Скачать 231.71 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ______________Волосникова Л.М. ______ _____________ 200__г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальности 030601.65 Журналистика. Форма обучения – очная, заочная «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Автор работы ____________ Плахина Е.В. «______»___________200__г. Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства, 26.03.2008 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ____стр. Зав. кафедрой ________________Топоркова Т.А. «______»___________ 200__ г. Рассмотрено на заседании УМК филологического факультета, 23.09.2008 №1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _______________Рацен Т.Н. «______»_____________200__ г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. зав. методическим отделом УМУ____________Фёдорова С.А. «______»_____________200__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА В.В. Плахина ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальности 030601.65 Журналистика. Форма обучения – очная, заочная Тюменский государственный университет 2008 Е.В. Плахина Профессиональная этика журналиста. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов cпециальности 030601.65 «Журналистика». Форма обучения: очная, заочная. Тюмень, 2013, 17 стр.УМК соответствует ГОС ВПО и включает цель и задачи курса, тематический план лекций, планы практических занятий, список литературы, вопросы к зачету. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Профессиональная этика журналиста [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой журналистского мастерства. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Т.А. Топоркова, к.ф.н., доцент зав. кафедрой журналистского мастерства© Тюменский государственный университет, 2008. © Е. В. Плахина, 2008. Требования ГОС к содержанию курса Профессиональная этика как наука и проблема практики. Понятие морали и профессиональной морали. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Формирование профессионально-этических взглядов в журналистике. Состояние профессиональной этики как науки в настоящий момент. Этические проблемы журналистской практики. Профессионально-этическое сознание как носитель опыта журналистского сообщества. Понятие о профессиональном сознании трудовой группы, его структуре и формах, в которых оно существует. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании журналистского сообщества. Взаимодействие профессионального сознания группы и индивидуального сознания журналиста. Профессионально-нравственные взгляды, чувства, поступки как формы проявления профессионально-нравственной зрелости журналиста. Структура профессионально-этического журналистского сообщества. Категории, определяющие профессионально-нравственную позицию журналиста (профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональное достоинство, профессиональная честь). Базовые профессионально-этические принципы журналистики. Профессионально-этические нормы, направляющие поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист – адресат информации, журналист – действующие лица публикации, журналист – источники информации, журналист – внештатные авторы, журналист – коллеги, журналист – представители власти). Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов. Экономическая, правовая, деонтологическая природа коллизий и поиск путей их разрешения. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия телерадиовещателей. Положения об общественных структурах профессионально-этического самоконтроля журналистских организаций России. 1. Пояснительная записка Данный курс является важной составной частью профессиональной подготовки студентов отделения журналистики. Наряду с курсом «Основы журналистского творчества» и др. он составляет основу теоретико-практической подготовки будущих журналистов. Предмет курса — деятельность журналистики в целом, журналистских коллективов и отдельного журналиста с точки зрения присутствия в этой деятельности особой профессиональной этики. Профессиональная этика выступает в данном случае как совокупность категорий, ценностей, норм и правил, которые присутствуют в профессиональном сознании, составляя его важную часть — профессиональную мораль, и регулируют тем самым профессиональную деятельность. При этом профессиональная этика регулирует журналистскую деятельность особым образом, выступая как сознательно выработанный и осуществляемый журналистами саморегулятор в сфере журналистики. Особо следует отметить, что профессиональная этика помогает реализовать, в частности, функцию социальной ответственности журналистики как института и журналиста как гражданина, поскольку в профессиональной этике осуществляется взаимодействие гражданского и профессионального в деятельности и поведении журналиста. Со времени появления независимой журналистики у нас в стране, этические вопросы её существования становятся всё острее. В нашем обществе успел уже сформироваться негативный образ «жёлтой прессы», «продажных журналистов». Складывается во многом противоречивая ситуация. С одной стороны, журналистика считается престижной профессией. С другой - сохраняется откровенно настороженное отношение к журналистам со стороны не только персон, которые могут объектами журналистского профессионального интереса, но и просто обывателей. Изучение такого явления, как профессиональная этика, овладение ее содержанием позволят начинающему журналисту наполнить нравственным содержанием технологические моменты своей работы, постоянно держать в своем профессиональном сознании социальные ориентиры информационной деятельности, а следовательно, работать более эффективно в социальном и профессиональном плане. Данная дисциплина преподается с учетом требований ГОС и предлагается в рамках федерального компонента. В рамках курса необходимо не столько предлагать студентам теоретический материал, достаточно полно представленный в работах Г. В. Лазутиной, Е. П. Прохорова, С. Г. Корконосенко и т.д., сколько (вслед за Лазутиной) рассматривать проблемы профессиональной этики журналиста в контексте жизненных ситуаций, объяснять их с позиций новой концепции морали вообще и профессиональной морали в частности – концепции, основанной на понимании общества как саморегулирующейся системы. В рамках занятий студентам необходимо руководствоваться теми нормативами, которые были выработаны международным журналистским сообществом. Их не так много,но они развивают одни и те же идеи. Прежде всего это «Международная декларация принципов поведения журналистов» (Принята Конгрессом МФЖ в 1954 году. Поправки внесены на Конгрессе Международной федерации журналистов в 1986), «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года), а также российские аналоги: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года). Цель: изучение профессионально-этических норм, существующих в современной отечественной и зарубежной журналистике. Задачи: в результате изучения курса студенты должны: Знать: содержание основных профессионально-этических парадигм, иметь представление о принципах, требованиях, стандартах профессионального поведения, условиях, особенностях работы журналиста, придерживающего правил этики; иметь представление о природе профессиональной морали; Уметь: самостоятельно ориентироваться в ситуациях профессионально-нравственного выбора Владеть: принципами и методикой поиска оптимальных этических решений в затруднительных ситуациях, с которыми сталкивается журналист в повседневной практике. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Таблица 1
3. Тематический план Таблица 2 Очная форма обучения
Заочная форма обучения.
4.1 Балльная оценка текущей успеваемости студента (8 семестр, форма контроля – зачет) Таблица 3
4.2Виды контроля успеваемости, применяемые на аудиторных занятиях, их оценка в рейтинговых баллах. Таблица 4
Таблица 5
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства, 26. 03. 2008 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Недели семестра Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030601. 65 «Журналистика» форма обучения очная | ||
Учебно-методический комплекс заочная и для студентов направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601.... | ||
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601.... | С. Н. Бурова История отечественной литературы рубежа Бурова с. Н. История отечественной литературы рубежа XIX – XX в.: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031001.... Рассмотрено на заседании умк филологического факультета 23. 09. 2008 г., протокол №1 | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения) | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... | ||
Литература и критика в аспекте регионалистики учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... |