Скачать 66.01 Kb.
|
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Аннотация Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей)по модулю «Основы светской этики». В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше. В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Блок «Основы светской этики» (34 часа) (прилагается) Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Основы светской этики 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Урок 1. Россия - наша Родина. Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа) Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Урок 4. Ценность родства и семейные ценности Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов Урок 7. Нравственный образец богатыря Урок 8. Дворянский кодекс чести Урок 9. Джентльмен и леди Урок 10. Государство и мораль гражданина Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 12. Мораль защитника Отечества Урок 13. Порядочность. Интеллигентность Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время? Урок 16. Творческие работы учащихся. Урок 17. Подведение итогов. Урок 18. Добро и зло Урок 19. Долг и совесть Урок 20. Честь и достоинство Урок 21. Смысл жизни и счастье Урок 22. Высшие нравственные ценности Урок 23. Идеалы Урок 24. Принципы морали Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе. Урок 26. Нормы морали. Этикет. Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против». Урок 28. Образование как нравственная норма Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1 Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Урок 31. Подготовка творческих проектов Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)2 1 Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. 2 Презентация будет проходить в конце первой четверти накануне Праздника народного единства |
Книга для родителей комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | Книга для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
Книга для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | Книга для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
Книга для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | Книга для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской... В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III... | Учебный курс по всей стране. Нормативно-правовое обеспечение комплексного учебного курса орксэ С 1 сентября 2012 года в школах Москвы началось преподавание нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В 21-ом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В соответствии с поручением Президента РФ от 02 августа2009г с 2012года во всех субъектах Российской Федерации вводится комплексный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерации от 28. 01. 2012 №84 – р с 1 сентября 2012 – 13 учебного года комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений... | ||
Характеристика модулей. Комплексный курс Основы религиозных культур... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Комплексный учебный курс «оркиСЭ»: теория и практика преподавания (Материалы 1 Региональной практической конференции преподавателей... | ||
Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Франции» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Французского языка» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | С 1 сентября 2012 года в 4а и 4б классах мбоу «сош №38» введен комплексный... Цель организации мониторинга изучение отношения обучающихся и их родителей к процессу преподавания нового учебного курса орксэ, выявление... |