Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология»





НазваниеРабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология»
страница1/5
Дата публикации30.06.2015
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

(Академия ВЭГУ)
Кафедра психологии





УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ
_____________________ Е.К. Миннибаев

«31» августа 2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Специальность: 030301.65 «Психология»

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии

Специализация: Юридическая психология

Составитель: Вандюкова Е.Н., Шарипов Ф.Ш., Хабирзянова С.С.

Уфа

2013

  1. Цели и задачи дисциплины

Программа курса «Пенитенциарная психология» предназначена для студентов факультета педагогики и психологии в целях оказания помощи в изучении данной учебной дисциплины, в самостоятельной работе с рекомендуемой литературой, в формировании у них психологических знаний, умений и навыков в области пенитенциарной психологии, необходимых в их будущей профессиональной деятельности, при решении различных практических вопросов.

Курс «Пенитенциарная психология» носит научно-прикладной характер, он имеет тесные междисциплинарные связи с общей, возрастной, социальной, юридической психологией, психологией личности, социологией, педагогикой и юриспруденцией. Практическая направленность преподавания указанных дисциплин поможет студентам использовать наиболее значимые социально-психологические и психологические явления, определяющие роль и поведение личности в пенитенциарной системе, в их будущей деятельности в правоохранительных органах или в учебных заведениях.

Программа курса включает лекционные и семинарские занятия. В лекционной части слушателям раскрывается научно-теоретическое содержание, дается углубленная характеристика методологических основ пенитенциарной психологии, психологических особенностей личности в пенитенциарной системе. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение необходимой информацией. Оно преследует цель развития творческих способностей слушателей, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса.

Основной целью преподавания дисциплины является углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков слушателей, необходимых при осуществлении деятельности по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими преступлений. Эта цель достигается посредством решения следующих основных задач:

  • вооружить студентов знаниями о закономерностях поведения личности в пенитенциарной системе, о социально-психологических явлениях среди осужденных;

  • сформировать представления о психологических основах повышения эффективности служебной деятельности сотрудников учреждений по исполнению наказания;

  • раскрыть перед ними структуру пенитенциарной системы;

  • показать студентам психологические особенности различных форм поведения осужденных;

  • способствовать пониманию студентами глубоких взаимосвязей и взаимовлияний личности и ее социума в системе правовых отношений;

  • оказать помощь студентам в выработке умений и навыков использования знаний по пенитенциарной психологии в сфере своей будущей профессиональной деятельности в качестве юридического психолога.


2. Требования к уровню освоения дисциплины

Программа курса «Пенитенциарная психология» обеспечивает грамотную ориентацию слушателей в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать систематизированную информацию.

В ходе изучения курса студенты должны знать систему понятий и категорий пенитенциарной психологии; условия содержания осужденных; владеть необходимыми знаниями о психологических механизмах и закономерностях поведения людей, отбывающих наказание, и людей, сопровождающих процесс ресоциализации осужденных; иметь представление о работе юридического психолога в пенитенциарной системе, знать основные задачи и проблемы пенитенциарной системы, понимать значение социализации и ресоциализации осужденных, их потребности и мотивы, а также бессознательные механизмы в поведении человека в связи с исполнением законов.

В ходе изучения курса студенты должны приобрести следующие умения и навыки: уметь давать психологическую характеристику личности участников правоотношений; интерпретировать собственное психическое состояние; владеть простейшими приемами психической саморегуляции; уметь использовать психологические знания в профессиональной деятельности юридического психолога; понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; знать формы, средства и методы пенитенциарной психологии; владеть навыками психологического анализа правовой ситуации; навыками определения и решения психолого-педагогических задач в своей будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса студенты должны владеть: навыками эффективного использования психологических знаний о психологических и социально-психологических явлениях, возникающих в процессе исправления осужденных в практической деятельности; навыками психологического анализа личности преступника и преступных групп; методами профилактической работы с различными категориями лиц.

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем

Количество часов

З/О

лк

сз

срс

Раздел 1. Введение в пенитенциарную психологию

1. Историческое развитие пенитенциарной психологии  

1



6

2. Предмет, задачи и основные проблемы исправительной психологии

1



6

3. Методологические основы пенитенциарной психологии 




1

6

Раздел 2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности

4. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных



1

6

5. Анализ уголовно-исполнительной системы



1

6

6. Распределение осужденных по видам ИТУ



1

6

7. Индивидуально-психологические особенности осужденных 



1

6

8. Психические состояния осужденного



1

6

9. Социально-психологическая структура коллектива осужденных



1

6

10. Психологические особенности личности и деятельности сотрудников пенитенциарной системы 



1

6

11. Методы психологической диагностики и коррекции в условиях пенитенциарной системы 



1

6

Раздел 3. Психологическая характеристика основных средств исправления и ресоциализации осужденных

12. Психологические особенности процесса ресоциализации в условиях исправительных учреждений  



1

6

13. Психологические особенности ресоциализации в постпенитенциарный период  





8

14. Социальная реадаптация освобожденного





8

Всего часов

2

10

88

Итого

100

Форма контроля

экзамен


4. Содержание курса

Раздел 1. Введение в пенитенциарную психологию

Тема 1. Историческое развитие пенитенциарной психологии
Возникновение концепций исправимости и неисправимости преступников. Развитие зарубежной и отечественной пенитенциарной психологии. Место пенитенциарной психологии в системе юридической психологии. Связь пенитенциарной психологии с юридическими и психолого-педагогическими дисциплинами. Возникновение и основные этапы развития пенитенциарно-психологических взглядов.

Тема 2. Предмет, задачи и основные проблемы
исправительной психологии

Предмет пенитенциарной психологии. Структура пенитенциарной психологии. Теоретические и практические задачи современной пенитенциарной психологии. Комплексный характер задач пенитенциарной психологии. Значение пенитенциарной психологии для теории и практики исправления осужденных. Гуманизация уголовно-исполнительной политики и проблемы пенитенциарной психологии в современных условиях. Основной парадокс и недостатки российской пенитенциарной системы. Общие направления ресоциализирующей деятельности ИТУ.

Тема 3. Методологические основы
пенитенциарной психологии

Объект и предмет пенитенциарной психологии. Основные цели пенитенциарной психологии. Принципы и методы изучения осужденного и сотрудника пенитенциарной системы. Основные методы работы с осужденными. Психологическая характеристика методов воздействия на осужденных в целях исправления.
Раздел 2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности

Тема 4. Основные средства исправления
и перевоспитания осужденных

Психологическая характеристика процесса исправления осужденных. Понятие режима и его психологическая сущность. Функции режима и их психологическое значение. Психологическое воздействие на осужденного изменением условий его содержания. Психологические условия действенности изменения условий содержания. Психологические условия эффективности воздействия на осужденных. Труд осужденных и его функции. Социально-психологическая характеристика условий и характера трудовой деятельности осужденных. Психология трудового воспитания осужденных. Психологические основы организации воспитательной работы с осужденными. Психологические условия эффективности воспитательного воздействия на осужденных. Формирование у осужденных установки на исправление. Психологические особенности образования и профессиональной подготовки осужденных в условиях лишения свободы.

Тема 5. Анализ уголовно-исполнительной системы
Основные задачи уголовно-исполнительной системы. Психологическое содержание и структура деятельности по исполнению наказаний. Деятельность по исполнению наказаний как объект психологического анализа. Психологическое содержание процесса исправления осужденных. Объекты и субъекты деятельности по исполнению наказаний. Условия деятельности по исполнению наказаний. Психологические аспекты соблюдения законных прав и интересов осужденных в процессе исполнения наказания. Наличие властных полномочий и правовая регламентация деятельности по исправлению осужденных. Роль познавательной сферы личности в деятельности по исполнению наказаний. Особенности взаимодействия и общения сотрудников учреждений, исполняющих наказания, с осужденными.

Тема 6. Распределение осужденных по видам ИТУ
Классификация исправительно-трудовых колоний, их характеристика и особенности воспитательной работы с осужденными. Особенности назначения наказания мужчинам в различных видах ИТУ. Особенности назначения наказания женщинам в различных видах ИТУ. Особенности назначения наказания несовершеннолетним в различных видах ИТУ. Особенности содержания осужденных в тюрьме и методы воспитательной работы в них. Особенности исполнения наказания и применения мер воспитательного воздействия к осужденным женщинам и несовершеннолетним. Психологические особенности исправления осужденных в колониях общего режима. Психологические особенности исправления осужденных в колониях строгого режима. Психологические особенности работы с осужденными в колониях особого режима. Характеристика исправительно-трудовых колоний-поселений. Формы исполнения наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология специальность: 030301 «Психология»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа педагогическая психология специальность: 030301....
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины организационная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции
Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»
Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconТемы контрольных работ по курсу
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями...
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск