Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 70
625007 г. Тюмень, ул. Гнаровской, 3а тел.(3452)313-655, факс 313-204 www.rado70school.ru web70@mail.ru
Рассмотрено:
На педагогическом совете
Протокол № ___
от «___»______2013г.
Председатель педагогического совета:
Русакова Л.Н._____________________ Согласовано: Утверждаю:
Председатель Управляющего совета Директор МАОУ СОШ № 70
Рыгина Т.С..___________________ Русакова Л.Н.____________
«_____»_______________ 2013г. «____»______________2013г.
|
Программа
профильного отряда
«Юный эколог»
МАОУ СОШ №70
лето-2013
Тюмень - 2013 год
Механизм реализации программ профильных отрядов
в первый день жизни отряд определяется сфера интересов детей и в соответствии с ней – сфера их познавательно-творческой деятельности; создаются группы по интересам;
каждая группа отвечает за подготовку и проведение одного (или нескольких) дней смены: в соответствии с темой дня группа готовит занятие для других ребят из отряда; возможно приглашение ребят из других отрядов; цель этой работы – самореализация детей в выбранных сферах познавательно-творческой деятельности и популяризация этих сфер для сообщества детей и взрослых, вовлечение в различные направления познавательно-творческой деятельности других детей;
занятия теоретические ведут педагоги, специалисты в заявленных темах; они же курируют практическую деятельность творческих групп, оказывают помощь детям в организации массовых событий;
итоговый продукт каждого дня представляется сообществу детей и взрослых во время ежедневного подведения итогов;
общий результат работы отряда «Юных экологов» - реализация школьного проекта «Наш сад».
предполагается, что деятельностный подход будет способствовать развитию социально-личностных и предметных компетенций детей и подростков.
Программа профильного отряда «Юный эколог»
Актуальность программы: в МАОУ СОШ № 70 реализуется Программа «Одаренный ребенок», поэтому и во время летних каникул важно сохранить для детей пространство интеллектуально-творческого развития. Цель: создание условий для полноценного отдыха и творческой самореализации одаренных детей Задачи:
определение сферы познавательно-творческой деятельности детей в соответствии с их интересами и пожеланиями;
обеспечение теоретической подготовки в русле выбранной детьми сферы познавательно-творческой деятельности;
организация познавательно-творческой деятельности детей в сфере экологии и биологии.
Программа адресована детям, увлеченным исследовательской деятельностью, цветоводством и садоводством.
В русле программы реализуется проект «Наш школьный сад». Цель проекта: Создать экологическое пространство школы как культурное поле VI микрорайона. Задачи:
Познакомить детей и подростков с основами экологии, с видовым разнообразием растений, животных.
Научить приемам агротехники.
Развивать умение трудиться в коллективе, в сотворчестве с другими людьми (детьми и взрослыми)
Формировать чувство ответственности за состояние окружающей среды и стремление преобразовать ее в культурное пространство.
Нужно передать детям знания:
О задачах экологии.
О взаимосвязи между живыми организмами и окружающей их средой.
О значении садов в городской экосистеме.
О правилах поведения в природе, приемах ухода за растениями.
Нужно научить детей:
Строить отношения в разновозрастном сообществе.
Строить логические цепи в размышлениях и действиях.
Оценивать степень биоразнообразия для прогнозирования устойчивого развития.
Оценивать свое поведение и окружающих с точки зрения экологической культуры.
Содержание программы
№ п/п
| Тема
| Часы
| Теоретическая работа
| Практическая работа
| 1
| Что такое экология?
| 2
| Наука экология, ее задачи, значение. Объекты живой природы. Взаимосвязи.
| Наблюдения в саду, решение проблемных вопросов о взаимосвязях живых организмов между собой и окружающей средой
| 2
| Значение зеленых насаждений
| 2
| Знакомство с различными группами растений: деревья, кустарники, многолетники, однолетники.
| Определение растений
| 3
| Сады мира
| 2
| История создания садов
| Определение различных садов
| 4
| Почва
| 2
| Значение почвы, структурная, бесструктурная
| Приемы агротехники
| 5
| Ландшафтный дизайн
| 4
| Стили садово-паркового строительства: регулярный и пейзажный
| Проектирование цветников
| 6
| Однолетние цветочно-декоративные растения
| 4
| Однолетники, используемые для школьных цветников, правила ухода
| Работа с рассадой
| 7
| Экосистемы
| 2
| Естественные, искусственные
| Зарисовки, пищевые связи.
| 8
| Экосистема пруда
| 2
| Обитатели, правила ухода
| Уход за прудом
| 9
| Городская экосистема
| 2
| Особенности городской экосистемы
| Наблюдения
| 10
| Здоровье человека и окружающая среда
| 2
| Влияние окружающей среды на здоровье человека
| Выпуск листовок
| 11
| Птицы
| 2
| Значение птиц в экосистемах
| Определение птиц, привлечение птиц.
| 12
| Насекомые
| 2
| Значение насекомых. Насекомые – вредители
| Определение насекомых.
| 13
| Живые барометры
| 2
| Животные и растения – предсказатели погоды
| Наблюдения.
| 14
| Турист и природа
| 2
| Правила поведения в природе
| Экологическая тропа
| 15
| Забота людей о природе
| 2
| Природоохранная деятельность
| Экодома, экограда, экорегиона.
| 16
| Итоги работы
| 2
| Подведение итогов работы
| Защита проектов
| Ожидаемый результат
Результат работы отряда «Юных экологов» - реализация школьного проекта «Наш сад».
Развитие экологического мышления и познавательного интереса.
Развитие коммуникативных навыков.
Процесс формирования положительного социально-нравственного опыта.
Передача опыта работы (от старших к младшим).
Уважительное отношение к труду.
Возможные факторы риска реализации программы
| Меры профилактики по каждому из них
| Изменение климатических условий (дождь)
| Перенос мероприятия с улицы в помещение
| Кадровые изменения (отсутствие педагога по уважительной причине)
| Производить замену на время отсутствия из числа педагогов доп. образования и администрации лагеря
| Не достижение целей или не выполнение задач, проведенных событий.
| Анализ, выработка рекомендаций, работа над ошибками.
| Список литературы
Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг. Москва, 1998.
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемый при составлении суточного рациона юного туриста в походах. Приложение к письму Минобразования РФ № 3 9-32-ф от 11 января 1993 г.
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995 г.
Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма. Свердловск, 1990 г.
М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия развития»; 1997г.
Н.М. Конышева «Наш рукотворный мир (От мира природы к миру вещей)». LINKA – PRESS, 1996г.
10.В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». Москва, «Просвещение», 1987г.
11. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» № 293 от 13 июля 1992 г.
12. Приложение Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Приложение 2. Примерное положение о лагере юных туристов. Приложение 3. Положение о значке «Юный турист».
|