Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат»





Скачать 204.78 Kb.
НазваниеРабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат»
Дата публикации26.09.2014
Размер204.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воробьёвицкая средняя общеобразовательная

школа

Вохомского района Костромской области



Утверждаю

Директор школы:___________/ Балан С.А./

Дата:__________________



Рабочая программа

шахматного кружка

«Уроки шахмат»

для учащихся 1-6 классов.





Составитель:

учитель физической культуры

Боброва Ольга Аркадьевна

П.Воробьёвица

2013г

Пояснительная записка
«Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство,
а по трудности овладения – наука…
Шахматы могут доставить столько же радости,
сколько хорошая книга или музыка»
Тигран Петросян.


    Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы, используя для этого компьютерные мультимедийные шахматные программы.

Программа шахматного кружка «Уроки шахмат» предназначена для одновременного обучения школьников разновозрастной группы малокомплектной сельской школы. Занятия проводятся регулярно один раз в неделю по 1 часу, а также рекомендуется 2 – 3 раза в неделю заниматься самостоятельно, для этого учащиеся получают индивидуальные задания.

Программа «Уроки шахмат» рассчитана на три года обучения 2012-2015г., состоит из трех уроков. Урок первый «Азбука шахмат» для учащихся 1 - 4 класса первый год обучения, посвящен изучению элементарных основ шахматной игры. Изучению шахматной нотации, ознакомлению с историей происхождения шахмат, получению первоначальных навыков участия в соревнованиях.

Урок второй «Грамматика шахмат» для учащихся 2 - 5 класса второй год обучения, посвящен изучению основных шахматных законов, ознакомлению с основными тактическими идеями и приемам, выполнению норматива V - IV разряда.

Урок третий «Арифметика шахмат» для учащихся 3 - 6 класса третий год обучения, посвящен изучению сложных комбинаций на сочетание идей, овладение техническими приемами, расширению и углублению полученных знаний, умений и навыков, выполнению норматива IV – III разряда.

В последние годы происходит интенсивный процесс внедрения информационных компьютерных технологий во все отрасли деятельности человека. Не является исключением, и процесс обучения школьников шахматам с применением мультимедийных обучающих программ: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов» (шахматный материал подготовлен мастером из Латвии Николаем Журавлевым, известным тренером-методистом). Включение в учебный процесс компьютерных обучающих программ помогает построить его с учетом индивидуальных особенностей обучаемого, сделать этот процесс динамичным и наглядным, помогает организовать прохождение теоретического и практического материала в доступной наглядной для восприятия форме, позволяет повысить плотность занятии и эффективность. Процесс обучения идет от простого к сложному: что такое шахматы, как они появились, шахматная доска, фигуры (ходы и стоимость) и так далее. Для каждой темы подобраны задачи для решения (практические занятия) различной сложности (от 10 до 100 очков). Одна задача состоит из нескольких подзадач. Например, в одной из задач темы «Рокировка» нужно ответить на несколько вопросов о возможности рокировки в различные стороны белыми и черными, а затем выполнить рокировку на шахматной доске. Для ответов на вопросы необходимо либо просто щелкнуть мышью на одном из предлагаемых программой вариантов ответа, либо ввести правильные координаты полей, что одновременно помогает запомнить их обозначение. При ошибках в задачах, требующих ввода ходов на доске, программа дает подсказки в виде маркеров, «подмигивания» фигур или, в «тяжелых случаях», сама делает ход за ученика. Компьютерная шахматная программа не дает начинающему игроку делать неверные ходы, у школьников развиваются навыки работы с компьютерной программой, как источником нужной информации. Последовательное применение обучающих программ,   помогает освоить начальные понятия стратегии, тактики миттельшпиля, эндшпиля, основы игры в дебюте, различные способы и приемы игры в шахматы. Использование компьютера на занятиях кружка позволяет экономить время на объяснение и демонстрацию, дает возможность рассмотреть отдельные приемы, позиций, зависимость одних от других и их взаимодействие.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, контрольные игры, тесты, участие в соревнованиях, что способствует положительной мотивации к занятиям. Теоретические занятия с учащимися проводятся в форме лекций, диспутов, бесед, презентации, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, тестовые задания, игровые занятия, игра, игровые задания в компьютерной программе, турниры.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Индивидуальные задания получают учащиеся, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же те учащиеся, которые способны изучить материал быстрей и глубже остальных.

В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в жизни. Игра в шахматы помогает повысить концентрацию внимания, а также развить воображение, смекалку, изобретательность, ориентирование на плоскости. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений, предвидение результатов. На протяжении обучения они овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, умением сравнивать и обобщать, делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

Красивая игра – шахматы, влияет на эстетическое развитие личности, расширяет кругозор, способствует общему развитию и воспитанию школьника.



Цель программы: организация досуга учащихся

через обучение игре в шахматы, используя для этого

компьютерные мультимедийные шахматные

программы.

Задачи

программы:

_s1089


Обучающие: Воспитывающие: Развивающие:




Структура программы:



Основные формы деятельности:

  • лекции, беседы, диспуты, практические занятия, индивидуальные задания;

  • конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, игры с компьютером;

  • турниры, соревнования, сеансы одновременной игры.

Формы оценки обученности:

  • оценочный зачет, тестирование;

  • участие в соревнованиях, конкурсах;

  • контрольные игры, турниры.

Критерии оценивания:

  • грамоты, дипломы, благодарности в портфолио ребенка;

  • присвоение спортивных разрядов;

  • призы за участие в соревнованиях, турнирах, конкурсах.


Урок первый «Азбука шахмат».
Содержание программного материала первого года обучения.
1. Вводное занятие (1 час).

Информация о работе кружка, цели, задачи, содержание работы. Организация занятий. Цель игры в шахматы. Правила поведения во время игры. Права и обязанности игроков.

2. История появления шахмат (1 час).

Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу и в Россию. Великие люди и шахматы.

3. Начальная позиция (3 часа).

Понятие шахматной доски, шахматных фигур. Расстановка шахматных фигур на шахматной доске в начальной позиции. Пешечные заповеди.

Практические занятия. Знакомство с шахматной доской: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Знакомство с пешкой и ее месторасположением на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника. Игра пешкой.

4. Фигуры. Ходы и взятие фигур (5 часов).

Прямолинейная фигура. Легкие слоны. Шахматный конь. Могучая, сильная фигура. Главная фигура.

Практические занятия. Знакомство с фигурами, их местом расположения на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника. Игры с ограниченным набором фигур. Игра всеми фигурами из начального положения.

5. Первоначальные понятия (5 часов).

Шахматная нотация. Как записываются партии. Роль короля. Ситуации: шах, мат, ничья, пат. Рокировка. Превращение пешки. Ценность фигур. Практические занятия. Упражнения на запоминание правил шахматной нотации. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных правил. Игры с ограниченным набором фигур. Упражнения на мат различными фигурами. Простейшие этюды.

6. Тактика игры (4 часа).

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах отвлечение, завлечение, сочетание идей. Практические занятия. Упражнения на усвоение материала в специально подобранных позициях. Решение тематических этюдов.

7. Стратегия игры (3 часа).

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Разбор специально подобранных примеров.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных примеров.

8. Дебют (3 часа).

Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий. Анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9. Эндшпиль (4 часа).

Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки Мат тяжелыми фигурами (ферзем, ладьей). «Детский мат».

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Игра с заданной позиции. Решение задач.

10. Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования (5 часов).

Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов, турниров.

Практические занятия. Решение конкурсных позиций (задач, этюдов) определение победителя конкурса. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий. Учебно-тренировочные игры, тестовые задания. Шахматный турнир.
Тематический план занятий первого года обучения.



п./п.

Наименование

темы

Количество часов




Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие

1

1

-

Использование ИКТ, мультимедийной обучающей программы: «Шахматная школа для начинающих».

2.

История появления

шахмат

1

1

-

3.

Начальная позиция

3

1

2

4.

Фигуры. Ходы и взятие фигур

5

2

3

5.

Первоначальные понятия

5

2

3

6.

Тактика игры

4

2

2

7.

Стратегия игры

3

1

2

8.

Дебют

3

1

2

9.

Эндшпиль

4

2

2

10.

Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

5

1

4

Всего

34

14

21





В результате прохождения программного материала «Азбука шахмат» первого года обучения учащиеся должны:

  • иметь представление об истории и происхождении шахмат,

  • знать правила игры и турнирного поведения,

  • знать основы тактики и стратегии, активно применять в своей игре тактические приемы,

  • владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

  • уметь применять полученные теоретические знания на практике,

  • уметь читать и записывать шахматные партии,

  • с удовольствием играть в шахматы,

  • уметь играть шахматы в компьютерной программе,

  • видеть и осознать свои ошибки,

  • знать нормы этикета при игре в шахматы.

Урок второй «Грамматика шахмат».

Содержание программного материала второго года обучения.
1. Вводное занятие (1 час).

Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Краткая история шахмат (2 часа).

Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Борьба за первенство мира. Различные системы проведения шахматных соревнований. Шахматные разряды и звания. Шахматные часы. Шахматный кодекс.

3. Тактика игры (4 часа).

Атака короля противника. Основные тактические приемы. Классическая жертва слона. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Использование слабостей противника.

Практические занятия. Разыгрывание с партнером тематических позиций. Упражнения на нахождение способов атаки короля в специально подобранных позициях. Решение тематических этюдов.

4. Стратегия игры (3 часа).

Принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур. Мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание слабостей в лагере противника. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии.

Практические занятия. Упражнения на нахождение способов решения типовых позиций. Разбор и разыгрывание с партнером тематических позиций середины партии.

5. Дебют (6 часов).

План в дебюте. Дебютные принципы. Связь дебюта с миттельшпилем. Гамбиты. Основные идеи развития дебюта. Борьба за центр. Безопасность короля. Основные идеи и варианты королевского гамбита, шотландской и итальянской партий.

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

6. Миттельшпиль (4 часов).

Основные идеи миттельшпиля. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Двойной удар. Коневые и пешечные вилки. Связка, полусвязка. Как бороться со связками. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.     Комбинация на завлечение. Блокировка. Комбинация на отвлечение. Принципы реализация материального преимущества.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций с середины партии на: целесообразное развитие фигур, мобилизацию сил, определение ближайшей и последующих задач.

7. Эндшпиль (6 часов).

Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Пешечные слабости. Окончание с проходными пешками. Легкая фигура против пешек. Легкофигурный эндшпиль. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладейные окончания: взаимодействие короля и ладьи, ладья против пешек, ладья и пешка против ладьи. Атака в эндшпиле.

Практические занятия. Отработка приемов эндшпиля путем анализа специально подобранных позиций. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных типовых эндшпильных позиций, решение задач.


8. Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

(8 часов).

Практические занятия. Решение шахматных задач, конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Проведение сеансов одновременной игры (в том числе тематических по изучаемым дебютам) с последующим разбором партий. Тестовые контрольные задания. Школьный турнир, участие в районном шахматном турнире.
Тематический план занятий второго обучения.



п./п.

Наименование

темы

Количество часов




Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие

1

1

-

Использование ИКТ, мультимедийных обучающих программ: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов».

2.

Краткая история шахмат. Классификационная система

2

1

1

3.

Тактика игры

4

2

2

4.

Стратегия игры

3

1

2

5.

Дебют

6

3

3

6.

Миттельшпиль

4

2

2

7.

Эндшпиль

6

3

3

8.

Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

8

-

8

Всего

34

13

21





В результате прохождения программного материала «Грамматика шахмат» второго года обучения, учащиеся должны:

  • знать историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,

  • иметь представление об организации шахматных соревнований,

  • уверенно владеть тактическими приемами, и их сочетать,

  • уметь строить, и реализовывать свои стратегические планы,

  • знать, как разыгрываются основные дебюты и окончания,

  • с удовольствием играть в шахматы, участвовать в соревнованиях, различных мероприятиях,

  • знать и выполнять правила этикета при игре в шахматы,

  • осознавать свои ошибки, видеть ошибки соперника,

  • самостоятельно оценивать позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,

  • играть, как минимум, на уровне четвертого спортивного разряда.

Урок третий «Арифметика шахмат».
Содержание программного материала третьего года обучения.
1. Вводное занятие (1 час).

Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Краткая история шахмат (2 часа).

Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты современности. Основы судейства.

3. Тактика игры (3 часа).

Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Комбинирование приемов.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных тематических позиций, решение тематических этюдов.

4. Стратегия игры (3 часа).

Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Комбинации на освобождение поля и линии.

5. Дебют (5 часов).

Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара.

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов.

6. Миттельшпиль (5 часов).

Комбинации с мотивом «спертого мата» использования слабости последней горизонтали, разрушения пешечного центра, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты.

План игры. Оценка позиции. Центр, централизация. Открытие и полуоткрытие линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Форсированный переход в эндшпиль.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций и комбинаций на освобождение поля и линии. Мат на последней горизонтали.

7. Эндшпиль (6 часов).

Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8. Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

(9 часов).

Решение конкурсных позиций, задач, тестовых контрольных заданий. Проведение сеансов одновременной игры (в том числе тематических). Анализ партий и типовых позиций. Квалификационные турниры. Участие в районных шахматных соревнованиях.

Тематический план занятий третьего года обучения.



п./п.

Наименование

темы

Количество часов




Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия




1.

Вводное занятие

1

1

-

Использование ИКТ, мультимедийной обучающей программы: «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов».

2.

Краткая история шахмат. Классификационная система

2

1

1

3.

Тактика игры

3

1

2

4.

Стратегия игры

3

1

2

5.

Дебют

5

2

3

6.

Миттельшпиль

5

3

2

7.

Эндшпиль

6

3

3

8.

Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

9

-

9

Всего

34

12

22





В результате прохождения программного материала «Арифметика шахмат» третьего год обучения, учащиеся должны:

  • знать историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов,

  • разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства,

  • самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами,

  • уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать,

  • уметь строить и реализовывать стратегические планы, читать планы противника,

  • знать, как разыгрываются основные дебюты и окончания,

  • иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов,

  • участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься самостоятельно,

  • соблюдать правила этикета без напоминаний, признавать свое поражение,

  • осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину,

  • самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направлять тактические приемы на реализацию стратегических планов,

  • понимать и ценить красоту шахматных комбинаций,

  • играть, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.


Учебно-методическое обеспечение программы.
Литература для учителя и учащихся.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и шахматы. Москва «Просвещение» 1986 год, 430с.

Бронштейн Д.И. Самоучитель шахматной игры. Москва «Физкультура и спорт», 1987 год. 248с.

Весела И. Шахматный букварь. Москва «Просвещение», 1983 год. 128с.

Дворецкий М. и А.Юсупов. Школа будущих чемпионов. Издательство: «Фолио» Харьков, 1997год. 272с.

Журавлев Н.И. Шаг за шагом. Москва «Физкультура и спорт», 1986 год. 288с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Издательство: Народное образование, 1998 год. 256с.

Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. Москва «Просвещение», 1991 год. 158с.

Гик Е.А. Беседы о шахматах. Москва «Просвещение», 1985год. 160с.

Гик Е.Я. Компьютерные шахматы. Издательство: М.:ФАИР – ПРЕСС, 1997год. 272с.

Диск программа «Шахматная школа». Издательство: АО «ИнформСистемы» 1999 год.

Диск программа «Шахматная школа для подготовки IV-II разряда». Издательство: АО «ИнформСистемы» 1999 год.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconОбразовательная программа по шахматам возраст детей: 9 17 лет
Существует масса гипотез о происхождении шахмат и их роли в культурной жизни. Узбекистанские историки шахмат З. Ходжаев и Ф. Дюммель...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconУроки шахмат авторы Г. И. Мильто, Ю. В. Побережников (шахматный всеобуч.)...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дюсш №4 д. Березкино» Томского района
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconПрограмма кружка по логопедии «Уроки Мудрой Совы» (фгос)
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Уроки Мудрой Совы» являются
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconРабочая программа по теории шахматной игры для начальной школы Класс -1,2
«Кто победит?», шахматы развивают логическое мышление, внимание, память, усидчивость, волю к победе, т е все качества, необходимые...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconРабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconВ. А. Сухомлинский Современная концепция общего образования во главу...
...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconРабочая программа кружка «За страницами учебника физики»
На занятиях кружка используется личностно-ориентированный подход, методы активного обучения, такие как эвристическая беседа, разрешение...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconДиректор «дюсш №4 д. Березкино» Томского района
Система развития специализированного (шахматного) дополнительного образования в сельской местности
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconРабочая программа кружка дополнительного образования культурологической...
Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» iconПрограмма кружка Маленький мастер
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск