Скачать 113.93 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К планированию по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста Музыка играет огромную роль в развитии личности вообще и ребенка в частности. Основные задачи музыкального воспитания ребенка:
Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. Планирование по музыкальному развитию дошкольников составлено на основе: - «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса Т. С. Комарова. М. А. Васильева 2010 с Федеральными государственными требованиям (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.). - «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей » А. Буренина, Т.Сауко СПб, 2001. -«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000. - «Праздник каждый день»И. Каплунова, И. Новоскольцева С-П. «Композитор»2012. Эти учебные программы отвечают требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Они разработаны с учетом дидактических принципов – развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включают в себя следующие разделы: - восприятие музыки; -распевание, пение; - музыкально-ритмические движения; - развитие чувства ритма, музицирование; -пальчиковая гимнастика; -танцевальное, танцевально-игровое творчество; -игры, хороводы; Ведущие цели и задачи « Программы воспитания и обучения в детском саду» М.Васильевой и инновационной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Веракса и программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой совпадают – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, поэтому данные программы взяты за основу. Планирование НОД, разработано на основании вышеуказанных программ и включает следующие принципы работы с детьми:
Индивидуальный подход к каждому. Положительная оценка действий педагога. Сюрпризные моменты и игры в процессе НОД.
Обогащение музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски. Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
Обязательны: игровые ситуации, присутствие и активная помощь воспитателя и необходимые по плану атрибуты. Методы и приёмы музыкального воспитания: Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке. Важный раздел программы по музыкальному воспитанию: пение, распевание. Учитывая требования о сохранности голоса дошкольников планируем следующие задачи. Задачи по пению, распеванию следующие:
Пение под фонограмму должно быть тогда, когда дети хорошо выучат песню. Очень важна пальчиковая гимнастика, особенно для коррекционных групп, так как это первооснова развития чувства ритма, звуковысотного слуха, интонационной деятельности. В итоге, дети учатся слышать себя и других, слушать внимательно музыкальное сопровождение и правильно петь. Восприятие музыки нужный шаг в жизни ребенка и научить этому поможет программа О.Радыновой. Программа взята порциально. «Музыкальные шедевры» автора О.П.Радыновой – это технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Задачи:
Эти задачи едины для всех возрастных групп. Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально – образовательную деятельность на едином репертуаре. Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны. Автор основывается на концепции, что формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты». Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка. Мы считаем важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:
В педагогике давно известно, какие огромные возможности для воспитания души, тела и развития речи заложены в синтезе музыки и пластики. Основная направленность взятой нами также порциально программы «Ритмическая мозаика» А.Бурениной-психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела как выразительного («музыкального») инструмента. Цель ее - общее гармоничное развитие ребенка, а ее содержание и формы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей и ведущих целей их воспитания. Главное-приобщение к движению под музыку всех детей - не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Доказано, что двигательные занятия тренируют мозг, подвижность нервных процессов. Музыка и движение имеют много общих параметров: темпоритм, начало и конец звучания, динамика, форма произведения. В связи с этим сформулированы задачи обучения и воспитания детей:
Наше дошкольное учреждение наряду с общеобразовательными группами имеет группы, где находятся дети с речевыми нарушениями, поэтому педтехнологии программы И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Ладушки», нам подходят по всем параметрам. Программа «Ладушки» на сегодняшний день является единственной детально разработанной программой по музыкальному воспитанию и соответствует стандарту ФГТ. Авторы программы «Ладушки» разработали оригинальную систему, которая отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Это личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей. Программу отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используются в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах. Наглядный материал, используемый в программе, заинтересовывает детей, активизирует желание участвовать в различных видах музыкальной деятельности и способствует хорошему усвоению музыкальных способностей. Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется при проведении вечеров досуга, праздников, в самостоятельной игровой деятельности. Однако, наиболее эффективно процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется при организации и проведении непосредственной образовательной деятельности. Таким образом, образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводится по два мероприятия НОД и один вечер досуга. НОД проводится в утренний отрезок времени, вечер досуга во второй половине дня по тематическим планам, согласованным с воспитателями. Различные формы праздников также отражены в тематических планах, во многих задействованы родители, так как девиз программы «Ладушки»: «Праздник – это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых! » Задачи и принципы программы основаны на гуманном и бережном отношении к маленькому человеку, что предполагает гармоническое развитие личности:
Для этого необходимо: создать обстановку, комфортную для ребенка; должен быть целостный подход в решении педагогических задач; нужно последовательно усложнять поставленные задачи по всем разделам музыкального воспитания; соотносить музыкальный материал с природным и историко-культурным календарем; быть партнерами и положительно оценивать детей, причем реагировать на любое творческое предложение ребенка. Педагогические технологии этой программы включены в наше планирование потому, что с учетом ФГТ является уникальной, детально разработанной, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя и уровни развития ребенка в обычных и коррекционных группах. Структура планирования НОД:
- музыкально-ритмические движения; - пальчиковая гимнастика; - развитие чувства ритма, музицирование; - распевание, пение; -слушание музыки; - игры, пляски, хороводы; игра на детских музыкальных инструментах.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ясельки» планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Невская нота, 2010.
авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2010.
авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2007.
авторы И.Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3CD), СПб.: Композитор, 2008.
авторы И. Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3CD), СПб.: Композитор, 2012.
авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» дополнительный материал к «Конспектам музыкальных занятий» с аудиоприложением (2CD), СПб.: Композитор, 2012.
автор А. Буренина сборник ритмических композиций с аудиоприложением, СПб.: Лоиро, 2000
|
Конспект занятия по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | ||
Пояснительная записка Шахматы Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | ||
Конспект занятия по развитию речи Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | ||
Пояснительная записка Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития... | Пояснительная записка познавательное развитие детей среднего дошкольного... Оборудование: пк, мультимедийный проектор, презинтация, карта полушарий, тест тесты «Экосистема поля» | ||
Пояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает... | Нод по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Углубить знания детей о цирке, о животных, их повадках, вызывая интерес и желание посетить цирковое представление | ||
Программа по музыкальному воспитанию Ладушки И. М. Каплуновой И. А. Новоскольцевой По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего... | «Развитие связной речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности речи детей дошкольного возраста. Задачи работы доу по развитию речи детей | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | ||
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | Аналитическая записка «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... |