РЕАЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-7 ЛЕТ)
Составитель:
Киселева Елена Алексеевна
муз. рук. МБДОУ№4
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 младшая группа
Форма музыкальной деятельности
| Образовательная деятельность
эстетической направленности
| В неделю
| В год
| Количество
| Продолжительность
| Количество
| Продолжительность
|
2
|
10 мин.
|
72
|
12 ч
| Праздники, развлечения
|
1
|
20 мин.
|
12
|
4 ч.
|
2 младшая группа
Форма музыкальной деятельности
| Образовательная деятельность
эстетической направленности
| В неделю
| В год
| Количество
| Продолжительность
| Количество
| Продолжительность
|
2
|
15 мин.
|
72
|
18 ч
| Праздники, развлечения
|
1
|
25 мин.
|
12
|
5 ч.
|
Средняя группа
Форма музыкальной деятельности
| Образовательная деятельность
эстетической направленности
| В неделю
| В год
| Количество
| Продолжительность
| Количество
| Продолжительность
|
2
|
20 мин.
|
72
|
24 ч
| Праздники, развлечения
|
1
|
30 мин.
|
12
|
6 ч.
|
Старшая группа
Форма музыкальной деятельности
| Образовательная деятельность
эстетической направленности
| В неделю
| В год
| Количество
| Продолжительность
| Количество
| Продолжительность
|
2
|
25 мин.
|
72
|
24 ч
| Праздники, развлечения
|
1
|
45 мин.
|
12
|
9 ч.
| Подготовительная к школе группа
Форма музыкальной деятельности
| Образовательная деятельность
эстетической направленности
| В неделю
| В год
| Количество
| Продолжительность
| Количество
| Продолжительность
|
2
|
30 мин.
|
72
|
42 ч
| Праздники, развлечения
|
1
|
50 мин.
|
12
|
10 ч.
|
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Раздел музыкальной деятельности
| Задачи музыкального воспитания
| «Слушание»
| Задачи (общие)
| -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности формирование музыкального вкуса
|
Задачи (по возрастам)1
| «Пение»
| Задачи (общие)
| -формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона
|
Задачи (по возрастам)2
| «Музыкально-ритмические движения»
| Задачи (общие)
| -развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
|
Задачи (по возрастам)3
|
«Игра на детских музыкальных инструментах»
| Задачи (общие)
| - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма
|
Задачи (по возрастам)4
| «Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах)»
| Задачи (общие)
| - развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах
|
Задачи (по возрастам)5
|
ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы организации музыкальной деятельности детей
| Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
| Формы работы
| Область применения
| Режимные моменты
| -в организованной образовательной деятельности (музыка и другие)
-во время умывания
-во время прогулки (в теплое время)
-в сюжетно-ролевых играх
-в театрализованной деятельности
-на праздниках и развлечениях
-перед сном
-во время утренней гимнастики
| Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
| Совместная деятельность педагога с детьми
| Непосредственно-образовательная деятельность:
-музыка
-другие виды
-праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-театрализованные игры
-детские игры, забавы, потешки
-слушание музыкальных произведений, сказок в группе
-прогулка в теплое время (подпевание знакомых песен, попевок)
-рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности
-рассматривание портретов композиторов
-просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов
| Подгрупповые
Индивидуальные
| Самостоятельная деятельность детей
| Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:
-подбор музыкальных инструментов
-музыкальных игрушек
(озвученных и неозвученных)
для экспериментирования со звуком
-театральных кукол
-атрибутов для ряжения
-элементов костюмов различных персонажей
Организация игрового пространства и создание предметной среды:
-для стимулирования игр (в «праздники», «театр», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия» и др.)
-для мини-музеев, коллекций, выставок музыкальных инструментов, песенников, игр и др. (с усложнением по возрасту)
-для инсценирования песен, хороводов
| Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
|
Совместная деятельность с семьей
| -консультации для родителей
-родительские собрания
-индивидуальные беседы
-создание наглядно-педагогической среды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
-оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
-прослушивание музыкальных записей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов
-открытые музыкальные занятия для родителей
-совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
-посещения детских музыкальных театров, музеев, выставок
-театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр)
-просмотр музыкальных видеофильмов
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
МУЗЫКА СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НОД МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
-
Задачи использования ИКТ в музыкально-образовательной деятельности
| Преимущества перед традиционными методами подачи образовательной информации
| Развитие творческих и музыкальных способностей
Развитие навыка самоконтроля
Развитие собранности, усидчивости, сосредоточенности
Приобщение к сопереживанию от увиденного/услышанного
Активизация познавательной деятельности
Повышение мотивации к обучению
| Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления информации
Применение цвета, графики, звука воссоздают реальную обстановку действительности
ИКТ помогают качественно изменить контроль за усвоением образовательной программы
ИКТ позволяют наглядно представить результат своих действий
|
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Комплексные программы
|
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
| Парциальные
программы и технологии
| Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
«Ладушки» / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
Т.Э. Тютюникова «Элементарное музицирование».
| Пособия
| Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).
Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.
Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей)
|
| Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»:
В.А. Петрова «Музыка-малышам». – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.
«Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 1995.
Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995.
Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:
О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.
«Баюшки-баю». Методическое пособие. – М.: «Владос», 1995.
О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.
«Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. .
Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»:
Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.
«Под солнечным парусом» Т.Э. Тютюнникова. Учебное пособие. – С-Пб.: Музыкальная палитра, 2010
«Бим! Бам! Бом!» Т.Э. Тютюнникова. Учебное пособие. -
| Компьютерные
обучающие программы
| «Щелкунчик» - серия «Играем с музыкой». / Медиахауз
«Волшебная флейта» - серия «Играем с музыкой». / Медиахауз
«Алиса и времена года» - серия «Играем с музыкой». / Медиахауз
«Давайте сочинять музыку»./Улица Сезам
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»./Акелла
«Клиффорд. Угадай мелодию». /Акелла
|
|