Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология»





Скачать 404.27 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология»
страница1/4
Дата публикации30.06.2015
Размер404.27 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)»

Кафедра психологии





УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ
_____________________ Е.К. Миннибаев

«31» августа 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ


Специальность: 030301.65 «Психология»

Специализация: Клиническая психология

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.

Составители: Х.М. Ахмадуллина, Г.В. Митина, И.Н. Нурлыгаянов

Уфа 2013
1. Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Детская патопсихология» является направлением клинической психологии, изучающим задачи и методологические основы детской патопсихологии; патологию когнитивной сферы; патологию эмоциональной сферы; практические проблемы патопсихологии и общие вопросы патопсихологии детей и подростков.

Курс патопсихологии детей и подростков является прикладной наукой и частью подготовки психологов в системе высшего профессионального образования.

Программа опирается на подготовку студентов по предметам психологического цикла: «Общая психология», «Психофизиология», «Клиническая психология»; «Нейропсихология», «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология» и др.

Основная цель курса: познакомить студентов с основными тео­ретическими и практическими достижениями в области детской патопсихологии, спецификой проявления психологических закономерностей при нормальном и патологическом развитии ребенка.
Задачи курса:

1. Познакомить студентов с основными положениями патологии познавательных процессов.

2. Изучить патологию познавательных процессов у детей и подростков.

3. Ознакомить с принципами по­строения патопсихологического исследования.

4. Рассмотреть возможности использования патопсихологического исследования в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности.

Содержание данной программы определяется требованиями Государственного об­разовательного стандарта РФ второго поколения по специальности 030301 «Психология».

2. Требования к уровню освоения дисциплины
В процессе изучения данной учебной дисциплины студент должен знать: предмет детской патопсихологии; практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии детей и подростков; основные положения патологии познавательных процессов, проблемы и задачи патологии познавательных процессов у детей и подростков.

уметь: пользоваться приемами по­строения патопсихологического исследования, патопсихологической диагностики детей и подростков, устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики феноменами и интерпретировать полученные данные; представить обоснование этой программы; составлять патопсихологическое заключение и данным исследования (с опорой на описание структуры патопсихологического синдрома);

владеть: основными методиками диагностики нарушений познавательной деятельности детей и подростков, эмоционально-волевой сферы и личности.

Знания по данному предмету являются основой для овладения такими предметами как «Клиническая нейропсихология», «Практикум по нейропсихологии», «Нейропсихология детского возраста», «Клинический практикум» и других психологических дисциплин.

Значение патопсихологии для подготовки специалиста заключается в том, что применение знаний по данной отрасли психологии поможет ему ориентироваться в вопросах нормы и патологии развития, правильно выстраивать и обеспечивать процедуру патопсихологического эксперимента, в соответствии со спецификой деятельности патопсихолога квалифицированно выстраивать и регулировать деятельность между людьми, а также понимать и истолковывать данные, полученные в ходе и в результате проводимой им деятельности.

Организация учебного материала основана на принципах приоритета образовательных задач и соответствует основным требованиям высшей школы:

- принцип преемственности – учитываются имеющиеся у студентов знания, учитываются имеющиеся у студентов знания по биологии и анатомии человека;

- принцип научной интеграции заключается в представлении современных теоретических знаний, научных концепций, установлении междисциплинарных связей;

-принцип гуманизма – человеческая жизнь, самореализация и самоактуализация признаются высшей ценностью;

-принцип системной структурно-динамической целостности позволяет определить причины и ситуацию нарушений, иерархию проблем психического развития;

-принцип профессиональной компетентности формирует этику и профессиональную ответственность будущего специалиста;

- принцип модальности – представление теоретического и практического материала в виде крупных блоков, включающих серию учебных элементов.

Курс «Детская патопсихология» предусматривает проведение лекций, семинарских занятий, подготовку студентами рефератов на заседаниях студенческого научного кружка, выступления на студенческой научно-практической конференции. Планируется использование ситуационных задач, в ходе которых студенты научатся правильно применять полученные знания и умения. Форма контроля – зачет.

3. Тематический план курса


Название тем

Количество часов

З/О

лк

пз

срс

Раздел I. Введение в детскую патопсихологию

1. Детская патопсихология как отрасль психологической науки

1

-

11

2. Патопсихология психических заболеваний детей и подростков

1

-

11

Раздел II. Патопсихология познавательных процессов


3. Патопсихология процессов чув­ственного познания

1

-

10

4. Патопсихология памяти и воображения

1

-

10

5. Патопсихология внимания

1

-

10

6. Патопсихология мышления

1

-

10

Раздел III. Патопсихология личностной сферы и сознания


7. Патопсихология эмоциональной сферы

1

-

11

8. Патопсихология волевой сферы и психомоторики

1

-

11

9. Патопсихология сознания

1

-

11

10. Патопсихология личности

1

-

11

Всего часов

10

-

106

Итого

116

Форма контроля

зачет



4. Содержание курса

Раздел I. Введение в детскую патопсихологию
Тема 1. Детская патопсихология как отрасль психологической науки

Детская патопсихология как самостоятельное направление психологической науки. Детская патопсихология в системе психологических, педагогических и медицинских дисциплин. Предмет детской патопсихологии. Задачи детской патопсихологии: диагностическая, исследовательская, коррекционная, профилактическая.

Становление и современное состояние патопсихологии. Основные тенденции в развитии представлений о психических расстройствах: магический, органический, психологический, интегральный подходы.

Основные события в формировании зарубежной детской патопсихологии и психопатологии как научной дисциплины: создание психологического инструментария для исследования психического развития детей; создание и развитие психодинамической психиатрии; изучение детской преступности и введение детских судов; возникновение первых амбулаторных психиатрических учреждений; оказание психотерапевтической помощи детям; акцент на отношения мать–дитя; учет семейного фактора в формировании патологического поведения ребенка.

Особенности развития детской патопсихологии в России. Работы И.М.Сеченова и И.П.Павлова как естественно-научный фундамент психологии. Организация В.М.Бехтеревым Психоневрологического института в Петербурге (1908). Разработка и систематизация клинико-психо­логических методов исследования (А.Н.Бернштейн, Ф.Г.Рыбаков, Г.И.Рос­солимо, А.Ф.Лазурский). Три линии развития детской патопсихологии и психопатологии в России: дефектологическая, психиатрическая, педиатрическая. Клинико-психологическое изучение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы в первой половине XX века. Вклад Л.С.Выготского в формирование основ детской патопсихологии.

Основные школы отечественной патопсихологии и спектр разрабатываемых проблем: московская (Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, Е.Т.Соколова и др.), ленинградская (В.Н.Мясищев, М.М.Кабанов, А.Е.Личко, В.К.Мягер и др.), киевская (В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук и др.). Современное состояние и тенденции развития детской патопсихологии в России.
Тема 2. Патопсихология психических заболеваний

детей и подростков

Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков. Соотношение биологического и социального в их психическом развитии. Психология дизонтогенеза. Клинические варианты дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза: общее психическое недоразвитие, задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие.

Патопсихология детской шизофрении. Этиология и патогенез шизофрении. Личностные особенности и характер познавательной деятельности детей, страдающих шизофренией. Состояния, сходные с шизофренией, в подростковом возрасте и критерии их отграничения.

Патопсихология детской эпилепсии. Этиология и патогенез эпилепсии. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, страдающих эпилепсией. Особенности детей с органической эпилепсией.

Патопсихология умственной отсталости. Умственная отсталость и ее отграничение от сходных состояний. Формы умственной отсталости: олигофрения и деменция. Клинико-психологическая структура умственной отсталости. Степени умственного недоразвития при олигофрении. Характер познавательной деятельности и личностная сфера детей, страдающих умственной отсталостью.

Раздел II. Патопсихология познавательных процессов
Тема 3. Патопсихология процессов чувственного познания

Структура чувственного познания. Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания. Характеристики ощущений и восприятий. Представления как вторичные образы. Первичные и вторичные характеристики представлений.

Расстройства ощущений: гипопатии, гиперпатии, гиперестезии, гипестезии, анестезии, парестезии, сенестопатии, анальгезии, гипальгезии, гипералгезии.

Расстройства восприятий. Иллюзии как ошибочные восприятия. Виды иллюзий: аффективные, вербальные и парейдолические. Нарушения сенсорного синтеза: дереализация и деперсонализация. Дереализация как искаженное восприятие окружающего мира. Виды дереализации: макропсии, микропсии, метаморфопсии, дисморфопсии. Деперсонализация как раздвоение личности. Агнозии как нарушение узнавания. Виды агнозий: оптические, слуховые, тактильные, аутотопагнозии, анозогнозии. Галлюцинации как ошибочные восприятия отсутствующих в реальности предметов и явлений. Виды галлюцинаций: истинные и псевдогаллюцинации; элементарные (простейшие) и сложнейшие; сценические, гипнагогические, постгипнотические, психогенные; слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые.

Тема 4. Патопсихология памяти и воображения

Общая характеристика памяти. Теории памяти: ассоциативные, нейронные, биохимические. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание. Типы и виды памяти.

Нарушения памяти: гипомнезии, гипермнезии, амнезии (антероградные, ретроградные, антероретроградные), парамнезии. Виды парамнезий: псевдореминесценции и конфабуляции, криптомнезии, фантазмы, амнестическая афазия. Психопатологические синдромы памяти: Корсаковский амнестический синдром, психоорганический (энцефалопатический) синдром, синдром инфантильного расстройства памяти.

Общая характеристика воображения. Виды воображения: творческое и воссоздающее. Нарушения воображения: детская лживость, лживость психопатических личностей, псевдологии, бредоподобные фантазии.

Тема 5. Патопсихология внимания

Общая характеристика внимания. Психологическая структура внимания: сосредоточенность (концентрированность), интенсивность (напряженность), распределяемость, устойчивость, отвлекаемость, переключаемость, объем. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Возрастные особенности. Невнимательность и ее виды.

Расстройства внимания: повышенная отвлекаемость (гиперметаморфоз внимания), уменьшение объема, инертность (малая подвижность), истощаемость, прикованность, апрозексия. Модально-специ­фи­ческие и модально-неспецифические нарушения внимания.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология специальность: 030301 «Психология»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа педагогическая психология специальность: 030301....
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология»
Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение необходимой информацией....
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины организационная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология...
Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.)
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа Основы нейропсихологии Специальность: 030301. 65...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции
Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»
Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,...
Рабочая программа дисциплины детская патопсихология специальность: 030301. 65 «Психология» iconТемы контрольных работ по курсу
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск