Скачать 107.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич «_____» _____________________________20___ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДНМ.04.1 Методология психолого-педагогического исследования (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)) Цели и задачи курса: Цель – формирование методологической культуры будущего психолога: исследователя и практика. Задачи: 1. Познакомить студентов с понятием научной дисциплины, с целями и задачами. 2. Дать понятие объекта и предмета в научной дисциплине. 3. Познакомить с выдвигаемыми гипотезами исследования в науке. 4. Дать понятие научных парадигм исследования. 5. Познакомить с различными методами исследований. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план).
4.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Общее представление о методологии науки.Наука как социокультурный феномен. Виды знаний. Формы познания. Особенности научной формы познания. Структура науки. Метод, методика, методология. Уровни методологии. Место теории в методологии. Раздел 2. Парадигма.Понятие парадигмы. Теория Т. Куна. Естественно-научная парадигма. Гуманитарная парадигма. Классическая и постклассическая парадигмы науки. Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальт-психология. Экзистенциализм. Гуманистическая психология. Когнитивная психология. Психология сознания.Раздел 4. Специфика психологического знания. Структура психологии как науки. Проблема объективности психологического знания. Особенности психологического исследования. Раздел 5. Виды психологических знаний. Виды психологических знаний. Научные и ненаучные знания. Житейская психология, популярная психология, парапсихология. Фундаментальная психология, практическая и популярная психология. Раздел 6. Основные категории и принципы психологии Особенности понимания психического в отечественной психологии. Деятельность. Отражение. Личность. Сознание и общение. Принцип активности личности. Принцип развития. Принцип детерминизма. Принцип системность. Принцип единства личности сознания и деятельности. Раздел 7. Психосемантические методики исследования. Семантическое пространство. Денотативное и коннотативное значения. Репертуарные решетки Дж. Келли. Метод семантических дифференциалов. Ассоциативный эксперимент. Раздел 8. Контент-анализ. Единицы анализа текста, матрица анализа, компьютерная обработка данных. Примеры использования контент-анализа в психолого-педагогических исследованиях. Раздел 9. Специфика исследований в образовании. Проблемное поле современного образования. Виды исследований в образовании. Психолого-педагогический эксперимент и его роль в развитии современного образования.. 5.Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины. Электронные библиотеки по курсу «Методология и методы психолого-педагогических исследований»; банк тестовых заданий; учебно-наглядные пособия: набор слайдов.
Для обеспечения дисциплины необходимы: оборудованная лекционная аудитория, технические средства обучения: мультимедийный переносной проектор, мультимедийное обеспечение, настенный экран.
Преподаватель должен иметь опыт составления экспериментальных программ, владеть методами исследования и обработки данных. 8.1 Вопросы для самостоятельной работы студентов. 1. Написать аннотацию на Вашу исследовательскую работу. Аннотация должна включать в себя следующие показатели: формулировка проблемы и темы исследования, актуальность темы, практическая значимость, новизна Вашей работы, цель работы, задачи, гипотеза, объект и предмет, методы и методики. 2. Провести исследование особенностей газеты методом контент-анализа. 3. Провести в группе не менее10 чел. ассоциативный эксперимент и обработать полученные данные.
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ Т.Г. Гадельшина (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс днм. 05 Детская патопсихология Цель курса: изучение особенностей психической деятельности больного ребенка в их значении для патогенетической и дифференциальной... | ||
Учебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми Она помогает решить задачи дальнейшего развития магистра педагогики в аспекте развития навыков создания условий для реализации творческого... | Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования» Учебно-методический комплекс дисциплины«Методология и методы научного исследования» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы... Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Шармин Д. В. История и методология математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История и методология языкознания» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | Учебно-методический комплекс по социологии для специальности Экономика... России в мировом сообществе; методология и методика социологического исследования |