Пояснительная записка Шахматы





Скачать 372.56 Kb.
НазваниеПояснительная записка Шахматы
страница1/3
Дата публикации27.09.2014
Размер372.56 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3
Кружок

«Юный шахматист»

Руководитель: Мавлюшева Ю.А.

Список детей.

1.Боровикова Вероника.

2.Галактионова Ксения.

3.Кох Ваня.

4.Миллер Валерия.

5.Панчукова Анжелика.

6.Посохин Никита.

7.Рейн Полина.

8.Секисова Оля.

9.Шерстнёв Максим.

10. Штоль Маша.

График работы кружка.

«Юнный шахматист»

Дата

День недели

Время

1 раз в неделю

Четверг

16.00- 16.30


Пояснительная записка

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Цель работы кружка: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

  • Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Работа в кружке составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.

«Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.

«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

Работа кружка рассчитана на детей 5 - 6 лет. В состав группы входит 10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня и строится на основе дидактических игр, упражнений. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

План работы кружка на учебный год.

(Книга «Малыши играют в шахматы» Гришин В. Г. - М. : Просвещение, 1991 г.)

Сентябрь - темы занятий:

Беседа «Знакомство с миром шахмат», «В стране шахматных чудес»

Задачи:познакомить с историей возникновения шахмат, великими шахматистами; с фигурами, пешками, уточнить, как они выглядят (цвет, величина) ;

Тема:«В стране шахматных чудес» - чтение сказки;

Знакомство с легендой «Мудрец»

задачи:воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию;

Тема:Чтение сказки «Волшебная доска», рассматривание шахматной доски

задачи:познакомить с шахматной доской, уточнить, как расположены поля на доске, развивать мелкую моторику, глазомер;

Тема:Дидактическая игра «Сложи доску», дид/упр «Закрась клеточку»

задачи:Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер;

Октябрь - Тема: «Проспекты, улицы, переулки волшебной доски»

задачи:Познакомить детей с вертикальными, горизонтальными, диагональными линиями, их обозначениями;

Тема:«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски», дид/игра «Составь доску из вертикальных и горизонтальных линий»

задачи:закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление;

Тема: Дид/игры «Составь доску», «Выложи на доске», дид/упр «Закрась линию»

задачи:Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер; Закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях;

Тема:«Шахматное поле», дид/игры «Составь доску», «расставь на доске»

задачи:Познакомить детей с цветовыми обозначениями полей, закрепить знания о шахматной доске; о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление;

Тема:Д/игры «Шахматное лото», «Пройди и назови поле»

«Ни шагу назад» - чтение сказки

задачи: Учить ориентироваться на плоскости, закрепить знания об обозначениях; продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку;

Ноябрь - тема:«Ни шагу назад» - знакомство с пешками, д/игра «Кто быстрее»

задачи:Познакомить детей с местом пешек на доске, тем как ходят пешки, по каким линиям, как «бьют»; развивать ориентировку на плоскости, логическое мышление.

тема: «Черные и белые пехотинцы» - загадывание загадок, д/игры «Сложи пешку», «Кто быстрее? »

задачи:Уточнить знания детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках их месте на доске, ходами, развивать логическое мышление.

тема:«Как ходит пешка» - разбор диаграмм № 9, 10, 11, Игра-эстафета «Кто быстрее? »(составление доски из горизонтальных и вертикальных линий; расставить пешки на свои места; загадывание загадок)

задачи:Уточнить знания о вертикальных, горизонтальных линиях шахматной доски, месте пешек на доске; развивать внимание, память, мышление, быстроту.

Тема: Дид/упражнение «Кто скорее дойдет до 1-ой или 8-ой горизонтали? », решение диаграмм № 13, 14, 15

задачи:Уточнить знания детей о пешках, их месте на доске; как пешка ходит, «бьет»; развивать логическое мышление, смекалку, умение принимать самостоятельно правильное решение.

Тема: Дид/игры «Чего не стало? », «Что изменилось? », решение заданий №1, 2, 3, Игра- викторина «Шахматная шкатулка»

задачи:Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках, их месте на доске, ходами, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.

Декабрь - Тема:«Прямолинейная, бесхитростная фигура", знакомство с ладьей, чтение сказки, загадывание загадок.

задачи:познакомить детей с новой фигурой, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура, «бьет».Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку; отвечать на вопросы по содержанию.

Тема: Дид/игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось? », разбор диаграмм № 17, 18

задачи:Уточнить знания детей о новой фигуре «ладье», ее месте на доске, как ходит эта фигура, «бьет», развивать мышление, внимание.

Тема: Игра пешками и ладьей, разбор диаграмм 19, 20, 21, 22, 23

задачи:Закрепить знания о пешках, ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.

тема: Дид/игры «Чудесный мешочек», «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске».

задачи:Уточнить имеющиеся у детей знания, развивать память, логическое мышление, ориентировку на плоскости

Знакомимся с шахматными фигурами

Всего 32 фигуры – 16 белых и 16 черных

Чтобы в шахматы играть, Надо все законы знать: Как поставить доску нам, По каким ходить полям, Где ладья стоит, где слон, Где король воссел на трон. Конь с ферзем дополнят ряд, Пешек их прикрыл отряд. Вот и армия в строю, Не уронит честь в бою.

Шахматная доска

Перед вами поле шахматной битвы.

Это - шахматная доска. На ней 64 поля или клетки. Чтобы играть ты должен всегда располагать доску так чтобы белое угловое поле было по правую руку от себя.

Немного истории

Шахматы очень древняя игра. Появилась она на востоке, где то за 2500 лет до нашей эры. Согласно индийской легенде шахматы были изобретены человеком по имени Сисса.

Сисса создал игру чтобы объяснить своему ученику что король ничего не стоит без поддержки своих подданных.

В награду за изобретение Сисса попросил Зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два - за второе, четыре - за третье, удваивая число зерен с каждым последующим полем.

Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен 18.446.073.709.551.616. Это превышало весь мировой запас зерна.

Король

Король ходит на одну клетку в любую сторону.

На краю доски на пять клеток.

Короли не могут находиться на соседних клетках.

Осмотрелся – так и так. Долго думал и гадал. А куда же делать шаг, Чтобы сам не пострадал? Можно влево, можно вправо, Можно прямо иль назад, Можно наискось упрямо, Лишь бы не было преград. Повернулся на престоле И одно оставил поле. Кто играет эту роль? Ну конечно же король!

Ферзь

Ферзь - самая сильная фигура.

В центре доски он контролирует 27 полей.

Он ходит как ладья и слон –горизонтально, вертикально и по диагонали.

Слон

У каждого игрока два слона.

Слон ходит по диагонали одного итого же цвета.

Ладья

Ладья ходит прямо по вертикали и горизонтали в обе стороны.

Видимо, ладья упряма, Если ходит она прямо. Не петляет - прыг да скок, Не шагнет наискосок. Так от края и до края Может двигаться она, Неуклюжа и сильна.

Конь

Конь - ходит буквой Г, передвигаясь на два поля как ладья и затем сворачивая на одно поле налево или на право.

Конь, двигающийся с белого поля, всегда попадает на черное.

Пешка

Пешки – пехотинцы двух армий.

В начале партии все белые пешки выстроены на второй горизонтали, а все черные пешки - на седьмой горизонтали.

Январь - Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол,.

Шахматная нотация: адреса фигур.

Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ... ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте»(пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т .д.)

Дома: игра в «Крестики-нолики», повторить цифры и буквы на шахматной доске.

Тема. Начальная позиция. «Адреса» фигур, правила хода; пешка (без правила превращения и взятия на проходе ), ладья, слон, ферзь, король.

Игра: «Почтальоныэяразные фигуры разносят «письма» по адресам, где буква - название улицы, а цифра - «номер дома»)

Дома: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в блокноте шахматную доску.

Тема: На занятие дети приходят с блокнотами в крупную клетку, где начерчен квадрат 8х8 см. И обозначены буквы и цифры, как на шахматной доске.

Шахматная нотация: Игра «Кто быстрее?». Преподаватель записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте и обозначают буквой и цифрой (предварительно потренироваться дома печатать буквы). Повторение правил хода ладьи, слона, ферзя, короля и

пешки (кроме правила превращения и взятия на проходе).

Игра: «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске,

стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем шахматное

поле: страну).

Дома: обозначить в блокноте все поля буквами и цифрами, повторить

буквы и изучение правила хода фигур. Игра «Морской бой».

Тема: Ладья и слон. Ходы: взятие, сила. Линейные и двойные удары.

Игра: «Огонь». (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья и слон с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою.)

Игра: «Соберем урожай», (Расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей и слоном, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку. Можно провести на разных досках с элементом соревнования.)

Дома: попытаться белопольным слоном уничтожить пешку, стоящую на черном поле и наоборот. Расставить на поля одного цвета слона и ладью (любые поля). Определить, сколькими способами может ладья побить слона и наоборот.

Февраль - Король и ферзь. Ходы, взятия, удары, сила, первое понятие «шах».

Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу)

Игра: «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов поставит королю за один ход).

Игра: «Гости». (Белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу. Варианты.) Правило двух королей (нельзя подходить близко).

Дома: потренироваться делать шах королю ферзем. Игра «Собери урожай» с королем (съесть королем все пешки на доске, стараясь не попадать под шах).

Тема: Конь. Ходы, взятие, сила, удары.

Нарисовать в блокноте букву «Г» в восьми положениях. Показать, как

скачет конь по шахматной доске.

Игра «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу,напомнив, что он еще может перепрыгивать через фигуры).

Игра «Гости». (Путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). Можно с элементом соревнования на двух досках.

Игра «Гости» (путешествие конями с поля вl на д8 и с а2 на п7).

Дома: нарисовать букву Г в разных положениях. Определить силу коня в углу и с краю доски. Поиграть в «Гости».

Тема: Конь. Закрепление. Понятие «Вилка».

Игра «Соберем урожай» ( съесть конем все пешки, можно с элементами соревнования). Нападение конем на две фигуры - вилка (варианты с шахом и без шаха) - показ. Затем дети придумывают вилки сами.

Игра «Кто быстрее - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с ним поле.

Дома: посоревнуйтесь с детьми в скачках конем. В блокноте начертите квадрат 5х5 и ходом коня обойдите как можно больше клеток, останавливаясь в каждой не более раза. Кто больше займет клеток, тот победит.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Шахматы iconУрок в семейном гнезде Фербер
Шахматы — это одна из древнейших игр, которой увлекались наши предки. Научиться играть в шахматы несложно, научится играть в шахматы...
Пояснительная записка Шахматы iconИсследовательская работа «Шахматы и математика»
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Пояснительная записка Шахматы iconПрограмма «Шахматы» 7 18 лет Срок реализации программы «Шахматы»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка Шахматы iconШахматы развивающая игра и спорт!
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Пояснительная записка Шахматы icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Шахматы iconРабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат»
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра...
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Шахматы iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка Шахматы iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка Шахматы iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск