Отчет за 2012-2013 учебный год
Качество предоставления образовательных услуг.
Позитивная динамика качества знаний учащихся.
Обучение в нашей школе проводится по комплексной программе «Визуальный аккорд» программе и модифицированным программам по керамике и истории искусств.
С 01 сентября 2013 года школа начала работать по дополнительной
общеобразовательной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Воспитание творческой личности с позитивным мышлением является важнейшей государственной задачей. Изобразительное искусство – уникальная сфера деятельности, позволяющая объединить все точные и гуманитарные науки, развивать все богатство форм мышления, решать широчайший круг проблем духовно-нравственного воспитания. Программа и методическое пособие охватывает широкий диапазон изобразительной деятельности.: академические дисциплины, фольклор, современный дизайн, что позволяет развивать различные формы мышления ребенка ( логическое, образное, абстрактное, и ассоциативное), необходимое человеку в различных сферах деятельности.
Система уроков, основанная на изучении общих закономерностей формальной, декоративной и сюжетной композиции, позволяет детям освоить на только способы создания образов с определенными психологическими характеристиками, но и осознать себя и решить определенные психологические аспекты своего взаимодействия с собой и окружающим миром.
Данные программы строятся на традициях связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни общества. В школе преподаются следующие предметы: живопись, рисунок, композиция, история искусств и керамика.
В основе нашей концепции обучения изобразительному искусству лежат следующие принципы:
Обучение изобразительному искусству должно быть направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.
Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
В ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
Развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.
Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.
Процесс обучения собственно изобразительной деятельности, необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
В процессе изучения изобразительного искусства стараемся развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).
Наш опыт практической апробации на уроках изобразительного искусства дидактической системы деятельностного метода обучения, и использование информационных технологий на уроках, показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности
Использование информационно-коммуникационных технологий, деятельностного метода в системе ведет к позитивной динамике общей успеваемости и качества знаний.
По изобразительному искусству в течение последних двух лет успеваемость составляет 100%, а качество знаний повышается. Таблица 1.
Это благодаря индивидуализации и дифференциации педагогического воздействия, использованию на уроках здоровьесберегающих технологий в сочетании с гуманно-личностным подходом, применения в работе современных образовательных технологий.
Таблица 1
Динамика повышения качества знаний и успеваемости по изобразительному искусству
Годы
| Количество
обучаемых
| Качество
| Успеваемость
| %
| %
| 2011-2012
| 68
| 82%
| 100%
| 2012-2013
| 74
| 88%
| 100%
|
На уроках всегда присутствует доброжелательная, непринужденная атмосфера, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Хорошая подготовка преподавателей в области педагогики и методики преподаваемых предметов позволяет ориентироваться в различных приемах, учитывать возрастные особенности детей. Сама, будучи человеком творческим, стремящимся к постоянному развитию, стараюсь привить это стремление своим ученикам. На занятиях преподаватели стараются создать ситуацию успеха, и, как следствие дети верят в себя, в свои силы, не боятся экспериментировать, добиваются успехов. Мы используем на занятиях различные задания с целью развития творческих возможностей и способностей обучающихся.
Результаты деятельности позволяют оценить степень сформированности целей и задач педагогической деятельности.
За два последних года преподавательской деятельности возрос интерес у жителей города к обучению в художественной школе. Приложение №1.
Создание благоприятного климата в школе является нашим кредо.
Качество знаний всех обучающихся можно вывести в следующие таблицы. Таблицы 2-3.
Таблица 2.
Сведения об успеваемости обучающихся по итогам 2012\2013 учебного года
Учебные предметы
| 1класс
| 2класс
| Успевающих
| Обучающихся на «4»и «5»
| Успевающих
| Обучающихся на «4»и «5»
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Керамика
| 26
| 100
| 26
| 100
| 27
| 100
| 27
| 100
| Живопись
| 26
| 100
| 26
| 100
| 27
| 100
| 27
| 100
| Рисунок
| 26
| 100
| 26
| 100
| 27
| 100
| 27
| 100
| Композиция
| 26
| 100
| 26
| 100
| 27
| 100
| 27
| 100
| ДПИ
| 26
| 100
| 26
| 100
| 27
| 100
| 27
| 100
|
Таблица 3
-
Учебные предметы
| 3 классы
| 4 класс
| Успевающих
| Обучающихся на «4»и «5»
| Успевающих
| Обучающихся на «4»и «5»
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Керамика
| 23
| 100
| 22
| 96
| 12
| 100
| 12
| 100
| Живопись
| 23
| 100
| 21
| 91
| 12
| 100
| 12
| 100
| Рисунок
| 23
| 100
| 22
| 96
| 12
| 100
| 11
| 92
| Композиция
| 23
| 100
| 23
| 100
| 12
| 100
| 12
| 100
| ДПИ
| 23
| 100
| 23
| 100
| 12
| 100
| 12
| 100
|
Главным показателем эффективности образовательного процесса является активное участие в конкурсах и выставках различного уровня обучающихся МБОУДОД «Детская художественная школа» г. Вуктыла.
О качественном уровне преподавания в школе свидетельствует то, что работы, представленные на конкурсах, положительно отмечаются жюри и получают высокие награды.
Динамика количества творческих работ (проектов и исследований) учащихся по предмету, представленных на различных уровнях:
Растет и количество учащихся принимающих участие в различных конкурсах.
Обучающиеся нашей школы стараются принимать участие в различных творческих конкурсах и выставках . Конечно, не всегда мы занимаем призовые места, но в детях всегда есть дух соперничества. Чем больше становится победителей различных конкурсов, тем больше желающих принять участие, лучше и интереснее работы. Таблица 5 Таблица 5
Детские рисунки - это творчество юных художников.
Целью конкурса детских рисунков является поиск и поддержка талантливых детей. Развитие художественно-оформительских способностей способствует творческому воображению детей, развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению. Таблица № 6.
Таблица 6.
Количество обучающихся, принимающих участие в выставках и конкурсах
-
Годы
| 2011-2012
| 2012-2013
| 1-2 классы
| 20
| 40
| 3-4 классы
| 29
| 36
| Подготовительные
группы
| 0
| 11
|
За 2 года работы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей наши обучающиеся - постоянные участники и призеры городских, районных, республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсов и выставок:
Первый открытый народный интернет-конкурс детского и молодежного творчества (дипломы лауреатовI, II степени, 2011 г.) диплом лауреата III степени, 2012 г.), первый международный интернет-конкурс рисунка «Портрет живого слова» (2013 г.), районный конкурс «Открытие года» (диплом победителя и премия руководителя администрации МР «Вуктыл»), XI, XII Региональный конкурс юных художников «Синяя птица» в г. Котласе (диплом III степени, 2013 г.), Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества «Сияние Севера» (диплом III степени, 2012 г.), Республиканский конкурс «Малая нобелевская премия Республики Коми – 2011» (дипломант, победитель I этапа), Республиканский конкурс «Малая нобелевская премия Республики Коми – 2012» (дипломант, победитель I этапа), VII межрегиональный фестиваль-конкурс изобразительного творчества «Я вижу мир» (Гран-при, 2012 г.), Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Славься, казачество!» (Гран-при, 2012 г.), Международный пленэр-конкурс «Весенняя палитра» в г. Санкт-Петербурге (дипломы лауреатов I, II степени, 2013 г.),международный конкурс изобразительного искусства в рамках культурно-образовательного фестивального проекта «Межкультурное взаимодействие Нидерландов и России глазами детей» (диплом лауреата Iпремии, 2013 г.),
Международный конкурс детского рисунка «Животный мир Арктики и Северного Ледовитого океана» (почетная грамота победителя 4 премии, г.Ёсу, Южная Корея, 2012г.)Трегуб Юлия ,два дипломанта I Раковская Нина и II Щукина Алина в международном конкурсе-пленере г.Санкт-Петербурге, Диплом лауреата 1 степени в Нидерландах, международный конкурс, VIII Всероссийский детский конкурс «Волшебный родничок» г.Омск, диплом зрительских симпатий Гилаева Эльмира 4 года.
Директор школы является членом жюри ежегодного районного конкурса «Учитель года»;членом жюри ежегодного районного конкурса «Одаренный ребенок»;
Школа принимала участие в семинаре генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства Домогацкой И.Е. «Обеспечение условий развития системы детских школ искусств: законодательный эффект» на базе ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации»
(2012 г.);
Педагоги выступали с презентацией «Художественный конкурс как средство развития и стимулирования творческой деятельности ребенка» на методической конференции в рамках XII Регионального конкурса юных художников «Синяя птица» в г. Котласе (2013 г.);
участвовали в круглом столе «Актуальные проблемы образования в сфере культуры и искусства» в рамках международного пленэра-конкурса «Весенняя палитра» в г. Санкт-Петербурге (2013 г.)
Это подтверждается тем, что 5 выпускников 2012-2013 учебного года поступили в высшее и среднее учебные заведения по профилю художественно-эстетического направления в город Санкт-Петербург 3 человек, Воронеж и Киров.
Чтобы увлечь детей , достичь с учениками высоких результатов, нужно хорошо знать и понимать того, кого ты учишь, понять, что им движет, каковы мотивы его поступков, какие цели он себе поставил, и делать это надо искренне. Если это нам удается, то, как говорят, остается только «тихонько постоять рядом». У педагогов нашей школы это всегда получается. В нашей школе преподаватель имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал. У нас работают 4 преподавателя 2 лаборанта и уборщик служебных помещений.
Преподаватели: Сурганова Алевтина Ивановна -1 категория,
Киселева Надежда Анатольевна- высшая категория,
Селезнева Антонина Ивановна -1 категория, почетный работник общего образования Российской Федерации,
Панасеева Евдокия Николаевна –б/ категории.
Труд наших педагогов оплачивается по достоинству. Сверхурочная работа и подготовка к различным выставкам и мероприятиям, конкурсам и фестивалям стимулируется премиями и своевременной выплатой заработной платы.
Сложно определить самое яркое события года, так как они все являются очень важными для нас и торжественными.
20-летний юбилей школы и поездка в Санкт-Петербург на Международный конкурс-пленер явились самыми незабываемыми !!!!!!!!
|