Дубинина Программа «Школы юного исследователя»





Скачать 117.26 Kb.
НазваниеДубинина Программа «Школы юного исследователя»
Дата публикации10.10.2014
Размер117.26 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель проекта

«Школа юного исследователя»

Директор МКУ НМИЦ

____________/В. Дубинина



Программа

«Школы юного исследователя»

Пояснительная записка

Программа «Школы юного исследователя» предназначена для обучающихся 8-10 классов, мотивированных на занятия исследовательской деятельностью по естественнонаучному направлению и ориентирована на использование ресурсов Инновационного научно-образовательного и опытно-промышленного центра Наноструктурированных композиционных материалов БГТУ им. Шухова.

Целью реализации программы является повышение уровня сформированности исследовательских умений (мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных) и исследовательской культуры школьников, занимающихся учебными исследованиями по естественнонаучному направлению.

Реализация программы предполагает решение следующих задач:

  • развитие интеллектуально-творческой деятельности молодёжи школьного возраста;

  • развитие познавательных потребностей и познавательных способностей школьников;

  • формирование представления о научном исследовании как ведущем способе учебной деятельности;

  • ознакомление с принципами и правилами организации исследовательской деятельности обучающихся;

  • формирование у обучающихся потребности к целенаправленному самообразованию;

  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности, публичных выступлений.

  • воспитание у учащихся уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей;

  • обеспечение подготовки школьников к участию в научно - исследовательских конференциях, проектах и конкурсах различного уровня по естественнонаучному направлению;

  • увеличение количества детей – победителей и призёров научно-исследовательских конференций и конкурсов различного уровня по естественнонаучному направлению.

Содержание занятий в «Школе юного исследователя» направлено на совершенствование знаний и умений учащихся последующим направлениям:

- самопрезентация (технологии создания презентаций с использованием программных продуктов, навыки выступления на публике и т.д.);

- самоорганизация (основы тайм-менеджмента, работа с информационными ресурсами и т.п.)

- саморазвитие (психологические правила борьбы со стрессами и излишними нагрузками, выявление и развитие внутренних качеств и т.п.)

- научная работа (основы работы с научным текстом, с заявочным материалом на конкурсы, создание инновационных научно-технических проектов и т.п.).

Программа рассчитана на 28 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 56 часов.

Изучение теоретического материала по основам исследовательской деятельности сопровождается проведением практических занятий на базе лабораторий Инновационного научно-образовательного и опытно-промышленного центра Наноструктурированных композиционных материалов БГТУ им. Шухова и Центра молодёжного инновационного творчества «Fab Lab Belgorod: METAMORPHOSIS»
Основными формами организации занятий в «Школе юного исследователя» являются лекции, вебинары, мастер-классы, тренинги, деловые игры, экскурсии в научно-исследовательские центры, посещение специализированных выставок, индивидуальные консультации с применением современных дистанционных и информационных технологий.
Планируемые результаты освоения программы

«Школы юного исследователя»

По окончанию обучения в «Школе юного исследователя» учащиеся должны знать:

- основы методологических особенностей научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.;

-информационные ресурсы, поддерживающие исследовательскую деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);

- основы тайм-менеджмента;

- нормативные основы научно-исследовательской деятельности, в том числе правила оформления и подачи заявок на участие в конкурсах и конференциях;

- общие правила оформления текста научно-исследовательской работы;

- правила борьбы со стрессом и излишними нагрузками

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую особенности объекта изучения;

  • формулировать темы научных исследований и определять их ценность для науки, учащихся и педагогов;

  • планировать и проводить исследование;

  • представлять результаты своего труда на конференции.


Формами подведения итогов реализации программы «Школа юного исследователя»» являются:

- - ежегодная городская научно-практическая конференция учащихся «Первые шаги в науку»;

- городские, областные, Всероссийские научно-практические конференции и конкурсы.
Содержание программы

Цели, задачи и содержание программы обучения (1 час).

Раздел I. Введение в нанотехнологии (3 часа)

Общее понятие об инновационных технологиях. История развития нанотехнологий. Шкала размеров нанообъектов.. Области использования нанотехнологий.

Особая роль углерода в наномире. Графен – слой графита. Фуллерены – наношарики из углерода. Углеродные нанотрубки. Способы получения наноразмерных объектов. Наноструктурные материалы. Способы исследования нанообъектов. Оборудование для исследования нанообъектов.

Раздел II. Введение в исследовательскую деятельность (24 часа)

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. 

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

Особенности организации опытно-экспериментальной работы в рамках научного исследования.

Раздел III. Оформление и представление исследовательской работы (9 часов)

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Технологии создания презентаций с использованием программных продуктов.

Методика проведения и формализации научных исследований, в том числе подача заявок на конкурсы.

Раздел IV.Основы подготовки к публичному выступлению (9часов)

Психологический аспект готовности к выступлению (правила борьбы со стрессом и излишними нагрузками, выявление внутренних качеств).

Требования к докладу. Культура публичного выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Основы тайм-менеджмента.

Раздел V. Обзорное знакомство с научными разработками ведущих исследовательских центров города Белгорода и России (6 часов)

Экскурсии в исследовательские центры и выставочные залы БГТУ им. В.Г.Шухова. Вебинары: МГУ им. М.В.Ломоносова, Северный (Арктический) Федеральный университет им М.В. Ломоносова, Томский государственный университет.

Консультации победителей областных, всероссийских и международных конкурсов БГТУ им. В.Г. Шухова (4 часа).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ В «Школе юного исследователя»

(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 56 ЧАСОВ)


№ урока

Наименование разделов и тем

К-во часов

Примечания

Цели, задачи и содержание программы обучения в «Школе юного исследователя»


1




Раздел I. Введение в нанотехнологии


3

На базе БГТУ им В.Г. Шухова в ИНО и ОПЦ «НКМ» УК №3 103(104)

1

Общее понятие об инновационных технологиях. История развития нанотехнологий. Шкала размеров нанообъектов. Области использования нанотехнологий.


