Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы»





Скачать 88.27 Kb.
НазваниеТематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы»
Дата публикации19.03.2015
Размер88.27 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Журналистика > Тематический план
Шостак М.И.

МАСТЕРСТВО ЖУРНАЛИСТА



Лекции и семинарские занятия «Мастерство журналиста» продолжают цикл лекционных курсов, посвященных вопросам технологии и творческого поиска журналиста-литератора («Журналистика новостей», «Оперативное комментирование», «Аналитическая журналистика», «Искусство заголовка», «Художественная публицистика»). Изучаются особенности творческой деятельности редакционных коллективов и условия, при которых возможно поднимать планку профессионализма; на примере работ выдающихся журналистов российской прессы обсуждаются проблемы креативности и действенности выступлений современных печатных СМИ. Студенты составляют «досье» - подборку примеров из текущей периодики, выполняют контрольные, готовят реферат: «Творческое лицо мастера».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» и результаты

Тема1 Творческое лицо издания

Тема 2 Успешный журналист: ответственность и бремя таланта

Семинар по темам 1-2

Тема 3. Выразительность документализма. Мастерство детали

Тема 4. Выразительность документализма. Мастерство диалога

Семинар по темам 3 - 4

Тема 5. Мастерство отражения противоречий

Тема 6 Конфликт и полемика в качественном тексте журналиста

Семинар по темам 5-6

Тема 7. Публицистическое «Я» мастера

Семинар по теме 7

Контрольный зачет (Аттестация)

Тема 8. Мастерство колумниста

Тема 9. Интуиция мастера

Семинар по темам 8­9

Тема 10. Художественная условность в журналистике

Тема 11. Образ в тексте репортера

Семинар по темам 11-12

Тема 12. «Писатель в газете»

Тема 13. Мастерство портрета

Семинар по темам 12-13

Тема 14. Ироничный журналист: грани мастерства

Семинар по теме 14
Консультация по подготовке реферата: «Творческий портрет мастера»

Экзамен

ПРОГРАММА

Введение. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: РЕСУРСЫ И РЕЗУЛЬТЫ


Уровень владения профессиональными методами, на котором возможен свободный поиск новых методов и форм. Мастерство как высшая ступень профессионализма. Индивидуальный стиль.

Искомое качество современной прессы и вопросы мастерства. Связь творческих проблем с рядом общепрофессиональных задач (достоверности отображения действительности; «генерирования» новых идей и др.) и с коммуникативной ролью журналистики (мастерство диалогических форм, полемики). Грани мастерства разных типов журналистской деятельности.


Тема 1. ТВОРЧЕСКОЕ ЛИЦО ИЗДАНИЯ

Пресса как сфера творческой активности. Фактор конкуренции СМИ как стимул к поиску новых форм. Разные «культурные интонации» и варианты стиля, демонстрируемые на рынке современной прессы (газеты и журналы «солидные», «бойкие», «бесстрашные», «беспристрастные», «ядовитые», «задиристые» и т.п.). Ужесточение внутриредакционных требований (четкая регламентация: «как для нас надо писать») и вопросы индивидуального творчества. Участие ярких индивидуальностей в определении и формировании лица издания как определенного единства литературного стиля, изо-публицистики и дизайна.


Тема 2. УСПЕШНЫЙ ЖУРНАЛИСТ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БРЕМЯ ТАЛАНТА

Талант в рамках творчески-производственной деятельности журналиста. Взаимовлияние факторов индивидуального и коллективного в творческом поиске журналиста. Факторы индивидуализации творчества: уровень интеллекта, особенности эмоциональной отзывчивости, степень свободы творчества, степень самокритичности. Критерии успеха выступления журналиста. Востребованность таланта на разных направлениях работы современного журналиста. «Почерк мастера». Творческая поддержка коллектива и «творческий фон» издания. «Школа мастера».
Учебное задание к семинарскому занятию

(по темам 1 и 2)

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие «творческая личность журналиста» в свете общественных задач СМИ

  2. Творческие направления в журналистике


Упражнения в аудитории

  1. Сопоставить варианты «стилей издания» (двух газет или журналов).

  2. Высказать суждение о «лице издания» сопоставив нескольких номеров

  3. Определить направление и особенности «творческой индивидуальности» известных журналистов (премия «Золотое перо России» последних лет)


Тема 3. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДОКУМЕНТАЛИЗМА. МАСТЕРСТВО ДЕТАЛИ

Многообразие использования выразительных возможностей документального факта. Факт как выразительное средство и как категория журналистского мастерства.

Особенности документализма в журналистике: его тесная связь с эмоциональной выразительностью, «внушением», нагнетанием эмоций, их концентрацией. Разные уровни достоверности. Документализм подлинный и мнимый. Конкретная деталь и ее условная трактовка (эмоциональный комментарий). Воссозданные эпизоды. Примеры современного творчества в сфере «журналистики новостей».


Тема 4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДОКУМЕНТАЛИЗМА. МАСТЕРСТВО ДИАЛОГА

Мастерство профессионального общения как основа качественного текста интервью. Творческий подход к освоению темы, психологической подготовке, осмыслению речевого поведения. Варианты работы со звучащим материалом. Мастера интервью и модель “свободное плавание”. Примеры творческого подхода журналистов к задачам профессионального «дирижирования» беседой; уточнения, приемлемые “перебивки” и возвращения в русло темы, передача инициативы партнеру и др. «Маски» и роли интервьюера. Мастерство воссоздания диалога.


Тема 5: МАСТЕРСТВО ОТРАЖЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Отражение противоречий вместо спрямления жизненных процессов Преодоление инерции мышления: соблазна упростить творческую задачу, уйти от мешающих сложностей. Способность мыслить неодномерно как творческий дар. «Наглядный поиск» источника противоречий в тексте журналиста-мастера. Реконструкция связей, превращающая ход рассуждений в интересное чтение. Прием «приключение мысли» в работе мастеров XX века (Напр. А.Аграновского и Е. Богата) и современных журналистов. Путь авторской мысли через противоречие ­ к новому взгляду на события.
Тема 6: КОНФЛИКТ И ПОЛЕМИКА В КАЧЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ ЖУРНАЛИСТА

Конфликт изображенный и привнесенный. Конфликтные ситуации, связанные с добычей информации и изображенные журналистом. Намеренно изображенные «логические тупики», создающие эффект конфликта в авторском рассуждении; сталкивание фактов и персонажей; роли непонятливого собеседника, «противника» для обострения конфликта. Заочная полемика с аудиторией (сложившимся мнением). Острота, («хотя бы и спорная»), как условие воздействия журналистского произведения и как качество журналистского текста. Творческие находки современных журналистов в свете проблемы конструктивности публичных споров.

Тема 7. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ «Я» МАСТЕРА

Возможности авторского самовыражения в публицистическом произведении. Сходства и различие авторского «я» в художественной литературе и в газетно-журнальной публицистике. Авторское «я» журналиста как лицо социальное. Расхождение образа автора и свойств личности реального человека Требование известной дистанции между авторским «я» и его создателем в большинстве газетно-журнальных жанров. Авторский образ – «эталон» («Публицист»). Ролевая концепция в практике журналистов: «маски» в работе репортеров, интервьюеров, очеркистов, «Я» действующее» и «я» размышляющее». Самоирония журналиста.
Тема 8. МАСТЕРСТВО КОЛУМНИСТА

Мастера газетной эссеистики в истории российской печати. Эффект «мыслей вслух» и способы его достижения. Параллельное развитие двух тем - конкретного факта и ассоциации.

Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. («Взгляд, обращенный в собственные глубины»). Формы и возможности авторского самовыражения. Влияние приемов ораторского искусства на выразительность и стиль публицистических монологов.

Тема 9. ИНТУИЦИЯ МАСТЕРА

Авторская мысль в форме догадки, предощущения.

Чутье на новость, чутье на деталь, чутье на интонацию, чутье на конфликт - стимулы журналистского творчества.

Гипотетичность текста. Прогноз публициста в качестве ассоциации особого уровня, направленной на формирование новых комбинаций. Создание прогностической модели как творческая задача и связанные с ней вопросы мастерства.

Художественная интуиция и современная журналистика.
Тема 10. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ УСЛОВНОСТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Понятия «художественная условность», «домысел» применительно к социально-ориентированному выступлению журналиста. Сфера авторской фантазии в журналистике сегодняшнего дня; игра с материалом с разной степенью художественной условности, допустимой в «литературе факта». Трансформация временных координат, пространственных рамок. Метафоризация как прием полемического заострения факта. Образный монтаж, его особенности. Разные возможности объединения документального и условного в журналистике. Игра фантазии «между фактом и фактом» и необходимость оговорок в тексте, обозначающего разделения сфер домысла и реальности. Образная догадка как категория журналистского мастерства.
Тема 11. ОБРАЗ В ТЕКСТЕ РЕПОРТЕРА

Проявление творческого воображения мастеров современной журналистики в текстах, основанных на наблюдении и «эмоциональной памяти» автора. Метафоризация как прием усиления эмоционального воздействия. Понятие «документальный образ».

Публицистическая деталь в канве репортажа. Штрихи портретов участников событий как художественное иносказание. Реплики и поступки персонажей отчетов и репортажей, проясненные авторскими ассоциациями. «Образ себя» в тексте репортера; «я» действующее, ремарки и реплики. Догадки и предположения автора, подчеркнутые образными деталями.
Тема 12. «ПИСАТЕЛЬ В ГАЗЕТЕ»

Мастерство «исследования образными средствами». Отождествление автора с читателем - единомышленником; («я» как «мы»), ведущая роль «публицистического героя» в очерковом тексте. Исследуемый «материал человеческих взаимоотношений» в наглядных эпизодах, объединенных действием и размышлениями обобщенного персонажа. Проявление характеров в социально-психологическом или морально - этическом конфликте («столкновение людей и характеров по общественным мотивам»). Приобщение читателя к поискам верной точки зрения, сомнениям и ошибкам на пути к ней. Открыто - логическая и ассоциативная форма суждений. Философический план очеркистики. Мастера современного очерка.
Тема 13. МАСТЕРСТВО ПОРТРЕТА

Сюжет портретного очерка как постижение характера. Роль воссозданного конфликта в портрете: эффект преодоления судьбы и обстоятельств. Сходство и различие задач и методов работы при создании портретов «психологического» и «политического».

«Резоны доказательности» портретного очерка: самовыражение собеседника в процессе общения, характерные ситуации взаимодействия с окружающими, отзывы и воспоминания о нем, реконструированные факты биографии (эпизоды, репортажные включения). Художественно-выразительные средства, подчеркивающие «тип» и «индивидуальность».
Тема 14: ИРОНИЧНЫЙ ЖУРНАЛИСТ: ГРАНИ МАСТЕРСТВА

Возможности и творческие варианты сатирических обобщений. Ироничное пересоздание факта как особая форма доказательного рассуждения. Пародирование ситуаций, манеры поведения, речевого стиля. «Наивный» взгляд. Фантасмагорическая ситуация на базе реальности. Ироничные параллели, комментарий, прогноз. Нравственно-учительская линия ироничных выступлений колумнистов. «Лирика сатирика». «Ироничные включения» в разных жанрах современной прессы. Мастера ироничной журалистики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «МАСТЕРСТВО ЖУРНАЛИСТА»

Изучение дисциплины предполагает знакомство с теоретической литературой, посвященной как отдельным жанрам современной прессы, так и проблемам журналистского мастерства в целом, выполнение упражнений и контрольных заданий. Необходима параллельная (и непрерывная) работа с материалами текущей периодики. Студенты составляют «досье»: подбирают вырезки из газет и журналов по каждой теме, что не только вырабатывает профессиональный взгляд на газетный лист, развивает критическое, исследовательское отношение к журналистской практике, но и служит «наглядными уроками», примерами для подражания, либо «примерами отторжения». Осмысление опыта мастеров как основа профессионализма может послужить толчком к собственному творческому поиску.

При подготовке к экзамену надо учитывать, что главная ценность ответа ­ не столько в заученной безупречности теоретических формулировок, сколько в наглядной демонстрации возможностей той или иной жанровой формы в руках мастера (тут помогут примеры из собранного «досье»). Важно достаточно серьезное отношение к собственным попыткам воплотить теорию в практику при выполнении контрольных работ и продемонстрированный студентом творческий подход к сбору материала, структурированию и оформлению реферата «Творческий портрет мастера».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconТематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы»
Сми. Студенты составляют «досье» подборку примеров из текущей периодики, выполняют контрольные, готовят реферат: «Творческое лицо...
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconСтатья в методический журнал
«критическое мышление», «творческое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление» и т д
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconПонятие «критическое мышление» и его характеристики
«логическое мышление», «творческое мышление» и т д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных...
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconТематический план. Наименование темы занятия. Всего часов Примечание...
Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconЛекция 1 Вводная План
Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому,...
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconУчебно-тематический план авторской программы «Творческое чтение и письмо»
Степень научной, методической новизны программы (в чем заключается ее оригинальность)
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconКалендарно-тематический план преподавателя
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» icon№ Ресурсы окружающей среды, природные ресурсы России и мира
Рап. Прикладная экология, лекция 6, ау. 214, 13: 50-15: 10, 12. 03. 12, доцент кафедры земельного и экологического права, к ю н....
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconДисциплины и дидактическое содержание
Курс предполагает так же и общественно – педагогическую практику, включающую использование знаний источниковедческой базы, навыков...
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconТематический план изучения дисциплины 24 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconТема Вводная лекция
Изучить с кандидатом авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-18Т и правила его летной эксплуатации
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconТематический план изучения отечественной истории № п\п Наименование тем Количество часов лекция
Основные тенденции формирования Средневекового общества и Древняя Русь (нач. 1 -го тысячелетия XII век)
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconКонспект урока технологии в 11 классе (продолжительность 90 минут)...
Словарная работа: амортизационные отчисления, бизнес-план, маркетинговые исследования
Тематический план вводная лекция. Творческое мышление: «ресурсы» iconКонспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск