Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России»





Скачать 241.06 Kb.
НазваниеРеферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России»
Дата публикации17.03.2015
Размер241.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Журналистика > Реферат


Межрегиональный историко-краеведческий конкурс

творческих работ школьников

«Сужение Отечеству: события и имена»

Реферат на тему

«Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России»

Работу выполнила Скоробогат Татьяна Валерьевна (14 лет)

ученица 9 «а» класса

МОУ «Соленовская средняя общеобразовательная школа»

Адрес места проживания и учебы: 359021 Республика Калмыкия

Яшалтинский район с. Соленое ул Ленина 44

Тел. (84745)94406, e-mail: solenoe_school@mail.ru

Руководитель: Гома Галина Владимировна-учитель информатики

МОУ «Соленовская средняя общеобразовательная школа»


с. Соленое

2009 г.

Оглавление
1. Введение стр. 3-4

2. Жизнь и творчество В.Г.Шухова стр. 5-14

3. Немного о грустном стр. 15-18

4. Заключение стр. 19-20

5. Список литературы стр. 21

6. Приложение стр. 22-28

Введение
Каждый раз, когда речь идет о выдающихся ученных, изобретателях или исследователях, то нередко повествование о них сопровождается словами "забытые изобретения" или "забытые имена". Но вот к этим словам, обращенным в адрес Владимира Григорьевича Шухова, можно отнестись двояко.

С одной стороны, несмотря на то, что прошло уже много лет со дня его смерти, всем инженерам и сейчас хорошо известны нефтеналивные танкеры Шухова, крекинг нефти Шухова, водотрубные котлы системы Шухова и даже шуховские башни и мосты!

А, с другой стороны, что мы с вами, обычные люди, знаем об этом человеке и его изобретениях? Да, фактически, ничего!

Практически каждому из нас, хотя бы со школьного курса физики, знакомо имя американского изобретателя Эдисона, но лишь немногие знают В. Г. Шухова, чей инженерный, изобретательский дар несравненно выше и значимей. Причина незнания – непростительный грех многолетнего замалчивания.

Мы ничего не знаем о  Шухове, хотя он принадлежит к той блистательной плеяде отечественных инженеров, чьи изобретения и исследования намного опережали свое время и на десятилетия вперед изменяли направление развития научно-технического прогресса. Масштаб инженерных достижений В. Г. Шухова сопоставим с вкладами в науку М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, И. В. Курчатова, С. П. Королева. Именно эти имена создавали авторитет и обеспечивали мировое признание российской науке. Уже при жизни современники называли В. Г. Шухова российским Эдисоном и «первым инженером Российской империи», а в наше время Владимир Григорьевич включен в список ста выдающихся инженеров всех времен и народов. И даже в таком списке он по праву может занимать первые строки.

Все крупные стройки первых пятилеток связаны с именем В. Г. Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление разрушенных в гражданскую войну объектов и первые магистральные трубопроводы, и многое другое. Отношение В. Г. Шухова к новой власти и к тому, что происходило в стране после 1917 года, было неоднозначным. Но, оставаясь истинным русским патриотом, он отверг множество лестных предложений уехать в Европу, в США. Все права на свои изобретения и все гонорары он передал государству. Еще в 1919 году в его дневнике было записано: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».

В. Г. Шухов является для всего мира олицетворением гения в инженерном искусстве, так же, как А. С. Пушкин по праву признан поэтическим гением России, П. И. Чайковский – ее музыкальной вершиной, а М. В. Ломоносов – гением научным. В творчестве Владимира Григорьевича органично соединились интуитивное прозрение и фундаментальная научная эрудиция, тонкий художественный вкус и идеальная инженерная логика, трезвый расчет и глубокая духовность.

В античной Греции искусство называлось "техне" и означало высшее проявление технического мастерства и художественного видения. Со временем "художественное" начало ушло из этого понятия и оно стало обозначать "технику" - нечто прямо противоположное искусству. Но в мировой культуре есть немногие примеры, для определения которых нужно как бы обратиться вспять к изначальному понятию, где "техническое" и "художественное" еще неразрывны. Несомненно таким примером является творчество В.Г.Шухова.


Жизнь и творчество В. Г. Шухова
"Создать живой образ из мертвого материала можно только если мастер настолько сроднился с этим материалом, что научился им "думать", научился формировать его по законам построения живой органической материи"

И.В.Жолтовский

Родиной Шухова является тихий и уютный уездный городок Курской губернии с красивым названием Грайворон, стоящий на реке Ворскле. Именно там 16(28) августа 1853 года родился выдающийся инженер-изобретатель России В. Г. Шухов. А детские годы он провёл в деревне Пожидаевке - родовом имении матери. Уже в те годы проявилась его тяга к конструированию. Шести- семилетний мальчик то, используя старые трубы, устроит возле дома настоящий фонтан, то, запрудив ручей, соорудит небольшую, но отлично действующую водяную мельницу...

В 1871 году он с отличием кончает в Санкт-Петербурге гимназию, запомнившись преподавателям тем, что нашёл собственное доказательство теоремы Пифагора. Продолжил учёбу Шухов в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ), где в то время преподавали Н. Е. Жуковский, П. Н. Лебедев... Ещё будучи студентом, Шухов сделал своё первое изобретение - паровую форсунку, которую настолько высоко оценил Д. И. Менделеев, что чертёж её поместил на обложке одной из своих книг. В 1876 году Владимир Григорьевич окончил ИМТУ с золотой медалью и был премирован, как лучший выпускник училища, годичной командировкой в США. Вернувшись из командировки, Шухов поступает на работу в одно проектное бюро. Но тут летом 1877 года возвращается из США некто А. В. Бари, разыскивает Шухова и увозит его в Баку.

Этот удивительный человек столь тесно связан с судьбой Шухова, что достоин того, чтобы уделить ему пару строк: американский гражданин еврейской национальности, эмигрант из России, получивший высшее образование в Цюрихе, неизменный председатель всевозможных собраний, обществ и празднеств, прирождённый администратор. В США Бари основал собственную строительную фирму, в России в 1880 открыл в Москве "Строительную контору А. В. Бари", в конце 1895 вместе с К. Д. Арцыбушевым (дворянином Тимского уезда Курской губернии) и С. И. Мамонтовым (потомственным почётным гражданином Москвы) основал Мытищенский машиностроительный завод, предназначенный для выпуска паровозов и выпускающий в настоящее время вагоны для метро и ж.-д. вагоны. Бари познакомился с В. Г. Шуховым ещё в США на выставке в Филадельфии, для которой он строил павильоны. Именно беседы с Шуховым перевернули все планы Бари и привели его к мысли бросить своё дело в Америке и направиться в Россию.

В Баку А. В. Бари развил бурную деятельность по поиску заказов на конструкторские работы для В. Г. Шухова, а Шухов в кратчайшие сроки исполнял эти заказы. Новые идеи сыпались из Шухова, "как из рога изобилия" и "одна интересней и гениальней другой". В короткий срок он сумел разрешить многие труднейшие вопросы, связанные с добычей, хранением, транспортировкой и переработкой нефти: рассчитал и построил первый в России нефтепровод, первый в мире мазутопровод с подогревом перекачиваемого мазута отработавшим паром паровых насосов, спроектировал нефтеналивные суда грузоподъёмностью до 12 000 тонн. Стоило Владимиру Григорьевичу увидеть то напряжение, с каким работают насосы, высасывая нефть из-под земли, как он тут же предложил нагнетать под землю по параллельной скважине воздух, который сам будет выталкивать нефть из-под земли в трубопроводы (патент России № 11531 на эрлифт-насос), а ещё лучше закачивать в нефтяной пласт обыкновенную воду, которая не сжимается и не растворяется в нефти, а поэтому также будет сама выталкивать более лёгкую нефть наружу (патент России № 9783 на гидравлический дефлегматор) или помогать насосам выкачивать нефть. Революционное значение для нефтепереработки имело изобретение Шуховым дробной перегонки нефти (патент России на изобретение № 4068 "Устройство для непрерывной дробной перегонки нефти" с приоритетом от 31 декабря 1888). Памятуя крылатое выражение Дмитрия Ивановича Менделеева: "топить нефтью, это всё равно, что сжигать ассигнации", Шухов решил выделить из нефти её более тяжёлые составляющие - мазут и растворённые в ней парафин, вазелин и т. п., чтобы именно их использовать в качестве горючего. Т. к. нефть является механической смесью различных жидких веществ с различными температурами кипения, то Шухов предложил простое решение: кипятить нефть и выводить её пары по трубе-холодильнику. Пары нефти, проходя по трубе-холодильнику, будут постепенно охлаждаться и сжижаться. При этом в первую очередь сразу же в начале трубы будут сжижаться тяжёлые жидкости, например мазут, затем, далее по ходу - керосин, и в последнюю очередь, в самом дальнем конце трубы - лёгкий бензин. А для улавливания каждой из жидких фракций Шухов вмонтировал в трубу-холодильник последовательный ряд отводных патрубков в каждой из зон сжижения. В 1889 Шухов построил и сдал в эксплуатацию в Баку первую промышленную установку для перегонки нефти. Но Шухов не остановился на этом. Увидев, что мазута при дробной перегонке получается много, а бензина мало, он решил расщепить мазут химически с помощью высокой температуры и высокого давления. И вот на том же аппарате, но при новых параметрах процесса перегонки нефти, Шухов добился удвоения выхода бензина (патент России № 12926 от 27 ноября 1891 "Установка для перегонки нефти с разложением"). Сейчас во всём мире этот процесс называют "крекингом" нефти, что по-английски и означает "расщепление" нефти. Однако широкое внедрение крекинга нефти началось лишь в 1915 году, когда быстро развивающаяся автомобильная промышленность потребовала резкого увеличения ресурсов бензина, и в США были построены первые нефтеперегонные заводы. Но ещё долго в Америке шли судебные разбирательства между отдельными фирмами за монопольное право использования процесса крекинга нефти, пока, наконец, один русский инженер не указал им на настоящего автора. Когда уже в Советской России Шухов на консультации поделился с американцами некоторыми уточняющими деталями процесса, они просто "ахнули" и притащили ему в знак благодарности "толстенную пачку новеньких червонцев". И вновь "ахнули" - Шухов денег от них не взял. Консультировал, мол, по просьбе ВСНХ и в рабочее время.

Бари, окрылённый успехами Шухова, назначает его в 1880 году техническим директором и главным инженером своей инновационной "Строительной конторы". Период с 1880 по 1890 год у Шухова был наиболее интенсивным: почти каждый день - новый заказ. Именно в эти годы он одновременно работал над тремя крупнейшими проектами: кроме опередившего время на 25 лет крекинга нефти, он изобретает свои знаменитые водотрубные котлы, совершившие переворот в теплотехнике и принесшие Шухову золотую медаль на XII Международной выставке, состоявшейся в Париже в 1896 году, и составляет проект московского водоснабжения.

Каждый человек знает, что кружка с водой на плите закипит быстрее, чем ведро, тем более - громадный котёл с водой. А если поместить в огонь участок трубопровода? То, конечно, вода на этом участке тоже закипит довольно быстро. И Владимир Григорьевич Шухов предложил кипятить воду не в массивном котле, а в трубчатом змеевике. Паровоз с таким котлом готов был отправиться в путь уже через 20 - 30 минут после запуска топки!

Выигрыш был потрясающий - производительность котлов повысилась в 2- 3 раза. На свои первые два варианта трубчатых котлов 27 мая 1896 года Шухов получил патенты России № 15434 (горизонтальный трубчатый котёл) и № 15435 (вертикальный трубчатый котёл). Проблема совершенствования котлов занимала Шухова всю последующую жизнь: на модернизации котлов, экономайзеров и газгольдеров он получал патенты России в 1913 году, затем патенты СССР в 1926, 1927, 1934 и в 1936 году. Неудивительно, что благодаря таланту и редкой работоспособности Шухова фирма Бари год от года процветала. Она была удостоена высшей награды - права изображения Государственного герба России на своей печати и на бланках писем.

Ушли в прошлое паровозы, ради которых в первую очередь создавались котлы Шухова, но "век пара" на этом не закончился! Как и прежде, котлы системы Шухова работают на всех тепловых электростанциях, вырабатывая пар для паровых турбин, по этому же принципу построены системы охлаждения атомных реакторов. Изобретения Шухова продолжают нести свою трудовую вахту.

Но прошло несколько лет и Шухов вновь удивил мир! На сей раз - в области строительства. Уже в 1893 году посетители Верхних торговых рядов в Москве (ныне - здание ГУМ на Красной площади) могли любоваться шуховскими перекрытиями. Шухов так искусно спроектировал крышу, что конструкций, которые её держат, практически не видно. Вся многотонная крыша и купол площадью в 11 тысяч кв. метров выглядят столь изящными и лёгкими, что снизу они кажутся "паутиной". А в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Шуховым были продемонстрированы павильоны с уникальными висячими и арочными системами покрытий и изумительная по красоте водонапорная башня в форме кругового гиперболоида - прообраз Шаболовской. Чтобы потеснить на строительном рынке специализированные предприятия, Бари все свои павильоны выстроил бесплатно, с условием, чтобы после закрытия выставки забрать их в свою собственность. Шуховские конструкции стали "гвоздём" выставки, вызвав захватывающий интерес публики и специалистов. Позднее конструкции этих покрытий были признаны изобретениями и Шухову на них были выданы патенты России ("Сетчатые сводообразные покрытия". Привилегии № 1894 и 1895 от 12 марта 1899). Аналогично была оценена и конструкция гиперболоидной башни ("Ажурная башня". Привилегия России № 1896 от 12 марта 1899). Гиперболоидные башни, которые, на удивление всем, монтировались только из прямолинейных брусьев и не содержали ни одного гнутого элемента, нашли применение и в качестве водонапорных башен, и в качестве маяков, и в качестве корабельных мачт. Эти мачты сохраняли устойчивость даже после многих попаданий снарядов в них. Первые такие мачты были установлены на линкоре "Император Павел I" в 1903. Практичные американцы тут же начали оснащать гипнрболоидными сетчатыми мачтами и свои военные корабли. Заботясь о надёжности и красоте построек, Шухов думал об их экономической целесообразности, подчёркивая, что "задача инженера - строить не только прочно, но и дёшево". Простыми и оригинальными были предложенные Шуховым методы монтажа конструкций с применением простейшего оборудования: ручных лебёдок, деревянных мачт и т. п. При этом темпы работ достигались поистине впечатляющие. Так, каркас мартеновской фабрики в Лысьве, состоящий из 37 рам пролётом 37 метров каждая, был смонтирован за два месяца, причём каждая рама устанавливалась в проектное положение в течение 20 - 30 минут.

В 1913 году А. В. Бари скончался. Его сыновья не унаследовали административных качеств отца, и теперь вообще всё держалось на Шухове. И, тем не менее, с I мировой войной связана ещё одна блестящая страница в деятельности инновационной строительной конторы Бари. В кратчайшие сроки Шуховым было спроектировано 40 типов подводных мин. За два месяца военного 1915 года был смонтирован дебаркадер Брянского (ныне - Киевского) вокзала в Москве, причём каждая из его арок пролётом в 47 метров и высотой в 27 метров возводилась в течение одного рабочего дня! Были созданы принципиально новые платформы для тяжёлых артиллерийских орудий - удивительное изобретение, разом позволившее и упростить конструкцию платформы, и облегчить её перевозку. "Платформу вообще не нужно куда-нибудь перевозить, - предложил Шухов, - пусть сама она и будет перевозочным устройством". Основой конструкции стал деревянный диск, на который устанавливался лафет пушки. Во время перевозки два диска, поставленные на ребро, становились задними колёсами повозки, на которую устанавливалось другое оборудование платформы. В таком виде сразу две платформы доставлялись к месту, и на это требовалось в 4 - 5 раз менее лошадей, чем прежде. Почти тут же первая партия платформ ушла на фронт. А чуть позже поступили отзывы командиров: "Платформы Шухова вполне оправдали возложенные на них надежды"...

После Октябрьской революции 1917 года у Шухова было всё: и непрерывные угрозы ареста, и "уплотнения", во время которых погибла большая часть библиотеки и архива. Но эмигрировать Шухов отказался наотрез.

Пришедшим к власти большевикам нужны были, в первую очередь, средства для прямого общения с собственным народом, а также с пролетариями всех стран. Таким средством в те годы было только одно - радио. И поэтому 30 июля 1918 года, не взирая на то, что "отечество в опасности", большевики принимают необыкновенное решение: "Установить в чрезвычайно срочном порядке в Москве радиостанцию" с самым совершенным оборудованием.

Для строительства радиобашни было выделена площадка на Шаболовке, а на конструкцию радиобашни был объявлен конкурс, который, конечно же, выиграл В. Г. Шухов. Разработанный им в феврале 1919 года проект предусматривал строительство самого высокого в мире сооружения - 9-секционной гиперболоидной башни высотой 350 метров, т. е. на 45 метров выше, чем башня Эйфеля. При этом она оказалась и втрое легче этой башни. Но даже и немногих 2200 тонн металла, необходимых для осуществления проекта в разорённой стране не нашлось, и Шухову пришлось "урезать" конструкцию. В окончательном варианте башня была запроектирована высотой в 150 метров. Башня была уникальна не только своей конструкцией. Уникален был и "телескопический" метод её монтажа, дававший возможность до 80% всех работ производить на земле и совершенно отказаться от лесов и сложного подъёмного оборудования. Использовались только простейшие приспособления в виде полиспастов и деревянных двуног. Все секции монтировались на земле, внутри первой секции, после чего поднимались в проектное положение, подобно тому, как выдвигается подзорная труба. Монтажникам оставалось только скрепить установленные друг на друга секции. Строительство шло круглый год: и в жару, и в дождь, и в суровую стужу, когда костюмы верхолазов покрывались коркой льда. "Она росла, как своеобразный призрак - высокая, бесплотная и очень таинственная. Эта таинственность была многообещающей...", - вспоминал полярный радист Э. Кренкель. И тут, когда строительство уже подходило к концу, случилось страшное: обвалился и сорвался вниз четвёртый ярус, придавив и искорежив уже почти собранные внизу последующие секции. Пострадали и возведенные ярусы. Изумительная фантазия Шухова в один миг превратилась в груду металла. Что это, если не вредительство? ЧК тут же начала следствие. Но, к счастью, выводы экспертов были однозначны: проект безупречен, монтаж безупречен, причина аварии - дефект металла, приведший к усталостным явлениям. Оттого и приговор Шухову вынесли мягкий - "условный расстрел". А потом сразу заторопили Шухова: строительство нужно завершить скорее, к началу Генуэзской конференции. 19 марта 1922 года башня была сдана в эксплуатацию. На ней установили необходимую аппаратуру, а в сентябре состоялась и первая радиопередача: концерт русской музыки с участием Надежды Обуховой.

Радиостанция на Шаболовке долгие годы оставалась одной из самых мощных в Европе и самым высоким сооружением в России. Перед войной её изящные конструкции выдержали нелёгкое испытание: за трос, соединяющий башню с соседней мачтой, зацепился самолёт. Машина рухнула, а башня устояла на месте. Так сама жизнь подтвердила давние выводы экспертной комиссии: и проект безупречен и монтаж безупречен.

Как-то получилось, что в послевоенные годы башня стала символом телевидения, "приватизировавшего" себе одно из чудес шуховского гения, значение которого, конечно, неизмеримо выше: Шуховская башня не только и не столько символ телевидения, сколько символ величия российской инженерной мысли!

Гиперболоидные башни сразу получили широкое распространение. За сравнительно короткое время они стали заметной деталью промышленного ландшафта России и архитектурного облика многих городов и вместе со строившимися в те же годы большепролетными мостами стали зримым присутствием в среде обитания новой, технической эстетики.

Можно смело утверждать: после Шухова в этой области не было сделано принципиально новых изобретений и не было создано конструкций, столь совершенных эстетически, поражающих смелостью замысла, простотой, изяществом и одновременно надежностью и долговечностью.

Во второй половине 1920-х Шухов восстанавливал разрушенные мосты, построил около 500 новых мостов, в частности, через такие реки, как Волга, Ока, Енисей, прокладывал магистральные нефтепроводы, строил цеха заводов-гигантов, поднимал затонувшие суда... Последней имевшей колоссальное значение инженерной работой Шухова стало выпрямление пострадавшего в результате землетрясения минарета медресе Улугбека в Самарканде, построенного в XV веке и являющегося жемчужиной среднеазиатской архитектуры. Как и в других случаях, идея Шухова была изумительно простой и изящной, вызвавшей вначале недоумение, а затем - восхищение, по свидетельству привлекшего его к этой работе архитектора А.В.Кузнецова. Выпрямление минарета по методу Шухова началось 7 января 1932 года и продолжалось три дня. По свидетельству руководившего процессом на месте архитектора М.Ф.Мауэра, "во время работ не обвалилось ни одного кирпичного осколка и, насколько можно проследить, не появилось ни одной новой трещины" на стволе минарета.

За период с 1888 по 1938 год в царской России и в СССР Владимир Григорьевич получил всего 17 патентов на изобретения - большинство своих многочисленных изобретений Шухов считал патентовать нецелесообразным.

Умер Шухов 2 февраля 1939 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве на здании НИИ "Проектстальконструкция" (бывшее бюро А. В. Бари) и на доме, где жил Шухов, установлены мемориальные доски. Именем Шухова в Москве в 1963 году названа улица в районе Шаболовки. В г. Белгороде имя Шухова носит Белгородский государственный технический университет. На родине Шухова в г. Грайворон Белгородской области его именем названа одна из улиц и городской сад. Начиная с 1990-х, в России ежегодно проводится конкурс им. В. Г. Шухова на звание "инженер года". В 2002 году его лауреатами стали четверо курян: директор научно-технического центра ЗАО "Курскрезинотехника" А. Яковенко, гл. инженер ОАО "Электроаппарат" П. Ишков, начальник КБ завода "Прибор" Т. Чаплыгина и директор института экологической безопасности М. Рудник.

Немного о грустном
Осенью 2003 года отмечался 150-летний юбилей инженера.

На фоне обычного в таких случаях официального славословия с особенной остротой выступило ужасающее состояние сохранившихся сооружений В.Г.Шухова. Формально многие из них давно признаны памятниками архитектуры и даже поставлены под охрану государства. На деле они или стоят заброшенными, или сознательно уничтожаются.

Вот перечень утрат самых последних лет:

  1. На рубеже 1980-1990-х годов погиб один из красивейших павильонов с висячим сетчатым покрытием, построенный Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году и впоследствии перевезенный в Ессентуки.

  2. В эти же годы были утрачены подлинные конструкции купола гостиницы "Метрополь", Петровского пассажа, картинной галереи Училища живописи, ваяния и зодчества (ныне одноименная академия, возглавляемая И.С.Глазуновым) в Москве.

  3. Совсем недавно, в 2002 году, без всякого обоснования и разрешительной документации начался демонтаж покрытия в здании гаража для автобусов на Бахметьевской улице (троллейбусный парк № 3 на ул. Образцова), являющемся совместным произведением В.Г.Шухова и архитектора К.С.Мельникова. Благодаря вмешательству архитектурной общественности и разгоревшемуся скандалу дальнейшее разрушение памятника удалось остановить, но 12 легких большепролетных шуховских ферм - треть от общего их количества - были демонтированы и заменены новоделом в полном соответствии с установившейся в последнее время в Москве "реставрационной" традицией.

  4. 9 октября 2003 года, на следующий день после того, как юбилей В.Г.Шухова был помпезно отмечен в стенах московской мэрии, под видом подготовительных работ начался демонтаж конструкций дебаркадера Киевского вокзала. Это сооружение, созданное В.Г.Шуховым в содружестве с архитекторами И.И.Рербергом и В.К.Олтаржевским, также признано памятником архитектуры. Несмотря на это уникальные клепаные арки дебаркадера, свидетельствующие о высочайшей технической культуре начала ХХ столетия, опять-таки планируется заменить технически грубым новоделом. На запросы по этому поводу в различные инстанции пришли противоречивые ответы; независимой экспертизы состояния конструкций проведено не было.

  5. Существует угроза, что в скором времени подобная судьба постигнет и всеми признанный шедевр мастера - радиобашню на Шаболовке. Неухоженная, местами проржавевшая, она стоит среди мусора и бурелома, практическое ее использование в настоящее время ограничено лишь службой Скорой помощи и мелкими радиостанциями. Между тем заложенная в конструкции инженерная идея настолько совершенна, что, несмотря на многолетнее запустение, башня продолжает поражать своей надежностью и долговечностью. Еще в конце 1930-х годов ей пришлось выдержать серьезное испытание. За трос, соединяющий гиперболоид с соседней мачтой, зацепился почтовый самолет. Машина рухнула на землю, башня осталась стоять как ни в чем не бывало. Еще одну проверку на устойчивость и прочность она с успехом прошла совсем недавно, в июне 1998-го, во время урагана, вызвавшего в Москве большие разрушения.В 1991 году, когда специалисты ЦНИИПСК им. Н.П.Мельникова - института, выросшего из возглавляемого Шуховым проектного бюро, - меняли верхушку башни в связи с установкой на ней нового оборудования, они подтвердили, что запаса прочности сооружению хватит еще минимум на полвека. В 2000 году обследование конструкции произвели сотрудники ЦНИИСК им. В.А.Кучеренко. Их выводы таковы: "Расчеты показали достаточную работоспособность металлоконструкций башни. Устойчивость башни в целом, а также местная устойчивость секций обеспечены. Напряжения не превышают расчетных сопротивлений. Прочность и устойчивость колец также достаточны. Для обеспечения нормальной эксплуатации башни требуется частичный ремонт поврежденных коррозией элементов и последующий постоянный контроль". Несмотря на такие заключения, постоянно возникают проекты реконструкции башни, один из них - превращение ее в объект туризма с приспособлением к коммерческим интересам инвесторов. Здесь должны появиться рестораны, смотровые площадки, лифт. Если эти планы будут претворены в жизнь тем варварским способом, которым теперь "осовремениваются" памятники, творение Шухова погибнет безвозвратно. Впрочем, в Телецентре, на территории которого башня находится, ходят слухи и о еще более "радикальном" решении: если инвестор не будет найден, сооружение вообще может быть демонтировано под предлогом его аварийного состояния. К сожалению, подобные мысли можно услышать и от руководства ЦНИИПСК - организации, которая по определению должна была бы быть главным защитником произведений В.Г.Шухова. Если иметь в виду, что несколько лет назад уже возникал проект разрушения башни с тем, чтобы на ее месте возвести первоначально запроектированную В.Г.Шуховым 350-метровую конструкцию (к счастью, тогда эта абсурдная идея была отвергнута), то опасения за судьбу шедевра кажутся вполне обоснованными.

  6. В плохом состоянии находятся конструкции одного из немногих сохранившихся в Москве подлинных шуховских светопрозрачных покрытий- над вестибюлем бывшего здания Высших женских курсов, ныне Педагогический университет, на М. Пироговской.

Таково положение дел в столице. То, что происходит в провинции, лишь усугубляет трагическую картину.

    1. Неподалеку от города Дзержинска Нижегородской области находятся изумительные по красоте многосекционные гиперболоидные сетчатые опоры ЛЭП НИГРЭС, построенные В.Г.Шуховым по той же системе, что и радиобашня на Шаболовке. Несмотря на то, что конструкции находятся в хорошем состоянии, им в самое ближайшее время угрожает падение в реку Оку из-за размыва фундаментов. И хотя для спасения памятника в данном случае нужно не так уж много - произвести берегоукрепительные работы, реальных действий никто не предпринимает, если не считать попыток некоторых коммерческих фирм купить металлоконструкции на лом.

    2. Внушает опасение состояние первого шуховского гиперболоида - водонапорной башни, построенной для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде и в том же году перевезенной приобретшим ее промышленником и меценатом Ю.С.Нечаевым- Мальцевым в его имение, ныне село Полибино Липецкой области.

    3. Разрушаются сетчатые водонапорные башни в Краснодаре и Подольске, на станции Луговая Савеловской железной дороги.

Этот печальный перечень можно продолжать и продолжать.

Если творения мастера погибнут, а угроза эта, с учетом того, что методы сохранения, статус и способ функционирования столь уникальных сооружений эпохи первой технической революции у нас практически не разработаны, отечественной культуре будет нанесен непоправимый урон.

Заключение
Чем больше узнаешь о делах и трудах В. Г. Шухова, тем больше поражаешься гению этого русского инженера и ученого. Кажется, уже столько было перечислено его уникальных изобретений и проектов, но этот перечень можно продолжать и продолжать. Ещё не упоминались ни маяки его конструкции, ни плавучие ворота сухого дока, ни платформы для тяжелых орудий, ни трамвайные депо… Впрочем, сделать список полным, вряд ли возможно, все равно многое останется за пределами перечня. Причем многие из разработок Владимира Григорьевича таковы, что будь они единственными из того, что сделал инженер, все равно его имя осталось бы навсегда в истории науки и инженерного искусства.

Первые слова, которые услышали студент В.Г.Шухов и его товарищи, войдя в стены Императорского технического училища, были таковы: "...Каких бы успехов в познании природы и обладании ею человек ни достигал, он не должен забывать слов Божественного Учителя: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Этот постулат лежал тогда в основе мировоззрения инженеров.

Сегодня едва ли это так. Объясняя принципы какой-либо конструкции, Владимир Григорьевич говорил о ее душе - не в мистическом и не буддийском, а в своем особом, "техническом" смысле. Каждое сооружение он воспринимал не просто как хорошо рассчитанную массу металла или дерева, не как агрегат, а как Организм, то есть нечто живое и не противостоящее живому. "Все логично во Вселенной, все думает, и камень думает, - говорил он. - Только думы камня - так сказать, статика эфира мысли, а живые существа способны к динамике этого эфира".

Такой инженер давно исчез как тип. Безвозвратно ушла и его эпоха. Гений В.Г.Шухова помогает понять и заново оценить ту эпоху сегодня. Но и сегодня, когда за окном XXI век и, когда все, что связано с техникой, неминуемо ассоциируется в нашем сознании с чем-то тяжелым, бездушным и разрушительным, диву даешься тому, как легко мог этот земной человек вселять душу в свои « железные творения».

Список литературы


1. Большая Советская Энциклопедия том 48 2-ое издание 1957 г.

2. Советский Энциклопедический словарь. Издательство “Советская Энциклопедия” Москва 1982 г.

3. Физика 8 класс А. В. Перышкин Издательство «Дрофа» 2008 г.

4. www. nasledie-rus. ru

Приложение

Великие творения великого мастера

Комбинация тонкостенной оболочки мембраны и висячей сетки в покрытии круглого в плане павильона Инженерно-строительного отдела XVI Всероссийской художественно- промышленной выставки в Нижнем Новгороде. 1895 год.


Первая в мире гиперболоидная башня Шухова, Нижний Новгород, фотография А. О. Карелина, весна 1896 года.



Строительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде





Строительство первой в мире оболочки-перекрытия конструкции В. Г. Шухова на Выксунском металлургическом заводе, Выкса, 1897



В. Г. Шухов изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража и других многочисленных построек.



Внутреннее пространство конструкции трехслойного светопрозрачного перекрытия под вестибюлем здания Высших женских курсов в Москве.

1912 год.

Сетчатая водонапорная башня на территории Сельскохозяйственного института в Петровско- Разумовском в Москве. 1914 год.



Металлостеклянные своды и купол перекрытия Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве.


Башня радиостанции имени Коминтерна на Шаболовке в Москве.

1922 год.



Шуховская башня на Оке — бывшая опора ЛЭП НиГРЭС в пригороде Нижнего Новгорода, 2006 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРеализация Федеральной целевой программы Развитие транспортной системы России 2010-2015г г
Всероссийского конкурса среди студентов высших учебных заведений транспорта на лучший реферат на тему «Реализация Федеральной целевой...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРеализация Федеральной целевой программы Развитие транспортной системы России 2010-2015г г
Всероссийского конкурса среди студентов высших учебных заведений транспорта на лучший реферат на тему «Реализация Федеральной целевой...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconМинистерство образования и науки российской федерации белгородский...
Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconСоставитель и технический редактор: Тимофеева С. И
Библиографический список «История инженерного дела» отражает основные этапы развития техники в России и за рубежом, рассказывает...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconКонкурса «Лучший студенческий реферат» по теме «Транспортная стратегия России»
Тематика конкурсных работ охватывает актуальные проблемы, связанные с ходом реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРеферат по истории на тему
Выработка плана нападения на Польшу: подготовка и начало агрессивной войны март 1939 – сентябрь 1939 года 6
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРеферат по истории на тему
Выработка плана нападения на Польшу: подготовка и начало агрессивной войны март 1939 – сентябрь 1939 года 6
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРеферат на тему: Транспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономику
Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей транспортной промышленности Украины: 5
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconО федеральной целевой программе
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 2020 годы)" (далее именуется Программа),...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconЦентр профориентации и профильного обучения
Медаль «Лучшие люди России» за большой вклад в развитие российского образования в номинации «учитель»
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРеферат по москвоведению на тему: “Развитие транспорта в Москве”
Москва дорога всем людям как столица, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. Жизнь такого большого современного города...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРазвитие разделения и кооперации труда работников предприятий электротехнической промышленности
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconСтратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций...
Использование результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности имеет первостепенное значение...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconДиплом участника
Почётная грамота от Администрации Президента Российской Федерации «За большой вклад в развитие системы образования по итогам Года...
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconДоклад директора Департамента химико-технологического комплекса и...
Сопредседателя Оргкомитета V московского международного конгресса и VII международной специализированной выставки, академика ран
Реферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного дела, транспортной системы и промышленности России» iconРеферат по курсу «История медицины» на тему: «Вклад Н. И. Пирогова...
«Вклад Н. И. Пирогова в развитие анатомии и мировой хирургии. Н. И. Пирогов, его педагогическая и общественная деятельность»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск