Тема: "Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата"





Скачать 196.44 Kb.
НазваниеТема: "Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата"
Дата публикации19.01.2015
Размер196.44 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат

МС(К)ОУ "школа №155"


Выступление на методическом объединении начальных классов

тема:

"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата"
сообщение подготовила

учитель начальных классов

Кокуркина Л.Л.

2010г.

содержание
Введение
1. Определение понятия, причины развития ДЦП.
2. Клинические формы.
3. Двигательные и зрительно-моторные нарушения у детей

с заболеванием с ДЦП.
4. Особенности познавательных процессов.
5. Особенности речи у детей с заболеванием ДЦП.
6. Выводы.
7. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы невозможно без пристального внимания к особенностям психического развития ребенка. В современной отечественной и зарубежной психологии накоплен достаточно объемный эмпирический материал по изучению психического развития ребенка. Выделены основные этапы развития, проанализированы механизмы формирования познавательных процессов и функций детей разных возрастных групп.

По данным Госкомитета РФ на конец 1999г. на учете в России состояло 597,2 тысячи детей-инвалидов, каждый 10-ый из которых является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП). У них наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы. Эти дети нуждаются в специальном подходе к обучению. В период начального обучения им требуется щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь.

Первое клиническое описание детского церебрального паралича было сделано английским врачом-хирургом В.Д.Литтлем (1810 - 1894г.г.) в 1861г. Он впервые доложил об этом на заседании английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи конечностей.

М.Я.Брейтман (1902г.) первым описал патологоанатомическую и клиническую картину ДЦП. Он отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект и речь.

Большое внимание уделено проблемам психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания и сопровождения учащихся с ДЦП, а также ихсоциальной и педагогической интеграции в работах доцента кафедры медицинской психологии СпбГУ Мамайчук И.И. Особый акцент сделан на особенности психического состояния в том числе высших психических функций в зависимости от формы и тяжести ДЦП.

Сегодня, чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей с ДЦП в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДЦП

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата - это полиморфные в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них можно выделить такую группу детей, которые страдают детским церебральным параличом.

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) принадлежит Зигмунду Фрейду. Он объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга.

ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от разных причин на ранней стадии внутриутробного развития и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологии тонуса, парезами. Помимо нарушении в центральной нервной системе, вторично, в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта.

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития.

По данным ряда исследователей решающая роль в возникновении ДЦП принадлежит факторам пренатального периода — от 37 до 60%, доля перинатальных — от 27 до 40%, а постнатальных — от 3 до 25%. Пренатальные факторы:

- состояние здоровья матери ( конституция матери, соматические, эндокринные, вредные привычки и др.);

- отклонения в ходе беременности (неблагоприятное протекание предыдущих родов, потребление матерью эстрогенных гормонов и т.д.);

- факторы, нарушающие развитие плода (ненормальная позиция плода, вес менее 1500 грамм, генетические факторы).

Перинатальные факторы:

- асфиксия в родах;

- родовая травма.

Постнатальные факторы:

- травмы: черепа и костей, субдуральные гематомы и т.д.;

- инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга;

- интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками (стрептомицин), свинцом, мышьяком и др.;

- кислородная недостаточность: при удушении, утоплении и др.;

- при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли мозга, кисты, гидроцефалия и т.д.

2. КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП

В мировой литературе предложено более 20 классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой. В этой классификации выделяется 5 форм ДЦП:

1. Спастическая дисплегия - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, известная под названием болезни или синдрома Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. При этой форме часто наблюдается задержка психического развития, что обусловлено конкретными мозговыми дисфункциями.

Можно выделить характерные для данной клинической группы ДЦП особенности:

- неравномерность интеллектуального развития: от нормального развития интеллекта до выраженного его снижения по типу умственной отсталости (30-35 % детей со спастической дисплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности);

- задержка психического развития, обусловленная различными по степени локализации нарушениями ВПФ;

- при слабовыраженной интеллектуальной недостаточности проявляется парциальность, неравномерность развития отдельных психических функций: внимания, памяти, организации зрительно-пространственного гнозиса и праксиса;

- при более выраженной интеллектуальной недостаточности эти проявления имеют тотальный характер и занимают важное место в общем психическом недоразвитии; ^

- при всех уровнях интеллектуальной недостаточности отмечаются нарушения пространственного анализа и синтеза.

Нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для данной формы церебрального паралича и указывают на недоразвитие теменно-затылочных структур мозга. Однако нейропсихологическая структура нарушении зрительно-пространственного синтеза детей с диплегической формой ДЦП проявляется неодинаково - от различных типов частных дефектов зрительно-пространственных функций до тотальных их нарушении.

Нейропсихологическое обследование детей с ДЦП в форме спастической диплегии, показывает, что корковые дисфункции у них не укладываются в один синдром, а отличаются качественным многообразием. Это говорит о неспецифичности нейропсихологической симптоматики у детей и неопределенности ее топической диагностики.

2. Гемипаретическая форма ДЦП в 80% случаев развивается у ребенка в ранний период, когда вследствие травм, инфекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга и правая при поражении преимущественно левого полушария. У 40-50 % - вторичная задержка умственного развития, а у 25-30 % - наблюдается легкая степень умственной отсталости. При гемипаретической форме ДЦП структура гностических и интеллектуальных дефектов в значительной степени определяется локальным недоразвитием отделов мозга. У больных с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) ведущим в структуре дефекта является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, перцептивных обобщений. А также выражены нарушения слуховой оперативной памяти, конструктивного мышлении, произвольного внимания. Недоразвитие правого полушария приводит к более глубоким нарушениям познавательных процессов у детей.

У больных с правосторонним гемипарезом (левополушарный дефект) наблюдается недоразвитие вербальных функций (уровень словесных обобщений, словарный запас, характер суждений).

Общими особенностями для этой группы больных, являются затруднения в анализе пространственных отношении, а также нарушения синтетической деятельности, опирающийся на сложные пространственные представления. По речевым функциям в большинстве случаев доминирует правое полушарие независимо от стороны мозгового повреждения.

3. Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вследствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. Реже причиной может быть недоношенность с последующей черепно-мозговой травмой во время родов. В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища и ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. Имеют место трудности запоминания: замедленность, растянутость во время процесса запоминания на слух. Смысловые структуры дети запоминают значительно лучше, чем неструктурированный материал. Грубых нарушений со стороны вербальных функций, перцептивных процессов, внимания и памяти у детей при этой форме ДЦП не наблюдается.

4. Атонически-астотическая форма ДЦП характеризуется парезами, низким тонусом мышц при наличии тонических рефлексов, нарушением координации движений и равновесия. Как правило, при этой форме ДЦП поражается лобно-мостомозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. При этой форме ДЦП обнаруживается умственная отсталость в легкой, реже - в умеренной степени выраженности, наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность.

5. Смешанная форма ДЦП встречается наиболее часто. При ней имеются сочетания всех перечисленных выше форм. Нарушение интеллекта встречается с той же частотой.

3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЦП

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с ДЦП представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно- психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, со временем начала систематической лечебно- коррекционной работы.

Поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с ДЦП могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз положения тела и конечностей. Неправильные позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Они также могут мешать ребенку в овладении предметно- практической деятельностью. Иногда неправильные позы и схемы движений выражены нерезко, и их влияние на произвольные движения начинает проявляться только в процессе развития более сложных двигательных функций. Однако во всех случаях характерной особенностью двигательных расстройств при ДЦП является зависимость нарушении движении в конечностях от положения головы ребенка.

У некоторых детей при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия). Такие дети с особым трудом осваивают навыки самообслуживания: одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывание ботинок и т.д. Необходимо отметить, что целенаправленные практические действия формируются в процессе двигательного опыта.

Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, необходимых в учебной и трудовой деятельности. У некоторых учащихся, особенно на первых этапах обучения, отмечается неустойчивая ходьба, плохая координация движений, несформированность реакций равновесия, необычные позы тела, конечностей и головы. У отдельных детей нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плечей, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении, испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выполнятьте или иные целенаправленные действия.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с ДЦП отрицательно влияют на весь ход их психического развития, формирование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности.

Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. В начале здоровый ребенок, двигая рукой в пределах поля зрения, не обращает на нее внимания. Далее взгляд начинает следовать за рукой, а затем и направлять движения руки.

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно, особенно если имеют место неправильные установки тела, головы и конечностей. В этом случае дети оказываются не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма) и познавательной деятельности.

4. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Восприятие. У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма.

При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеет место нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях — к недоразвитию речи.

Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения и т.п., поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.

У детей с ДЦП отмечаются нарушения зрения: слабовидение, косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движении, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок (нистагм). Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлении окружающей действительности.

Внимание. Практически у всех детей с заболеванием ДЦП отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, в том числе и внимания. Наиболее отчетливо это начинает проявляться в старшем дошкольном возрасте, когда с ребенком начинаются систематические педагогические занятия. Резко проявляется недостаточность внимания. Нарушение функций внимания у детей с ДЦП наиболее отчетливо проявляется в отношении произвольного внимания. А слабо развитое и неадекватное внимание отрицательно влияет на протекание всех психических процессов у детей.

У больных ДЦП вызывают значительные затруднения задания, которые требуют концентрации внимания. У детей с ДЦП при целенаправленной деятельности концентрация внимания быстро ухудшается. Это происходит вследствие общего утомления ЦНС. Чрезвычайно ограниченный объем внимания - также одно из нарушений внимания у детей с ДЦП. Эти дети способны воспринимать не ситуацию в целом, а только отдельные ее компоненты. Поэтому осуществление деятельности затягивается, а результаты не всегда соответствуют имевшимся целям. Эти отклонения вызывают затруднения в процессах образования понятий, вследствие чего обнаруживаются многочисленные неточности. Существенные трудности возникают при переключении и распределении внимания. Ребенку с ДЦП трудно переключать внимание с одного предмета на другой, переходить от одного вида деятельности к другому, от одного способа решения задачи к другому. Ребенок неспособен гибко реагировать на комплексное поле воздействий или на изменение ситуации.

Нарушения внимания отрицательно влияют на все познавательные процессы и снижают эффективность процесса обучения. Кроме того, они вызывают трудности в процессе воспитания и социальной адаптации, и связаны с повышенной утомляемостью ребенка с ДЦП.

Память. Память детей с заболеванием ДЦП характеризуется опре- деленными особенностями, которые во многих отношениях связаны с разнообразными по степени и локализации нарушениями высших психических функций. Они носят как специфический, так и общий характер, а также особенности памяти детей с ДЦП связаны с нарушениями внимания, повышенной утомляемостью, и с другими отклонениями, влияющими, прежде всего на фиксирование событий и предметов памяти.

Объем механической памяти, особенно в слуховой модальности, у детей с ДЦП ниже, чем у здоровых детей. Они испытывают трудности в запоминании пространственных характеристик элементов моторной программы. Запоминание информации зависит, в частности, от состояния восприятия и мышления. Зафиксированная информация бывает не систематизированной, запоминается хаотично, без создания представления о связях между элементами. Воспроизведение информации зависит от общего состояния ребенка; колебания результативности деятельности, утомляемость и нарушения внимания в этом случае оказывают отрицательное влияние.

Мышление. Особенности мышления у детей с ДЦП четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, то есть целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем. У детей с ДЦП обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. Отставание в развитии наглядно-действенного мышления у детей с ДЦП может задерживать формирование мыслительных операций в целом и, прежде всего словесно-логического мышления.

Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резанерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью цереб- растенического синдрома.

Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности. Отставание в развитии словесных форм мышления характерно для детей с тяжелыми системными нарушениями речи.

5. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЦП

У детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно, органическим поражением ЦНС (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалии и т.д.). Кроме того, у детей, страдающих ДЦП, часто имеют место и функциональные речевые нарушения вследствие специфических условий развития и воспитания больного ребенка. Как правило, у ребенка с ДЦП наблюдается целый спектр речевых нарушений. Например, дисграфия может сочетаться с алалией или дизартрией. Речевые расстройства в клинике ДЦП составляют, по данным различным авторов, от 70 до 85%.

Наряду с повреждением определенных мозговых систем существенную роль в генезе речевых расстройств у этих детей играет, вторичное не- доразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, чрезвычайно важных для речевой функции, которые наиболее усиленно развиваются в постнатальном онтогенезе (премоторно-лобная, те- менно-височная области).

Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

Нарушение речевого онтогенеза при ДЦП также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.

Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

- Фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии. Нарушение артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи ребенка, но и вторично нередко вызывают нарушения фонематического восприятия. Это может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко - слоговой структуры.

- Специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Младшие школьники с ДЦП не знают значение многих слов; заменяют значение одного слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию; смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношении синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения. Количественные нарушения проявляются в ограниченном словарном запасе, в более медленном темпе его формирования. Нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс. Усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченности их речевого общения, ^недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.

- Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах ДЦП. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с ДЦП.

- Все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушении большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оп- тико-пространственных систем. Их формирование, а так же развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важное значение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у детей с ДЦП.

ВЫВОДЫ

ы

Детский церебральный паралич - одно из серьёзных заболеваний ЦНС. ДЦП - заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка. При этом в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом.

При ДЦП наблюдается сложная, картина невралгических и психических нарушений. В полиморфной картине психических нарушений при ДЦП отмечается не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций. У ребенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система - двигательная. У них нарушена возрастная последовательность формирования двигательных навыков. Моторное развитие не просто задержано в темпе, а качественно нарушено на каждом возрастном этапе. Двигательные расстройства у детей с ДЦП отрицательно влияют на весь ход их психического развития, формирования навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности.

У детей, страдающих ДЦП, наблюдаются многообразные нарушения психического развития. Нарушена психомоторная функция и мелкая моторика. Очень часто встречаются речевые расстройства. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга. У больных ДЦП отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в недостаточности перцептивных действий. Затруднена пространственная ориентация. Резко проявляется недостаточность внимания. Нарушение функций внимания наиболее отчетливо проявляется в отношении произвольного внимания. Память детей с ДЦП в сочетании с психиче

ским недоразвитием отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Также встречаются разнообразные нарушения функций вербального и невербального мышления, когда наиболее ощутимый дефект наблюдается в отношении процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального и пространственного мышления, практического математического мышления. У детей с ДЦП "заторможенность" умственной деятельности, повышенная истощаемость, быстрая утомляемость, крайне неустойчивая динамика её продуктивности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадалян Л. О. Детская неврология. М, 1984г.

  2. Григорьева Л. П Психофизиология развития внимания у детей в норме и со шожными сенсорными нарушашями // Дефектология. 2002г., №1,

Стр. 3-13.

  1. Мамайч^яс И.И. Пакологая дизонтогенеза и основы пашжоррекции. Издательство С- Петербургского универстета, 2002г.

  2. Тржесоглава 3. Легкая дисфутещия мозга в детском возрасте. М, 1986г.

  3. Шшжшна Л.М, Мамшмук И И Детский церебральньм паратмч.

СШ., 2001г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санаторная школа-интернат №76 является специальным образовательным учреждением VI вида, где обучаются дети с нарушением опорно-двигательного...
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconПрограмма по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного...
Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconРеферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:...
Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой....
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" icon«Центр взаимной интеграции «Аккорд»
Из всех больных, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата, можно выделить две группы людей, которым особенно показана...
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconРазработка урока обж в 11 классе по теме: «Первая медицинская помощь...
«Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата и их профилактика»
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconРабочая программа по логоритмике Разработчики: Михалева С. М. учитель-логопед...
Как правило, около 80% старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающих логопункт, имеют тяжелые нарушения...
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconРабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями...
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным...
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconТема: «Профилактика плоскостопия»
...
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconИзменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием...
«Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием занятий физической культурой и спортом»
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconРеферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями...
Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской...
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconТема урока: «Скелет человека, его значение и строение»
Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconПеречень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно – двигательного аппарата
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие двигательных способностей
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconО пользе горячего питания школьника
К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного...
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconУрок биологии в 8 классе "Решение биофизических вопросов и задач по теме "Опора и движение"
Цель. Показать, что в основе строения и функции опорно-двигательного аппарата лежат физические процессы
Тема: \"Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата\" iconПроекта
Лишь у части больных имеются соматические жалобы, обусловленные осложнениями (повреждения опорно-двигательного аппарата в результате...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск