Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования





Скачать 98.87 Kb.
НазваниеСаляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования
Дата публикации27.06.2014
Размер98.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Жизнь и творчество Саляма Галяма

Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования

Гильванова Г.Ш., учитель литературы

МОУ СОШ № 24 Ленинский район г.Уфа

Вводный урок с использованием ИКТ «Жизнь и творчество Саляма Галяма»

Цель урока: познакомить учащихся с личностью поэта – переводчика, с его творчеством; формировать нравственную культуру учеников, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; воспитывать чувства гражданственности и патриотизма у учащихся.

Оборудование: стенд с фотографиями Саляма Галяма, подбор книг поэта, аудиозапись курая, мультимедиа.

Ход урока:

Учитель литературы:

«Природа –мать,

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру –

Заглохла б нива жизни…» - писал великий русский поэт А.Некрасов

Один из таких людей – это известный башкирский поэт Салям Галимов,

именем которого названа одна из улиц города Уфы Ленинского района, улица на которой многие из вас живут – это улица Саляма.   Улица Саляма (бывшая Конная Буденного, затем - Громова) Последнее название ей было дано 19 ноября 1957 года.

Показ слайдов улицы имени С.Галимова

Учитель ИКБ:

- Ребята, что вы знаете о нем? (ответы учащихся)

Показ слайда (портрет поэта, дом, в котором родился поэт)

Учитель литературы: (Звучит курай).

Я все стерплю, судьба моя!
Перенесу и боль, и муки.
Пускай откажутся друзья,
Забудет милая в разлуке.
Пусть оступлюсь я невзначай,
Ты накажи меня сурово,
Лишь с Родиной не разлучай
И не лишай родного слова.

(Слайды о природе родного края)

Учитель ИКБ:

Наш край богат своей историей, прекрасен своей природой, удивительными лесами и озерами, богат щедрой на урожай землёй. Здесь жили и живут мужественные и талантливые люди.

Это и поэт - переводчик Галим Салям, известный писатель-самородок Хай Мухамедьяров, поэт и педагог Кадыр Даян, общественный деятель Шарифа Тимергалина, Кадыр Рахимович Тимергазин – первый башкирский доктор наук, профессор геологии, заслуженный деятель науки и техники

Мы гордимся творчеством Рамазана Шагалеева - это поэт и музыкант, заслуженный работник культуры Российской Федерации и республики Башкортостан, лауреат премии имени Акмуллы.. Их творчество пронизано одной большой любовью к Родине.

Не может человек жить без родины, не может забыть тех мест, где родился и вырос. Родина для человека всегда будет милее и роднее, потому что Родина – это отчий дом, домашнее тепло, первые книги, сказки, песни. Это лес и трава, облака в небе.

Родина – это все, что связано с детством, с неповторимой юностью.

Какой бы трудной ни была судьба наших земляков-поэтов, они всегда помнили и писали о Родине с любовью и нежностью. О ней сказаны самые проникновенные слова.

Учитель ИКБ: (слайд портретом поэта)

Сегодня, в предверии 100 –летия со дня рождения Саляма Галимовича Галимова, на уроке мы поговорим о его жизни и творчестве.

Вошедший в литературу под псевдонимом Галим Салям родился 18 января 1911 года в деревне Тягеш ныне Кунашакского района Челябинской области в семье указного муллы. К 13 годам Салям уже закончил школу первой ступени в деревне Сарино. Затем на четыре года родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам закончил среднюю школу. Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, где появляются его стихи и заметки. В старших классах Салям редактирует школьный литературный журнал.
После окончания школы в 1928-1930-х годах будущий поэт работает учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеево под Аргаяшем, является комсомольским вожаком, активным селькором, участвует в организации первых колхозов. Биографы отмечают, что именно в эти годы в республиканских газетах появляются заметки и первые стихи Саляма.

Ученик читает наизусть стихотворение «Песня жизни»

Сирень – вдоль садовой дорожки.

Вдоль улицы – строй тополей.

В лесу – примеряет сережки

Березонька, снега белей.

Прозрачной струей родниковой

Вокруг перелесок звенел.

Никто от напитка такого

Сильнее меня не пьянел.

А этому цену

Мы в юности можем забыть.

Но молодо, самозабвенно

Кричу я:

- Как хочется жить!

Асфальтово-каменный город

Гудками «про-щай» прокричал.

А лес, поднимавшийся в гору,

Меня соловьями встречал…

Во мне закипает такое

Хмельное желание жить,

Что сердце мне трудно порою

На целой земле уместить.

Не то обрело оно крылья,

Не то все постигло пути, -

Но может взлететь без усилья.

Взлети, мое сердце!

Взлети!...

Как хочется жить!

Как чудесна

Зенита высокая синь!

Эй, сердце, в просторе небесном

Раскинь свои крылья!

Раскинь!

Учитель литературы:

В 1930 году девятнадцатилетнего юношу приглашают работать в редакцию газеты «Башкортостан». Желание получить систематическое литературное образование приводит Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского пединститута. Близким другом Саляма был Салях Кулибай. Послушаем его воспоминания.

Ученик: (слайд с портретом С.Кулибая)

"Комната была небольшая, вмещала скромную мебель: две кровати и стол, - вспоминает Салях Кулибай. - Но на одном столе мы ухитрялись писать четыре разных стихотворения.    Весной и летом Салям вставал очень рано, бормотал про себя строфы стихов и, схватив книгу или блокнот, исчезал с глаз. Он отправлялся на прогулку, а то и в сад - в какое-нибудь укромное местечко, где записывал стихи или готовил урок. Стихи он любил сочинять на ходу, на прогулке, заучивал их на память, шлифовал, заменял, переставлял слова. В такие минуты он забывал даже о своем спутнике, если был не один, думал и рассуждал вслух, проверял начатое стихотворение, делал наброски новых".

Учитель литературы:

Именно во время учебы в вузе наиболее ярко и полно раскрывается литературный дар поэта. В эти годы были созданы такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитая поэма «Сокол». Свои творения он подписывает псевдонимом Г.Салям.

Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Утро Республики»

Поезда несутся мимо, мимо,

Будоража громом белый свет.

Я гляжу:

Встает неугасимо

Над моей республикой рассвет.

Медленный туман в седых озерах

Мочит лебединое крыло.

Озаряя сказочные горы,

Солнце над Башкирией взошло.

Веет ветер и колышет травы,

Голубеет бельская вода.

И встает республика

Со славой

Встретить день горячего труда…

А вокруг работа не стихает,

Молодежь торопится, шагает

С песнями

Отчаянней огня.

Слышу, как поэт вокруг колеса,

Вижу, как в разбуженной дали

В море золотящихся колосьев

С головой уходят корабли…

Учитель литературы:

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Салям становится одним из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм – синтеза различных традиций – составляли новаторство Г.Саляма в поэзии того времени.

Учитель ИКБ:

В 1937 году он работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Салям направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. Здесь он тяжело заболел менингитом и скончался 19 июня 1939 года.

До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем.

Учитель литературы:

Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.
Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое».

Ученик наизусть читает строчки из произведения Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое»

Учитель литературы:

В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека.
Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых» и других.

Ученик читает наизусть:

Вижу я,

Республика,

И слышу, -

Будоражат сказочную даль

Бьющие фонтаны нефтевышек,

Молнии сплошных электровспышек

И в мартенах огненная сталь.

Где веками плакали кураи,

Города и фабрики встают,

Димитровы снова подрастают,

Чкаловы великие растут…

Учитель литературы:

Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей.

Ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Жизнь»

Неизвестно:

Он бурил породу,

Иль поля распахивал весной?

Неизвестно:

Шел он на работу

Иль домой с работы в час ночной?

Конюхом он был

Иль звероловом,

Инженером иль учеником –

Парень не обмолвился ни словом,

И никто не спрашивал о том.

За тропой

Таинственно, без света,

Перед ним раскинулась тайга.

Ночь стихом звучала для поэта

И не для поэта…

Учитель литературы:

Одним из первых Г.Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, будущей фашисткой агрессии. Они строятся на условном сюжете, часто представляют собой остроумные находки, что свидетельствуют о повышении культуры башкирской поэзии. В конце 30-х годов Г.Салям создает широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспевает высокие гуманистические идеалы, предсказывает светлое будущее страны и народа. Эволюция его творчества определяется переходом от декларативности к философской глубине, от наставлений, морализации – к образности, от риторики – к истинной лирике. Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы "Цыганы" А.С.Пушкина, "Гренаду" М.А.Светлова.

Ученик читает отрывок на башкирском языке из поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина
Учитель ИКБ:

Крупнейшим поэтическим произведением Саляма была его поэма «Бала» («Дитя»). Она занимает более 50 страниц книжного формата. Освещая столь серьезные — особенно для «восточной», «мусульманской» поэзии — проблемы, как семейные отношения, проблемы деторождения и т.д., поэт сознательно и бесстрашно обращается к наиболее актуальным для того времени темам. Она имела широчайший резонанс. Ее зачитывали «до дыр», мусолили и стар, и млад, ее изучали в школах, вузах и техникумах. Словом, она стала не только литературным, но и общественно-политическим явлением.
В Ленинграде Салям Галимов учился в аспирантуре и, следует сказать, весьма успешно, чем немало удивлял своих товарищей. Они поражались трудолюбию, умению гармонично сочетать научную работу с литературной. Поэму «Бала» («Дитя»), которую он создал именно в Ленинграде, считали новым словом вообще во всей советской литературе.

Учитель литературы (показ слайда с портретом Б.Бикбая)

Большим другом Г.Саляма был Баязит Бикбай, который был на два года старше его. Бикбай посвятил Саляму свое стихотворение «Жизнь»:
Не удлиняло долголетье
Жизнь человека никогда.
Умей же, миг прожив на свете,
Живым остаться навсегда.
Немало на земле поэтов,
Забытых в беге лет и дней.
Жизнь Пушкина, как вспышка света,
А он живет в сердцах людей.

Учитель ИКБ: (показ слайда с домом № 2 по улице Ленина, Коммунистическая )
В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.в Уфе по улице Коммунистической, 49, где жил поэт, стоит поныне и, наверняка, будет стоять еще долго. Здесь, в небольшой комнате на втором этаже, одновременно или в разные годы проживали поэты и писатели Галим Салям, Баязит Бикбай, Салях Кулибай, Мухитдин Тажи, Сагит Агиш и другие.

Показ слайдов с портретами лауреатов премии имени Галимова Саляма

       В 1967 году была учреждена республиканская премия имени Галимова Саляма (Салям Галимович Галимов). Она присуждалась за лучшие произведения в области литературы и искусства, отображающие славные дела молодежи.

Учитель литературы:

Поэт, чья жизнь была короткой, многого не успел написать. Но ощущение недосказанности придает его творчеству особую глубину, особое обаяние. Подкрепленный домыслом, любовью и фантазией читателей, рост его, кажется, не имеет границ. Жизнь его была короткой, но жизнь его творчества – безгранична в памяти читателей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок в OpenOffice org Calc по теме: Исследование графика функции...
Электронные таблицы OpenOffice org Calc — это приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных...
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Электронная почта выполняет те же функции, что и обычная почта, только в разы быстрее, что позволяет корреспондентам обходиться без...
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок русского языка в 8 классе «Ее величество метафора»
Развитие общей языковой культуры учащихся сельской школы посредством интегрирования предметов
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок-обобщение по теме «Основные виды сложных предложений»
Учитель предлагает учащимся 1-й группы записать в диалоговом окне одно предложение по теме «Томпонский район». Предложение должно...
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок Класс – 8 (общеобразовательный) Тип урока
Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок по теме «Экология Якутска»
Урок-обобщение пройденного материала раздела №2-«Наш хрупкий мир» с элементами проектной деятельности
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок (химия+биология+география) по теме "Соли"
Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией и биологией
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам
Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconПример Расчет металлической башни
В появившемся диалоговом окне Признак схемы (рис 2) задайте следующие параметры
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип учебного занятия: урок комбинированный, урок –экспедиция с элементами деловой игры
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – это интегрированный урок повторение и обобщение с элементами экологического воспитания учащихся
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок информатики на тему: «Знакомство с графическим редактором Paint.»
Тип урока по форме проведения: урок – лекция с элементами исследования и имитации деятельности компьютерных художников на этапе выполнения...
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconПротокол № от
Система интегрирования проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconУрок в режиме дистанционного обучения
Настоящее положение о Всероссийском педагогическом конкурсе «Дистанционный урок» (далее Конкурс) определяет порядок организации и...
Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение работает в 6-дневном режиме, за исключением 1 класса, который работает в пятидневном режиме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск