь профессиональными экологами или журналистами, эпизодически участвуют в экологической коммуникации. Это могут быть разного рода письма и обращения, адресованные политикам или государственным учреждениям, письма в СМИ, бытовые разговоры, связанные с экологическими проблемами и др. Подобные тексты находятся в сфере пересечения экологического и бытового дискурсов.

Границы между названными разновидностями экологического дискурса не вполне отчётливы, нередко приходится наблюдать их взаимное пересечение. Сообщения на актуальные экологические темы в СМИ мы рассматриваем как тексты, принадлежащие экологическому медийному дискурсу и представляющие собой разновидность новостных материалов.

Средства массовой информации пестрят сообщениями о природных катастрофах: повсюду происходят ураганы, землетрясения, наводнения, пожары, засухи. Последствия некоторых из этих катастроф сравнимы с потерями в результате региональных военных конфликтов. Часто катастрофы представляются как Божья кара за деяния человека. Метафорическая модель «Природная катастрофа – действие высших сил» является одной из самых распространённых концептуальных метафор в медийном экологическом дискурсе.

Если взглянуть на историческое и геологическое прошлое через призму мифологии, мы увидим, что многие реальные природные катастрофы нашли своё отражение в мифах народов мира. Человек всегда обожествлял природу и испытывал страх перед её силами. В культуре каждого народа есть описание борьбы богов, изображенное как сражение стихий, или выражение гнева богов в природных катаклизмах. До XVII века природные катастрофы представлялись, даже среди интеллигенции, как феномен, противопоставленный божественному порядку всего сущего, как что-то хаотическое, что в конце концов толковалось как предупреждение Бога. Природные катастрофы посылались Богом, и поэтому их невозможно было предотвратить или избежать. Единственное, что мог сделать человек - исповедоваться и молиться.

В сельской местности религиозные представления в восприятии природных катастроф сохранялись вплоть до XX века, городская элита уже с Возрождения обратилась к новой, естественнонаучной картине мира. Но и сегодня природные катаклизмы заставляют человека усматривать в этом именно руку Высшей силы, лишают уверенности в своих возможностях и заставляют обратить внимание на свой внутренний мир. Когда в очередной раз происходит природная катастрофа с многочисленными человеческими жертвами, люди невольно задумываются, почему это происходит.

В рамках данной метафорической модели выделяются 2 антонимичных фрейма: Природная катастрофа – это наказание Бога и Природная катастрофа – это происки Сатаны.

Фрейм: Наказание Бога

Бог со времен всемирного потопа наказывает человечество за отступничество и гордыню, поэтому для объяснения данного природного феномена часто используются такие номинативные единицы, как удар судьбы, божий суд, грех, наказание Бога, месть, приговор, штраф. Если говорят о наводнении, упоминается библейский (всемирный) потоп:

«Über Nordmähren ist die Sintflut hereingebrochen…» [SZ, 8.6.1997, с. 10]. (Над Северной Моравией разразился всемирный потоп…).

Составляющие данный фрейм слоты:

Слот: Причина наказания

Бог наказывает человека за различные проступки, за грехи и недостойное поведение, за высокомерие, чванство и самоуверенность, сладострастие и чревоугодие, т.е. за невыполнение его заповедей, например:

Die Flut bestrafte uns für unser Selbstbewusstsein und für unsere Arroganz» [SZ 15.6.2005. S. 4]. (Наводнение наказало нас за нашу самоуверенность и наше высокомерие).

или:

«Natürlich frage ich mich, ob vielleicht auch diese hemmungslose Wollust, dieser Uberfluss, diese Völlerei an jenen zahlreichen Festen, Gottesstrafe über unsere Gegend brachten – erbarmungslos wie dieses Erdbeben war. Nicht?» - (Конечно я спрашиваю себя, может быть из-за нашего необузданного сладострастия, этого излишества, этого чревоугодия на наших праздниках, Бог покарал нас – беспощадно этим землетрясением. Не так ли?).

Слот: Божий суд

«In Algier wurden in der Zeitung «El Watan» die Augenzeugenberichten veröffentlicht: «Ich bin sicher, das ist ein Gottesgericht, Gott ist wütend wegen unserer Tätigkeit»,- sagte Einwohner» [www.stern.de; 24.05.03]. (В Алжире в газете «El Watan» были опубликованы свидетельства очевидцев: «Я уверен в том, что это божий суд, Бог разгневан на нас из-за нашей деятельности», - заявил один житель).

«Eine Sintflut ist definiert als göttliches Strafgericht» [welt.de]. (Наводнение/потоп рассматривается как божественный уголовный суд/расплата, наказание).

Слот: Исполнитель наказания

Природная катастрофа часто представляется в прессе как исполнитель приговора Бога. Землетрясения, наводнения и цунами лишь выполняют его волю:

«…Die Sintflut wurde von Gott als Strafe über die sündige Menschheit verhängt» [Die Welt Online]. (… Наводнение было объявлено Богом как наказание грешному человечеству).

«Auf des Gottes Geheiß spaltete jedoch ein Erdbeben das Gemäuer, seine Bande verschwanden». [Gustav Schwab - Sagen / Pentheus]. (По велению Бога землетрясение раскололо стены, его банды пропали).

Слот: Виды наказания

Бог может напустить на человека природную катастрофу, устроить конец света, может отнять жизнь, которую он одолжил людям:

Zulkiflis Frau, die Haare sittsam unter einem lindgrünen Kopftuch verborgen, nimmt es als unvermeidbaren Schlag hin. »Gott«, sagt sie, »hat uns das Leben nur geliehen.« [ZEIT 4.1.2005 Nr.1]. (Жена Зулкифлиса, волосы скоромно спрятаны под нежно-зелёным платком, относится к этому как к неизбежному удару. «Бог», - говорит она, «только одолжил нам жизнь»).

«Etwas zu säuselig und brüderlich kommt der Text nun bei Mellies daher, das Vernichtungsgeschehen der Sintflut etwa - immerhin begeht Gott hier einen Massenmord - bleibt ganz ohne Schrecklichkeit» [Sьddeutsche Zeitung 2001]. (… Бог совершает массовое убийство ).

Слот: Способ избежать наказания

Единственный способ избежать наказания – это соблюдать заповеди Бога и жить в согласии с его природой:

«In der Bibel ist geschrieben, dass alle sinthaften Menschen innerhalb der Sintflut umkommen und nur ehrliche Menschen diese Katastrophe erleben. Nach der Sintflut kommt ein neues Leben auf die Erde. Wir müssen viel betten, um diese Katastrophe zu vermeiden» [Junge Freiheit 2004 № 3 S.3]. (В Библии написано, что все грешные люди во время всемирного потопа погибнут и только безгрешные спасутся. После наводнения на Земле наступит новая жизнь. Мы должны много молиться, чтобы предотвратить эту катастрофу).

«Nun sehen sie darin ein Zeichen Gottes. Sie haben überlebt, glauben sie, weil sie im Einklang mit dem Schöpfer und seiner Natur leben. Etwas weiter nördlich, in Richtung der thailändischen Grenze, fühlen sich die Menschen von Gott bestraft». [ZEIT 4.1.2005 Nr.1]. (Теперь они видят в этом знак Бога. Они выжили, считают они, потому что они живут в гармонии с Создателем и его природой. Несколько севернее, в направлении тайландской границы, люди чувствуют себя наказанными Богом).

Второй фрейм представлен в СМИ не так широко, но мы считаем необходимым упомянуть о нём.

Фрейм: Происки Сатаны

«Panik folgt dem starken Beben um 19.45 Ortszeit. «Aus den Trummern dringen Schreie. Bei uns ist alles eingesturzt. Der Satan kommt hier ins Spiel, denn er will die Herrschaft haben. Ich habe so etwas in meinem Leben noch nicht gesehen», berichtete Yazid Khelfaoui aus Roubia» [www.stern.de; 22.05.2003 – 17:34]. (За сильным землетрясением ок. 19.45 по местному времени последовала паника. «Из под обломков доносятся крики. У нас все рухнуло. Сам сатана вступил в игру, он хочет властвовать. Я такого в своей жизни никогда не видел» - сообщил житель Роубии).

«Die Katastrophe nach der Katastrophe. Vielmehr verursacht der Satan ein großes Leiden, indem er seine Wut auf die Erde schleudert», klagt Ahmad Ali Nurbala» [Die Zeit; 2004/12]. (Катастрофа за катастрофой. Сатана причиняет великие страдания, когда он швыряет на землю свою ярость).

Приведённые примеры доказывают, что восприятие катастрофы напрямую зависит от национального менталитета народа. Безусловно, эти разрушительные природные явления везде сеют горе и страдание, но если европейский житель стремиться найти всему научное обоснование и, возможно, предотвратить подобные несчастья в будущем. то жители Востока видят в этих катастрофах кару небесную за деяния человека.

Литература:

  1. Будаев, Э. В., Чудинов, А. П. Современная политическая лингвистика / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. – Екатеринбург, 2006.

  2. Гурочкина, А.Г. Понятие дискурса в современном языкознании / А.Г. Гурочкина // Номинация и дискурс: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Л.А. Манерко. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. – С.12-15.

  3. Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография / М.Р. Желтухина. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003.

  4. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. - С.5-20. 

  5. Красных, В.В. Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст): дис. … д-ра филол. наук / В.В. Красных. – М., 1999. – 463с.

  6. Миронова, Н.Н. Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа / Н.Н. Миронова // Известия АН. Серия литературы и языка. – 1997. – Т.56. - №4. – С.52-59.

  7. Fill, A. Sprachökologie und Ökolinguistik. Referate des Symposiums «Sprachökologie und Ökolinguistik» an der Universität Klagenfurt, 27.-28. Oktober 1995 / A.Fill. – Tübingen, 1996.

  8. Haarmann, H. Multilingualismus 2. Elemente einer Sprachökologie / H. Haarmann. – Tübingen: Narr, 1980.

  9. Harre, R., Brockmeier, J., Mühlhäusler, P. Greenspeak. A Study of Environmental Discourse / H. Harre, J. Brockmeier, P. Mühlhäusler. – Thousand Oaks: London, New Delhi, 1999.

  10. Haugen, E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen / E.Haugen. – Standford: Standford University Press, 1972.

  11. Trampe, W. Ökologische Linguistik. Grundlagen einer ökologischen Wissenschafts- und Sprachtheorie / W. Trampe. – Opladen, 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconО внеклассном экологическом воспитании студентов
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconУрок «Живой мир славянской природы» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Основные проблемы и вопросы Сообщение начальных знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности. Отличие мировосприятия...
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconТематическое планирование во 2 классе
«явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconУточнение атрибуции картины в. В. Мазуровского
В. В. Мазуровского «Атака „дикой дивизии“ на австрийскую пехоту»1, написанная предположительно в 1916 – 1917 гг. Картина поступила...
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconАнализ особенностей вербализации директивных речевых актов в англоязычном дискурсе

Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconНоминативные поля с семантическими центрами «терроризм» И«террористы» в газетном дискурсе фрг
Номинативные поля с семантическими центрами «терроризм» и «террористы» в газетном дискурсе фрг
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconОлешков М. Ю. Речевое клише в педагогическом дискурсе // Вестник...
Олешков М. Ю. Речевое клише в педагогическом дискурсе // Вестник мглу, 2010, №2 (45). Серия Филология. – С. 73-80
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconРадуги Декарта и Птолемея, интерференционная картина Юнга, кольца Ньютона
Рассуждениях о методе” [1]. И тут же, демонстрируя мощь своего “метода”, Декарт использовал этот закон для построения первой последовательной...
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconРадуги Декарта и Птолемея, интерференционная картина Юнга, кольца Ньютона
Рассуждениях о методе” [1]. И тут же, демонстрируя мощь своего “метода”, Декарт использовал этот закон для построения первой последовательной...
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconМ. М. Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность...
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс
Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной...
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconСемантико-типологический аспект метафоризации в философском дискурсе...
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconЕлена Владимировна Московский государственный институт международных...
Социокультурные особенности употребления имени в официально-деловом и обыденно-бытовом дискурсе
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconУрок во 2 классе Тема: «Царства живой природы»
Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; конверты с представителями царства животных для работы в парах, карточки...
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconУчебная программа курса «региональная экология»
Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально»
Эколингвистика и метафорическая картина природы в медийном экологическом дискурсе iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск