Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 187.75 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.11.2013
Размер187.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Информация

о выборе модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики»

для изучения в 4 классе в 2013 – 2014 учебном году.
Во исполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84 – р с 1 сентября 2012 – 13 учебного года комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее курс ОКРСЭ) включен в обязательную часть образовательной программы 4 классов начальной школы в объеме 34 часов.

18 января, 29 января, 6 февраля 2013г. прошли родительские собрания в 3а, 3б, 3г классах. На собрании родителей познакомили с вводимым в 4-ом классе курсом «Основы религиозных культур и светской этики». Классные руководители объяснили родителям, что в указанный курс носит комплексный характер и состоит из 6 модулей. Все модули нового курса носят светский, культурологический характер. Учителями дана характеристика всех модулей. Наиболее актуальным и интересным родителям показался модуль «Основы светской этики». На выбор родителей повлияли отзывы родителей, чьи дети изучали данный курс.

Мнение учителей: «Изучая «Основы светской этики», дети могут не только обогатить свой кругозор нравственными понятиями, но и станут порядочными, честными и успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких. А родители будут более внимательны к своим детям и могут передать им свой немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, традиций семьи.
Выбор родителей модулей ОРКСЭ для изученияв 2013-2014 учебном году



класс

Кол-во детей в классе

Дата проведения родительского собрания

модули

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы мировых религиозных культур



28

18.01.13г.

28 чел.

-

-



26

06.02.13г.

26 чел.

-

-



24

19.02.13г.

24 чел.

-






24

29.01.13г.

24 чел.

-

-



27

22.02.13г.

19 чел.

3 чел.

5 чел.

Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ в рамках образовательной программы ОУ и образовательной программы НОО
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №2»
П Р И К А З

________________ года № _____________
О РЕАЛИЗАЦИИ

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур

и светской этики»
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 1 сентября 2012-2013 учебного года ввести в МБОУ СОШ № 2 преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в количестве одного часа в неделю.

2. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Н.Г.Табатадзе. В августе 2012 г.провести подготовительную работу по введению в школе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и организовать консультационные мероприятия, семинары для педагогов, работающих в 4-ых классах, и учителей-предметников, которые будут работать в 2012-2013 учебном году в 4-ых классах по данному курсу.

3. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Н.Г. Табатадзе:

3.1. До 30.08.2012г. года провести корректировку действующих учебных планов в части изучения предмета литературное чтение в 4-ых классах в связи с ведением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и довести изменения учебного плана до всех участников образовательного процесса.

4. Учителям, работающим в 4-ых классах, внести изменения в рабочие программы и календарно-тематические планы по предмету литературное чтение до 01.09.2012г.

5. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Н.Г. Табатадзе до 05.09.2012г. года проверить внесенные изменения в рабочие программы и календарно-тематические планы для 4-ых классов по предмету литературное чтение.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор Н.А. Орлова
С приказом ознакомлены:

Исакова Т.И.

Чувичаева С.В.

Судницына Н.В.

Стацуло М.В.

Гузева Л.В.


ОРКСЭ


Регламент

выбора родителями школьников

модулей комплексного учебного курса в МБОУ СОШ № 2 «Основы религиозных культур и светской этики»
1. Введение

Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — курс ОРКСЭ), состоящего из шести учебных модулей (далее — модули ОРКСЭ):

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

С целью недопущения нарушений прав родителей на выбор со стороны работников органов управления образованием, образовательных учреждений решениями федерального Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах курса ОРКСЭ, Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России подготовлены методические материалы, включающие следующие указания: «Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок.

Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка» (Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах РФ / Письмо «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования от 30.04.2010 г. № 03-831).

С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступает в силу с 1 сентября 2013 г.):

«1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» (ст. 87, ч. 1-2).

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей с образовательной программой, проведением специальных родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ может потребоваться индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.

Согласно указанным материалам Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России, администрации образовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребёнком.

2. Процедура выбора

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация выбора в образовательном учреждении должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.) с участием руководителя учреждения.

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.

Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями.

О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие исключительную ответственность родителей за выбор (см. выше), воспитание своих детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка и его личные интересы.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение № 1).

На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать: родители всех учащихся в классе; представитель администрации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.; официальные представители соответствующих религиозных организаций, выразившие желание участвовать в собрании.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы всё равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

1) вводное выступление представителя администрации;

2) представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных конфессий.

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса. Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе.

В представлении модулей могут использоваться только учебники по модулям ОРКСЭ, включенные в Федеральные перечни учебников, а по религиозным культурам желательно с учётом наличия их конфессиональной экспертизы. В частности, по модулю «Основы православной культуры» это учебники: Кураева А. (Просвещение), Костюковой Т.А. и др. (Дрофа), Бородиной А.В. (Русское слово), Янушкявичене О.Л. и др. (Русское слово), Шевченко Л.Л.

3) представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.

4) ответы на вопросы родителей, уточнения.

5) заполнение родителями личных заявлений.В заявлении должны быть указаны: класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.

6) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.

По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса.

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

Особенности преподавания курса

«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

1. Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себев рамках ценностного подхода.

2. Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

3. Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.

4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.

При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:

  • зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;

  • что является содержанием данного предмета;

  • как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:

- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;

- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;

- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;

- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;

- развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;

- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;

- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде;

- существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования.

Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и межконфессионального диалога.

Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и популяризаторских задач:

- точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире;

- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;

- освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений);

- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).

Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы,исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.

На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.

На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, чтомузыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.

Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.

Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы учащихся (учащимися 4-5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

Реализация одной из задач нового предмета: воспитание у школьников толерантности к традициям, укладу жизни других народов, если каждый будет изучать свое. Первый урок курса ОРКСЭ (при изучении любого из 6 модулей) посвящен теме «Россия – наша Родина», в рамках которого ученик знакомится с такими понятиями, как Отечество, культура и религия, а также делаются попытки их соотнести. Конспект урока прилагается.

Рекомендуется последние три-четыре урока посвятить защитам проектных работ, которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных или общешкольных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.

Примерные темы итоговых проектных работ: «Святые воины русской земли. Дмитрий Донской»; «Герои России. Имена героев ВОВ в названии улиц САО»; «Памятники религиозной культуры в моём городе»; «Блюда национальной кухни»; «С чего начинается Родина…»; «Уроки доброты»; «Христианское отношение к природе» и др.

Формы продуктов проектов: видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход.

Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:

  • список обучающихся по ими выбранному модулю;

  • наименование дисциплины –Модуль «Основы мировых религиозных культур» (или Модуль «Основы светской этики», или Модуль «Основы православной культуры», или Модуль «Основы буддийской культуры», или Модуль «Основы иудейской культуры», или Модуль «Основы исламской культуры.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск