Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Усть-Илимска, Иркутской области
Утверждено приказом
директора школы
_________________________
№ _______ от_________
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________________
«____» ____________ 201__ г.
Рабочая программа учебного предмета
«Ритмика и танец»
2-5 классы
Разработана
Хлыстовой Н. Ю.
учителем ритмики
Пояснительная записка
Всестороннее гармоническое развитие школьника является одной из главных задач на современном этапе развития общества. Особая роль в решении этой задачи принадлежит предметам эстетического цикла, в том числе ритмике и массовому танцу.
Занятия ритмикой и танцами призваны научить каждого школьника красоте и выразительности движений, умению владеть своим телом, богатством языка пластики как одной их форм человеческого общения. Постигая начало хореографической деятельности, ученик осваивает один из важнейших элементов человеческой культуры, существеннейшим образом связанный с миром нравственных отношений. Тем самым он получает возможность не только быть ценителем искусства танца, но и повседневно вносить красоту в свои отношения с другими людьми.
Данная программа составлена в соответствии с учебно-воспитательными задачами гимназии и основана на программах: «Ритмика и танец» для хореографических отделений школ искусств, рекомендованной комитетом по культуре Администрации Иркутской области в 2000 году; «Хореография», составители И.С.Овечкина, Г.Г.Князьков, В.Н.Священко, рекомендована Краснодарской государственной академией культуры и искусства для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, 1997 год. Кроме того, при разработке программы использовано пособие «Ритмика» С.Рудневой, Э.Фиш.
Программа рассчитана на проведение занятий один раз в неделю по 1 часу со 2 по 5 класс.
Актуальность
В век бурного технического процесса, в век «гиподинамии» (недостаточно движения) ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядом умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Посредствам знакомства учащихся с искусством ритмики и танца можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у школьников художественный вкус, воспитать благородство манер, изящество исполнения, формировать общую культуру. Занятия танцами учат детей красоте, выразительности движений, силе и ловкости, развивают их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы. Кроме того, занятия требуют напряженного усилия, собранности, повышают трудолюбие ребенка, закаливают характер.
Хореографическое искусство предполагает и овладение рядом сложных психологических механизмов – способностью к высокой сосредоточенности и переключению внимания, к изобразительности и гибкости мышления, к воображению и фантазии. К этому прибавляется умение слушать и слышать музыку, строя свои действия сообразно ее ритму, темпу, стилю, настроению.
Цель программы – формирование знаний и умений в области хореографической культуры, развитие исполнительских способностей учащихся.
Задачи;
Формирование у детей выразительности, пластичности, грациозности движений, любви к хореографическому искусству;
Воспитание художественного вкуса;
Развитие музыкальных и танцевальных способностей учащихся, артистизма, творческого воображения;
Воспитание таких личностных качеств, как: трудолюбие, толерантность, умение работать в группе, паре;
Спецификой предмета «Ритмика и танец» является то, что занятия с учениками имеют некоторые педагогические особенности.
1.Следует учитывать, прежде всего, недопустимость физических перегрузок, которые могли бы отрицательно сказывается на еще неокрепшем организме ребенка. Поэтому наиболее целесообразный путь – развитие и усложнение форм ритмической и танцевальной деятельности. Используя их, педагог должен стремиться к закреплению у детей навыков правильной осанки, элементов хореографической выразительности, художественному совершенствованию естественных движений. Кроме того, пластическими средствами отшлифовывается и музыкальность ребенка, ибо между слуховыми и двигательными способностями существует внутренняя взаимосвязь, а также его способность понимать внешнюю красоту позы, жеста и движения вообще.
Техника танца – это, прежде всего выучка, воспитание всего организма человека – мышц, психики, нервной системы, что невозможно без физической, систематически повторяющейся нагрузки. Проникновение во все «тайны» точной техники танца начинается с первых шагов обучения на основе строжайшего принципа – от простого к сложному. В учебной работе надо твердо усвоить хореографическую и ритмическую основу изучаемых движений, затем музыкальность исполнения. Физическую свободу движения надо отрабатывать не только при помощи развития силы, выносливости и подвижности мышц, но и воспитания веры в себя, в свои творческие силы.
2. Для разнообразных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология. Вопрос терминологии в хореографическом искусстве имеет большое значение, так как она является своеобразном языком этого вида искусства. Общепринятая терминология дает словесное определение танцевального элемента.
3.Преподаватель ритмики и танца должен заранее знакомиться с учащимися, а также определять их внешние сценические данные, музыкальность и выразительность, танцевальные и ритмические способности. В процессе определяются такие функциональный данные, как выворотность, шаг, подъем, гибкость, прыжок.
4.Также педагогу необходимо уделить большое внимание изучению эмоциональности и темперамента ребенка. Индивидуальные особенности человека зависят от свойств нервных процессов, возбуждения и торможения, их силы, уравновешенности и подвижности. Психологии младших школьников свойственны такие познавательные процессы как эмоциональное восприятие, наглядно-образное мышление, зрительная и словесная память. При этом очень ярко (именно в этом возрасте) проявляются группы темперамента: девочки более спокойны и уравновешены, мальчикам свойственна нетерпеливость. Необходимо знать типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
5. Физические данные во многом зависят от здоровья детей, при этом необходим медицинский осмотр и обследование. Преподаватель, медицинский работник, родители обязательно должны принимать во внимание здоровье ребенка и следить за ним постоянно и очень внимательно.
6. Большое внимание должно уделяться подбору музыкального репертуара. Детский репертуар необходимо подбирать серьезно и очень тщательно, так как при исполнении танцевальной композиции дети должны показать свои успехи, получить удовлетворение от труда. Преподаватель ритмики и танец должен работать в тесном содружестве с концертмейстером. Подбор репертуара – это итог деятельности и преподавателя, и концертмейстера, и учащихся.
Программа состоит из разделов:
Ритмика;
Элементы классического танца;
Элементы народного танца;
Танцы, хороводы, музыкальные игры.
Все перечисленные разделы связаны между собой, однако каждый из них имеет свои конкретные задачи.
1 Раздел «Ритмика» предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей. Состоит из ритмических упражнений, музыкальных заданий по слушанию и анализу танцевальной музыки, движений под музыку. Упражнения этого раздела должны научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, сформировать умения согласовать движения с музыкой. Следует учитывать, что недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей.
2 Раздел «Элементы классического танца» включает танцевально-тренировочные упражнения классического экзерсиса. Это простейшие шаги, элементы балетной и партерной гимнастики, упражнения на ориентировку в пространстве, несложные элементы танцев, формирующие у детей хорошую осанку, гибкость, координацию и культуру движения, что способствует подготовке моторно-двигательного аппарата к выполнению более сложных движений и танцевальных комбинаций.
3 Раздел «Элементы народных и историко-бытовых танцев» составляют танцевально-тренировочные упражнения народного и историко-бытового танца, а также элементы танцев, входящих в данную программу. Это позволяет разнообразить учебно-тренировочную работу на уроке и создаёт условия для эффективного обучения детей программным массовым играм и танцам.
4 Раздел «Танцы, хороводы, музыкальные игры» предусматривает знакомство детей с музыкой и танцами разных народов, воспитание у них чувства интернациональной дружбы, коллективизма, культуры поведения и общения, а так же формирование умений и навыков ритмично двигаться под музыку в движении, передавать различный ее характер, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Инсценировать песни по их содержанию. Выразительно исполнять танцы, хороводы, музыкальные игры.
Каждый урок включает все виды деятельности: ритмику, слушание и анализ музыки, элементы классического танца, народно или историко-бытового танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. Все виды деятельности должны чередоваться не механически, а соединяться органично, подчиняясь единому педагогическому замыслу.
Репертуар танцев, музыкальных игр, включенных в содержание 4 раздела в каждом классе является примерным и дан с некоторым запасом. Сделано это для того, чтобы создать учителю условия творческой инициативы и своего выбора произведения, исходя из уровня подготовленности класса.
Занятия по ритмике и танцу проводятся в специально оборудованном зале (классе). Каждый учащийся должен иметь тренировочную форму. Это связано с гигиеной ребенка. Девочки должны быть одеты в белые майки или купальники, юбки (длиной 20-25 см. «солнцеклеш»), белые носочки. Мальчики – белые майки, темные шорты. Белые носочки. Все учащиеся должны иметь балетную обувь или чешки. Головы должны быть аккуратно и гладко убраны. Это способствует собранности ребенка перед занятием и во время урока.
Занятия ритмикой проводятся в соответствии с учебным планом, по окончании каждой четверти проводится контрольный урок.
Во избежание детского травматизма наполняемость группы должна быть 12-15 человек.
Примерный тематический план
№
п/п
| Наименование разделов
| Количество часов
| 2 кл.
| 3 кл.
| 4 кл.
| 5 кл.
| 1.
| Ритмика
| 8
| 6
| 6
| 6
| 2.
| Элементы классического танца
| 3
| 2
| 3
| 3
| 3.
| Элементы народного и историко-бытового танца
| 4
| 8
| 8
| 6
| 4.
| Танцы, хороводы, музыкальные игры
| 19
| 18
| 17
| 19
|
| Итого:
| 34
| 34
| 34
| 34
| 2 класс (34 часа)
Знакомство с простейшими элементы музыкальной грамоты. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, включенных в программу 2 класса (1 год обучения). Овладение простейшими навыками координации движений и исполнение танцев, хороводов, музыкальных игр. Разучивание элементов танцев.
1 Ритмика (8часов)
Элементы музыкальной грамоты.
Определение и передача в движении:
Характера музыки (веселый, грустный);
Темпа (медленный, быстрый);
Динамических оттенков (тихо, громко);
Куплетной формы (вступление, запев, припев);
Жанров музыки (марш, песня, танец-вальс, полька).
Музыкальный материал:
Характер музыки, темп, динамика («громче - тише», муз. Е. Туманян, «Чувство» муз. М. Глинки);
Строение музыкального произведения («Полька» муз. М. Глинки, «Хор мальчиков» из оперы «Кармен» муз. Ж.Бизе);
Метроритм, ритмический рисунок, длительности («Моя лошадка» муз. А. Гречанинова, «Маленькая, «Маленькая пьеса» муз. Н. Ладухина).
Упражнения для развития ориентации в пространстве:
Построение в колонну по одному, по два в движении на месте;
Построение в шеренгу;
Построение в круг;
Сужение и расширение круга.
Упражнения для развития «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:
Напряжение и расслабление мышц рук;
Сгибание кистей: вверх, вниз, назад, вперед;
Поднимание рук вверх и опускание;
Вращение стопы: поднимание носком вверх и опускание вниз, отведение вправо, влево.
Упражнения для развития художественно-творческих способностей:
«Плывем на лодке – байдарке», «сажаем картошку», проснулись – потянулись», «собираем камешки», «поднимаем флаги», «шьем – гладим», «пилим – колем». Движение в образах персонажей: зайца, лиса, медведя и др.
Элементы партерной гимнастики.
2. Элементы классического танца (3 часа)
Позиции ног: 1, 2, 3, 6;
Положение рук: подготовительное, на поясе, за край юбки (девочки), за спиной (мальчики);
Позиции рук: 1, 2, 3;
Постановка корпуса, головы;
Поклон в ритме вальса;
Повороты и наклоны головы;
Повороты корпуса вправо, влево;
Ходьба на месте и с продвижение с носка;
Легкий бег на месте и с продвижением с носка;
Демиплие (полуприседание) по 1, 2, 3 позициям;
Батман тандю (вытягивание ноги на носок вперед, в сторону из 1 позиции);
Подъем на полупальцы (релеве по 1 позиции).
3. Элементы народного и историко – бытового танца (4 часа):
Положение рук в общем круге (за руки);
Подъем опускание рук при сужении и расширении круга;
Положение рук в паре: держась за одну руку, за обе руки;
Шаги: с каблука, на полупальцах, переменный;
Притопы: одинарные, двойные, тройные;
Хлопки: одинарные, двойные, тройные (перед собой, скользящие);
Боковые приставные шаги по 1, 2, 3 позиции (с демиплие и без демиплие);
Подскоки на одной ноге попеременно (правой, левой);
Прыжки на двух ногах по 6 позиции;
Основные ходы и шаги танцев, включенных в программу 3 класса.
4. Танцы, хороводы, музыкальные игры (19 часов)
«Полька», «Давай дружить!» муз.М.Глинки;
«Топ и хлоп»;
Ритмическая разминка «Колобок»;
Историко – бытовой танец «Па де грас» (музыкальный размер 2/4);
«Как на тоненький ледок» (р.н.п. с инсценировкой); обработка А.Иорданского;
«Танец маленьких утят» (французская песня – игра);
«Пингвины» (массовый танец) муз.С.Бодо;
Музыкальная игра «Узнай свою музыку»;
«Во саду ли в огороде» (танцевальная композиция на тему песни);
Музыкальная игра «Внимание музыка!»;
«Попрыгушки» муз.В.Локтева.
Основные требования к занятиям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселая, грустная), динамические оттенки (тихо, громко);
Иметь понятие о куплетной форме (вступление, запев, припев);
Знать и уметь различать музыку и танцевальные жанры: марш, песня, танец – вальс, полька;
Уметь строиться в колонну по одному, по два, в шеренгу, в круг;
Уметь выполнять движения: полуприседание, шаг с носка, одинарные, двойные, тройные притопы с хлопками, боковые, приставные шаги, переменные подскоки;
Уметь передавать в движении длительности;
Уметь выполнять имитирующие движения;
Иметь представление о характере, выразительности исполняемых танцев;
Знать элементы правила общения в паре.
3 класс (34 часа)
Закрепление знаний и умений, навыков, полученных во 2 классе. Продолжение работы по всем разделам программы на более высоком уровне и на новом музыкальном материале.
Знакомство с простейшими понятиями народных, классических танцев. Дальнейшее развитие музыкальных, танцевальных и художественно – творческих способностей учащихся. Разучивание элементов танцев.
1.Ритмика (6 часов)
Элементы музыкальной грамоты:
Определение и передача в движении:
Характер музыки (спокойный, торжественный), темпа (умеренный);
Метроритма длительности (половинной, целой);
Музыкального размера (2/3, 3/4);
Сильных , слабых долей.
Музыкальный материал:
Характер музыки, темп, динамика («Вальс» муз.Р.Глиэра, «Вариации» муз.Л.Бетховена, «Сицилийская песня» муз. Р.Шумана);
Строение музыкального произведения («Экосез» муз.Ф.Шуберта, «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная песня;
Метроритм, ритмический рисунок, длительности («Песенка без слов» муз.П.Чайковского, «Игра в мяч» Н.Александровна).
Упражнения для развития ориентации в пространстве:
Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу;
Построение из круга в одну шеренгу, две, четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.
Упражнение для развития «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:
Разведение рук в стороны с напряжением («растягивание резинки»);
Напряжение и расслабление плеч, корпуса;
Напряжение и расслабление мышц шеи (поклоны головы).
Элементы партерной гимнастики:
Упражнения для развития художественно – творческих способностей:
«Веселые барабанщики», «Конники», «Неуклюжий медведь», «Цирковые лошадки», «Кружатся и падают снежинки», «Канатоходцы». Движения в образах любимых героев мультфильмов («Чебурашка», «Буратино», «Вини – Пух» и т.д.).
2. Элементы классического танца (2 часа)
Переводы рук из подготовительного положения в 1, 2 позицию и обратно;
Полуприседание (демиплие) по 1, 2, 3 позициям в сочетании с подъемом на полупальцы (релеве);
Вытягивание ноги на носок (батман тандю) вперед, в сторону, по точкам из 1 позиции и обратно;
Маленькие броски (батман жете) вперед, в сторону из 1 позиции;
Круг ногой по полу ( ронд де жамб партер) по точкам из 1 позиции;
Поднимание ноги (батман релеве лян ) вперед . В сторону на 25 градусов из 1 позиции;
Подъем на полупальцы (релеве) по 1,2,3 позициям;
Прыжки (сотэ) по 6 позиции;
Перегибы корпуса (вперед-назад, вправо-влево) .
3.Элементы народного и историко-бытового танцев (8 часов)
Вытягивание ноги на носок вперед, в сторону с переводом на каблук и опять на носок ;
Подготовка к « веревочке»;
Попеременный вынос вперед на носок («ножницы»);
На балансе;
«ковырялочка» , «ковырялочка с притопом», шаг с полуприседанием на одной ноге, прямой галоп;
Элементы основных ходов и шагов танцев , входящих в программу;
Элементы танцев , включенных в программу 3 класса.
4.Танцы, хороводы, музыкальные игры (18 часов)
« А мы просо сеяли» (русская народная песня);
«Камаринская» (танец – композиция) муз. П.Чайковского;
«Летка – енка» (финский танец);
«Гопак» (украинский народный танец);
Историко – бытовой танец : «Крестьянский бранль» (музыкальный размер 2/4), «Фарандола» (музыкальный размер 3/4);
Музыкальная игра «Повтори за мной !»;
«Новогодняя хороводная» (исполнение новогоднего хоровода);
«Мы – моряки « (танец - игра) муз. Р. Глиэра из балета «Красный мак»;
«Парная пляска» карельская народная мелодия ,обработка Е. Туманян.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Учащиеся должны уметь;
Определять и передавать в движении элемента музыкальной грамоты ; характер музыки (спокойный, торжественный) , темп – (умеренный);
Выполнять подражательные движения , а также движения, передающие характер героя мультфильмов;
Перестраиваться из круга в шеренгу, 2 шеренги,4 шеренги и обратно , на месте и в продвижении;
Выполнять все изученные движения;
Выразительно исполнять программные танцы.
4 класс (34 часа)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных во 2 и в 3 классах. Продолжение работы по развитию музыкальных, танцевальных, художественно – творческих способностей учащихся. Ознакомление с характером манерой исполнения массовых и историко – бытовых танцев разных народов. Разучивание элементов танцев, входящих в программу.
1.Ритмика (6 часов)
Элементы музыкальной грамоты:
Определение и передача в движении структуры музыкального произведения (период, предложение, фраза);
Музыкальный материал:
«Марш» муз.Б.Годара;
«Неаполитанский танец» муз.П.Чайковского;
Метроритм, ритмический рисунок, длительности («Марш» муз.Ф.Шуберта, латышская народная мелодия).
Упражнения для развития ориентации в пространстве:
Перестроение группы из круга в квадрат;
Перестроение из круга врассыпную и опять в круг;
Перестроение «воротца», «звездочка», «карусель»;
Построение двух концентрических кругов;
Перестроение «змейка» продольная, поперечная;
Перестроение из шеренги в «звездочку», движение в колонне по одному из углов по диагонали с переходом в центре через одного;
Перестроение в парах: обход одним партнером другого и одной пары другой.
Упражнения для развития «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:
Повторение упражнений 2 и 3 классов с увеличением темпа исполнения и количества раз движений.
Элементы партерной гимнастики.
Упражнения для развития художественно – творческих способностей:
«Холодно – жарко»;
«Яркое солнце»;
«Трусливый заяц»;
«Хитрая лиса»;
Ритмическая игра «Эхо»;
Ритмическая игра «Вопрос – ответ»;
Танцевальные импровизации.
2. Элементы классического танца (3 часа)
Демиплие по 1, 2, 3 позициям;
Батман тандю назад, батман тандю крестом по 1 позиции;
Ронд де жамб партер ан деор и ан дедан;
Батман релеве лян из 1 позиции на 25 градусов крестом;
Прыжки (сотэ) по 6 позиции;
Упражнение для рук: 1, 2 пор де бра.
3. Элементы народного и историко – бытового танца (8 часов)
Поклон в характере народно – сценического танца;
Положение рук в паре «лодочка», «корзиночка»;
Боковые приставные шаги по 3 позиции;
Припадание, дробный шаг;
Шаг польки;
«Гармошка», «елочка»;
Основные шаги и ходы танцев, включенных в программу.
4. Танцы, хороводы, музыкальные игры (17 часов)
«Полька – минутка» (танец) муз. С.Рахманинова;
«Сиртаки» (греческий танец) муз. М.Теодоракиса;
«Ритмическая эстафета» (музыкальная игра);
Историко - бытовой танец: «Полонез» (музыкальный размер 3/4);
«Вставала ранешенько, ходила младешенька…» (русская народная песня – хоровод);
Ритмическая разминка на поппури из народных песен;
Различные упражнения – игры на развитие ритма, слуха, музыкальности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны:
Определять и передавать в движении структуру музыкального произведения (период, предложение, фразу);
Перестраиваться из круга в квадрат и обратно, из круга врассыпную и обратно, ориентироваться в пространстве;
Исполнять реверанс для девочек, поклон для мальчиков, положение рук в паре, танцевальные движения;
Импровизировать движения на заданную тему;
Иметь представление о характере и манере исполнения массовых и историко – бытовых танцев;
Уметь выполнять танцевально – тренировочные упражнения, включенные в программу.
5 класс (34 часа)
Закрепление навыков, знаний и умений, полученных во 2,3,4, классах. Дальнейшее развитие танцевальных, музыкальных, художественно-творческих способностей. Продолжение работы по разучиванию массовых танцев разных народов, знакомство детей с историко-бытовыми танцами.
1.Ритмика (6 часов)
Элементы музыкальной грамоты:
Определение и передача в движении музыкального размера 4/4, тактирование четырехдольного размера, репризы.
Музыкальный материал:
Характер музыки, темп, динамика («Марш» из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского; «Маленькая пьеса» муз. А. Лядова);
Строение музыкального произведения («Марш» муз. С. Прокофьева, «Игра» муз. Н. Любарского);
Метроритм, ритмический рисунок длительности («Контрданс» муз. А. Рубинштейна, «Хор работниц» из оперы «Кармен» муз. Ж. Бизе).
Упражнения для развития пространственной ориентации:
Построение двух концентрических кругов;
«Змейка» продольная и поперечная;
Перестроение из шеренги в «звездочку» по четыре, круг и обратно в шеренгу;
Движение в колонне по одному из углов по диагонали с переходом в центре через одного.
Упражнение для развития «мышечного чувства»:
Упражнения используются в соответствии и в сочетании с танцевальными движениями.
Элементы партерной гимнастики
Упражнения для развития художественно-творческих способностей:
Танцевальные импровизации под музыку, выбранную учителем «яркое солнце», «под дождем», «хитрая лиса», «трусливый заяц», «грустный шарманщик»).
2.Элементы классического танца (3 часа):
Деми-плие по 1, 2, 3 позициям;
Батман тандю крестом по 1, 2 позициям;
Рон де жамб пар тер из 1 позиции вперед, в сторону, назад и обратно;
Батман тандю жете (босок ноги) из 1,3 позиции на 25 градусов крестом;
Прыжки (сотэ) по 1,2,3,6 позициям;
1,2,3 и подготовительная позиция рук.
3.Элементы народных и историко-бытовых танцев (6 часов)
Батман тандюсплие по 1, 3 позициям;
«гармошка»;
Переменный дробный шаг;
Поочередное раскрытие и закрытие рук в положении «на поясе» с одновременным подниманием и опусканием на ногах и пристукиванием;
Положение рук в историко-бытовом танце;
Постановка корпуса в историко-бытовом танце;
Положение корпуса и рук в паре.
4.Танцы, хороводы, музыкальные игры (19 часов)
Историко-бытовой танец: «Полька» ( музыкальный размер 2/4);
Народный танец «Арагонская охота» муз. М. Глинки; «Пойду ль я, выду ль я» русская народная мелодия; «Заданная поза» (музыкальная игра);
Элементы историко-бытовых танцев: «Менуэт», «Гавот».
Танцы в ритме вальса или лендлера, построенные на вальсовой дорожке и разнообразном рисунке.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты: четырехдольный музыкальный размер, реприза;
Ориентироваться в пространстве: строиться в два концентрических круга, выполнять движение «змейкой», перестраиваться из шеренги в «звездочку» и обратно;
Выполнять танцевальные движения, включенные в программу 5 класса;
Выразительно исполнять танцы, включенные в программу;
Иметь представления о характере и манере исполнения историко-бытовых танцев;
Уметь исполнять импровизации на заданную тему.
Литература, используемая для работы с детьми
Барышникова Т. «Азбука хореографии» - М.; 2001 г.
Васильева-Рождественская - М. «Историко-бытовой танец и его теория» М.; 1974 г.
Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - М.; 1978 г.
Константинова А.И. «Игровой стретчинг» Санкт-Петербург 1993 г.
Кветная О.В. Белик Е.Н. «Учите детей танцевать» - М.; 2003 г.
Лепков И.В. «Музыкальные игры для детей» - М.; 1984 г.
Михайлова М.А. Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» - Ярославль 2004 г.
Методика преподавания народного танца - М.; 2002 г.
Палыга В.Д. «Гимнастика» - М.; 1982 г.
Федорова Г.П. «Играем, танцуем, поем» - Санкт-Петербург 2002 г.
Школа танцев для детей - Ростов на Дону 2003 г.
Матлах В. «Рисунки, разводки, переходы. Танцы Иркутской области» Иркутск 2004 г.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца» Санкт-Петербург 2002 г.
Климов А. «Основы русского народного танца» - М.; 1981 г.
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» - М.; 2003 г.
Пуртова Т.В. Беликова А.Н. Кветная О.В. «Учите детей танцевать» - М.; 2004 г.
Оборудование
Зеркала, танцевальный станок, магнитофон, диски, коврики. |