Скачать 62.99 Kb.
|
О ВНЕКЛАССНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ Т.Н. Богомолова, преподаватель высшей категории. Батайский техникум железнодорожного транспорта, филиал Ростовский университет путей сообщения, Россия btgt@mail.ru В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие экология прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Можно изучить физику в школе, но ремонтировать телевизор или холодильник мы предпочитаем в мастерской; все учили химию, но выведение жирных пятен предоставляем химчистке. Экология – та уникальная область, где нет специальных мастерских, и каждый человек занимается экологической практикой сам, не зависимо от специальности, отдыхая на пляже, ремонтируя свой автомобиль, вытряхивая коврик с балкона. Понятие «экологический кризис» впервые вошло в употребление в середине 70-х годов ХХ в. Оно возникло и получило распространение применительно к социально-экономической системе развитых стран, переживавших обостренные противоречия между ростом производительных сил и охраной окружающей среды. Группа американских ученых – Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, И. Рэндерс, В.Беренс, а также представители «Римского клуба», разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020-2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты. Кризисы заставляют меняться, чтобы выжить. В этом общая черта любых кризисов – экологических, экономических или психологических. Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики. Определение «экологическое образование» принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 году в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценностей окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработке поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды. На первом занятии я задаю студентам простой вопрос: «Вы знаете, как надо себя вести на природе?» И в ответ слышу очень правильные и обоснованные ответы. Затем я чуть изменяю этот вопрос: «А как вы ведете себя на природе?» Тут начинается самое интересное: стыдливо опущенные глазки, виноватые улыбки, попытки перевести все в шутку. К сожалению, приходится констатировать, что экологическое самосознание еще не стало нормой поведения наших студентов и людей старшего поколения. Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения студентов в окружающей среде, в формировании ответственного отношения к природе. Перед преподавателями стоят следующие задачи:
В решении этих задач я руководствуюсь общими принципами экологического образования, полноценно реализовать которые в рамках учебных часов просто невозможно. Решение этих задач осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными видами внеклассной работы. Со студентами первого курса, изучающими дисциплину Экология, я провожу театрализованную экологическую конференцию под условным названием «Листая Красную книгу». Условность названия объясняется тем, что каждый год сценарий этих мероприятий разный. Неизменной остается только идея защиты и сохранения окружающего нас мира живой природы, бережного отношения к братьям нашим меньшим. В качестве наиболее успешных разработок, неоднократно апробированных в разных группах и на мероприятиях в техникуме, хочу назвать следующие:
В группах 2-4 курсов, изучающих дисциплину Экологические основы природопользования, за счет компактного изложения теоретического материал, используя лекции, опорные конспекты и новые технические средств, я получаю возможность больше времени выделить на практическое осмысление сложных информационно наполненных экологических проблем и провожу, ставший традиционным урок-семинар «Здоровый образ жизни». В зависимости от специальности и состава учебной группы вопросы семинаров несколько отличаются, ведь и само понятие «Здоровый образ жизни» весьма многогранно. Мы обсуждаем вопросы:
Основой для подготовки выступлений по этим и другим вопросам я рекомендую студентам статьи журнала Экология и жизнь. Материалы этого периодического издания я использую для реального моделирования проблемной ситуации при изучении вопросов
По существу, элементы экологического воспитания можно и нужно вводить в любой учебный предмет и в любое нестандартное мероприятие (поисковое задание, военно-спортивную игру, творческий фестиваль) Об экологическом самочувствии студентов, степени осознания юношами и девушками личной ответственности за состояние экологической обстановки можно судить по их отношению к природе, экологическим идеалам и ценностям, необходимости личного участия в экологической деятельности, восприятию состояния окружающей среды. Хочу привести слова, которыми я заканчиваю первый урок. Французский ученый Ф. Дрё писал «… Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прог-ресса». Литература
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Деятельностный подход в экологическом воспитании и образовании школьников на уроках биологии и химии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технология «учение через обучение» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста | ||
Протокол № От 2012 г Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | 050100. 62 Педагогическое образование Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | ||
Модуль 5 Задание 3 Шигина Г. Б Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | Творчество л. И. Мечникова и современность Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | ||
Задание 1: географическая номенклатура цель Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | Рабочая программа учебной дисциплины Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | ||
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | Тема: Предмет, задачи, история социальной экологии Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | ||
Роль логопеда в экологическом воспитании дошкольника с онр на материале... Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №70 Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | ||
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | Программа элективного (факультативного) курса «Природа родного края» Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | ||
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического... Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | Н. Н. Семенова ран, Москва математическое моделирование взрыва дисперсных... Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... |