Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика»





Скачать 291.88 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика»
Дата публикации19.03.2015
Размер291.88 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Журналистика > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.В.1.2. НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

030601 «Журналистика»

Утверждено на заседании кафедры

культурологии и

межкультурной коммуникации, теории языка

и журналистики

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 8 от 01.03.2013г.)
Зав. кафедрой

______________________________ (Иванищева О.Н.)

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Межкультурных коммуникаций теории языка и журналистики МГПУ

Короткова Татьяна Александровна
1.2. Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ Шевченко Н.А.

Шеф-редактор ТК «Блиц-ТНТ» Рихтер Н.В.


1.3. Пояснительная записка


Цель учебного курса: формирование у студентов целостного представления о сфере информационной деятельности журналистов в условиях редакции.

Задачи учебной дисциплины:

- рассмотреть проблемы организации информационных служб редакции;

- охарактеризовать особенности работы журналиста с источниками информации;

- дать характеристику форм реализации замысла журналистского произведения;

- дать характеристику информационным жанрам и процессу их создания.


- сформировать навыки поиска, отбора, анализа и обработки информации.


Данная учебная дисциплина тесно связана с содержанием таких учебных дисциплин как «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности», «Работа редакции», «Журналистское мастерство» и др.

В ходе освоения дисциплины студенты должны знать:

- систему информационных жанров;

- природу и сущность журналистской информации;
- систему работы информационной службы редакции.

В ходе изучения дисциплины студенты должны:

владеть технологией сбора сведений, проверки достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала; создавать различные журналистские материалы информационного характера.

При составлении данной программы были использованы учебно-методические материалы:

Ким.М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 352с;

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Лазутина Г.В.—М.: Аспект Пресс, 2001.—240с.; Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина .—СПб.: Питер, 2006.—272с.; Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие / Е.В. Черникова.—М.: Гардарики, 2005.—287с.;Основы творческой деятельности журналиста: учебник / ред.-сост. С.Г. Корконосенко.—СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.—272с. и другие.

1.4. Извлечение ( в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности

ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

(всего 530 часов)

1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы




п/п


Шифр и наименование специальности


Курс


Сем.


Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля

(форма отчетности)

Трудо-

емкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.




1

030601 «Журналистика»

2

4

102

32

18

14

-

70

зачет


1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплин и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего


ЛК

ПР,

СМ

ЛБ

СР



Информационная политика издания и принципы редакционной деятельности журналиста

8

4

4




20



Журналистская информация: природа и свойства

8

4

4




20



Работа журналиста с источниками информации

4

4







20

4.

Общая характеристика информационных жанров

12

6

6





10




ИТОГО:

32

18

14




70



      1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Информационная политика издания и принципы информационной деятельности журналиста

План:

1.Информационная политика издания как понятие и ее формирование.

2.Принципы и нормы редакционной деятельности.

3.Характеристика коммуникативных отношений в журналистской среде.

4.Структура и специфика деятельности информационного отдела редакции.

Вопросы для коллективного обсуждения: роль традиций в совместной деятельности журналистов.

Задания для самостоятельной работы: дать перечень нормативно-правовых документов, действующих в массово-информационной области.

Литература: 1-11, 14, 17, 19, 20, 24, 27.
Тема 2. Журналистская информация: природа и свойства

План:

  1. Характеристика природы и сущности журналистской информации. 2.Функции информации.

  2. Журналистская информация и ее разновидности.

  3. Прагматические свойства журналистской информации.

  4. Сенсация как способ привлечения внимания читательской аудитории.

Вопросы для коллективного обсуждения: разница понятия «информация» и «новость».

Задания для самостоятельной работы: дать характеристику природы слухов.

Литература: 1-12, 14, 15, 17, 19, 20, 23 - 25.
Тема 3. Работа журналиста с источниками информации

План:

1.Общая характеристика источников информации в журналистской деятельности.

2.Документы как источник информации. Характеристика видового разнообразия.

3. Интернет как источник информации.

4.Общая характеристика методов сбора журналистской информации.

5.Анализ и интерпретация полученных данных.

Вопросы для коллективного обсуждения: плюсы и минусы Интернет-ресурсов.

Задания для самостоятельной работы: охарактеризовать критерии надежности и достоверности информации.

Литература: 1-12, 14, 15, 17, 19, 20, 23 - 25.
Тема 4. Общая характеристика информационных жанров

План:

1. Понятие жанра в журналистике и история развития жанров в печати

2. Система жанров печати и отличие журналистских жанров от художественных и научных.

3. Журналистика новостей. Атрибуция новости.

4. Информационные жанры: заметка, репортаж, репортерское расследование, интервью, отчет. Оперативное комментирование. Факты и способы оперативного комментирования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Задания для самостоятельной работы: письменный анализ композиционного решения конкретного новостного текста, привести примеры журналистского образа в различных новостных материалах.

Литература: 1- 11, 13, 14, 16 – 22, 26, 29.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол.час.

Форма сам.раб.

Форма контроля

1




Читательский интерес и журналистский поиск информации

10

реферат


защита рефератов


2.




Измерение социальных характеристик аудитории

10

реферат


защита рефератов


3




Трансформация в меняющихся условиях понятия «новость для прессы»

10

реферат


защита рефератов


4




Профессионально-методологические особенности создания новостного произведения

10

реферат


защита рефератов


5




Опровержение как установление ложности какого-либо положения его использование в информационной публикации

10

реферат


защита рефератов


6




Мнимая и подлиинная документальность в новостной журналистике

10

реферат


защита рефератов


7




Роль авторского «Я» в препортаже

10

реферат


защита рефератов



1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Семинарские занятия
Тема 1. Журналистская информация: природа и свойства ( 4 часа)

План:

1.Природа и сущность журналистской информации. Определение понятия информации. Характеристика подходов. Функции информации. 2.Журналистская информация. Разновидности журналистской информации: по предметному назначению, по тематике, по функциональному назначению, по степени важности,

3.Прагматические свойства журналистской информации.

4.Сенсация как способ привлечения внимания читательской аудитории.

Вопросы для коллективного обсуждения: подходы в редакционной практике по формированию информационных полос.

Задания для самостоятельной работы: дать схему структуры информационного отдела редакции.

Литература: 1-11, 14, 17, 19, 20, 24, 27.

Тема 2. Работа журналиста с источниками информации ( 4 часа)

План:

1.Общая характеристика источников информации в журналистской деятельности. Реальная среда, урбанистическая среда, реальная действительность как источники информации в журналистской деятельности.

2.Информационные ресурсы как источники информации в журналистской деятельности

3.Общая характеристика методов сбора журналистской информации: традиционные и нетрадиционные методы.

4.Анализ и интерпретация полученных данных.

Вопросы для коллективного обсуждения: какого рода информация фиксируется в документальных источниках?

Задания для самостоятельной работы: охарактеризуйте информационные возможности сетевой программы Word Wide Web/

Литература: 1-12, 14, 15, 17, 19, 20, 23 - 25.

Тема 3. Общая характеристика информационных жанров ( 6 часов)

План:

1.Понятие жанра в журналистике Влияние проблематики на выбор жанра. Критерии разделения журналистских произведений на жанры.

2.Журналистика новостей. Особенности жанров, нацеленных на сообщение, «предъявление факта».

3.Краткая новость. Вспомогательные элементы новости. Структура краткого сообщения. Особенности кратких сообщений определенной тематики.

4.Информационные жанры. Содержательно − формальная общность и различия информационных жанров (заметка, интервью, репортаж, отчет).

5.Новости в подробностях. Особенности исходного материала. Подробность как переосмысление факта.

6.Репортаж. Предметная основа жанра. Репортерские картинки. Репортерское развитие темы. Особенности наблюдения, фиксация впечатлений реплик. выразительных средств.

7. Интервью. Модели и виды интервью. Объекты интервьюирования.

8.Отчет. Своеобразие жанра. Виды отчета.

9.Оперативное комментирование. Факты и способы оперативного комментирования. Попутный комментарий. Использование «скрытого» комментария. Специфика «комментария на ходу».

Вопросы для коллективного обсуждения: место факта в репортаже.

Задания для самостоятельной работы: определить трактовку понятия «архитектоника» в журналистике.

Литература: 1- 11, 13, 14, 16 – 22, 26, 29.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература:

Основная:


  1. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник/ С.Г.Корконосенко.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 287 с.

  2. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Г. В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 240с.

  3. Мельник, Г. С. Основы творческой деятельности журналиста. Часть 1. Краткий курс лекций. Часть 2. Хрестоматия: учеб. пособие : / Г.С.Мельник, А.Н.Тепляшина.- СПб.: Питер, 2006.- 272 с.

  4. Олешко, В. Ф.Журналистика как творчество: учеб. пособие / В.Ф.Олешко.- М.: Рип-холдинг, 2004.- 222 с. (Серия "Практическая журналистика")

  5. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, 2000.- 272с.

  6. Самарцев, О. Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики : учеб. пособие / О. Р. Самарцев. - М.: Академический Проект, 2007. - 528 с.

  7. Свитич, Л. Г. Профессия: журналист: учеб. пособие / Л.Г. Свитич.-М.: Аспект Пресс, 2003.- 255с.

  8. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие / Е.В.Черникова.- М.: Гардарики, 2005.- 287 с.


Дополнительная:


  1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие [ / Д.С. Авраамов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

  2. Ахмадулин, Е. В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие / Е.В. Ахмадулин.- М.: Издательский центр "Март", 2006.- 272с.- (Серия "Филология и журналистика").

  3. Ворошилов, В. В. Журналистика. Курс лекций / В.В.Ворошилов.- СПб.: Изд-во Михайлова, 2004.- 128 с.

  4. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации: учебник / В. В. Ворошилов.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.- 496 с.

  5. Гаймакова, Б. Д. Мастерство эфирного выступления: учеб. пособие / Б.Д. Гаймакова, С.К. Макарова, В.И. Новикова, М.П. Оссовская.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 283с. - (Серия " Телевизионный мастер-класс").

  6. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие / С. М. Гуревич.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 288с.

  7. Дзялошинский, И. М. Формы и методы работы журналиста с источником информации: учеб. пособие/ И.М. Дзялошинский.- М.: Пульс, 2001.- 40 с.

  8. Журналистское расследование: История метода и современная практика / Под ред.А.Д. Константинова; Агентство журналистских расследований.- СПБ.: ИД Нива, 2003.- 480 с.

  9. Ильина, Т. В. Делаем хорошие новости/ Т.В.Ильина, В.В. Корб.- Омск, 2002.- 98 с.

  10. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики/ М.Н.Ким.- СПб.: Изд-во Михайлова, 2004.- 336

  11. Ким, М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н.Ким.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.- 496 с.

  12. Ким, М. Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник / М.Н.Ким.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 352 с.

  13. Ким, М. Н. Репортаж: технология жанра / М. Н. Ким.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 224 с.

  14. Лащук, О. Р. Редактирование информационных сообщений: учеб. пособие / О.Р.Лащук.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 159 с.

  15. Мельник, Г. С. Методы журналистики: учеб. пособие / Г.С. Мельник, М.Н. Ким.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А,, 2006.- 272с.- (Серия "Библиотека профессионального журналиста").

  16. Мрочко, Л. В. Теория и практика массовой информации : учеб. пособие / Л. В. Мрочко.- М.: Флинта, 2006.- 240 с.

  17. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации учеб. пособие/ А. В. Соколов.- СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2002.- 461 с.

  18. Смирнов, В..Жанры радиожурналистики: учеб. пособие / В.В. Смирнов.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 288с.

  19. Социальные инициативы российских СМИ.- М.: Агентство социальной информации, 2004.- 29с.

  20. Таловов, В. П. Читательский спрос на газету (Пособие для изучающих прессу в контексте рыночных отношений)/ В.П. Таловов.- СПб.:СПГУ, 1999.- 88 с.

  21. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 320с.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1. Перечень используемых пособий:

Грабельников. А.А. Работа журналиста в прессе: учеб.пособие / А..А. Грабельников.- М.: изд-во «Рип-холдинг»,2001.- 274с.

Общепрофессиональные и специальные дисциплины факультета журналистики: программы курсов /ред.-сост. И.М. Дзялошинский.-М.: изд-во УРАО, 1998.-92с.

1.9.2. Карточки индивидуальной работы: (автор-составитель: Короткова Т. А., к.п.н., доцент)
1.10. Примерные зачетные тестовые задания
1.Последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение; словесное произведение; законченное произведение или фрагмент, составленный из знаков естественного языка и сложных эстетических знаков называют:

1.1.текстом;

1.2.жанром;

1.3.материалом;

1.4.публикацией.

2.Тексты, которые нацелены не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций определяют как:

2.1.аналитические;

2.2.публицистические;

2.3.информационные;

2.4.художественно-публицистические.
3.Исторически складывающийся тип произведения; конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах - своеобразной композиции, образности, речи, ритме это -

3.1.жанр;

3.2.корреспонденция;

3.3. отчет;

3.4.обозрение.
4.Термин «информация» имеет множество толкований. Укажите общефилософское толкование термина «информация»:

4.1. сведения о чем-либо, которыми обмениваются люди;

4.2. сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических устройствах;

4.3. количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы;

4.4. отражение разнообразия в любых объектах в процессе неживой и живой природы.
5. Для журналистов информация это:

5.1. объект работы;

5.2. вид деятельности;

5.3. форма работы;

5.4. вид работы.


6. Информационным продуктом называют:

6.1. результат переработки и обогащения полученной им информации, в которой неизбежно отражается уровень креативности - творческой возможности ее создателя;

6.2. тиражируемую во времени и пространстве информацию;

6.3. совокупность знаний, сведений, данных;

6.4. элемент информационной системы.
7. Композиция журналистского произведения это:

7.1. построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром, соединение отдельных частей произведения, сюжетных линий в одно целое;

7.2. выражение авторской позиции;

7.3. главный вопрос данного материала;

7.4. способ выражения, речевой оборот.
8. Тема –это:

8.1. предмет, объект изображения в произведении; круг жизненных явлений.

8.2. вопрос, требующий разрешения;

8.3. развитие события в данном произведении;

8.4. мнение в отношении каких-либо событий.
9. Продолжите текст: «Факт лежит в основе »
10. Проблема - это:

10.1. вопрос, требующий разрешения;

10. 2. главный вопрос данного материала;

10.3. высшая точка развития действия;

10.4. литературная основа произведения


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету

1.Информационная политика издания: характеристика понятия и влияние типологических характеристик на идейно-творческую концепцию издания. 2.Принципы и нормы редакционной деятельности.

3.Структура и специфика деятельности информационного отдела редакции.

4.Природа и сущность журналистской информации.

5.Журналистская информация. Разновидности журналистской информации.

6.Прагматические свойства журналистской информации.

7.Сенсация как тип информации и способ привлечения внимания читательской аудитории.

8.Общая характеристика источников информации в журналистской деятельности.

9.Документы как источник информации в журналистской деятельности.

10. Интернет как источник информации в журналистской деятельности..

11.Общая характеристика методов сбора журналистской информации: традиционные и нетрадиционные методы.

12.Анализ и интерпретация полученных данных.

13.Понятие жанра в журналистике.. Критерии разделения журналистских произведений на жанры.

14.Журналистика новостей. Направления и формы репортерской работы. 15.Особенности жанров, нацеленных на сообщение, «предъявление факта». 16.Способы акцентирования главного в содержании новости. 17.Вспомогательные элементы новости.

18.Структура краткого сообщения. Особенности кратких сообщений определенной тематики

19.Атрибуция новости. Удостоверенная новость. Совмещение «жесткого» и «мягкого» вариантов изложения новости, варианты композиции.

20.Информационные жанры. Объекты отражения (явления, события действительности, поддающиеся непосредственному наблюдению). 21.Содержательно − формальная общность и различия информационных жанров.

22.Динамика развития информационных жанров в печати.

23.Заметка как жанр. Дифференциация заметок.

24.Репортаж как жанр. Главные отличия репортерского стиля от других способов изложения факта.

25.Интервью как жанр. Формализованное интервью и неформализованное интервью.

26.Отчет. Своеобразие жанра.

27.Комментирование. Факты и способы, формы оперативного комментирования.

1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) – не предусмотрен


1.13. Примерная тематика рефератов

1. Методы «маски» и «испытано на себе» в современной журналистике.

2. Искусство разговаривать и получать информацию.

3. Современные журналистские технологии работы с новостями.

4. Информационные жанры современной газетной публицистике.

5. Репортажи В. А. Гиляровского.

6.Эффективность новостного текста.

1.14. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрена

1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных работ) – не предусмотрена

1.16. Методика исследования – не предусмотрена

1.17. Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

По окончании учебной дисциплины проводится зачет.

«Зачтено» ставится в случае, если ответ студента демонстрирует глубокие и разносторонние знания в области организации и содержания информационной деятельности редакции, полученные в ходе систематического освоения учебного материала и изучения рекомендуемой учебной литературы, если ответ студента на вопрос свидетельствует о наличии подробных знаний в области информационной деятельности редакции, содержания деятельности информационного отдела редакции, особенности журналистской деятельности при создании новостей; студент обнаруживает аналитический подход и отстаивает свою точку зрения, логически строит свой ответ, умело применяет практические знания, иллюстрирует ответ примерами из практической области.

«Не зачтено» ставится в случае, если ответ студента демонстрирует поверхностные знания и допускает неточности при характеристике организации информационной деятельности редакции, если ответ студента на вопрос зачета свидетельствует о том, что студент не систематически осваивал учебный материал и не изучал рекомендуемую учебную литературу; студент не имеет подробных знаний в области информационной деятельности редакции при создании новостей, не умеет логически строить ответ, не применяет практические знания, не иллюстрирует ответ примерами из практической области.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Методические указания к подготовке и проведению семинарских занятий.

Одной из учебных форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов совместно с преподавателем навыков применения полученных знаний для решения практических задач.

Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

В высшей школе практикуется 3 типа семинаров: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы; семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Формы семинарских занятий: развернутая беседа по заранее известному плану; небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Семинар – это всегда непосредственный контакт преподавателя со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. В данном процессе реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.

Работа на семинарских занятиях может включать:

- выступление на семинарских занятиях;

- защита реферата;

- рецензирование студентом реферата;

- проведение тестирования;

- проведение контрольных работ.

Подготовительная работа участников семинара заключается в самостоятельной работе с литературой по заданной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (в форме аннотаций, выписки цитат, тезисов, конспектов) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности студента: его склад ума, умение формулировать мысль, использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.

Способам и приемам выступления на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

Выступление на семинаре, как правило, не должен быть длительным, но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала
Тема 1. Информационная политика издания и принципы информационной деятельности журналиста

Информационная политика издания: характеристика понятия и влияние типологических характеристик на идейно-творческую концепцию издания. Принципы и нормы редакционной деятельности. Характеристика коммуникативных отношений. Структура и специфика деятельности информационного отдела редакции.

Литература: 1-11, 14, 17, 19, 20, 24, 27.
Тема 2. Журналистская информация: природа и свойства

Природа и сущность журналистской информации. Определение понятия информации. Характеристика подходов. Функции информации. Журналистская информация. Разновидности журналистской информации: по предметному назначению, по тематике, по функциональному назначению, по степени важности, Прагматические свойства журналистской информации. Сенсация как способ привлечения внимания читательской аудитории. Сенсация как тип информации. Характеристика особенности восприятия сенсаций.

Литература: 1-12, 14, 15, 17, 19, 20, 23 - 25.
Тема 3. Работа журналиста с источниками информации

Общая характеристика источников информации в журналистской деятельности. Реальная среда, урбанистическая среда, реальная действительность. Документы как источник информации. Интернет как источник информации. Общая характеристика методов сбора журналистской информации: традиционные и нетрадиционные методы. Анализ и интерпретация полученных данных.

Литература: 1-12, 14, 15, 17, 19, 20, 23 - 25.
Тема 4. Общая характеристика информационных жанров

Понятие жанра в журналистике. Жанр − дискретная часть журналистского творчества. Общность структурно− композиционных и стилистических признаков Влияние проблематики на выбор жанра. Критерии разделения журналистских произведений на жанры.

Журналистика новостей. Направления и формы репортерской работы. Особенности жанров, нацеленных на сообщение, «предъявление факта». Краткая новость. Способы акцентирования главного в содержании новости. Вспомогательные элементы новости. Структура краткого сообщения. Особенности кратких сообщений определенной тематики

Атрибуция новости. Удостоверенная новость. Совмещение «жесткого» и «мягкого» вариантов изложения новости, варианты композиции.

Информационные жанры. Объекты отражения (явления, события действительности, поддающиеся непосредственному наблюдению). Содержательно − формальная общность и различия информационных жанров (заметка, интервью, репортаж, отчет). Динамика развития информационных жанров в печати. Заметка. Событийный повод. Оперативность исполнения. Новизна фактов, явлений, событий, социальная значимость. Краткость изложения. Сжатость формы. Факт в заметке. Дифференциация заметок по проблемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т.п.

Новости в подробностях. Особенности исходного материала. Подробность как переосмысление факта. Обработка новости в зарисовочно - репортажных формах. Особенности наблюдения. Фиксация впечатления.

Репортаж. Предметная основа жанра. Репортерские картинки. Репортерское развитие темы. Наглядная новость. Новость в движении, Ритм. Главные отличия репортерского стиля от других способов изложения факта. Картинки репортера. Особенности наблюдения, фиксация впечатлений реплик. выразительных средств. Приемы наглядного воссоздания факта. Разновидности деталей и их употребление. Речевой эпизод, сценка. Возможности использования реплик и фрагментов портрета для создания публицистического образа события. Цвет, свет колорит события. «Озвучивание» новости, слуховая деталь. Образность. «Эффект» присутствия». Наглядность, конкретность изображения. Композиционная завершенность. Принципы построения «события сюжета» в репортаже. Авторское видение события в репортаже. Синкретичность, гибкость как характеристики репортажа.

Интервью. Формализованное интервью (общение по заранее составленной программе). Неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией). Свободное интервью. Работа с устным источником для самостоятельного материала. Модели и виды интервью: интервью-монолог, -диалог, -полилог, -беседа. Объекты интервьюирования ( очевидец, звезда, интересный собеседник, эксперт и др.). Цели бесед. Подготовка к интервью. Работа с тезисами. Структура интервью и ситуации бесед. Варианты ведения интервью («жесткое», «мягкое», «конфликтное», «свободное плавание»). Внимание к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.

Отчет. Своеобразие жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный, спортивный. Отчет и коммюнике.

Оперативное комментирование. Факты и способы оперативного комментирования, особая тональность репортерского отклика. Попутный комментарий. Использование «скрытого» комментария. Форма комментария – прибавления к изложенному факту («от редакции», «наш комментарий»). Критический характер реплики. Локальность суждений по факту. Специфика «комментария на ходу», незавершенность суждений.

Литература: 1- 11, 13, 14, 16 – 22, 26, 29.

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий)


Тема 1. Информационная политика издания и принципы информационной деятельности журналиста
Информационный продукт - результат переработки и обогащения полученной им информации, в которой неизбежно отражается уровень креативности - творческой возможности ее создателя.
Тема 2. Журналистская информация: природа и свойства

Информация - сведения о чем-либо, которыми обмениваются люди; сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических устройствах; количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы; отражение разнообразия в любых объектах в процессе неживой и живой природы.
Информационные ресурсы – это имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.
Информационная система - это система, предназначенная для создания, хранения. обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.
Массовая информация тиражируемая во времени и пространстве информация, предназначенная для большого числа потребителей.
Массовые информационные процесс – процессы, происходящие в обществе, охватывающие народные массы, участвующие в производстве и потреблении социальной информации.
Массовая коммуникация – процесс распространения социальной информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории с целью оказания воздействия на оценки, мнения и поведения людей; интерактивные, двухсторонние информационные потоки между субъектами коммуникации, служащие целям распространения социально-значимой информации посредством различных технических средств на массовые аудитории; система средств массовой информации знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе.

Социальная информация – информация взаимодействий, циркулирующая в общественных системах, социальном управлении; обеспечивает нахождение, хранение, передачу и обмен важной информации

Тема 3. Работа журналиста с источниками информации
Авторская работа – непрерывный поиск, мобильность и интенсивная творческая деятельность по созданию журналистских произведений.
Исследование– это один из универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение нечто «из следа», то есть восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах; принципиальная особенность организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.
Методспособ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Методы познавательной деятельности - подсистема методов журналистского творчества, способствующих освоению действительности; традиционные и заимствованные.
Методы предъявления информации - подсистема методов журналистского творчества, предназначенных для превращения в компоненты текста ЭВС, из которых строится журналистское произведение.
Ознакомление – познавательный процесс, при котором происходит ознакомление с ситуацией, с опорой на здравый смысл.
Расследование – познавательный процесс, при котором автору приходится сталкиваться нестандартными условиями, принимать нестандартные решения, ответственность за которые он должен брать на себя.
Монтаж – система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов.
Тема 4. Общая характеристика информационных жанров
Жанр – исторически складывающийся тип произведения; конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах - своеобразной композиции, образности, речи, ритме.

Журналистское произведение – продукт авторской журналистской работы.
Замысел – мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему, идею, принцип организации.
Идея – главная мысль произведения, имеющая программный характер.
Информационные жанры - тексты, которые являются основными носителями оперативной информации, позволяющие аудитории осуществлять мониторинг наиболее значимых событий в разных сферах деятельности.
Композиция - построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром, соединение отдельных частей произведения, сюжетных линий в одно целое

Корреспонденция информационная – жанр журналистики, целью которого является сообщение нечто о предметном событии, с использованием «свернутого» пересказа происходящего, а не «живого» наблюдения.
Образ – смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы.
Проблема – вопрос, требующий разрешения, совещания.
Отчет – самостоятельный информационный жанр, с особым характером предмета изображения, в качестве которого выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией.
Репортаж – информационный газетно-журнальный жанр, отличающийся динамичной, красочной передачей события, участником которого был сам автор.
Стиль – разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств, в связи с задачами общения; устойчивое единство художественно-образной системы.
Сюжет в журналистском произведении - развитие события, отраженного в каком-либо произведении.
Текст – последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение; словесное произведение; законченное произведение или фрагмент, составленный из знаков естественного языка и сложных эстетических знаков.
Тема – предмет, объект изображения в произведении, круг жизненных явлений.
Фабула произведения - цепь событий, сочетание фактов в их причинно-временной последовательности.
Факт - действительное вполне реальное событие, явление; фрагмент сознания, отражающий единицу реальности.

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций – не предусмотрен

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола, заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись деканата факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Короткова Т.А., к.п.н., доцент

2008-2009 гг.

Филологии и журналистики

Журналистика

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Новостная журналистика» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
«Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
«Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «международное гуманитарное право и сми»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск