Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 135.05 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.11.2013
Размер135.05 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Семинар-практикум

в ГОУ д/с № 1329

24 ноября 2011 года
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ




СОДЕРЖАНИЕ


1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЫЙ ПУТЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.


2. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область «Художественное творчество» (лепка) В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
• ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
• РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ.
• СПОСОБЫ ЛЕПКИ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ.
• ВИДЫ ЛЕПКИ.
• ИНТЕГРАЦИЯ ЛЕПКИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


5. ПРИЛОЖЕНИЯ.

Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.
Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей.


Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.


Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.


В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.


Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

Ее цель - развитие художественно-творческих способностей детей.

 

В качестве основных были намечены следующие задачи:
1.Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.
2.Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник.
3.Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.
4.Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.
5.Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.

Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении  на специально  организованных занятиях, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках  и  в  семье.

 

I половина дня
Индивидуальная и мини-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность (отрабатывание приемов лепки из теста, пластилина).


Прогулка
(Обучение и закрепление умений и навыков лепки из песка, пластилина - летом и снега – зимой).


Непосредственно образовательная деятельность 
Подгрупповые и фронтальные (закрепление умений и навыков лепки из глины, теста, пластилина).


II половина дня
Индивидуальные и мини-подгрупповые занятия (отрабатывание приемов лепки из глины, теста, пластилина).


В семье
(закрепление умений и навыков лепки из разных пластических материалов).


Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.


Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.


Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

ГЛИНА


Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.
Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый.
Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой.
Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом.
С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.

ПЛАСТИЛИН


Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки.
Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий), для детей постарше - пластилин любой другой серии.
Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна.
Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета.
Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.


ТЕСТО


Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.


Рецепт теста:
Смешать 2части муки с 1частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим.
На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.
Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.
Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.

СНЕГ


Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.

Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость.
Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.
Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определённое место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения.
И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.

ПЕСОК


Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком.
Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведёрками, лопатками.
Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.
Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.

Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал.
Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребёнка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить своё мастерство.

 

Способы лепки для изображения объемной формы:


- Конструктивный способ:
Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие. 

- Пластический или скульптурный:
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

 

- Комбинированный способ:
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

БАРЕЛЬЕФ – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы); 

 


http://detsad114.ucoz.ru/p1010019.jpg

 

ГОРЕЛЬЕФ  – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:
- отщипывание
- раскатывание
- сплющивание
- вдавливание
- оттягивание
- прищипывание
- примазывание
- прижатие
- сглаживание
- налепы
- процарапывание.


Виды лепки:

- предметная лепка

- сюжетная

- декоративная


В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.


Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке:
- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
- использовать различные приёмы лепки.

Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.

Для успешного овладения навыками декоративной лепки в детском саду используют предметы декоративно – прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности.
Художественно – творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве.

 

Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.
Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.


В детском саду дети знакомятся со скульптурой малых форм. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).


Формы и методы, используемые при ознакомлении дошкольников
со скульптурой
1. Экскурсии по улицам города, в музеи или выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия.
2. Рассматривание скульптур малых форм, фотографий. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из произведений.
3. Просмотр видеофильмов о городах Росси и мира на тему «Статуи и памятники».
4. Выставки художественных произведений по какому-либо виду изобразительного искусства: скульптура, декоративно – прикладное искусство.
5. Самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Обсуждение в группе увиденного.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

детский сад №1329

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

в средней группе №3.

Область «Художественное творчество» (лепка).

Тема «Угощение для белочки».

Подготовила и провела

воспитатель Афанасьева Н.О.

Ноябрь 2011

Цель: инициировать интерес к лепке осенних плодов по представлению.

Обучающие задачи: учить лепить предметы на основе шара, трансформировать шар способом сплющивания с разных сторон; формировать умение планировать свою работу, делить исходный материал на несколько частей, используя стеку, а также методом отщипывания от большого куска.

Развивающие задачи: развивать глазомер, чувство формы и пропорций, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность, уверенность.

Предварительная работа.

Чтение и обсуждение рассказов И.С.Соколова-Микитова «Белка» и Н.Сладкова «Белкин мухомор», рассматривание картинок с изображением разных плодов.

Расширение словаря: запасливая, дупло, кладовая.

Методы и приемы:

1. Словесные: беседа с детьми о жизни и повадках белки;

2. Практические: лепка угощений для белки.

Материалы и оборудование: пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, клеенки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1 часть. Беседа «Как белка готовится к зиме»

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка (белка).

Вопрос: А что такое кладовка (ответ детей)

Показывает детям белку-игрушку и спрашивает: «Какими словами вы можете охарактеризовать белочку? Какая она?» (выслушивает ответы детей). Предполагаемые ответы (пушистая, мягкая, быстрая, ловкая).- «А зачем нужны белочке запасы?» (выслушиваем рассуждения детей: за осенью, наступит зима, станет холодно, землю покроет снег, зимой на деревьях не будет фруктов и ягод, не будут расти грибы и, чтобы зимой не голодать, белка делает запасы в своем дупле)- «А что она запасает? (Ответы детей) Значит, как еще можно назвать белочку? ( Запасливая)»

После этого воспитатель предлагает помочь белке сделать запас на зиму: слепить ее любимые грибочки, орешки, шишки, яблоки.

2 часть. Сюрпризный момент. «забежала белка в гости»

В это время в зал забегает «белка», здоровается с детьми и говорит: «Я случайно услышала ваш разговор: вы хотите помочь мне сделать запасы на зиму. Я буду очень рада этому. Вот, я даже корзинку вам принесла. (Подает корзинку).

3 часть. Разминка. «Танец для белочки».

Воспитатель приглашает «белку» остаться и посмотреть танец, который приготовили для нее ребята («белка» садится на стульчик, смотрит танец).

Белка благодарит детей за танец и убегает, обещая вернуться за угощением.

4. Основная часть. «Готовим угощение».

Воспитатель приглашает детей пройти к столам, сесть на стульчики и рассмотреть то, что лежит у каждого на столе: доска для лепки, стека, пластилин нескольких цветов, уточняют для чего нужна салфетка и клеенка. Затем предлагает слепить для белочки любое угощение по своему желанию. Перед началом работы педагог вместе с детьми вспоминает, что яблоко и орех лепятся из шара, шляпа для гриба тоже из шарика, но приплюснутого с одной стороны, ножка грибка – из раскатанной колбаски. Дети начинают лепить и выкладывать подделки рядом на свою клеенку, чтобы видеть то что сделано.

Педагог помогает советами, вопросами, индивидуальным показом.

5. Заключительная часть. «Что за угощение?»

В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленные плоды, складывают их в корзинку и вручают прибежавшей за ними белочке.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск