Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности





Скачать 366.19 Kb.
НазваниеТема: Создание условий для оптимального развития творческой личности
страница1/3
Дата публикации09.07.2014
Размер366.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Методическое занятие № 4

Тема:

Создание условий для оптимального развития творческой личности.

Методы выявления творческих способностей детей.
Цель занятия: Познакомить педагогов с формами и методами, направленными на выявление и развитие творческих способностей воспитанников учреждения.
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-техническое развитие страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.

Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Для одаренных детей очень важна мотивация, т.е. совокупность мотивов, побуждающих детей к направленной активности, инициативным действиям. Мотивы ребенка формируются на основе его потребностей, а круг этих потребностей определяется широтой его познавательной деятельности, возможностями его интеллекта.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Эти материалы должны строиться на следующих психологических и дидактических принципах:

  1. Принцип проблемности.

  2. Принцип открытости.

  3. Принцип исторического реализма.

  4. Принцип индивидуальности.

  5. Принцип исследовательского подхода.

Программы должны учитывать хотя бы пять основных этапов творческого акта:

  1. Исследовательская активность.

  2. Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.

  3. Проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя).

  4. Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.

  5. Профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания).

Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

  2. Формирование внутренней мотивации;

  3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”;

  4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;

  5. Рефлексия;

  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;

  7. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;

  8. Интегративный подход.

Цель работы с одаренными детьми предполагает развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

При реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми;

  • обучение на курсах повышения квалификации;

  • подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

  • выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных;

  • формирование банка данных способных и творчески развитых детей объединения;

  • Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

Для определения и установления критериев одаренности, в первую очередь, необходимо провести диагностику на выявление способностей.

Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита можно распознать c помощью следующих факторов:

  • Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости или высоко оцененном интеллекте).

  • Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).

  • Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости при завершении заданий).

  • Если способности и мотивации одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни, причем чаще всего такие дети становятся "трудоголиками" и интеллектуалами. Раннее определение одаренности позволит при необходимости помочь им скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде.

Если способности и мотивации одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни, причем чаще всего такие дети становятся "трудоголиками" и интеллектуалами. Раннее определение одаренности позволит при необходимости помочь им скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде.

Одним из наиболее эффективных и распространенных современных средств диагностики одаренности является тест.

Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных программ. Эффективность освоения детьми этих программ и является для многих педагогов своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования. Диагностика должна быть стандартизирована и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.

Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли понимать под "одаренностью" некий единый феномен или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур.

Необходимо также отметить, что ученые дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией.

Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов.

Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами, используют стандартизированные тесты достижений.

Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.

Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом.Эта отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития альтруизма для выявления феномена духовной одаренности.

Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкторами, на которых базируется само понимание творчества. Х.Е. Трик выделяет в этой области четыре основных направления: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. Для каждого из них направлений характерны свое понимание творческой одаренности и свои методы диагностики креативность.

Рассмотрим несколько методик для диагностики детской одаренности.

Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените ребенка по семи пунктам.

Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

Ребёнок способен:

  • Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

  • Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

  • Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

  •  Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

  • Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

  • Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

  • Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе (для воспитанника).

Ответьте на вопросы анкеты.

Если вы согласны с утверждением – Да, если не согласны – Нет.

1

Тебе нравится в Центре детского творчества?




2

Когда заканчиваются уроки ты, всегда с радостью идешь в Центр творчества?




3

Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел в Центр творчества?




4

Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?




5

Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе?




6

Ты хотел бы, чтобы в группе не было праздников?




7

Ты часто рассказываешь о Центре детского творчества родителям?




8

Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?




9

У тебя в группе много друзей?




10

Тебе нравятся твои одногруппники?




КЛЮЧ

1. Да-3 б.

6. Нет-3 б.

2. Да-3 б.

7. Да-3 б.

3. Да-3 б.

8. Нет-3 б.

4. Нет-3 б.

9. Да-3 б.

5. Нет-3 б.

10. Да-3 б.

25-30 баллов – высокий уровень адаптации;

20-24 балла – средняя норма;

15-19 – указывают на внешнюю мотивацию;

10-14 – низкая мотивация;

Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация.


Анкета "Как распознать одаренность"

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться

  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

  • кажется, что он всерьез никогда не устает;

  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант

Если…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

  • сочиняет свои собственные мелодии;

  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

  • серьезно относиться к произведениям искусства;

  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

  • не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

  • с большим желанием выступает пере аудиторией;

  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

  • пластичен и открыт всему;

  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

  • обладает хорошей памятью;

  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;

  • задает очень много продуманных вопросов;

  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;

  • обгоняет сверстников по учебе,

  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

  • очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%,где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

  8. Интересуется механизмами и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая.Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);•творческая (2-й столбец листа ответов);•академическая (3-й столбец листа ответов);•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);•музыкальная (5-й столбец листа ответов);•литературная (6-й столбец листа ответов);•артистическая (7-й столбец листа ответов);•техническая (8-й столбец листа ответов);•лидерская (9-й столбец листа ответов);•спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80



Прогрессивные матрицы Равена

Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Прогрессивные матрицы Равена широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл. Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.)





Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconТема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе...
Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПубличный доклад
Программа развития «Создание эффективной модели информационного пространства как средство профессиональной ориентации обучающихся»,...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПрограмма по профориентационной работе, предпрофильной подготовке,...
Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconС углубленным изучением отдельных предметов за 2010-2011 учебный год
Усилия администрации школы и коллектива были направлены на создание условий для развития каждого обучающегося как свободной, ответственной...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconТема: «Создание условий для самореализации личности обучающихся на...
Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconИгра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В.,...
Воспитание это создание условий для целенаправленного управления процессом развития личности
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconИспользование разнообразных методов и приемов на уроке изобразительного искусства
В условиях модернизации российской системы образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconТема работы методического объединения
Создание оптимальных условий для развития личности, формирование трудовых навыков и активизация творческих способностей как средства...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПоложение о Дне самоуправления
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПрограмма работы семинара (4 марта 2011 года) Тема: «Создание условий...
Тема: «Создание условий для повышения мотивации и развития интеллектуального потенциала обучающихся в начальной школе»
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconСоздание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,...
Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПерспективный план работы старшей вожатой Шевченко Ольги Сергеевны на 2013 2014 учебный год
Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности через организацию коллективно – творческой деятельности...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПоложение о конкурсе 10а класса
Создание условий для проявления и развития индивидуальных качеств личности ученика
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие...
Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности iconПлан воспитательной работы гбоу школы №46 на 2014-2015 учебный год
Цель: создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности обучающегося – личности психически и физически здоровой,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск