Скачать 366.19 Kb.
|
Методическое занятие № 4 Тема: Создание условий для оптимального развития творческой личности. Методы выявления творческих способностей детей. Цель занятия: Познакомить педагогов с формами и методами, направленными на выявление и развитие творческих способностей воспитанников учреждения. Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-техническое развитие страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Для одаренных детей очень важна мотивация, т.е. совокупность мотивов, побуждающих детей к направленной активности, инициативным действиям. Мотивы ребенка формируются на основе его потребностей, а круг этих потребностей определяется широтой его познавательной деятельности, возможностями его интеллекта. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Эти материалы должны строиться на следующих психологических и дидактических принципах:
Программы должны учитывать хотя бы пять основных этапов творческого акта:
Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
Цель работы с одаренными детьми предполагает развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. При реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:
Для определения и установления критериев одаренности, в первую очередь, необходимо провести диагностику на выявление способностей. Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита можно распознать c помощью следующих факторов:
Если способности и мотивации одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни, причем чаще всего такие дети становятся "трудоголиками" и интеллектуалами. Раннее определение одаренности позволит при необходимости помочь им скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде. Одним из наиболее эффективных и распространенных современных средств диагностики одаренности является тест. Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных программ. Эффективность освоения детьми этих программ и является для многих педагогов своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования. Диагностика должна быть стандартизирована и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования. Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли понимать под "одаренностью" некий единый феномен или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур. Необходимо также отметить, что ученые дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией. Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами, используют стандартизированные тесты достижений. Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей. Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом.Эта отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития альтруизма для выявления феномена духовной одаренности. Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкторами, на которых базируется само понимание творчества. Х.Е. Трик выделяет в этой области четыре основных направления: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. Для каждого из них направлений характерны свое понимание творческой одаренности и свои методы диагностики креативность. Рассмотрим несколько методик для диагностики детской одаренности. Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность) Оцените ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Ребёнок способен:
Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам: 35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий. Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе (для воспитанника). Ответьте на вопросы анкеты. Если вы согласны с утверждением – Да, если не согласны – Нет.
КЛЮЧ
25-30 баллов – высокий уровень адаптации; 20-24 балла – средняя норма; 15-19 – указывают на внешнюю мотивацию; 10-14 – низкая мотивация; Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация. Анкета "Как распознать одаренность" Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен. Спортивный талант Если…
Технические способности Если…
Литературное дарование Если…
Музыкальный талант Если…
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться Если ребенок…
Способности к научной работе Если ребенок…
Артистический талант Если ребенок…
Незаурядный интеллект Если ребенок…
Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%,где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей. Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет) Общая характеристика Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными. Лист вопросов
Методика рассчитана на выполнение основных функций: Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований. Вторая функция — развивающая.Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности. Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);•творческая (2-й столбец листа ответов);•академическая (3-й столбец листа ответов);•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);•музыкальная (5-й столбец листа ответов);•литературная (6-й столбец листа ответов);•артистическая (7-й столбец листа ответов);•техническая (8-й столбец листа ответов);•лидерская (9-й столбец листа ответов);•спортивная (10-й столбец листа ответов). Лист ответов
Прогрессивные матрицы Равена Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Прогрессивные матрицы Равена широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл. Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.) Выводы об уровне развития
|
Тема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе... Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной... | Публичный доклад Программа развития «Создание эффективной модели информационного пространства как средство профессиональной ориентации обучающихся»,... | ||
Программа по профориентационной работе, предпрофильной подготовке,... Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации... | С углубленным изучением отдельных предметов за 2010-2011 учебный год Усилия администрации школы и коллектива были направлены на создание условий для развития каждого обучающегося как свободной, ответственной... | ||
Тема: «Создание условий для самореализации личности обучающихся на... Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы | Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В.,... Воспитание это создание условий для целенаправленного управления процессом развития личности | ||
Использование разнообразных методов и приемов на уроке изобразительного искусства В условиях модернизации российской системы образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации... | Тема работы методического объединения Создание оптимальных условий для развития личности, формирование трудовых навыков и активизация творческих способностей как средства... | ||
Положение о Дне самоуправления Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие... | Программа работы семинара (4 марта 2011 года) Тема: «Создание условий... Тема: «Создание условий для повышения мотивации и развития интеллектуального потенциала обучающихся в начальной школе» | ||
Создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,... Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми | Перспективный план работы старшей вожатой Шевченко Ольги Сергеевны на 2013 2014 учебный год Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности через организацию коллективно – творческой деятельности... | ||
Положение о конкурсе 10а класса Создание условий для проявления и развития индивидуальных качеств личности ученика | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие... | План воспитательной работы гбоу школы №46 на 2014-2015 учебный год Цель: создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности обучающегося – личности психически и физически здоровой,... |