Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста





Скачать 100.92 Kb.
НазваниеЗначение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста
Дата публикации30.06.2013
Размер100.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Значение опытно-поисковой деятельности

в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Чтоб реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым экологическим сознанием. Надежда - на подрастающее поколение, которое мы должны воспитать по-новому.

Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно - целостном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным обьектам, стремление осуществлять с ними позитивное воздействие.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и целостной ориентации в нем.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У дошкольников развиваются гуманные черты личности: отзывчивость, доброта, чуткость, ответственность за природу, за все живое. Это делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Я решила, что реализовать эти задачи нужно через интерес к различного рода исследовательской деятельности. Ведь в ее процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытные существенные связи с явлениями природы. Именно в дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Поддерживала и поощряла инициативу детей, направленную на поиск занятий, приобретение знаний самостоятельно в ходе своей практической деятельности.

Мне хотелось подвести детей к пониманию необходимости быть в постоянном поиске причин, способов действий, проявлению творчества во время поисково-познавательной деятельности, протекающей в форме занятий, за экспериментальных действий и занимательных опытов.

Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой задачи:

-Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

-Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

-Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

-Развитие экологического сознания и гуманных чувств, умение понимать и ценить природу, восхищается ее красотой и величием.

-Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни и элементарных умений

- Предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

-Воспитание заботливого отношения к миру природы.

Принципиальное отличие поисково-познавательной деятельности заключается в том, что образ цели, ее определяющей, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Поэтому, поисковая деятельность является одной из главных в воспитании у детей экологического сознания. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Для этого необходимо давать детям научные сведения о взаимосвязи природы и человека, расширить знания, которые у них имелись, привить им бережное отношение ко всему живому, показать место человека в природе. А так же помочь овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой через поисково-познавательную деятельность. Для решения этих задач нужно было обогатить предметно-развивающую среду, богатую стимулами, которые побуждают к активному творческому поиску и самообразовательному процессу. Оформила серию альбомов познавательного блока"Мир растений","Мир животных","Вода","Природные явления" и др.Изготовила дидактические игры"Экологические пирамиды","Что сначала, что потом","Помоги спрятаться","Загадки-отгадки"и др.

Они помогли детям закрепить знания в игровой форме, были понятны и доступны. Ведь самые трудные понятия легче закрепить в играх. Так же игры способствовали развитию внимания, памяти, логического мышления. Так, с помощью силуэтных картинок с изображениями обитателей леса, луга, водоема составляли сообщества и получались модели леса, луга, водоема. Затем дети самостоятельно пользовались готовыми моделями и даже придумывали их сами. Эти модели отражали признаки различных видов животных, их приспособленность к среде, к жизни в сообществе, выделяли важные признаки и зашифровывали их, а затем менялись ими и отгадывали друг у друга.

Создала экологический музей, где собраны коллекции ракушек, камней, лекарственных растений, модели экосистем, иллюстрации. Подобрала литературу с природоведческим содержанием.

Проводя всю работу по своей теме, старалась привить бережное отношение ко всему живому.

Для того чтобы у детей появился устойчивый интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, организовала кружок "Юные экологи". На занятиях кружка дети учились самостоятельно экспериментировать, воздействуя различными способами на окружающие их предметы и явления. Накопленные знания об исследуемых объектах позволяли им ставить все новые более сложные цели. Это позволило детям преобразовывать объекты. В опытах по получению крахмала дети из обычных знакомых веществ увидели получение нового вещества. Опыты с глиной помогли наглядно увидеть ее свойства, состав, применение, значение в жизни человека. В процессе опытов дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Бесконечные вопросы: почему? зачем? как? что будет, если...?наводили их на размышления, помогали установить причинно-следственные связи. Дети сами активно исследовали предметы и явления, ставили более сложные задачи и цели. Знания детей, полученные не из книг, а добытые самостоятельно были более осознанными и прочными. Наблюдая за небом перед грозой смотрели на вспышки молний, слушали раскаты грома, а потом увидели сильный дождь. Подумали над тем, как получается молния, сравнили ее с большой электрической искрой, а гром с сильным треском от искры. Провели аналогию с электричеством, придумали правила безопасного поведения во время грозы. Провели цикл наблюдений за водой на речке, сначала за ее цветом, за ее движением при ветре. Изучив свойства воды пробовали ответить на вопросы:

-Могут ли животные и растения жить в грязной воде?

-Легко ли им?

-Кто загрязняет воду?

-Как сохранить воду чистой?

А опыты с магнитом, бумагой закрепили знания о свойствах знакомых им предметов. Многие вспомнили случаи из их личного опыта. Все результаты опытов зарисовывали в паспортах наблюдений.

На территории детского сада оформили экологическую тропинку. Сначала, вместе с детьми, выделили наиболее интересные объекты, составили картосхемы тропинки и нанесли маршрут, выбрали"хозяина"тропинки-Старичка Лесовичка, который позже приглашал их на занятия или давал задания. Чтобы дети проявили большой интерес, привлекала их к обсуждению и выбору объектов тропы, выслушала все их предложения. Это помогло ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы. А объекты экологической тропинки дали большие возможности для сенсорного развития детей, для систематического проведения наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.

Чтобы воспитать у детей бережное отношение ко всему живому познакомила детей с Красной книгой Волгоградской области и России. Рассказала, для чего она нужна людям. Затем мы узнали виды животных, занесенных в нее и распространенных в Камышинском районе. Рассмотрели иллюстрации в альбомах "Животные,"Птицы","Насекомые".

Дети прониклись желанием встать на защиту животных. А потом было решено сделать свою Красную книгу, в которую дети занесли всех тех, кого хотели.

В своей работе использовала художественную литературу: произведения Н.Павловой, В.Бианки, М.Пришвина, С.Скребицкого, Е.Чарушина и других авторов. Они помогли углубить, закрепить и уточнить знания детей о природе, о рациональном ее использовании, о необходимости улучшать и защищать ее.

На целевых прогулках в парк, на речку в разное время года отметили взаимосвязь жизни человека и объектов живой и неживой природы, а также взаимосвязь жизни и поведении животных с изменениями в природе. Ответили на вопросы:

-Влияет ли ветер на чистоту воздуха?

-Могут ли деревья задерживать воздух?

-Кому нужен чистый воздух?

-Как деревья очищают воздух?

-Есть ли воздух в почве?

Подвела детей к выводу, что все в природе взаимосвязано.

Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, а так же формированию основ научного мировоззрения мы часто работали в лаборатории. Детям очень нравилось играть роль ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Работу начинали с анализа интересующего детей явления и в связи с теми вопросами, которые возникали у детей в процессе их разнообразной деятельности. В результате формировалась проблемная задача, она требовала установления причин явлений. Затем выдвигались предложения о причинах явления или его результатов. После этого шло бурное обсуждение высказанных предложений и выбор способов их проверки - важнейшего этапа экспериментирований, а затем уже дети формулировали выводы. Для лучшего восприятия организовывала жизненные ситуации, направляла детей на выделение познавательных задач. В ходе анализа предполагаемых ситуаций у детей возникала необходимость соотнести имеющиеся знания с тем, что они непосредственно воспринимают. У детей в ходе анализа и оценки возникал интерес для отбора способов проверке, и к самой проверке. Способы предлагали и сами дети. Затем дети сами формулировали выводы на основе анализа полученных результатов опытов, наблюдений, моделирования.

Большой интерес у ребят вызывают у ребят фенологические наблюдения и народные приметы. Дети пытаются найти ответы на вопросы, какого цвета почки у различных деревьев, кустарников? Отличаются ли по величине и цвету почки растений, развивающихся в тени и под прямыми лучами солнца? У каких деревьев и кустарников они распускаются раньше и почему? На что похожи сережки? Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов природы способствует активизации мыслительной деятельности. Предлагала все зарисовать по памяти.

Приучая детей аккуратно делать рисунки, схемы, обозначения постепенно вырабатывала привычку работать в тетради, альбоме.

На занятиях экологии обращала внимание детей на видовое разнообразие животных, на окраску, строение частей тела, приспособленности к окружающей среде.

Самое сложное было объяснить детям, что в природе не бывает"вредных"и "полезных" животных и растений. Хищные животные помогают в лесу поддерживать равновесие, съедают слабых и больных животных, чтобы те не разносили инфекцию. Сразу стало понятно, почему волка называют"санитаром леса".

Чтобы дети поняли и лучше усвоили важность каждого класса животных в природе, провела занятие "Цепи питания".Дети пытались составить свои цепи питания, строили догадки, что может произойти без того или иного вида в цепях питания. А главное они поняли, что в сохранении экологического равновесия нужен каждый класс и вид животных.

Дети узнали много интересного из жизни зверей в лесу, учились бережно к ним относиться. На занятии задавали много вопросов о жизни других видов животных, которые не живут в нашей природно-климатической зоне.

На занятии"Среда обитания" узнали о приспособленности к разным средам обитания. А зимой увидели строение лапок синички, когда она прилетала полакомиться салом, ее тонкий клювик. Сразу же вспомнили строение клюва и лапок дятла, который прилетал летом на участок. Поразмыслив, дети поняли – для чего нужны длинные ноги цапле, а водоплавающим -перепонки на лапках. Опираясь на полученные знания, стали строить догадки о строении частей тела других животных и птиц. Постепенно познакомились с различными видами приспособлений, которые помогают им расти, спасаться от врагов. Отметили и характерные особенности в строении растений, а так же условия для жизни и развития. Осенью на прогулке, рассматривая семена деревьев, цветов и растений, отметили, что у всех есть семена. Но не все одинаково приспособились к их распространению. Отметили разнообразие этих приспособлений: крылатки - у клена, колючки - у репейника, парашютики - у одуванчика и т.д.

Отметили, что для всех растений необходимы одинаковые условия: солнце, воздух, вода и т.д.Но всем они нужны в разных количествах. Затем мои исследователи сами старались увидеть в явлениях природы и погоды закономерности, учились делать выводы.

Так дети не сразу усвоили как животные, птицы и растения осенью приспосабливаются к неблагоприятным изменениям в природе. Изменение поведения животных связано с понижением температуры воздуха. А, например, цветение хризантем с изменением долготы дня. Осенние наблюдения помогли мне подвести детей к осознанию целой цепочки зависимостей в мире природы. Понизилась температура, насекомых нет, насекомоядные птицы улетают на юг. Интересно было наблюдать зависимость поведения от изменения погодных условий. Мы учились предсказывать природные явления - грозу, дождь сухую погоду и т.д.по поведению животных птиц и насекомых.

Очень ценила любознательность детей, их активность. Во время занятий, экскурсий выходила на прямой контакт с детьми, вызывая их к активизации мыслительной деятельности. Провела игру – драматизацию «Сказка – сон» эта игра учит понимать значение растительного мира для состояния человека – его настроения, самочувствия. Каждое знакомство с природой стремилась превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает удивление, желание узнавать больше. Проводила уроки доброты «Что значит быть добрым?», «Что такое бережливость» и тд. После уроков доброты дети легко и осторожно ступали по земле, были внимательны друг к другу. Я сумела подвести детей к пониманию того, как важно любить окружающий мир, чувствовать его, заботиться о нём, учиться у него доброте, чуткости. Сформировала умение переносить всё хорошее из природы в общение с людьми.

Наблюдение, проведение опытов, практические работы по определению описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязь живой и неживой природы, работа детей на учебно-опытном участке способствует усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умения сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети научаются слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

У ребёнка появляется потребность в новых впечатлениях, которая лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Это позволит воспитать людей с новым экологическим познанием.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста icon«Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического...
Нижегородской области. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconОтчет по итоговым результатам 1 этапа опытно экспериментальной деятельности 2008 2009 год
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconТеоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconКонспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего...
Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания»....
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconРазвитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...
Реферат на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и...
Познакомить и формировать умение пользоваться математическими терминами «сумма», «значение суммы»
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (значение, периодизация, задачи)
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconОрганизация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду
«простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат снижение их заболеваемости и повышение полезной...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПреодоление нарушений звукопроизношния у детей
Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста iconПрограмма «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск