Скачать 162.3 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Академия социального образования»
Рабочая программа дисциплины СД.Ф.9. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Специальность: «Специальная психология» Казань 2014
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология» Цели освоения дисциплины формирование профессиональных компетентностей будущих специалистов в вопросах психологического сопровождения процессов развития, воспитания, обучения и коррекции нарушений психомоторного и личностного развития детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА). Изучаемая дисциплина ориентирована на освоение психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической функции педагога-психолога в области специального образования. Задачи дисциплины:
познакомить с содержанием и технологией психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности в процессе работы с детьми данной категории
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Особенности формирования высших корковых функций. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. Особенности психолого-педагогического обследования. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей на протяжении дошкольного возраста. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Вопросы социальной адаптации и профориентации. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Знать: - о многообразиях и особенностях нарушений психического развития при нарушениях функций опорно – двигательного аппарата; - принципы и методы изучения и дифференциальной диагностики детей с НОДА; - особенности психического и социального развития детей с НОДА; - особенности формирования готовности к школьному обучению при НОДА; - основные тенденции психического и социального развития детей на протяжении школьного возраста; - содержание психологического сопровождения детей с НОДА. Уметь: - применять методы психолого-педагогического изучения детей с НОДА как основы для построения коррекционно-педагогического процесса; - анализировать историю развития ребенка, наблюдать и анализировать поведение ребенка, его игру, продуктивную деятельность, беседовать с ребенком; использовать метод тестов при изучении детей НОДА; -подбирать необходимый материал для обследования ребенка с НОДА; составлять протокол психолого-педагогического обследования; -составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с НОДА. -определять общие направления и содержание коррекционно-педагогической работы с учетом типичных затруднений, индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей детей с НОДА; Владеть: - приемами проведения психолого-педагогического изучения детей с НОДА; - приемами взаимодействия с детьми с НОДА и их родителями, - навыками составления программ психологического сопровождения детей с НОДА и их семей.
Для заочной формы обучения
3.1. Разделы, темы, их краткое содержание: Тема 1. Клиническая и психолого - педагогическая характеристика детей с НОДА. Этиология, патогенез, клиника детей с НОДА. Нозологические формы ОПДА: ДЦП, миопатии, сколиозы, врожденный вывих бедра, полиомиелит и др. Категории детей с нарушениями ОПДА. Классификация форм НОДА и ДЦП. Тема 2. Дети с ДЦП. Структура дефекта при ДЦП. Двигательные нарушения при ДЦП. Пренатальные, перинатальные и постнатальные факторы развития ДЦП. Патогенез ДЦП. Основные клинические формы ДЦП. Парезы, параличи и особенности их клиники при детском церебральном параличе. Расстройства мышечного тонуса. Патологические синкенезии. Гиперкинезы, виды насильственных движений. Атактические расстройства. Задержка редукции, угасания ранних тонических рефлексов ствола. Наличие патологических рефлексов. Особенности сухожильных и периостальных рефлексов. Несвоевременное и недостаточное развитие статокинетических рефлексов. Патологический речедвигательный стереотип. Нарушение актов приема пищи (особенности жевания, глотания). Формы церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатическая. Характеристика двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений при каждой форме ДЦП. Педагогическая оценка движения при ДЦП: возможности восстановления двигательной функции, функциональная приспособленность к дефекту, влияние двигательного дефекта на уровень овладения различными умениями и навыками. Тема 3.Психолого – педагогические особенности детей с ДЦП. Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Роль движений в психическом развитии ребенка. Взаимосвязь двигательного и психического развития. Своеобразие процесса становления психических функций у детей с ДЦП. Значение биологических и социальных факторов для развития психических процессов ребенка с церебральным параличом. ДЦП как сложное психомоторное нарушение. Психоорганические синдромы (церебрастенический, неврозоподобный, психопатоподобный) и их роль в развитии ребенка с церебральным параличом. Основные проявления психоорганических синдромов. Понятие «диссоциации» в психическом развитии ребенка с церебральным параличом. Тема 4. Особенности развития детей раннего возраста с церебральным параличом Своеобразие раннего развития ребенка с церебральным параличом. Характеристика основных причин. Формы проявления психической активности. Трудности диагностики особенностей психического развития в раннем возрасте. Состояние двигательной сферы (задержка развития цепных выпрямительных рефлексов, усиление патологической двигательной активности, незрелость произвольной моторики рук). Состояние артикуляционного аппарата, особенности дыхания и голоса. Особенности вскармливания детей. Особенности голосовой активности (характер крика, специфика гуления, лепета, первых слов и фраз). Характеристика состояния зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Особенности эмоционального реагирования. Четыре уровня до речевого развития детей с церебральным параличом (по Е.Ф. Архиповой). Тема 5. Патология формирования анализаторной деятельности у детей с церебральным параличом. Сенсорное развитие и его значение в психическом развитии ребенка. Причины незрелости и нарушений сенсорных функций у детей с церебральным параличом. Состояние слухового, зрительного, тактильно-двигательного анализатора. Распространенность нарушений слуха и зрения при ДЦП. Характеристика наиболее часто встречающихся нарушений слуха и зрения. Особенности слухового восприятия. Особенности зрительного восприятия. Специфика недоразвития тактильного восприятия. Зависимость от тяжести выраженности двигательной патологии, опыта предметных действий. Особенности представлений детей о свойствах и качествах предметов. Характеристика основных причин недоразвития и несовершенства ориентировочно-исследовательской деятельности. Нарушения зрительно – моторной координации. Нарушения пространственного анализа и синтеза. Тема 6. Умственное и речевое развитие детей с церебральным параличом. Состояние интеллектуального развития при ДЦП: интеллектуальная сохранность и одаренность, задержка психического развития, умственная отсталость. Клиническая характеристика ЗПР при ДЦП. Клиническая характеристика олигофрении при ДЦП. Специфика интеллектуального недоразвития при разных формах ДЦП. Особенности познавательной деятельности детей с церебральным параличом. Особенности мыслительной деятельности. Диспропорциональное развитие разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) при ДЦП, основные причины. Особенности мотивационно плана общения детей с церебральным параличом. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации детьми с церебральным параличом разного возраста. Механизмы речевых расстройств при ДЦП. Проявления клинической и патогенетической общности речевых и двигательных расстройств при ДЦП. Клинические формы речевых нарушений: дизартрия, алалия, заикание, нарушения письменной речи. Своеобразие задержки речевого развития и общего недоразвития речи при ДЦП. Проблема дифференциальной диагностики речевых нарушений при ДЦП. Специфика дизартрических расстройств при ДЦП. Состояние лексико-грамматического компонента речи. Влияние психомоторных нарушений на формирование лексико-грамматической стороны речи. Особенности словарного запаса. Своеобразие усвоения лексико-грамматических конструкций. Особенности связной речи детей с ДЦП. Тема 7. Особенности эмоционально-волевого и личностного развития детей с ДЦП. Своеобразие личностного развития при ДЦП. Структура личностного недоразвития. Роль психогенных факторов и резидуально - органических нервно-психических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с церебральным параличом. Особенности эмоционально-волевого развития (повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к колебаниям настроения, инертность эмоциональных реакций, повышенная зависимость от оценки окружающих и т.д.). Характеристика основных видов поведенческих реакций (пассивно-оборонительного и агрессивно-защитного характера). Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с ДЦП. Характеристика разных вариантов патологического формирования личности. Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом. Семинарские занятия Семинар 1. Клиническая и психолого - педагогическая характеристика детей с НОДА. 1.Этиология, патогенез, клиника детей с НОДА. 2. Нозологические формы ОПДА: ДЦП, миопатии, сколиозы, врожденный вывих бедра, полиомиелит и др. 3.Категории детей с нарушениями ОПДА. 4.Классификация форм НОДА и ДЦП. Семинар 2: Развитие игровой деятельности и особенности продуктивных видов детской деятельности у детей с НОДА и ДЦП
Составить картотеку диагностических методов оценки игровой и продуктивных видов деятельности детей с ДЦП. Семинар 3: Диагностика и изучение психического развития детей с НОДА и ДЦП.
Составить картотеку психодиагностических методов исследования детей с ДЦП. Семинар 4. Коррекционная работа с детьми, страдающими нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Тематика: 3.2. Курсовых работ (согласно рабочему учебному плану)-нет 3.3. Контрольных работ по дисциплине (для заочной формы обучения, согласно рабочему учебному плану)-нет. 3.4. Форма и перечень вопросов для промежуточной аттестации и итогового контроля по дисциплине (вопросы к зачету/экзамену).
3.5. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, тематика эссе, рефератов и др. Темы для рефератов: 1. Особенности двигательных нарушений при ДЦП. 2. Медицинский аспект восстановления двигательных функций при ДЦП. 3. Влияние двигательного нарушения на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. 4. Своеобразие психических функций у детей с церебральным параличом. 5. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом раннего возраста. 6. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с церебральным параличом. 7. Развитие ребенка раннего возраста с церебральным параличом. 8. Сенсорное развитие детей (ранний и дошкольный возраст) с церебральным параличом. 9. Особенности познавательной деятельности при ДЦП. 10. Состояние представлений об окружающей действительности у детей с церебральным параличом. 11. Эмоционально-волевое и личностное развитие при ДЦП. 12. Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом. 13. Особенности развития игровой деятельности детей с церебральным параличом. 14. Состояние изобразительной и конструктивной деятельности при ДЦП. 15. Особенности овладения трудовой деятельностью детьми дошкольного возраста с церебральным параличом. 16. Коммуникативные возможности детей с церебральным параличом. 17. Речевые нарушения при ДЦП. 18. Особенности связной речи детей с церебральным параличом. 19. Психологическая готовность детей с церебральным параличом к школьному обучению. 20. Организация и содержание психологического консультирования родителей 4. Учебно-методическое обеспечение программы дисциплины Список литературы: а) основная литература 1. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.,2006.- 400с. Рек. УМО 2. Трофимова Н.М. Основы спец. педагогики и психологии. - СПб., 2006. - 304с. Рек. УМО 3. Спатаева М.Х. Специальная психология. Часть 1: Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза: учебное пособие. Издательство: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2013 г. http://www.knigafund.ru/ б) дополнительная литература 1. Государев Н.А. Специальная психология.- М, 2008. - 288с. 2. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. Учеб. пос.- М., 2006. - 480с. Доп. МО 2. 2.Усанова О.Н.Специальная психология. Учеб. пос. - СПб, 2006.- 400с. Рек. УМО 3. Б.П. Пузанов Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие. Издательство: ВЛАДОС, 2011 г. http://www.knigafund.ru/ 4. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология». Издательство: ВЛАДОС, 2009 г. http://www.knigafund.ru/ под ред. Е.Г. РечицкойСурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 г. http://www.knigafund.ru/ 5.Маллаев Д.М., Гасанова Д.И. Теория и практика психотехнических игр: учебно-методическое пособие. Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. http://www.knigafund.ru/ |
Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» | Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Аношкин;... | Реферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями... Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием... «Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием занятий физической культурой и спортом» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Реферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:... Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.... | Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... | ||
Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Тема: "Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата" В современной отечественной и зарубежной психологии накоплен достаточно объемный эмпирический материал по изучению психического развития... | Разработка урока обж в 11 классе по теме: «Первая медицинская помощь... «Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата и их профилактика» |