Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова
страница1/12
Дата публикации26.06.2013
Размер2.37 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г.Шухова

Кафедра теории и методологии науки БГТУ им. В.Г.Шухова
УДК 130 На правах рукописи
Емельянов Вадим Юрьевич
Духовность в философской антропологии:

онтолого-гносеологический подход

09.00.01 – онтология и теория познания
Диссертация

На соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук,

Профессор Н.И.Шевченко
Белгород – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................…………………………….……..…......3
ГЛАВА I. Проблема человека в философской антропологии
1. 1. Сравнительный анализ и типологизация концептуальных подходов к пониманию человека и его духовности в философско-антропологическом контексте…………………………………………………...……….…………17

1. 2. Дух и духовность в философской антропологии…………...…………23

1. 3. Религия, как регулятор духовных интенций..…………...…..…….…...52
ГЛАВА II. Антропологические проблемы духовности
2. 1. Кризис современных социальных генераторов человеческих интенций…………………………………………………………...………………....70

2. 2. Трансформация религиозных генераторов человеческих интенций…………………………………………………...........................................92

2. 3. Бездуховность, как проблема в духовном измерении.………..…..…100
ГЛАВА III. Аккумуляционные процессы функционирования духовности
3. 1. Культивирование сфер формирования и аккумулирования духовности…...….…..………………………………………………………………...125

3. 2. Функциология духовности в становлении общности русский народ……………………………………………………..………………..….....141

3. 3. Императив духовности, как глобальная стратегия человечества при поисках путей в будущее…….……………………………………………...163
Заключение…………………………………………………………...………191

Библиографический список............................................................................199

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. В современном обществе существуют различные философские, религиозные и идеологические концепции духовности человека. Ведущее место в их выявлении и изучении принадлежит философско-антропологическому анализу, который предполагает познание природы, сущности и перспектив развития человека с учетом естественнонаучного и социального знаний о нем. Синтез этих знаний дает объемную картину духовного мира человека.

Философское осмысление духовности предполагает комплексное изучение сознательной активности личности в постижении «высших» смыслов человеческого бытия, каковыми являются вечные ценности его существования – ценности истины, добра, красоты, любви и т.д. Процесс познания духовности связан с системным осмыслением значимого во всех сферах культуры: и в науке, и в философии, и в образовании, и в религиях, и в искусстве. Мало того, принципы открытости, честности, свободы, равенства, коллективизма, свойственные действительно демократическому обществу (создание которого планируется в России), являются основой, средой для создания и сохранения духовности.

Философия через изучение духовности, как совокупности регулирующих и организующих смыслов, воздействует на процессы самоорганизации культурного пространства, придавая им целенаправленный характер.

Особенно это важно в тяжелой и, во многом, драматической ситуации мирового сообщества в связи с экономическим кризисом, за которым виден кризис духовности. В России кризис духовных оснований жизни проявляется очень трагично: это и проблема «потерянного поколения», и отсутствие социальной защищенности, и разрушение системы ценностей общества, и, как следствие, отсутствие нравственных ориентиров поведения личности.

Без философского осмысления духовности и ее проблем невозможно определить, какие культурные нормы, образцы, модели поведения, приоритеты развития могут быть предложены в качестве ориентиров человеческой деятельности, чтобы и дальнейшее становление человека как творческого существа, определяющего судьбу мира, шло по надежному пути.

Степень разработанности проблемы. Феномен «духовность» еще не входит в сферу науки, а является предметом критически-рефлексивного размышления философов. Он исследуется многими авторами, но тезаурус понятия «духовность» так и не получил четкой определенности и однозначной трактовки.

Во все времена философы разных стран анализировали в своих научных трактатах и текстах явления, которым суждено было войти составными частями в концептуальные разработки духовности. Так, Декарт писал о мудрости, Сенека – об усилии по самоопределению, Кант – о сверхъестественном внутреннем усилии, В.Франк – об экзистенциале, С.Франк – о «трансцендировании во-внутрь и трансцендировании во-вне» и др.

С середины ХХ века исследователи начинают работать над выявлением и систематизацией всех возможных представлений о феномене духовности. В советский период высказывается и рассматривается ряд интересных идей: о тесной взаимосвязи духовности и культуры; о равнозначности физического, социального и духовного миров; о способности человека к самовыражению и самовоспитанию; о способности человека создавать свой мир; и др. (М.Н.Зеленецкий, Э.В.Соколов, С.С.Батенин, А.А.Бочкарева, Ю.Г.Зинченко и др.)

Духовность рассматривали как: сумму положительных качеств личности (В.П.Великий, В.П.Киселев, А.В.Плетнев); характеристику сознания, отражающую господствующий тип ценностей (Л.П.Буева, В.Г.Федотова); интегральное качество человека, формируемое его социально-общественными потребностями (Г.Э.Бурбулис, Т.Т.Власенко, Ю.П.Вяземский, М.С.Каган, В.Е.Кемеров, П.В.Симонов); способ человеческого бытия, который задает ценностные ориентиры его жизнедеятельности, являясь основопологающим качеством человека (В.С.Барулин, Д.И.Дубровский, А.В.Иванов, А.Д.Косичев, С.Б.Крымский, В.А.Лекторский, Н.Н.Моисеев, Е.П.Никитин, Г.В.Платонов, И.В.Фотиева, В.В.Чешев, В.Н.Шердаков, М.Ю.Шишин, А.И.Яценко).

В это же время Б.Н.Кочерга и Е.Г.Яковлев ставят задачу выделения системообразующего свойства индивидуальности как целостности и духовных доминант исторического развития и мировоззренческих систем.

Ряд важных направлений в изучении феномена предлагают исследования конца ХХ столетия. Так, о необходимости соотнесения духовности с субъективной реальностью пишет Н.Ю.Шишова, о способности духовности к «дополнению» культуры – С.Н.Семенов, О.Н.Ежов, И.Я.Лойфман, Н.К.Антропова и К.Н.Любутин. На связанную с духовностью необходимость нравственно-ценностного освоения мира указывают А.Зимбули, В.А.Панпурин, С.М.Поздяева, а на способность духовности определять массовое сознание – В.И.Плотников и С.В.Франц.

Такие авторы как Л.А.Мясникова, Д.В.Пивоваров и Л.А.Шумихина изначально соотносят феномен духовности с трансцендентным, религиозным основанием. Не отрицая изначально религиозных оснований феномена, мы, тем не менее, считаем более важным на данном этапе истории продолжить его исследование в ракурсе аксиологическом: как стремление к высшей целесообразности, которая может стать системообразующим мировоззренческим фактором современности. Такое представление нашло отражение в работах молодых ученых, участников всероссийской научной конференции «Духовные ценности в науке, культуре, образовании», проходившей на базе ЯрГУ им. П.Г.Демидова в октябре 20091.

Более того, в силу многообразия существующих сегодня определений духовности, возникает потребность очертить предметное поле феномена, которое поможет приблизиться к его целостному пониманию, а через это по-новому осмыслить антропологические основания бытия, увидеть внутреннюю логику культурно-исторического процесса и векторы его изменчивости с позиций духовных изменений и преобразований.

Предметное поле исследования диссертации – мировая культура в процессе ее временного становления и, в частности, русская, традиционно уделявшая духовной проблематике большое внимание. На наш взгляд, данное исследование весьма своевременно и актуально. Это связано, прежде всего, с тем, что, благодаря технологическим инновациям в области генной инженерии, биотехнологии, нанотехнологии, а также компьютеризации и информатизации человеческого общества, происходят масштабные изменения в природе самого человека, стремительно меняется его место и роль в жизни. В ткань устоявшихся представлений о технократическом развитии общества включаются идеи, ориентированные на духовность человека. Сугубо техницистские идеалы теснятся идеями синергизма, глобализма и самоактуализации личности. То есть, сама жизнь подводит людей к вопросу о создании духовно развитого общества, которое отрицает власть материальных ценностей и (тем более!) бездуховные способы их производства, как и бездуховное бытие в целом.

Поэтому в начале ХХI столетия в центре внимания ученых, философов, политиков и широкой общественности оказался вопрос «Как строить духовное общество». Многоаспектные исследования этой проблемы содержатся в работах А. Маслоу, Л. Стевенсона, Э. Фромма, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, Р. Хирау и др. Большое внимание этой проблеме уделяют также отечественные ученые и философы В.Г. Борзенков, П.С. Гуревич, Л.В. Жаров, Е.В. Золотухина-Аболина, Л.А. Киселев, В.Е. Малюгин, А.П. Назаретян, Б.Г. Юдин и др. В этих работах речь идет не столько о понимании человеческой природы, сколько о том, каковы возможности и перспективы модификации природы человека и насколько значимы здесь этические императивы.

В последние два десятилетия в связи с углубленным изучением человеческого бытия проблеме духовности и телесности уделяется большое внимание такими отечественными философами, как Л.И. Анциферова, И.М. Быховская, В.Л. Круткин, А.В. Макаров, Р.М. Маслов, В.А. Подорога, К.Г. Фрумкин и др. В их работах отражены особенности видения данной проблемы как в западной, так и в русской философии.

Целый ряд мыслителей рассматривали и предпринимательство через категорию духа. Эта линия вырастает из недр немецких экономических школ и наиболее фундаментально представлена в работах Г.Шмоллера, В.Зомбарта, М.Вебера. Они определили взгляд на предпринимателя, как носителя особого «духа», укорененного в обычаях и нравах определенного народа, его нравственных, правовых и религиозных устоях.

В естественнонаучном направлении русского космизма разрабатывалась проблема человека будущего, как глобального, общепланетарного существа. И идеи о человеке, высказанные В.И.Вернадским и Н.Г.Холодным, можно вполне определенно принять в качестве важной составляющей концепций духовного человека в информационном обществе.

Предметом разносторонних исследований естественнонаучного и философского направления (Э.И. Колчинский, А.И. Субетто, А.Л. Яншин, Ф.Т. Яншина и др.) стала ноосферная концепция В.И.Вернадского, она явилась как переходное звено к современным проблемам развития природы человека, к новому видению процессов, происходящих в обществе.

В отечественной литературе осмыслению человека, а также рассмотрению проблемы бытия человека и становления личности в информационном обществе посвящены труды Т.В. Артемьевой, В.Ю. Верещагина, В.Г. Горбачева, М.С. Кагана, М.А. Мануильского, М.И. Микешиной, В.С. Степина, Ю.М. Федорова, И.Т. Фролова и др.

Представленные в концепциях информационного общества идеи глобального сознания, возможности экологизации общественного сознания и духовной целостности мира создают условия для развития каждого человека. Они родственны по своему содержанию идеям о ноосфере и пневматосфере, а также об экологических процессах в современном обществе, которые рассматривают в своих работах В.П.Казначеев, Е.А.Когай, Н.Н.Моисеев, Е.А.Спирин, А.И.Субетто и др.

Кафедрой теории и методологии науки БГТУ им. Шухова в течение ряда лет издавался сборник научных, научно-прикладных и творческих работ «Духовное возрождение». Право публикации в этом сборнике имеют и авторы, работающие в научно-теоретической сфере, и авторы художественного (поэтического, литературно-прозаического и т.п.) слова. При этом они не ограничены выбором темы, имеют возможность раскрывать любые стороны духовности. И это очень важно, потому что «Духовное – основа существования человеческого фактора». Так звучит одна из тем сборника. А поскольку вся жизнь человечества должна быть пронизана духовностью высших ценностей, то и в статьях сборника рассматриваются ее различные аспекты: и аксиологическое измерение феномена, и проблемы этического и эстетического в духовности, и т. д., и т. п. Есть надежда, что подобные публикации будут способствовать делу формирования духовности у россиян, приращению ее в каждом человеке, и, как следствие, выходу России из мирового финансового и духовного кризисов и ее процветанию в дальнейшем.

Поскольку решение проблемы духовности человека предполагает учет условий ее существования и воспроизводства, то возникает необходимость разработки концепции духовности человечества как способа связи с миром.

Несмотря на определенные достижения в рассматриваемой области, следует признать, что базовые модели модификации духовности человека в условиях информационного общества недостаточно осмыслены в философско-антропологическом аспекте. Между тем, в них, как правило, отражаются те или иные стороны изменяющейся природы человека, но не обсуждаются пути интегративного синтеза знаний, полученных в данной области.

Определив объектом исследования феномен духовности как атрибут человеческой сущности, мы изучили философские концепции духовности человека в различных культурно-исторических условиях; философско-антропологические модели модификации духовности человека в условиях современного общества.

Цель и задачи исследования:

  • выделить из культуры духовные образы антропологической идентичности, представленные философской рефлексией и явившиеся определенным результатом самопознания, самоистолкования, и самосозидания человеком самого себя;

  • раскрыть особенности воздействия, степень влияния духовных интенций на социальную природу человека, на становление общественных взаимоотношений, на формирование культуры и цивилизации;

  • охарактеризовать концепцию духовности человека как интегративную онтолого-антропологическую модель разумного, целеустремленного существования человека.

  • выявить возможность создания единой парадигмы духовных ценностей человечества и пути ее совершенствования;

  • предложить условия формирования новой культуры жизненного поведения, в которых духовное развитие станет определяющим фактором;

  • способствовать созданию единой концепции знаний о человеке.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Специфика предмета исследования диссертации такова, что изначально предполагает его очень широкие теоретические основания и междисциплинарные методы исследования. По теме духовности в современности ведутся активные изыскания в философии, в рамках современной психологии, социологии, культурологии, в сфере образования и т.д. Поэтому в качестве исследовательского метода мы избрали аксиологический подход – изучение «высшей целесообразности», предлагаемой религиями, идеологиями, цивилизациями и культурами.

Внутренним, необходимым основанием сущности и свойств человека исходно полагается дух – предельно широкое понятие и явление. Расширение степени легитимности проблематики духовного и духовности в системе современного рационализма, выходящего из устаревших представлений о них как вторичном и только религиозном, было осуществлено нами на основе рассмотрения категории духа, как движущего начала в мире и в человеке.

Мы солидарны с теми исследователями, которые и в современности духовное в соотнесении с человеческой сущностью ставят на первое место и отмечают нарастание потребности в ценностном, духовном переосмыслении мира (Э.Тоффлер, А.Печчеи, Н.Н.Моисеев, М.С.Каган, С.Хантингтон и др.).

В изучении феномена мы прибегали к помощи исторического, системного (функции, структура, эволюция) подходов, культурологического, концептуальных основ философии космизма (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, В.И.Вернадский), эзотерической философии (Н.К.Рерих), философских идей в системе постнеклассической парадигмы философии (С.А.Лебедев и др.).

Существенными при рассмотрении феномена мы считаем такие идеи, как диалектическое единство духовного и материального, субъекта и объекта; принцип преемственности в постижении духовного; принципы целостности человека, его свободы и универсальности. Для реализации поставленных задач был привлечен широкий спектр теоретически разноплановых источников, представленных в современных периодических изданиях, в которых производится анализ феномена духовности и даются его определения.

Диссертационная работа базируется на фундаментальных положениях классической и неклассической философии. В ее основу положен философско-антропологический подход к изучению концепций духовности человека. Этот подход позволяет преодолеть узкие рамки рассмотрения только онтологической составляющей философских концепций и представить их как целостный антропологический пласт, используемый для выявления перспектив модификации природы человека.

Метод критического анализа оказался наиболее продуктивным при исследовании духовности человечества. В работе использовались философские принципы: всестороннего рассмотрения предмета, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному, многообразия и единства. Логика исследования построена по общей концептуальной схеме, согласно которой движение мысли осуществляется от теоретических основ к практическим аспектам.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В диссертации решается научная проблема определения духовности в различных сферах жизни человека, предметного исследования феномена духовности в контексте философской антропологии, определения его роли и места в человеческой сущности. На современном этапе духовность раскрывается как самостоятельное сущностное свойство мира (целесообразность), в процессе овладения которым человек развивается и совершенствуется, при этом привносит в мир культуры новые жизнеспособные идеи.

Впервые, в ключе философской рациональности, появляется возможность квалифицировать духовность как системное свойство сущности мира и человека, благодаря которому возможно саморазвитие субъекта. Наиболее полно оно выражается в стремлении человека постичь и осуществить целесообразность жизни.

Духовное развитие субъекта происходит под знаком развивающихся в истории духовных концепций, позволяющих личности выбирать, прорабатывать и усваивать специфические духовные основания взаимодействия с природой, обществом и самим собой, саморазвивая и самосовершенствуя свою духовную сущность.

Впервые в философской литературе дано интегративное определение духовности – «Духовность – это интенция к осуществлению высшей целесообразности жизни». Обоснована полнота этого определения.

Интегративность проистекает из способности человека к созданию упорядоченного мировоззрения, продуцирующего цели и смыслы. В свою очередь это стимулирует человека к постоянному саморазвитию путем трансцендирования к идеалам, выходящим за пределы обыденных человеческих возможностей; к развитию и утверждению своей этической и ценностной природы; к применению позитивных смыслов и опыта предыдущих поколений на практике; к приобщению к культуре; к умению сочетать трансцендентное и имманентное.

На основе понятия «перспективность существования» дана типология концепций человека в философской антропологии. Исследована философская специфика аспектов концепций, которые проявляются в различных концептах теоретического осмысления духовности. Предложена и обоснована типологизация базисных концепций духовности.

Духовность – это новый этап разумного регулирования отношений человечества с миром, для которого характерно формирование человека как целеустремленного, самосовершенствующегося существа. Она может рассматриваться как сфера раскрытия резервов организации человека и модификации его природы.

Выделяя критерий – интенция к осуществлению высшей целесообразности мы считаем его системообразующим концептуальным для духовности. То есть, выявляя в каждом движении главное, основное, то, что ведет не к случайной цели, а к цели, которая образует систему высшего порядка, язык высшего уровня, мы выявляем дух (духовную интенцию).

Определен концепт духовности, содержание которого являет модификацию новой природы целеустремленного человека; обоснована духовная общность понятий «интеллигент», «пассионарий» и «гражданин».

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный в диссертации анализ феномена духовности позволил очертить его границы, выявить роль и место в становлении личности и общества.

Рассматривая базовые концептуальные модели духовности человека, используемые в религиях и социально-гуманитарных дисциплинах, мы выявили понятия о человеке и логике его поведения, определили те признаки и свойства духовности человека, которые составляют главный интерес для нашего исследования: созидательность, ответственность, способность духовного человека органично вписываться в мир и др.

Мы пришли к выводу, что духовное, деятельное поведение человека требует разработки многозначной логики, в рамках которой получают обоснование понятия «высшая целесообразность», «высшие ценности».

Обозначены «проблемы» духовности (становление современного человека в меняющейся среде взаимодействия: глобализации общения, потери идентичности, новой виртуальной культуре и др.), для некоторых из них предложены пути преодоления.

Обоснована значимость демократии для духовного развития общества. Показано, что духовность должна стать категорическим императивом в общественной жизни и экономическом устройстве государственного аппарата.

Все это дало возможность по-новому расставить акценты ключевых вопросов философского знания, обозначить подходы к формированию новой рациональности органично опирающейся на духовно ориентированного человека.

Теоретические выводы диссертации могут быть использованы при изучении культуры и духовной жизни современного общества; формировании культурных стратегий в сфере образования, экономики, политики, социального взаимодействия; разработке современной этической и правовой проблематики; решении вопросов преодоления морально-нравственного кризиса современной культуры, осуществления культурных идентификаций и диалога культур; при развитии процессов гуманизации современного общества; в просветительской деятельности; в развитии патриотических идеалов российского общества, могут быть применены при разработке и реализации федеральных и региональных программ. Результаты работы могут быть использованы в преподавании основных и специальных курсов по философской антропологии, философии науки, социальной философии, культурологии, социальной экологии в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Результаты исследования излагались в материалах докладов и сообщений на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

Апробация идей проведенного исследования осуществлялась диссертантом в практической общественной деятельности в социальных сетях интернета.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Теории и методологии науки БГТУ им. Шухова.

По теме диссертации опубликовано 11 научных работ, в том числе статьи, опубликованные в сборниках материалов Международных и Всероссийских научных конференций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав включающих по три параграфа, заключения и списка литературы.

Общий объем работы – 209 страниц. Библиографический список содержит 167 наименований.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в материалах международных и всероссийских

конференций

1. Емельянов, В.Ю. Духовность как высшая целесообразность. [Текст] / В.Ю. Емельянов // Духовные ценности в науке, культуре, образовании: сборник материалов научной конференции / Отв. Ред. Ю.Ю. Иерусалимский; Яросл. Гос. Ун-т. – Ярославль: Издательство «Еще не поздно!», 2009. – С. 14 - 16. (0,25 п.л.).

2. Емельянов, В.Ю. Императив духовности и реформирование экономики. [Текст] / В.Ю. Емельянов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 29-30 ноября 2010 г. – Изд-во «Смоленская городская типография», 2010. – 327 с. – С. 103 - 106. (0,25 п.л.).

3. Емельянов, В.Ю. Человек в пространстве смыслов. [Текст] / В.Ю. Емельянов // Личность в меняющемся мире // Материалы I Международной научно-практической конференции. 17 февраля 2011г. / Под ред. Проф. З.М.Магомедовой. – Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2011. -528с. – С. 454 – 458. (0,25 п.л.).

4. Емельянов, В.Ю. Духовность общественных организаций – путь гражданского развития России. [Текст] / В.Ю. Емельянов // Духовная сфера жизни общества: проблемы теории и практики // Материалы международной научно-практической конференции. – ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2011. -528с. – С. 406 – 412. (0,25 п.л.).

5. Емельянов, В.Ю. Духовность общественных организаций – путь гражданского развития России. [Текст] / В.Ю. Емельянов // Инновационно-развивающаяся Россия: проблемы, тенденции, перспективы: всерос. научно-практическая конференция, 2011 г.: [материалы]. – Волгоград – М.: ООО «Планета», 2011. -356с. – С. 17 – 21. (0,25 п.л.).
Монографии

6. Шевченко, Н.И. Философия духовности в онтологии культуры: монография / Н.И.Шевченко, В.Ю.Емельянов. – Белгород, Изд-во БГТУ, 2011. –178 с.
Статьи в журналах

7. Емельянов, В.Ю. Пророческое предвидение будущего. [Текст] / В.Ю. Емельянов // ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ. Выпуск XIV. / Научный редактор Н.И.Шевченко; Белгород, БГТУ. 2003. С. 153 - 190. (2 п.л.).

8. Емельянов, В.Ю. Разум и вера. [Текст] / В.Ю. Емельянов // ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ. Выпуск XXVIII. / Научный редактор Н.И.Шевченко; Белгород, БГТУ. 2009. С. 204 - 214. (0,5 п.л.).

9. Емельянов, В.Ю. Духовность как этическое понятие. [Текст] / В.Ю. Емельянов // ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ. Выпуск XXX. / Научный редактор Н.И.Шевченко; Белгород, БГТУ. 2010. с. 218 - 227. (0,5 п.л.).

10. Емельянов, В.Ю. Многозначность этической логики. [Текст] / В.Ю. Емельянов // ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ. Выпуск XXXI. / Научный редактор Н.И.Шевченко; Белгород, БГТУ. 2011. с. 155 - 159. (0,25 п.л.).

11. Емельянов, В.Ю. Дух и материя: категориальный анализ. [Текст] / В.Ю. Емельянов // ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ. Выпуск XXXI. / Научный редактор Н.И.Шевченко; Белгород, БГТУ. 2011. с. 159 - 166. (0,5 п.л.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconМинистерство образования и науки российской федерации трехгорный технологический институт филиал
Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования»
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconРабочая программа составлена на основании фгос по магистерским программа...
Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра экономической...
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconПатентам и товарным знакам (19)
Белгород, ул. Костюкова, 46, бгту им. В. Г. Шухова, отдел создания и оценки объектов интеллектуальной собственности
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconРеферат на тему «Вклад российского инженера и изобретателя, академика...
«Вклад российского инженера и изобретателя, академика Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) в развитие российской науки, инженерного...
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconДубинина Программа «Школы юного исследователя»
...
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconМинистерство Министерство Экономического развития образования и торговли...
Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения...
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «алтайский...
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconМинистерство образования и науки российской федерации ростовский...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconМинистерство образования и науки российской федерации южно-уральский государственный университет
Тематика контрольных работ по дисциплине История государственного управления в России
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconРабочая программа для студентов специальности 020201. 65 «Биология»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тюменский государственный университет»
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconПрограмма учебной дисциплины "Культура здоровья" министерство образования...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Министерство образования и науки российской федерации белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Кафедра теории и методологии науки бгту им. В. Г. Шухова iconМинистерство образования и науки российской федерации фбгоу впо «Марийский...
Наименование результата: монография «Лингводидактика поликультурного образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск