Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста





Скачать 113.93 Kb.
НазваниеПояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста
Дата публикации20.10.2013
Размер113.93 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

Музыка играет огромную роль в развитии личности вообще и ребенка в частности. Основные задачи музыкального воспитания ребенка:

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей) посредством различных видов музыкальной деятельности.

  • Формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

Планирование по музыкальному развитию дошкольников составлено на основе:

- «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева 2010 с Федеральными государственными требованиям (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).

- «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей » А. Буренина, Т.Сауко СПб, 2001.

-«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.

- «Праздник каждый день»И. Каплунова, И. Новоскольцева С-П. «Композитор»2012.

Эти учебные программы отвечают требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Они разработаны с учетом дидактических принципов – развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включают в себя следующие разделы:

- восприятие музыки;

-распевание, пение;

- музыкально-ритмические движения;

- развитие чувства ритма, музицирование; 

-пальчиковая гимнастика;

-танцевальное, танцевально-игровое творчество;

-игры, хороводы;

Ведущие цели и задачи « Программы воспитания и обучения в детском саду» М.Васильевой и инновационной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Веракса и программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой совпадают – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, поэтому данные программы взяты за основу.

Планирование НОД, разработано на основании вышеуказанных программ и включает следующие принципы работы с детьми:

  • Создание комфортной обстановки для ребенка:

Индивидуальный подход к каждому.

Положительная оценка действий педагога.

Сюрпризные моменты и игры в процессе НОД.

  • Целостный подход в решении педагогических задач:

Обогащение музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски.

Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

  • Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

  • Соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем.

  • Принцип партнерства - дети и педагог единое целое.

  • Немаловажен принцип положительной оценки деятельности.

  • Принцип паритета: любое предложение ребенка должно быть зафиксировано.

Обязательны: игровые ситуации, присутствие и активная помощь воспитателя и необходимые по плану атрибуты.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

Важный раздел программы по музыкальному воспитанию: пение, распевание. Учитывая требования о сохранности голоса дошкольников планируем следующие задачи.

Задачи по пению, распеванию следующие:

  • Учим петь выразительно, протягивая гласные звуки;

  • Петь, сопровождая пение имитационными движениями.

  • Самостоятельно продумывать продолжение (или короткие истории к песням).

  • Аккомпанировать на музыкальных инструментах.

  • Петь соло, подгруппами, цепочкой, «закрытым звуком».

  • Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой.

  • Петь согласованно, передавая в пении характер песни.

  • Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре.

  • Расширять певческий диапазон.

  • Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и.т.д.).

  • Развивать музыкальную память.


Пение под фонограмму должно быть тогда, когда дети хорошо выучат песню. Очень важна пальчиковая гимнастика, особенно для коррекционных групп, так как это первооснова развития чувства ритма, звуковысотного слуха, интонационной деятельности. В итоге, дети учатся слышать себя и других, слушать внимательно музыкальное сопровождение и правильно петь.

Восприятие музыки нужный шаг в жизни ребенка и научить этому поможет программа О.Радыновой. Программа взята порциально.

«Музыкальные шедевры» автора О.П.Радыновой – это технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

  • Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

  • Воспитывать эстетические чувства.

  • Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально – образовательную деятельность на едином репертуаре. Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Автор основывается на концепции, что формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты».

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

Мы считаем важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

  • слушание знакомых музыкальных произведений

  • музыкальные игры – путешествия в прошлое и настоящее

  • игры – сказки

  • звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

  • тематические музыкальные вечера

  • беседы – концерты

  • театральные постановки

  • праздничные утренники

В педагогике давно известно, какие огромные возможности для воспитания души, тела и развития речи заложены в синтезе музыки и пластики. Основная направленность взятой нами также порциально программы «Ритмическая мозаика» А.Бурениной-психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Цель ее - общее гармоничное развитие ребенка, а ее содержание и формы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей и ведущих целей их воспитания. Главное-приобщение к движению под музыку всех детей - не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Доказано, что двигательные занятия тренируют мозг, подвижность нервных процессов.

Музыка и движение имеют много общих параметров: темпоритм, начало и конец звучания, динамика, форма произведения. В связи с этим сформулированы задачи обучения и воспитания детей:

  • Развитие музыкальности (уметь воспринимать музыку, понимая ее содержание, развитие специальных музыкальных способностей - музыкального слуха, чувства ритма, развитие умения четко и правильно произносить слова песен, пропевать окончания музыкальных фраз, развитие музыкальной памяти).

  • Развитие двигательных качеств и умений ( ловкости, точности координации движений, гибкости, пластичности, воспитание выносливости, развитие силы, формирование правильной осанки, красивой походки, развитие умения ориентироваться в пространстве, и.т.п.)

  • Развитие творческих способностей (развитие творческого воображения, фантазии, умения импровизировать).

  • Развитие и тренировка психических процессов ( развитие эмоций, внимания, воли, памяти, мышления).

  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности ( уметь сопереживать, формировать чувство такта и культурные привычки).

Наше дошкольное учреждение наряду с общеобразовательными группами имеет группы, где находятся дети с речевыми нарушениями, поэтому педтехнологии программы

И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Ладушки», нам подходят по всем параметрам.

Программа «Ладушки» на сегодняшний день является единственной детально разработанной программой по музыкальному воспитанию и соответствует стандарту ФГТ.

Авторы программы «Ладушки» разработали оригинальную систему, которая отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Это личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей.

Программу отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используются в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах.

Наглядный материал, используемый в программе, заинтересовывает детей, активизирует желание участвовать в различных видах музыкальной деятельности и способствует хорошему усвоению музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется при проведении вечеров досуга, праздников, в самостоятельной игровой деятельности. Однако, наиболее эффективно процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется при организации и проведении непосредственной образовательной деятельности. Таким образом, образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей.

Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводится по два мероприятия НОД и один вечер досуга. НОД проводится в утренний отрезок времени, вечер досуга во второй половине дня по тематическим планам, согласованным с воспитателями. Различные формы праздников также отражены в тематических планах, во многих задействованы родители, так как девиз программы «Ладушки»: «Праздник – это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых! »

Задачи и принципы программы основаны на гуманном и бережном отношении к маленькому человеку, что предполагает гармоническое развитие личности:

  • Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

  • Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

  • Приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыке.

  • Подготовить к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

  • Развивать коммуникативные способности.

  • Научить творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

  • Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.


Для этого необходимо: создать обстановку, комфортную для ребенка; должен быть целостный подход в решении педагогических задач; нужно последовательно усложнять поставленные задачи по всем разделам музыкального воспитания; соотносить музыкальный материал с природным и историко-культурным календарем; быть партнерами и положительно оценивать детей, причем реагировать на любое творческое предложение ребенка.

Педагогические технологии этой программы включены в наше планирование потому, что с учетом ФГТ является уникальной, детально разработанной, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя и уровни развития ребенка в обычных и коррекционных группах.

Структура планирования НОД:

  • Каждое занятие включает в себя следующие разделы:

- музыкально-ритмические движения;

- пальчиковая гимнастика;

- развитие чувства ритма, музицирование;

- распевание, пение;

-слушание музыки;

- игры, пляски, хороводы;

игра на детских музыкальных инструментах.

  • Все это отражено в разработанном перспективном и календарном планировании.

  • Перспективное планирование включает в себя: виды деятельности, задачи, репертуар разработанный поквартально.

  • Календарное планирование отображает № конспекта, № страницы, цели и задачи непосредственно образовательной деятельности, дату проведения, дополнения, изменения.

  • К каждой возрастной группе прилагаются примерные конспекты занятий, номера и страницы которых отображены в календарном планировании.

  • Праздники даны в отдельном тематическом планировании, с учетом требований выбранных нами тем и программы МБДОУ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Дети двух-трех лет:

авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ясельки» планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Невская нота, 2010.

  1. Младшая группа:

авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2010.

  1. Средняя группа:

авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2007.

  1. Старшая группа:

авторы И.Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3CD), СПб.: Композитор, 2008.

  1. Подготовительная группа:

авторы И. Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3CD), СПб.: Композитор, 2012.

  1. Подготовительная группа:

авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» дополнительный материал к «Конспектам музыкальных занятий» с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2012.

  1. «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста»:

автор А. Буренина сборник ритмических композиций с аудиоприложением, СПб.: Лоиро, 2000

  1. О.П.Радынова «учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» по слушанию музыки с методическими рекомендациями, М.: 2009. Методическое сопровождение технологии:

  • Методические рекомендации

  • Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

  • Аудиозаписи ( 10 дисков СД)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconКонспект занятия по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПояснительная записка Шахматы
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconКонспект занятия по развитию речи
Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПояснительная записка познавательное развитие детей среднего дошкольного...
Оборудование: пк, мультимедийный проектор, презинтация, карта полушарий, тест тесты «Экосистема поля»
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconНод по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Углубить знания детей о цирке, о животных, их повадках, вызывая интерес и желание посетить цирковое представление
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПрограмма по музыкальному воспитанию Ладушки И. М. Каплуновой И. А. Новоскольцевой
По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста icon«Развитие связной речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности речи детей дошкольного возраста. Задачи работы доу по развитию речи детей
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста iconАналитическая записка
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск