Скачать 0.54 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ) Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Специальность: 030301.65 «Психология» Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии Специализация: Юридическая психология Составитель: Вандюкова Е.Н., Шарипов Ф.Ш., Хабирзянова С.С. Уфа 2013
Программа курса «Пенитенциарная психология» предназначена для студентов факультета педагогики и психологии в целях оказания помощи в изучении данной учебной дисциплины, в самостоятельной работе с рекомендуемой литературой, в формировании у них психологических знаний, умений и навыков в области пенитенциарной психологии, необходимых в их будущей профессиональной деятельности, при решении различных практических вопросов. Курс «Пенитенциарная психология» носит научно-прикладной характер, он имеет тесные междисциплинарные связи с общей, возрастной, социальной, юридической психологией, психологией личности, социологией, педагогикой и юриспруденцией. Практическая направленность преподавания указанных дисциплин поможет студентам использовать наиболее значимые социально-психологические и психологические явления, определяющие роль и поведение личности в пенитенциарной системе, в их будущей деятельности в правоохранительных органах или в учебных заведениях. Программа курса включает лекционные и семинарские занятия. В лекционной части слушателям раскрывается научно-теоретическое содержание, дается углубленная характеристика методологических основ пенитенциарной психологии, психологических особенностей личности в пенитенциарной системе. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение необходимой информацией. Оно преследует цель развития творческих способностей слушателей, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса. Основной целью преподавания дисциплины является углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков слушателей, необходимых при осуществлении деятельности по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими преступлений. Эта цель достигается посредством решения следующих основных задач:
2. Требования к уровню освоения дисциплины Программа курса «Пенитенциарная психология» обеспечивает грамотную ориентацию слушателей в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать систематизированную информацию. В ходе изучения курса студенты должны знать систему понятий и категорий пенитенциарной психологии; условия содержания осужденных; владеть необходимыми знаниями о психологических механизмах и закономерностях поведения людей, отбывающих наказание, и людей, сопровождающих процесс ресоциализации осужденных; иметь представление о работе юридического психолога в пенитенциарной системе, знать основные задачи и проблемы пенитенциарной системы, понимать значение социализации и ресоциализации осужденных, их потребности и мотивы, а также бессознательные механизмы в поведении человека в связи с исполнением законов. В ходе изучения курса студенты должны приобрести следующие умения и навыки: уметь давать психологическую характеристику личности участников правоотношений; интерпретировать собственное психическое состояние; владеть простейшими приемами психической саморегуляции; уметь использовать психологические знания в профессиональной деятельности юридического психолога; понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; знать формы, средства и методы пенитенциарной психологии; владеть навыками психологического анализа правовой ситуации; навыками определения и решения психолого-педагогических задач в своей будущей профессиональной деятельности. В результате изучения курса студенты должны владеть: навыками эффективного использования психологических знаний о психологических и социально-психологических явлениях, возникающих в процессе исправления осужденных в практической деятельности; навыками психологического анализа личности преступника и преступных групп; методами профилактической работы с различными категориями лиц. 3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. Содержание курса Раздел 1. Введение в пенитенциарную психологию Тема 1. Историческое развитие пенитенциарной психологии Возникновение концепций исправимости и неисправимости преступников. Развитие зарубежной и отечественной пенитенциарной психологии. Место пенитенциарной психологии в системе юридической психологии. Связь пенитенциарной психологии с юридическими и психолого-педагогическими дисциплинами. Возникновение и основные этапы развития пенитенциарно-психологических взглядов. Тема 2. Предмет, задачи и основные проблемы исправительной психологии Предмет пенитенциарной психологии. Структура пенитенциарной психологии. Теоретические и практические задачи современной пенитенциарной психологии. Комплексный характер задач пенитенциарной психологии. Значение пенитенциарной психологии для теории и практики исправления осужденных. Гуманизация уголовно-исполнительной политики и проблемы пенитенциарной психологии в современных условиях. Основной парадокс и недостатки российской пенитенциарной системы. Общие направления ресоциализирующей деятельности ИТУ. Тема 3. Методологические основы пенитенциарной психологии Объект и предмет пенитенциарной психологии. Основные цели пенитенциарной психологии. Принципы и методы изучения осужденного и сотрудника пенитенциарной системы. Основные методы работы с осужденными. Психологическая характеристика методов воздействия на осужденных в целях исправления. Раздел 2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности Тема 4. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных Психологическая характеристика процесса исправления осужденных. Понятие режима и его психологическая сущность. Функции режима и их психологическое значение. Психологическое воздействие на осужденного изменением условий его содержания. Психологические условия действенности изменения условий содержания. Психологические условия эффективности воздействия на осужденных. Труд осужденных и его функции. Социально-психологическая характеристика условий и характера трудовой деятельности осужденных. Психология трудового воспитания осужденных. Психологические основы организации воспитательной работы с осужденными. Психологические условия эффективности воспитательного воздействия на осужденных. Формирование у осужденных установки на исправление. Психологические особенности образования и профессиональной подготовки осужденных в условиях лишения свободы. Тема 5. Анализ уголовно-исполнительной системы Основные задачи уголовно-исполнительной системы. Психологическое содержание и структура деятельности по исполнению наказаний. Деятельность по исполнению наказаний как объект психологического анализа. Психологическое содержание процесса исправления осужденных. Объекты и субъекты деятельности по исполнению наказаний. Условия деятельности по исполнению наказаний. Психологические аспекты соблюдения законных прав и интересов осужденных в процессе исполнения наказания. Наличие властных полномочий и правовая регламентация деятельности по исправлению осужденных. Роль познавательной сферы личности в деятельности по исполнению наказаний. Особенности взаимодействия и общения сотрудников учреждений, исполняющих наказания, с осужденными. Тема 6. Распределение осужденных по видам ИТУ Классификация исправительно-трудовых колоний, их характеристика и особенности воспитательной работы с осужденными. Особенности назначения наказания мужчинам в различных видах ИТУ. Особенности назначения наказания женщинам в различных видах ИТУ. Особенности назначения наказания несовершеннолетним в различных видах ИТУ. Особенности содержания осужденных в тюрьме и методы воспитательной работы в них. Особенности исполнения наказания и применения мер воспитательного воздействия к осужденным женщинам и несовершеннолетним. Психологические особенности исправления осужденных в колониях общего режима. Психологические особенности исправления осужденных в колониях строгого режима. Психологические особенности работы с осужденными в колониях особого режима. Характеристика исправительно-трудовых колоний-поселений. Формы исполнения наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. |
Рабочая программа дисциплины юридическая психология специальность: 030301 «Психология» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | ||
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65... Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа педагогическая психология специальность: 030301.... Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,... | ||
Темы контрольных работ по курсу Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования... | Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... | ||
Социальная психология конспект лекций Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного... | Рабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями... Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным... |