Скачать 152.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич «_____» _____________________________20___ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДНМ.05 Детская патопсихология(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цель и задачи курса Цель курса: изучение особенностей психической деятельности больного ребенка в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения и предупреждения, сохранения и укрепления здоровья. Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты в результате освоения курса по клинической психологии должны:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение в детскую патопсихологию. Предмет, задачи, структура и перспективы развития детской патопсихологии. Объект патопсихологии. Методы исследования. Роль психических факторов в происхождении болезней. Актуальные вопросы врачебной этики и деонтологии. Требования к личности патопсихолога. Раздел 2. История детской патопсихологии. История развития зарубежной и отечественной детской патопсихологии. История зарождения и становления специальности патопсихология в России. Межпредметные связи патопсихологии. Раздел 3. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия. Психогигиена, психопрофилактика, их задачи. Разделы психогигиены: раннего детского, дошкольного, школьного, юношеского возраста. Выявление начальных непсихотических расстройств при профилактическом осмотре. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. Клинические проявления. Раздел 4. Сфера приложения патопсихологии. Роль патопсихологов в процессе психодиагностических и экспертных процедур. Нормативные документы, регулирующие профессиональную деятельность психологов. Задачи и функции патопсихологов в профильном стационаре. Раздел 5. Теоретические основы и исследовательские проблемы детской патопсихологии. Теоретические и методологические основы и исследовательские проблемы детской патопсихологии. Базовые категории теоретического аппарата. Терминологическая палитра. Артефакты патопсихологического исследования. Раздел 6. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы. Патология ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, интеллекта, эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Психопатологические синдромы (невротические, субпсихотические, психопатические, психоорганические). Раздел 7. Нейропсихология. Определение, проблемы, методологические основы. Проблема мозговой локализации психических функций. Восстановление нарушенных высших психических функций. Раздел 8. Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты и проблемы телесности и интрацепции. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезни. Раздел 9. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия. Общие вопросы и виды психологического консультирования и психотерапии. Современная классификация методов психотерапии. Общая, специальная, групповая, семейная, супружеская психотерапия. Личностно-ориентированная (реконструктивная), суггестивная, «поведенческая» и др. виды психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных (неврозы, психосоматические заболевания). Определение неврозов. Понятие о типах невротического конфликта. Роль личности в развитии неврозов. Невротическая защита: понятие, классификация, значение, механизмы. Клиническая картина. Области применения психотерапии. Раздел 10. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типа нарушений психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития. Нарушения произвольных движений, действий и речи. Нарушение влечений. Личность и ее изменения и аномалии. Раздел 11. Роль детской патопсихологии в решении общих проблем психологии и патологии сознания и самосознания. Роль клинической психологии в решение общих проблем психологии. Патология сознания и самосознания. Сознание, неосознаваемое и бессознательное. Структура бессознательного и сознания по З. Фрейду. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трансперсональный уровни). Понятие о системе конденсированного опыта и его роли в происхождении соматической патологии. Роль бессознательного в обыденной жизни. Значение неосознаваемого в происхождении болезни. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература
б) дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Библиотечный фонд ТГПУ, слайды. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1 Вопросы для самостоятельной работы студентов
8.2 Примерная тематика рефератов
8.3 Примерный перечень вопросов к зачету
УМК составил: д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ И.В. Рудин (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение | Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» «Детская патопсихология» является направлением клинической психологии, изучающим задачи и методологические основы детской патопсихологии;... | ||
Учебно-методический комплекс днм. 04. 1 Методология Цель – формирование методологической культуры будущего психолога: исследователя и практика | Учебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми Она помогает решить задачи дальнейшего развития магистра педагогики в аспекте развития навыков создания условий для реализации творческого... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
О. А. Овсянникова детская музыкальная литература Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки... | Литература по дисциплине «Патопсихология» Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современная детская литература» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.... | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Тюменский государственный университет Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031000. 62 Филология,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... |