Скачать 155.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич «_____» _____________________________20___ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДНМ. В. Психологические основы работы с одаренными детьми (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цели и задачи дисциплины. Настоящая программа – это представление опыта работы по применению новой технологии управления, целью которого является совершенствование системы работы с одаренными детьми. Она помогает решить задачи дальнейшего развития магистра педагогики в аспекте развития навыков создания условий для реализации творческого потенциала одаренных детей. Цели: Сформировать у будущих магистров педагогики представления о психолого-педагогических основах работы с одаренными детьми различных возрастных групп. Задачи: - овладение методиками выявления одаренности, - технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, - методологией и методикой научного поиска. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен: 1) знать: - виды одаренности, - технологии работы с одаренными детьми, - принцы диагностики и обучения одаренных детей. 2) уметь: - осуществлять психолого-педагогические мероприятия по адаптации одаренных детей к образовательному процессу, -определять формы и методы обучения одаренных в соответствии с законами развития психики ребенка. 3.Объём дисциплины и виды учебной работы
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Современное состояние проблемы развития одаренности. История развития проблемы обучения одаренных детей. Подходы к развитию одаренных. Школы, направленные на развитие одаренности детей. Недостатки традиционной формы обучения. Проблемы детской одаренности. Исследования в области одаренности. Раздел 2. Виды одаренности. Общая интеллектуальная (академическая) одаренность. Информационно- коммуникативная одаренность. Творческая одаренность. Социальная одаренность. Спортивная одаренность. Политическая одаренность. Экономическая одаренность. Раздел 3. Принципы выявления одаренных детей. Опора на валидные и экологичные методы психодиагностики. Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка. Учет зоны ближайшего развития. Раздел 4. Принципы обучения одаренных детей. Принципы педагогики индивидуальности. Принцип «обогащенного обучения». Принципы свободоспособности. Междисциплинарный подход. Логика механизма внедрения технологии. Раздел 5. Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования. Ступени обучения. Дополнительный материал в обучении одаренных детей. Индивидуальная траектория развития. Раздел 6. Иерархия целей и задач в обучении одаренных. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся и выбор технологии (под конкретную педагогическую ситуацию). Выбор оптимальных форм, методов, приемов и средств организации УВП. Анализ результата через систему диагностических процедур и рефлексивную деятельность. Сохранение и развитие личности одаренного ученика. Раздел 7. Формы и методы обучения. Технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова; технологии саморазвития личности Г.К. Селевко, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технология развития исследовательской деятельности А.И. Савенкова Раздел 8. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей. Психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость). Правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения). Социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении). Валеологические факторы. Раздел 9. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми. Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей. Умение найти подход к нестандартным детям. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Доброжелательность, чуткость, педагогический такт. Профессиональная компетентность. Знание возрастной психологии Раздел 10. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
Не предусмотрен6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1 Рекомендуемая литература.а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины. Электронные библиотеки по курсу «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»; банк тестовых заданий; учебно-наглядные пособия: набор слайдов.
Для обеспечения дисциплины необходимы: оборудованная лекционная аудитория, технические средства обучения: мультимедийный переносной проектор, мультимедийное обеспечение, настенный экран. 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 8.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
8.2. Примерная тематика рефератов.
8.3 Примерный перечень вопросов к зачету:
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ Т.Г. Гадельшина (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми ... | Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» ... | ||
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы... ... | Программа работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:... Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» | ||
Внеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.... | Доклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время» Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать... | ||
Социальная работа с одаренными детьми Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Учебно-методический комплекс днм. 04. 1 Методология Цель – формирование методологической культуры будущего психолога: исследователя и практика | ||
План работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение... Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный... | Авторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом... | ||
Психологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования | Анализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию... Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» Воронцова Оксана Юрьевна «Психологические проблемы дизонтогенза». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 28 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс днм. 05 Детская патопсихология Цель курса: изучение особенностей психической деятельности больного ребенка в их значении для патогенетической и дифференциальной... |