Скачать 404.27 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)» Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ Специальность: 030301.65 «Психология» Специализация: Клиническая психология Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии. Составители: Х.М. Ахмадуллина, Г.В. Митина, И.Н. Нурлыгаянов Уфа 2013 1. Цели и задачи дисциплины Учебная дисциплина «Детская патопсихология» является направлением клинической психологии, изучающим задачи и методологические основы детской патопсихологии; патологию когнитивной сферы; патологию эмоциональной сферы; практические проблемы патопсихологии и общие вопросы патопсихологии детей и подростков. Курс патопсихологии детей и подростков является прикладной наукой и частью подготовки психологов в системе высшего профессионального образования. Программа опирается на подготовку студентов по предметам психологического цикла: «Общая психология», «Психофизиология», «Клиническая психология»; «Нейропсихология», «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология» и др. Основная цель курса: познакомить студентов с основными теоретическими и практическими достижениями в области детской патопсихологии, спецификой проявления психологических закономерностей при нормальном и патологическом развитии ребенка. Задачи курса: 1. Познакомить студентов с основными положениями патологии познавательных процессов. 2. Изучить патологию познавательных процессов у детей и подростков. 3. Ознакомить с принципами построения патопсихологического исследования. 4. Рассмотреть возможности использования патопсихологического исследования в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности. Содержание данной программы определяется требованиями Государственного образовательного стандарта РФ второго поколения по специальности 030301 «Психология». 2. Требования к уровню освоения дисциплины В процессе изучения данной учебной дисциплины студент должен знать: предмет детской патопсихологии; практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии детей и подростков; основные положения патологии познавательных процессов, проблемы и задачи патологии познавательных процессов у детей и подростков. уметь: пользоваться приемами построения патопсихологического исследования, патопсихологической диагностики детей и подростков, устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики феноменами и интерпретировать полученные данные; представить обоснование этой программы; составлять патопсихологическое заключение и данным исследования (с опорой на описание структуры патопсихологического синдрома); владеть: основными методиками диагностики нарушений познавательной деятельности детей и подростков, эмоционально-волевой сферы и личности. Знания по данному предмету являются основой для овладения такими предметами как «Клиническая нейропсихология», «Практикум по нейропсихологии», «Нейропсихология детского возраста», «Клинический практикум» и других психологических дисциплин. Значение патопсихологии для подготовки специалиста заключается в том, что применение знаний по данной отрасли психологии поможет ему ориентироваться в вопросах нормы и патологии развития, правильно выстраивать и обеспечивать процедуру патопсихологического эксперимента, в соответствии со спецификой деятельности патопсихолога квалифицированно выстраивать и регулировать деятельность между людьми, а также понимать и истолковывать данные, полученные в ходе и в результате проводимой им деятельности. Организация учебного материала основана на принципах приоритета образовательных задач и соответствует основным требованиям высшей школы: - принцип преемственности – учитываются имеющиеся у студентов знания, учитываются имеющиеся у студентов знания по биологии и анатомии человека; - принцип научной интеграции заключается в представлении современных теоретических знаний, научных концепций, установлении междисциплинарных связей; -принцип гуманизма – человеческая жизнь, самореализация и самоактуализация признаются высшей ценностью; -принцип системной структурно-динамической целостности позволяет определить причины и ситуацию нарушений, иерархию проблем психического развития; -принцип профессиональной компетентности формирует этику и профессиональную ответственность будущего специалиста; - принцип модальности – представление теоретического и практического материала в виде крупных блоков, включающих серию учебных элементов. Курс «Детская патопсихология» предусматривает проведение лекций, семинарских занятий, подготовку студентами рефератов на заседаниях студенческого научного кружка, выступления на студенческой научно-практической конференции. Планируется использование ситуационных задач, в ходе которых студенты научатся правильно применять полученные знания и умения. Форма контроля – зачет. 3. Тематический план курса
4. Содержание курса Раздел I. Введение в детскую патопсихологию Тема 1. Детская патопсихология как отрасль психологической науки Детская патопсихология как самостоятельное направление психологической науки. Детская патопсихология в системе психологических, педагогических и медицинских дисциплин. Предмет детской патопсихологии. Задачи детской патопсихологии: диагностическая, исследовательская, коррекционная, профилактическая. Становление и современное состояние патопсихологии. Основные тенденции в развитии представлений о психических расстройствах: магический, органический, психологический, интегральный подходы. Основные события в формировании зарубежной детской патопсихологии и психопатологии как научной дисциплины: создание психологического инструментария для исследования психического развития детей; создание и развитие психодинамической психиатрии; изучение детской преступности и введение детских судов; возникновение первых амбулаторных психиатрических учреждений; оказание психотерапевтической помощи детям; акцент на отношения мать–дитя; учет семейного фактора в формировании патологического поведения ребенка. Особенности развития детской патопсихологии в России. Работы И.М.Сеченова и И.П.Павлова как естественно-научный фундамент психологии. Организация В.М.Бехтеревым Психоневрологического института в Петербурге (1908). Разработка и систематизация клинико-психологических методов исследования (А.Н.Бернштейн, Ф.Г.Рыбаков, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурский). Три линии развития детской патопсихологии и психопатологии в России: дефектологическая, психиатрическая, педиатрическая. Клинико-психологическое изучение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы в первой половине XX века. Вклад Л.С.Выготского в формирование основ детской патопсихологии. Основные школы отечественной патопсихологии и спектр разрабатываемых проблем: московская (Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, Е.Т.Соколова и др.), ленинградская (В.Н.Мясищев, М.М.Кабанов, А.Е.Личко, В.К.Мягер и др.), киевская (В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук и др.). Современное состояние и тенденции развития детской патопсихологии в России. Тема 2. Патопсихология психических заболеваний детей и подростков Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков. Соотношение биологического и социального в их психическом развитии. Психология дизонтогенеза. Клинические варианты дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза: общее психическое недоразвитие, задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие. Патопсихология детской шизофрении. Этиология и патогенез шизофрении. Личностные особенности и характер познавательной деятельности детей, страдающих шизофренией. Состояния, сходные с шизофренией, в подростковом возрасте и критерии их отграничения. Патопсихология детской эпилепсии. Этиология и патогенез эпилепсии. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, страдающих эпилепсией. Особенности детей с органической эпилепсией. Патопсихология умственной отсталости. Умственная отсталость и ее отграничение от сходных состояний. Формы умственной отсталости: олигофрения и деменция. Клинико-психологическая структура умственной отсталости. Степени умственного недоразвития при олигофрении. Характер познавательной деятельности и личностная сфера детей, страдающих умственной отсталостью. Раздел II. Патопсихология познавательных процессов Тема 3. Патопсихология процессов чувственного познания Структура чувственного познания. Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания. Характеристики ощущений и восприятий. Представления как вторичные образы. Первичные и вторичные характеристики представлений. Расстройства ощущений: гипопатии, гиперпатии, гиперестезии, гипестезии, анестезии, парестезии, сенестопатии, анальгезии, гипальгезии, гипералгезии. Расстройства восприятий. Иллюзии как ошибочные восприятия. Виды иллюзий: аффективные, вербальные и парейдолические. Нарушения сенсорного синтеза: дереализация и деперсонализация. Дереализация как искаженное восприятие окружающего мира. Виды дереализации: макропсии, микропсии, метаморфопсии, дисморфопсии. Деперсонализация как раздвоение личности. Агнозии как нарушение узнавания. Виды агнозий: оптические, слуховые, тактильные, аутотопагнозии, анозогнозии. Галлюцинации как ошибочные восприятия отсутствующих в реальности предметов и явлений. Виды галлюцинаций: истинные и псевдогаллюцинации; элементарные (простейшие) и сложнейшие; сценические, гипнагогические, постгипнотические, психогенные; слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые. Тема 4. Патопсихология памяти и воображения Общая характеристика памяти. Теории памяти: ассоциативные, нейронные, биохимические. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание. Типы и виды памяти. Нарушения памяти: гипомнезии, гипермнезии, амнезии (антероградные, ретроградные, антероретроградные), парамнезии. Виды парамнезий: псевдореминесценции и конфабуляции, криптомнезии, фантазмы, амнестическая афазия. Психопатологические синдромы памяти: Корсаковский амнестический синдром, психоорганический (энцефалопатический) синдром, синдром инфантильного расстройства памяти. Общая характеристика воображения. Виды воображения: творческое и воссоздающее. Нарушения воображения: детская лживость, лживость психопатических личностей, псевдологии, бредоподобные фантазии. Тема 5. Патопсихология внимания Общая характеристика внимания. Психологическая структура внимания: сосредоточенность (концентрированность), интенсивность (напряженность), распределяемость, устойчивость, отвлекаемость, переключаемость, объем. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Возрастные особенности. Невнимательность и ее виды. Расстройства внимания: повышенная отвлекаемость (гиперметаморфоз внимания), уменьшение объема, инертность (малая подвижность), истощаемость, прикованность, апрозексия. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания. |
Рабочая программа дисциплины юридическая психология специальность: 030301 «Психология» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | ||
Рабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65... Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа педагогическая психология специальность: 030301.... Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение необходимой информацией.... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология... Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое... | ||
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... | Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа Основы нейропсихологии Специальность: 030301. 65... Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Учебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,... | Темы контрольных работ по курсу Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования... |