Скачать 0.51 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ ЖУРНАЛИСТИКА Программа междисциплинарного государственного экзаменадля обучающихся по специальности № 030601 – «Журналистика» Москва – 2009Утверждено на заседании Совета факультета журналистики РГГУ «22» октября 2009 г., протокол № 7 Авторы-составители: Басовская Е.Н. Землянских Т.Н. Киянская О. И. Макарова Н.Я. Одесский М. П. Ростова Н.В. Шульцман П.Э. Ответственный редактор: Макарова Н.Я. © Российский государственный гуманитарный университет, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Междисциплинарный государственный экзамен является частью итоговой аттестации специалиста. Его цель - выявить теоретическую и практическую подготовку к решению профессиональных задач, соответствующих квалификации специалиста, определить уровень профессиональной компетентности будущего журналиста. Выпускной экзамен имеет комплексный, интегрированный характер и предполагает проверку умения выпускника решать профессионально-практические задачи. Данная программа составлена на основании программ курсов, преподаваемых на факультете журналистики РГГУ в соответствии с учебным планом, разработанном в соответствии действующим с Государственным образовательным стандартом по специальности 021400 – «Журналистика». К итоговому государственному экзамену допускаются выпускники, завершившие полный курс обучения, успешно прошедшие предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом. Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности 021400 – «Журналистика» включает вопросы из цикла дисциплин по подготовке специалиста с присвоением квалификации «Журналист»: стилистика и литературное редактирование, история журналистики, теория и методика журналистики, правовые и этические основы журналистской работы, творческая деятельность журналиста на телевидении. В каждом разделе программы представлены основные темы, литература и список. При ответе на государственном экзамене рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты: история вопроса и актуальные аспекты; теория вопроса с кратким изложением основных научных подходов, обобщение современной практики СМИ; понимание функций и роли СМИ в современном мире; представление о системе функционирования СМИ в России и за рубежом в различные исторические периоды, рассмотрение вопросов профессиональной компетентности в теоретическом, психологическом и правовом аспектах. Ответы на экзамене должны продемонстрировать готовность студентов к работе в различных типах СМИ, умение анализировать профессиональные проблемы. Студенты должны знать:
Студент должен уметь:
Процедура государственного экзамена. Экзаменационный билет содержит два вопроса: первый вопрос по стилистики и литературному редактированию или истории журналистики, второй из теории и практики журналистики или творческой деятельности журналиста. Время на подготовку к ответу 40 минут. Во время экзамена студенты имеют право пользоваться настоящей программой, законодательными и правовыми актами Российской Федерации и местных органов власти. Не допускается использование конспектов, справочной, профессиональной и учебной литературы; электронных средств связи, фотокамер (то есть мобильных телефонов, карманных компьютеров-коммуникаторов, ноутбуков, цифровых фотоаппаратов и их возможные комбинации). В случае нарушения указанных правил студент удаляется с экзамена и получает оценку «неудовлетворительно». Члены Государственной экзаменационной комиссии имеют право задавать студентам дополнительные вопросы в рамках вопросов билета. По окончании ответов студентов члены Государственной экзаменационной комиссии совещаются, обсуждая каждый ответ студентов. По итогам обсуждения выставляется оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Критерии оценок: Оценка «отлично» выставляется, если студент показывает глубокие знания всего программного материала. Дает последовательные, содержательные, полные и правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, а также на дополнительные вопросы экзаменаторов. Оценка «хорошо» ставиться студенту, если он демонстрирует достаточно полные знания всего программного материала, но вопросы экзаменационного билета раскрывает недостаточно глубоко и не дает полных ответов на дополнительные вопросы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент отвечает на вопросы экзаменационного билета, допуская негрубые ошибки, неточности, а также не недостаточно ориентируется в освещаемом материале при ответе, как на основные, так и на дополнительные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставиться студенту, который дает неправильный ответ на один из вопросов экзаменационного билета. Допускает грубые ошибки в ответе, проявляет непонимание сути излагаемых вопросов. I раздел Стилистика и литературное редактирование Литературный язык. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. Синонимия и вариативность. Узус и норма. Кодификация нормы. Особенности эволюции литературного языка. Динамический характер нормы. Проблема гибкости нормы. Речевая экспрессия. Лексические и грамматические выразительные средства. Функционально-стилистическая дифференциация языка. Основные сферы коммуникации и понятие функционального стиля. Нейтральные языковые средства. Система книжных стилей (официально-деловой, научный, высоко-поэтический). Разговорный стиль. Реализация разностилевых средств в публицистическом стиле и языке художественной литературы. Язык рекламы. Важнейшие тенденции развития языка современной журналистики. Публицистический стиль современного русского литературного языка. Журналистика как сфера коммуникации. Информативная и воздействующая функция СМИ. Жанр как стилеобразующий фактор журналистского текста. Лексические и грамматические характеристики публицистического стиля. Понятие газетизма. Проблема журналистского штампа. Основные тенденции эволюции публицистического стиля современного русского литературного языка. Редактирование. Задачи и методы редакторской работы. Понятие редактирования. Ответственность редактора. Проблема допустимого вмешательства в текст. Специфика редакторского чтения. Типология ошибок. Виды правки. Приемы сокращения и обработки текста. Вторичные жанры (тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия). Технология внесения исправлений в текст. Логическая стройность и ясность текста. Приемы выявления логических связей. Работа редактора над композицией текста. Основные логические законы. Правила деления понятий. Правила дефиниции. Правила аргументирования. Корректная и некорректная аргументация. Работа редактора над фактическим материалом. Понятие факта. Внешняя и внутренняя проверка фактического материала. Классификация источников информации. Правила цитирования. Оформление цитат. Обработка текста. Способы сжатия текста при правке-сокращении. Понятие вторичного текста. Конспект, тезисы, аннотация, реферат, рецензия. Вопросы по разделу:
|
С. И. Холод вспомогательные (прикладные) дисциплины Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса одо и озо, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика, получающих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Новостная журналистика» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Учебник для студ высш учеб заведений/ Т. В. Соколова, А. И. Владимирова,... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601.... | Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию Липская Л. И. История зарубежной литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В новостная журналистика... Цель учебного курса: формирование у студентов целостного представления о сфере информационной деятельности журналистов в условиях... | Недели семестра Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030601. 65 «Журналистика» форма обучения очная | ||
Р. П. Баканов Казанского (Приволжского) Федерального университета, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор: канд фил наук,... | Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов экономического факультета по направлению подготовки 080100.... | ||
Методические указания по подготовке к государственному экзамену 5... Программа государственного экзамена по специальности «Налоги и налогообложение» для студентов обучающихся по специальности 080107.... | Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности... Разработана предметной цикловой комиссией по правовым и социально-экономическим | Н. Н. Горбачева история отечественной литературы Н. Н. Горбачева. История отечественной литературы ХХ в. (2/2). Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса специальности 030601.... | ||
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические материалы для государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «финансы и кредит», специализация... |