О внеклассном экологическом воспитании студентов





Скачать 62.99 Kb.
НазваниеО внеклассном экологическом воспитании студентов
Дата публикации23.06.2013
Размер62.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
О ВНЕКЛАССНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Т.Н. Богомолова, преподаватель высшей категории.

Батайский техникум железнодорожного транспорта,

филиал Ростовский университет путей сообщения, Россия

btgt@mail.ru
В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие экология прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Можно изучить физику в школе, но ремонтировать телевизор или холодильник мы предпочитаем в мастерской; все учили химию, но выведение жирных пятен предоставляем химчистке. Экология – та уникальная область, где нет специальных мастерских, и каждый человек занимается экологической практикой сам, не зависимо от специальности, отдыхая на пляже, ремонтируя свой автомобиль, вытряхивая коврик с балкона.

Понятие «экологический кризис» впервые вошло в употребление в середине 70-х годов ХХ в. Оно возникло и получило распространение применительно к социально-экономической системе развитых стран, переживавших обостренные противоречия между ростом производительных сил и охраной окружающей среды.

Группа американских ученых – Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, И. Рэндерс, В.Беренс, а также представители «Римского клуба», разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020-2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Кризисы заставляют меняться, чтобы выжить. В этом общая черта любых кризисов – экологических, экономических или психологических. Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики.

Определение «экологическое образование» принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 году в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценностей окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.

Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработке поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.

На первом занятии я задаю студентам простой вопрос: «Вы знаете, как надо себя вести на природе?» И в ответ слышу очень правильные и обоснованные ответы. Затем я чуть изменяю этот вопрос: «А как вы ведете себя на природе?» Тут начинается самое интересное: стыдливо опущенные глазки, виноватые улыбки, попытки перевести все в шутку. К сожалению, приходится констатировать, что экологическое самосознание еще не стало нормой поведения наших студентов и людей старшего поколения.

Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения студентов в окружающей среде, в формировании ответственного отношения к природе. Перед преподавателями стоят следующие задачи:

  • Понимание современных проблем окружающей среды;

  • Развитие критического отношения у студентов к результатам деятельности человека;

  • Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

В решении этих задач я руководствуюсь общими принципами экологического образования, полноценно реализовать которые в рамках учебных часов просто невозможно. Решение этих задач осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными видами внеклассной работы.

Со студентами первого курса, изучающими дисциплину Экология, я провожу театрализованную экологическую конференцию под условным названием «Листая Красную книгу». Условность названия объясняется тем, что каждый год сценарий этих мероприятий разный. Неизменной остается только идея защиты и сохранения окружающего нас мира живой природы, бережного отношения к братьям нашим меньшим. В качестве наиболее успешных разработок, неоднократно апробированных в разных группах и на мероприятиях в техникуме, хочу назвать следующие:

  • Викторина «По страницам Красной книги»

  • Конкурс «Они уже занесены в Красную книгу» (о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную книгу России)

  • Конкурс «Порхающие цветы» (ученые-зоологи называют бабочек живыми индикаторами качества окружающей природной среды. Первыми в загрязненной среде умирают бабочки…Что мы знаем о бабочках? Какими их видим? Как относимся к ним?)

  • Конкурс «Домашний зоопарк» (конкурс видеофильмов о домашних животных)

  • Конкурс «Легенды о цветах» (поэтическая композиция)

  • Конкурс «Модели нового сезона» (нет отходов, есть вторичное сырье)

В группах 2-4 курсов, изучающих дисциплину Экологические основы природопользования, за счет компактного изложения теоретического материал, используя лекции, опорные конспекты и новые технические средств, я получаю возможность больше времени выделить на практическое осмысление сложных информационно наполненных экологических проблем и провожу, ставший традиционным урок-семинар «Здоровый образ жизни». В зависимости от специальности и состава учебной группы вопросы семинаров несколько отличаются, ведь и само понятие «Здоровый образ жизни» весьма многогранно. Мы обсуждаем вопросы:

  • Качество атмосферы и здоровье человека; о влиянии загрязняющих веществ на состояние атмосферы, на возникновение кислотных осадков и парникового эффекта, о глобальном изменении климата, об обострении заболеваний человека;

  • Океан – колыбель человечества; о состоянии объектов гидросферы планеты, их мониторинге, охране, сохранении биоразнообразия;

  • Что мы едим? О проблемах использования генетически модифицированных источников в производстве продуктов питания; аспектах биологической и химической безопасности рынка производства; об экологически чистых продуктах питания и о возможности применения в них пищевых добавок.

  • Лекарство – здоровье или смерть? Рынок лекарств – сумеречная зона. Эпидемия подделок

  • Сотовая связь и ее влияние на человека; только ли благо несет это достижение цивилизации, вредны или нет для здоровья мобильные телефоны

  • Болезни ХХI века – гриппы. Птичий грипп, свиной грипп… Почему именно гриппы и откуда они?

  • Курение – вредная привычка или мода? Всемирная организация здравоохранения утверждает, что курение – это «заразная» болезнь, предающаяся через рекламу и спонсирование. Табачные компании ежегодно тратят сотни миллионов долларов на спонсорскую поддержку спортивных соревнований по всему миру. Реклама и продажа сигарет во время этих соревнований вовлекает в курение молодежь.

  • СПИД и наркомания в молодежной среде

Основой для подготовки выступлений по этим и другим вопросам я рекомендую студентам статьи журнала Экология и жизнь. Материалы этого периодического издания я использую для реального моделирования проблемной ситуации при изучении вопросов

    • Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной

деятельности. Утилизация.

    • Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии

Земли

    • Участие России в деятельности международных природоохранных

организаций.

    • Биосфера. Учение В.Н.Вернадского о биосфере и ноосфере.

    • Научные основы и принципы рационального природопользования

По существу, элементы экологического воспитания можно и нужно вводить в любой учебный предмет и в любое нестандартное мероприятие (поисковое задание, военно-спортивную игру, творческий фестиваль)

Об экологическом самочувствии студентов, степени осознания юношами и девушками личной ответственности за состояние экологической обстановки можно судить по их отношению к природе, экологическим идеалам и ценностям, необходимости личного участия в экологической деятельности, восприятию состояния окружающей среды.

Хочу привести слова, которыми я заканчиваю первый урок. Французский ученый Ф. Дрё писал «… Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прог-ресса».

Литература


  1. Алексеев, С.В. Экология [Текст] : учеб. пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений разных видов / А.В. Алексеев. - СПб.: СМИО Пресс, 1997.

  2. Горчакова, И.О. Экологизация сознания студентов [Текст] / И.О. Горчакова // Специалист. – 2008. - № 1. – С. 24.

  3. Дмитриев, Ю.Д. Твоя красная книга [Текст] / Ю.Д. Дмитриев, Н.М. Пожарицкая. - 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1986.

  4. Ефремов, К. Теория и практика экологизации образования [Текст] / Кирилл Ефремов // Народ. образование. – 2005. - № 8. – С. 110-119.

  5. Каллер, А.В. Внеурочная работа по экологии [Текст] / А.В. Каллер // Специалист. – 2007. - № 11. – С. 19.

  6. Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников [Текст] : основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 кл. / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005.

  7. Семенова, Т.И. Экологическое образование и воспитание [Текст] / Т.И. Семенова // Специалист. – 2008. - № 4. – С. 22-23.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О внеклассном экологическом воспитании студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Деятельностный подход в экологическом воспитании и образовании школьников на уроках биологии и химии
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология «учение через обучение» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconПротокол № От 2012 г
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов icon050100. 62 Педагогическое образование
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconМодуль 5 Задание 3 Шигина Г. Б
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconТворчество л. И. Мечникова и современность
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconЗадание 1: географическая номенклатура цель
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconРабочая программа учебной дисциплины
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconКалендарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconТема: Предмет, задачи, история социальной экологии
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconРоль логопеда в экологическом воспитании дошкольника с онр на материале...
Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №70
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconЭкологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconПрограмма элективного (факультативного) курса «Природа родного края»
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconЗначение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического...
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
О внеклассном экологическом воспитании студентов iconН. Н. Семенова ран, Москва математическое моделирование взрыва дисперсных...
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск