Скачать 150.29 Kb.
|
Приложение № 2 Программа факультативного курса «Журналистика в школе» Программа рекомендована учителям, преподающим основы журналистики в профильных 8-11-х классах общеобразовательных учреждений, и направлена на формирование навыков журналистского мастерства и приобретение обучающимися первичного профессионального опыта. Пояснительная запискаВ воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения. Актуальность факультативного курса «Журналистика в школе» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества. Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Факультативный курс «Журналистика в школе» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Программа факультативного курса «Журналистика в школе» рассчитана на обучающихся 8-11-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география. Данная программа частично может быть использована в 5-7-х классах. Цели программы:
В ходе достижения целей программы решаются задачи:
Программа факультативного курса «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания», «Редакционно-издательская деятельность». Каждый раздел делится на блоки – теоретический и блок творческих заданий. Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков в журналистской деятельности, а именно: Предметные знания в следующих областях - журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрация в газете; макетирование и верстка газетного номера Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки решения интеллектуальных проблем и задач Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности. Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ, рефератов и собеседований по всем темам. В процессе обучения ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют (на выбор) в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах-круглых столах, семинарах-дискуссиях, групповом проектировании. При изучении факультативного курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по всем темам программы. Чтобы у ребят было больше интересных поводов для соприкосновения со сверстниками и взрослыми, будут предлагаться темы для различных творческих работ. В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе мы опирались на Образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Деветиярова Л.В., редактор ж-ла «ОКО» КРИРПО г.Кемерово) и Образовательную программу юношеского информационного агентства (ЮНИА) Липецкого городского Дома творчества учащихся (составители Малько И.А., педагог дополнительного образования, и Плешков В.В., зам. гл. редактора Липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук). Программа факультативного курса «Журналистика в школе» общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время (по желанию обучающихся – в каникулярный период). План факультативного курса «Журналистика в школе» (34 часа)
Тематический план факультативного курса «Журналистика в школе»
Программа факультативного курса«Журналистика в школе» (34 часа) I. Краткое введение в историю журналистики Этапы развития прессы 1.Этимология слов «газета» и «журналист» 2.Пражурналистские явления а) Устный обмен информацией в древней Греции, Риме, их рукописные издания б) Первые информационные бюро 3.Ранние этапы развития журналистики а) История рукописной газеты в России (1602-1702 гг) б) История первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728 гг) 4.Русская журналистика 19-20 веков а) Частные журналы б) Исторические типы журналистики в) Гласность и свобода печати г) Виды газет: массовые, малотиражные, стенные, рукописные Дайджест детской прессы Знакомство с детскими и подростковыми СМИ Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в Кемеровской области и других регионах Особенности различных детских и подростковых изданий а.Информационные б.Информационно-развлекательные в.Литературно-художественные г.Экологические Знакомство с законами о СМИТемы для рефератов (на выбор): «Возникновение и развитие журналистики в России» «Я – за свободу и гласность» «Журналист будущего» Этимологический круглый стол «В мире слов»: разделившись на 2 группы, обучающиеся готовят этимологические справки – «Газета» и «Журналист» Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)»: выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях Журналистская Дума (о гласности, свободе печати, российских законах о СМИ, в том числе о детских) Интеллектуальный блиц-турнир: команды по очереди называют детские и подростковые издания и кратко характеризуют их. Составление дайджеста Вопросы для собеседования:
II. Основы журналистики Публицистика: ее роды, виды, стили Жанры газетно-журнальной публицистики Статья, корреспонденция Интервью и его виды Короткая информация, методы сбора Отчет, его виды Фельетон, его элементы, разновидности Зарисовка и заметка Классические элементы новостей Социология как составная часть журналистских знаний Правила составления анкеты Правила проведения опроса Методики опроса: мониторинг, документ Рейтинг Культура речи Требования к языку средств массовой информации Правила произношения Формы устной и письменной речи: повествование, размышление, рассуждение. Виды описания Вопросы для собеседования:
Творческая работа (на выбор): Используя русские народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему «Делу – время, потехе – час» Урок читательских удовольствий – написать зарисовку на тему (на выбор) «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», «Летние радости», «Ода осени» Творческая мастерская «Бюро детективных расследований» - написать «детективный» отчет на тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников – Дне журналиста, Дне Российской печати) Творческая мастерская «Флораскоп» - написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему «Цветы в нашей жизни» или «Береги флору и фауну», используя элементы путевых заметок, зарисовок Круглый стол «Диалог-шоу» - написание дружеских пародий, «портретов» Круглый стол «Эврика» (стихотворная игра - буриме) Информационный «пикник» (возможно приглашение родителей, педагогов) тема на выбор – написать к нему материал-размышление Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин» - написать материал (тема, жанр – на выбор), в который включить слова-«бины» (например, каБИНа, БИНокль, караБИН). Работы оцениваются по следующим критериям: а) оригинальность, логичность, композиционная целостность; б) наибольшее количество «бинов» «Артикуляционная гимнастика» - из скороговорок составить текст на любую тему и прочитать (оценивается произношение и мастерство составления материала) Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?» Мастер-новость «Час важных сообщений» Написание заметок о значимых событиях в жизни школы Газета-экспромт Составление материалов в виде заметок, зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания» (в предлагаемом тексте – готовом (это может быть отрывок из сказки, стихотворение) или написанным самостоятельно, но без знаков препинания – расставляются знаки так, чтобы получился новый по смыслу текст) «Эпитетное меню» Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» – подбор эпитетов к различным словам (например, руки, голова, работа и т.д.) Творческая мастерская Написание рассказов по пословице (крылатому выражению, афоризму) – в основу можно положить случай из жизни (друзей или родителей) или выдуманную историю. Например, на тему «Ученье - свет, а неученье – тьма» III. Художественно-техническое оформление издания Формат издания, композиция номера, дизайн Постоянные элементы - формат, полоса, колонки, колонтитул Выходные сведения Композиция издания – вертикальная и горизонтальная Дизайн издания как первооснова его макета Макет номера. Верстка, основные ее правила Знакомство с понятиями «макет» и «верстка» Виды верстки, основные правила Издательская программа Adobe PageMaker, ее назначение и краткая характеристика Разработка постраничного графического макета Заголовки и иллюстрации Роль и функции фотоиллюстрацийЗаголовок, его основные функции и видыВопросы для собеседования:
Творческая работа – создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации) IV. Редакционно-издательская деятельность Особенности журналистского труда Редакционный коллектив Состав редакционного коллектива, его структура Творческая и техническая части, их функции Редактирование газетных материалов разных форм и жанровОбщее понятие о редактировании Цели правки и ее виды Реклама в редакционно-издательской деятельности Создание рекламного текста, его язык Вопросы для собеседования:
Творческая работа: Составить рекламный экологический мини-проект на тему (на выбор): «Зеленый друг», «Поможем растить леса» Деловая игра «Редакционный коллектив» - создание редакции Семинар – круглый стол «Реклама в СМИ: вред или польза?» Придумать забавные рекламные объявления на тему «Агентство птичьей недвижимости» или выбрать собственную тему Практикум по редактированию Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и наоборот, интервью сделать заметкой |
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный... «Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008 | Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | ||
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Программа факультативного курса «Углубление основного курса математики» Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района | ||
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика... Цель учебного курса: формирование у студентов целостного представления о сфере информационной деятельности журналистов в условиях... | ||
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам» Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса... | Рабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | Учебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным... Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях... | ||
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» Учебно – методическое обеспечение | Тема класс Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | ||
Обществознание 11 класс Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Программа факультативного курса «Антропология» Это явление вполне закономерно: антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере... |