1

Знакомство с новейшими инновационными разработками.

Ст. научн. сотр. НИИ «НСМ»

Нелюбова В.В. кт.н., доцент

Лучший изобретатель 2012 года

2

Особая роль углерода в наномире. Графен – слой графита. Фуллерены – наношарики из углерода. Углеродные нанотрубки.

1




3

Способы получения наноразмерных объектов. Наноструктурные материалы. Способы исследования нанообъектов. Оборудование для исследования нанообъектов.


1




Раздел II. Введение в исследовательскую деятельность

24

Занятия с ведущими учеными БГТУ им В.Г. Шухова и специалистами ИНО и ОПЦ НКМ

1

Основные понятия научно-исследовательской работы.

4




2

Виды исследовательских работ.

4




3

Общая схема хода научного исследования

4




4

Методы научного познания. Применение логических законов и правил.

4




5

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.


4




6

Особенности организации опытно-экспериментальной работы

4




Раздел III. Оформление и представление исследовательской работы


9ч.

Занятия с ведущими учеными БГТУ им В.Г. Шухова и специалистами ИНО и ОПЦ НКМ

1

Структура содержания исследовательской работы

2



2

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы

2




3

Технологии создания презентаций с использованием программных продуктов.

4




4

Методика проведения и формализации научных исследований, в том числе подача заявок на конкурсы. (Примеры конкурсной документации. Правила оформления заявок .)

1

Огурцова Ю.Н. аспирант, инженер ИНО и ОПЦ НКМ

Раздел IV. Основы подготовки к публичному выступлению

9ч.




1

Психологические аспекты готовности к выступлению (правила борьбы со стрессом и излишними нагрузками, выявление внутренних качеств).


4




2

Культура публичного выступления и ведения дискуссии

4




3

Основы тайм-менеджмента.

1




Раздел V. Обзорное знакомство с научными разработками ведущих исследовательских центров города Белгорода и России

6

Экскурсии в исследовательские центры и выставочные залы БГТУ им. В.Г.Шухова

Вебинары: МГУ им. М.В.Ломоносова, Северный (Арктический) Федеральный университет им М.В. Ломоносова, Томский государственный университет, Томский государственный Архитектурно-Строительный Университет

Консультации победителей областных, всероссийских и международных конкурсов БГТУ им. В.Г. Шухова

4




ВСЕГО

56






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы обеспечивается использованием ресурсов Инновационного научно-образовательного и опытно-промышленного центра Наноструктурированных композиционных материалов БГТУ им. Шухова и Центра молодёжного инновационного творчества «Fab Lab Belgorod: METAMORPHOSIS»
Литература

  1. Герасимов Б.И., Дробышева В.В., Злобина Н.В., Терехова Г.И., Нижегородов Е.В. Основы научных исследований: учебное пособие. − М. Форум, 2011. – 276 с.

  2. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие. − М. Инфра, 2011. – 265 с.

  3. Методы получения наноразмерных материалов. Курс лекций/ Адриевский Р.А. Наноструктурные материалы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. А. Андриевский, А. В. Рагуля. — М.: Изда-тельский центр «Академия», 2005. —192 с.

  4. Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления развития / Под ред. М.К. Роко, Р.С. Уильямса, П. Аливисатоса: Пер. с англ. М.: Мир, 2002. – 292 с.

  5. Рыбалкина М. Нанотехнологии для всех/М. Рыбалкина. – М.: nanonewsnet.ru, 2005. – 444с.

  6. Хартмани У. Очарование нанотехнологии. / У. Хартмани. пер. с нем. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 173 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconРабочая программа дисциплины химия для слушателей «Школы юного химика»
На заседании методической комиссии по общим математическим и естественнонаучным
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconПеречень дополнительных образовательных программ, реализуемых в Доме...
«Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка»
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconИмя, фамилия абитуриента: Вступительный тест в Школу юного менеджера...
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных...
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Рекомендован умо для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Налоги и...
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconОрганизация деятельности творческого объединения юного журналиста
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconПрограмма специальной дисциплины «Эпидемиология»
Вуза, сотрудника научно-исследовательского учреждения (института, лаборатории) медицинского профиля, врача-исследователя
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» icon10. 00 — Открытие курсов, информационный блок
Розов С. В. художественный руководитель Центра художественного образования, режиссер Театра Юного Москвича
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconУчебно-методический комплекс днм. 04. 1 Методология
Цель – формирование методологической культуры будущего психолога: исследователя и практика
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconУчебный проект «Школа юного экскурсовода»
С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconГосударственный
Целью проведения конкурса является привлечение внимания молодежи к подвижнической деятельности выдающегося исследователя Дальнего...
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconПояснительная записка Интегрированная программа «Азбука юного эколога»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «эко» Кайбицкого муниципального...
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconКнига четвертая
Областной фестиваль детских и молодёжных самодеятельных театров в рамках проекта «Центр театральной педагогики» Томского Областного...
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconПояснительная записка Перед школой сегодня стоит актуальная проблема...
Перед школой сегодня стоит актуальная проблема – подготовка ученика-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их...
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconОтчет по программе развития деятельности студенческих объединений...
Ключевые слова: Школа юного химика, эксперимент, занимательная химия, школьники
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя
Дубинина Программа «Школы юного исследователя» icon«Обучение написанию сочинения-рассуждения при подготовке гиа в 9 классе»
Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Работа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск