Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра общей и практической психологи
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Специальность 030301, квалификация специалиста
«Психология» Курс 3 заочной формы обучения (6 семестр, сокращенный срок обучения)
Курс 4 заочной формы обучения (8 семестр, полный срок обучения)
Москва
2009 г. Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден
на заседании кафедры общей и практической психологии
(Протокол № 1, от 25.08. 2009 г.),
на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
доцент кафедры социальной работы,
кандидат психологических наук,
доцент _____ ______________ Л.Ю. Еремина
Заведующий кафедрой:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Часть I. Программа учебной дисциплины 4-12
Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины 13-51
Методические материалы для самостоятельной работы студентов 52-63
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Программа курса «Педагогическая конфликтология» соответствует требованиям учебного плана ГОУ ВПО МГПУ по специальности «Психология», заочной формы обучения, утвержденного в 2005 г. Общее количество часов – 140.
Курс «Педагогическая конфликтология» относится к блоку дисциплин специализации и предназначен для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности «Психология».
Цель курса – дать студентам основу для понимания современного состояния и развития такой актуальной научной дисциплины как конфликтология, познакомить их со структурой идей и становлением взглядов представителей различных социологических и психологических теорий, школ, которые рассматривают конфликт и как социальное явление и как проявление индивидуальной психики.
Задачи курса - развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, анализа различных теоретических и методологических позиций, использования полученных знаний на практике.
Курс «Педагогическая конфликтология» готовит студентов к дальнейшему изучению различных отраслей психологической и социологической наук, связан по содержанию с общей психологией, историей психологии, психологией развития, социальной психологией, социологией, философией и другими дисциплинами учебного плана.
Основное внимание в курсе уделяется теоретическим проблемам возникновения конфликтов и соответствующих методов анализа конфликтов в сфере человеческих взаимоотношений.
Курс «Педагогическая конфликтология» состоит из трех разделов:
Раздел I. «Теория конфликтов» – включает рассмотрение теоретических основ конфликтов, их типологию, причины возникновения и динамику протекания.
Раздел II. «Психология педагогических конфликтов» – предполагает характеристику специфики конфликтов в таких институтах общества, как семья, школа и организация.
Раздел III. «Прикладная конфликтология» – рассматривает основные стратегии разрешения конфликтов, тактики эффективного поведения в конфликтной ситуации и способы профилактики конфликтов.
Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 8 тем.
По окончании курса студент должен:
на основе усвоенных теоретических знаний, категорий и понятий научной психологии уметь ориентироваться в основных концепциях отечественной и зарубежной конфликтологической науки;
владеть методологией и методами научного исследования конфликтов, уметь правильно поставить исследовательскую задачу;
уметь применять на практике полученные знания об основных закономерностях конфликта в социальной работе.
Комплекс включает вспомогательный материал в виде психологических тестов, упражнений, деловых, имитационных и ролевых игр, помогающих практическому работнику развить у себя умения и навыки конструктивного разрешения конфликтов. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Тема 1. Становление конфликтологии как науки. История конфликтологии. Представления о конфликтах в древнегреческой философии. (Анаксимандр, Гераклит, Аристотель) Развитие знаний о конфликтах в Средние Века, эпоху Возрождения и Просвещения. (Ф. Аквинский, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, Ф. Бекон) Воззрения на природу конфликтов в XVIII – XIX вв. (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, И.Кант, Г. Гегель) Конфликт в эволюционной теории и социальном дарвинизме. (Ч. Дарвин, Л. Гумплович) Социология конфликта Г. Зиммеля. Проблема конфликта в современной зарубежной психологии. Проблема конфликта в психоанализе. (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Адлер) Неофрейдистская концепция конфликта. (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен) Социально-психологические теории конфликтов. (Мак-Дауголл, Э. Дюркгейм) Проблема конфликта в теории поля и групповой динамики. (К. Левин) Конфликт и теория когнитивного диссонанса. (Л. Фестингер, Р. Сирс, Э. Лоуренс) Взгляды на проблему конфликта в рамках социометрического направления. (Дж. Морено, Э. Дженнигс) Исследования конфликта представителями интеракционистского направления и теории ролей. (Дж. Мид, Т. Шибутани, Дж. Шпигель, У.Г. Гуд) Анализ структурно-функциональных теорий конфликта. (Л. Козер, К. Боулдинг, Р. Дарендорф) Проблема конфликта в бихевиоризме. (К. Томас, У. Шмидт, Р. Берк, Р. Линч) Конфликт в теории сотрудничества и конкуренции. (М. Дойч) Развитие конфликтологии в России: Г.Л. Смирнов, А.И. Китов, А.А. Ершов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, А.В. Петровский и др. Тема 2. Введение в конфликтологию. Общая характеристика конфликтов. Предмет конфликтологии. Задачи и методы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Философский, социально-психологический и индивидуально-психологический уровни анализа конфликтов. Роль осознаваемого и неосознаваемого в возникновении и развитии конфликтов. Понятие конфликта. Субъект и объект конфликта. Психологическая структура конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Оценка конфликтной ситуации. Психологическая характеристика функций конфликта. Динамика конфликта. Основные стадии развития конфликта. Понятия конфликтной ситуации, конфликтогена и инцидента. Формулы конфликта. Эскалация конфликтогенов. Сочетание конфликтной ситуации и инцидента. Наложение одной и более конфликтной ситуации на исходную. Виды конфликтов. Внутриличностный и межличностный (межгрупповой) конфликты.
Тема 3. Конфликты и трансакционный анализ. Введение в трансакционный анализ. Три эго-состояния. Родитель: содержание, виды, выразительные движения, ключевые фразы. Ребенок: содержание, виды, внешние признаки, ключевые фразы. Взрослый: содержание и функции, внешние проявления, ключевые фразы. Сильные и слабые стороны. Четыре жизненные позиции. Трансакции. Ходы участников контакта. Взаимодополнительные трансакции. Перекрестные трансакции. Трансакции со скрытыми ходами. Поддержание контакта. Изменение и поддержание эго-состояния партнера. Тема 4. Поведение личности в конфликте. Модели поведения личности в конфликте. Стратегии поведения личности в конфликте. (К. Томас, Р. Киллмен) Типы конфликтных личностей. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Управление эмоциями в конфликте. Технологии управления эмоциями. Управление собственным эмоциональным состоянием. Управление эмоциональным состоянием оппонента. Слушание и понимание оппонента в конфликте. Осмысление конфликта. Техники противодействия в конфликте. Тема 5. Общение при разрешении конфликтов. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Коммуникативная компетентность. Невербальное общение. Мимика, взгляд, жесты, позы, дистанция, внешне соматические проявления и атрибуты внешности. Ориентировка в ситуации общения. Приемы активного и пассивного слушания. Переговорный процесс по разрешению конфликтов. Основное содержание переговорного процесса. Виды и функции переговоров. Общая стратегия и модели ведения переговоров. Стили ведения переговоров: жесткий, мягкий, торговый и сотруднический. Психологические особенности ведения переговоров. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Тактика ведения переговоров. Условия достижения успеха в переговорах. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Тема 6. Конфликт и групповая динамика.
Понятие групповой динамики. Конфликт как критерий группового развития. Управление групповой динамикой. Основные этапы групповой динамики. Начальный этап: вводная, конфликтная, работоспособная и стадия истощения. Переходный этап: открытый конфликт, истощение конфликта, анализ и выход из конфликта. Продуктивный этап: анализ конфликта и ощущение группы, креативная и завершающая стадии. Цели и задачи тренера на каждом этапе группового развития. Виды конфликтов при работе с группой. Особенности обучения при групповом развитии. Тема 7. Конфликты в образовании. Семейные конфликты. Конфликты в профессиональной деятельности социального работника. Природа и характер педагогических конфликтов. Пути и способы разрешения педагогических конфликтов. Посредничество учителя в конфликте. Прогнозирование развития конфликтных ситуаций в социально-педагогической среде. Семья как социальный институт. Функции семьи. Структура семейных отношений. Детско-родительские отношения. Факторы возникновения семейных конфликтов. Кризисные периоды. Формы конфликтного поведения супругов. Профилактика супружеских конфликтов. Конфликты в профессиональной деятельности социального работника. Технологии работы с конфликтами различных категорий граждан: пенсионеры, инвалиды, ветераны, дети-сироты, беспризорные, малообеспеченные и др.
Тема 8. Конфликты в организации. Понятие организации. Позиционные конфликты между центром и подразделениями. Дивергенция целей организации. Борьба центростремительных и центробежных сил в организации. Интеграция и дезинтеграция в организации. Конфликты в социальных структурах организации: «личность – организация», «коллектив – организация», «руководитель - коллектив», «руководитель - подчиненный». Моббинг. Типы конфликтов в организации. Функции конфликтов в организации. Конфликты норм. Конфликты ценностей. Мотивационные конфликты. Способы управления конфликтами в организации. Последствия внутри организационных конфликтов. Деструктивное, девиантное и делинквентное поведение в организации. Деструктивное поведение. Дезорганизация. Саботаж. Сепаратизм. Девиантное поведение. Превышение служебных полномочий. Использование служебного положения в личных целях. Взяточничество. Делинквентное поведение. Тема 9. Профилактика конфликтов. Конфликтная компетентность практического психолога. Основные составляющие конфликтной компетентности. Уровни конфликтной компетентности. Основные направления и способы профилактики конфликтов. Прогнозирование конфликта. Предпосылки предупреждения конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки.
Литература
Основная
Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проект, 1997.
Анцупов А.Я., Шипилов А И. Конфликтология: Учебник для вузов – М., 2002.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.
Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). – Л.: Лениздат, 1992.
Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – ЛИТУР: Екатеринбург, 2000.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 1999.
Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» СПб., 1997.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал № 6. – 1980.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции. – М., 1997.
Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2005.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. – М.: Рос.пед.агентство, 1995.
Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002.
Занковский А.Н. Организационная психология. – СПб., 2000.
Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1999.
Зарайский Д.А. Управление чужим поведением/ Технология личного психологического влияния. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997.
Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2003.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – М.-С., 2001.
Каррас Ч. Искусство ведения переговоров. – М.:1997.
Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ.; под общ. ред. Л.Г. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999.
Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону, 1998.
Кривцова С.В., Мухаматупина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины/ 3-е изд. – М.: Генезис, 2000.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
Ионина. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллект. кн., 2000.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов/ Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000.
Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. – М., 1980.
Леонгард К. Акцентуированные личности /пер. с нем. – Киев: Наукова думка, 1981.
Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999.
Манстенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998.
Митина Л.М. Психология профессионализма развития учителя. – М., 1998.
Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: МПСИ, изд. «Флинта», 2001.
Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб.: Питер, 2000.
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. – СПб., 2003.
Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород: Ай Кью, 1992.
Пономарев И.Б. Избранные труды. – М., 2002.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. – Издательский Дом «Бахрах-М», 2003.
Психология личности в трудах отечественных психологов/ Хрестоматия. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
Сост. Куликов Л.В. – СПб.: Питер, 2001.
Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. – СПб.: Речь, 2005.
Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ Под ред. Райгородского Д.Я. – Издательский Дом «Бахрах», 1996.
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1993.
Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. – М.–В.: МОДЭК, МПСИ. – 2002.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1990.
Фрейд З. Введение в психоанализ/ Лекции. – СПб.: Изд. «Азбука», «Терра», 1997.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. – Минск: Попурри, 1999.
Хорни К. Наши внутренние конфликты/ Пер. с англ. – М.: Эксмо-пресс, 2000.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1998.
Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – М., 1987.
Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1969.
Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.
Дополнительная
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб.: Братство, 1992.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М., 1984.
Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2001.
Гасин Э.А. Психология «прощения»// Вопросы психологии, 1999.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М., 2003.
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.,1995.
Левин К. Теории Поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.
Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. – Минск, 1996.
Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. – СПб.: Питер, 2002.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М., 1993.
Пономарев И.Б. Избранные труды. – М., 2002.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб., 2000.
Практическая психология образования/ под ред. Дубровиной И.В. – М., 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
Самоукина Н.В. Игры в которые играют…/ Психологический практикум. – Дубна: Феникс, 1997.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика - пресс, 1992.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986.
Харрис Т. Я хороший, ты хороший. – М.: Соль, 1993.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. В 2 т. – М.: Эксмо-пресс, 1999.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании – М., 1995.
Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. – Минск: Амалфея, 1997.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений/ Курс лекций. – М.: Эксмо – Пресс, 2000.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – заочная
Лекции – 8 часов
Самостоятельная работа – 132 (62) часа
Зачет – 6 (8) семестр
Всего – 140 (70) часов ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
|