Скачать 246.83 Kb.
|
Чернак Татьяна Александровна музыкальный руководитель первая категория МДОУ «Улыбка», г. Нерюнгри, ул. Сосновая 6/1, т. 6-95-07 Реферат на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Введение В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого не возможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, так же рекомендованна в детских дошкольных учреждениях. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Актуальность Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой маторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей дошкольнного возраста. Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать. Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них». Поэтому я поставила перед собой цель: развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, и поставила задачи:
Основная часть Театрализованной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста я занимаюсь сравнительно не долго, второй год. В течение учебного года в старших дошкольных группах ставиться минимум два спектакля. Театрализацию включается в сценарии праздников и развлечений (Новый год по сказке «Снежная королева», выпускной утренник по сказке «Золушка»). Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось чего-то большего, и родилась идея создать театральную студию на базе детского сада. С чего начать? Администрацией детского сада было выделено помещение. Одновременно создавалась группа из 18 человек, разрабатывался план работы и строилась мини-сцена в театральной комнате. Детей набирала по их желанию учавствовать в спектаклях. Вместе с ребятами придумали название студии «У Лукоморья» не забыв прочесть стихи Александра Сергеевича Пушкина. Работа студии «У Лукоморья» ведется с детьми старшего дошкольного возраста и включает в себя 5 разделов. 1 раздел - « Театральная игра ». Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры - готовят ребенка, как к художественной деятельности, так и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах. «Внимательные матрешки» Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку. Ход игры. Дети сидят на стульях или ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько минут произносит: «Раз, два, три – замри! ». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать ( если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть ( если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей. Специальные театральные игры – развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. « День рождения» Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить. Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фламастер и даже «живой» кот. 2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. «СКУЛЬПТОР» Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером. Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями. 3 раздел. «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы. «Забавные стихи» Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей отбирать рифму к словам. Ход игры. Дети подбирают предложение в рифму предложенным слогам. Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут, Ют-ют-ют-ют - птицы весело поют, Ят-ят-ят-ят - это комары звенят, Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит. Ёт-ёт-ёт-ёт- Ут-ут-ут-ут- 4 раздел. « Основы театральной культуры». Это раздел призван обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная глава включает рассмотрения 5 основных тем:
5 раздел. « Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
Основные правила раздела:
Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем. 1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами. В процессе работы над спектаклем « Гуси- лебеди» возникли такие вопросы: В какие игры играли подружки с Настенькой? Зачем Бабе Яге нужны маленькие детки? Почему Иванушка не спрятался от гусей? 2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название. Например: «отъезд родителей», «похищение ребенка», «встреча с яблонькой» и др. 3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее. 4 этап – поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость), создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов. 5 этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью. 6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение. 7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. 8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. 9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. И только на следующий день в беседе выясняется, насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления. 10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа преобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает «перешагнуть» через «я стесняюсь», поверить в себя. И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно. Занятия провожу в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, а также фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки. Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в свои силы. Занятия строю по разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических упражнений или игр, либо с веселой скороговорки. На первом году занятий первоочередными задачами ставила умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами. «Муравьи» Цель. Учить ориентироваться в пространстве, перемещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания. Ход занятия. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми, стараясь заполнить свободное пространство. В этом учебном году перед дошкольниками ставлю более сложные задачи: увеличить количество упражнений и творческих заданий, повысить требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, стараюсь создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, не акцентирую внимание на промахах и ошибках. Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Проходит он примерно по такой схеме.
На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет. В том-то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Но как поведет себя маленький артист в волнительны минуты, когда зал притих и на него смотрят такие же дети, а главное - папа, мама, бабушка, дедушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или капризной девочки он превращается в героя. Как светятся глаза моих ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют! Аплодируют родители. Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями и педагогами моих подопечных. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. После спектакля обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования. Предлагаю родителям в домашних условиях, а педагогам в группе, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п. Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя». Заключение Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. При этом отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка. Предполагаемые умения и навыки к концу года:
Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущий вид деятельности - игру, расширить свой коммуникативный опыт и опробывать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области. Литература
Приложение 1 ЖЕСТЫ (средство выразительности)
Приложение 2 СКОРОГОВОРКИ
Приложение 3 СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ Авансцена- пространство сцены между зановесом и оркестром или зрительным залом. Актер – деятельный, действующий ( акт-действо) Амфитеатр – места, расположенные за партером. Антракт – промежуток между действиями спектакля. Аплодисменты – одобрительные хлопки. Афиша – объявление о представлении. Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения) Грим – подкрашивание лица, искуство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли. Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление для действия на театральной сцене. Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами. Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли. Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены. Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителя. Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Мизансцена- сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Монолог – речь одного лица, мысли вслух. Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Парик – накладные волосы. Партер – места для зрителей ниже уровня сцены. Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля. Реквизит – вещи подленные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля. Репертуар – постановки, идущие в театре в определенный промежуток времени. Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля. Театр – место для зрелищ. Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта. Приложение 4 Перспективно-тематический план работы театральной студии «Лукоморье»
|
Конспект родительского собрания Тема: «Детско-родительские отношения» «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» | Слугиной Ольги Ивановны воспитателя мдоу детский сад №120 общеразвивающего... «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» | ||
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики,... | ||
Теоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй | Темы самообразования педагогов на «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» | ||
Сценарий мероприятия Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе... | ||
Праздник «Прощание с Азбукой» Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | Проектная деятельность в начальной школе Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | ||
Публичный доклад г. Солнечногорск 2013г Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | Программа развития школы на 2011-2016 годы Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | ||
Реферат «развитие творческих способностей детей дошкольного возраста... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №10» г. Орла | Учитель: Кто помог нам в этом? 2-й слайд Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | ||
20. 10. 09. Сегодня стартовала декада русского языка и литературы Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки |