Творческий отчет за 2012-2013 учебный год
МОУ «Теоретический лицей №2» Содержание
Анализ жизнедеятельности лицея за 2012 – 2013 уч. год
Система научно-методической работы лицея
Уровень качества результатов обучения и воспитания
Результаты качества обученности в основной и старшей школе за 2012-2013 учебный год
Анализ успеваемости и качества знаний по годам
Динамика численности медалистов
Анализ результатов ЕГЭ и ГВЭ
Социализация выпускников…
Результаты УВП в пролицейских классах
Результаты УВП в профильных классах
Динамика результативности олимпиад
Кадровое обеспечение
Реализация программы «Здоровье»
Состояние материально-технической базы
1.Анализ жизнедеятельности лицея за 2012-2013 учебный год В течение 2012-2013 учебного года МОУ "ТЛ № 2" строил свою работу в соответствии с задачами, поставленными на августовском педагогическом совете «Роль педагогов в выполнении задач, стоящих перед образовательным учреждением, по реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся посредством внедрения КЦП на 2012-2017гг.» (28.08.2011г.) и разработку и поэтапное внедрение целевых программ:
1. Программа «Доступное качественное образование». Подпрограмма «Профессиональная компетентность педагога» Подпрограмма «Научно-исследовательская среда лицея» Подпрограмма «Психолого-педагогическая поддержка учащихся» 2. Программа «Гражданско-патриотическое воспитание». Подпрограмма «Традиции лицея». 3. Программа «Информационное пространство лицея».
Общеобразовательная деятельность МОУ "Теоретический лицей № 2" г. Тирасполя осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения ПМР на право ведения образовательной деятельности в сфере пролицейского и лицейского образования и свидетельства о государственной аккредитации (серия III № 000634 от 23.04.2009 г.). Администрация лицея в своей деятельности руководствуется Законами ПМР, нормативно-правовыми актами органов государственной и исполнительной власти в области народного образования. Правовая база соответствует перечню нормативных документов.
Деятельность МОУ "Теоретический лицей № 2" г. Тирасполя осуществляется в соответствии с законодательством ПМР, Уставом МОУ "Теоретический лицей № 2" г. Тирасполя, требованиями к ведению делопроизводства.
В работе с учащимися лицей руководствуется Законом ПМР "Об образовании", Типовым положением о лицеях, Базисным учебно-развивающим планом теоретических лицеев, гимназий, школ с лицейскими, гимназическими классами, Уставом Лицея, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Для реализации поставленных задач в лицее на начало года имелись соответствующие локальные акты и положения.
Учебный план лицея на 2012-2013 учебный год был составлен на основании Базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения.
При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. В основу учебного плана лицея положена концепция лицея – как особого среднего учебного заведения, обеспечивающего гармоничное и творческое развитие одаренных детей на основе программ повышенного уровня, гуманистических ценностей и индивидуального подхода к учащимся. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.
В 2012-2013 учебном году лицей работал в режиме 6-дневной недели, в основной и средней школе занималось 16 классов, в которых на конец 2012-2013 учебного года обучалось 389 учеников.
1.1 Система научно-методической работы лицея
Организация научно-методической и исследовательской деятельности в МОУ «Теоретический лицей № 2» направлена на успешную организацию УВП, повышение качества образования и развития творческого потенциала педагогов и учащихся. Одним из основных направлений научно-методической работы является всестороннее повышение квалификации педагогов. Особое внимание отводилось деятельности методических кафедр.
Каждая методическая кафедра, методобъединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой лицея - «Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности лицеиста в условиях реализации развивающего лицейского образования», и в своей деятельности прежде всего ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.
Каждая кафедра ведет работу по отдельному научно-методическому направлению:
Кафедра гуманитарных дисциплин – «Развитие интеллигентности лицеистов
средствами технологий ЛОО».
2. Методобъединение лингвистики – "Развитие личности ученика и учителя в условиях реализации лицейского образования в системе работы методического объединения учителей лингвистики" .
3. Кафедра точных наук – «Обновление содержания образования путем организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности лицеистов».
4. Кафедра естествознания – «Развитие и воспитание творческого мышления, творческой индивидуальности личности ребенка в условиях реализации личностно-ориентированного обучения и развивающего лицейского образования». Диагностика педагогической успешности, разработка процедур самоаттестации и подготовка к аттестации кадров
Анализ работы за прошлый год и планирование работы на следующий учебный год
Текущий анализ деятельности и состояние учебно-воспитательного процесса
Диагностика качества знаний учащихся
План работы методической кафедры
Апробирование новых методик, технологий учебно-воспитательной работы
Организация экспериментальной исследовательской методической деятельности педагогов-предметников
Организация индивидуальной и микрогрупповой работы учителя
Организация профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов
Подготовка открытых мероприятий
Подготовка и проведение предметных конкурсов
Структура работы методических кафедр в течение учебного года
На заседаниях предметных кафедр обсуждаются следующие научно-методические проблемы:
- работа с образовательными стандартами;
- формы и методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
-организация домашнего задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- формы и методы работы с учащимися, мотивированными на исследовательскую работу;
- отчеты учителей по темам самообразования;
- творческие отчеты аттестуемых учителей;
- творческие отчеты учителей по организации самостоятельной работы учащихся.
Среди технологий, элементы которых стали действенными инструментами организации и осуществления дидактического процесса лицея, следует выделить наиболее значимые.
Так, например, педагоги кафедры гуманитарных наук используют в своей работе следующие технологии: групповая работа (по системе Н.П. Гузика), индивидуальная работа (по К. Роджерсу), технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (по системе Е.Н. Ильина), использование КСО на уроках русского языка и литературы.
Педагоги методобъединения лингвистики используют следующие технологии: игровые, проблемного обучения, проектные, развивающее обучение, коммуникативное обучение речи, автономное обучение и пр.
Педагоги кафедры точных наук используют технологии проблемного и группового обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), технологию КСО, обучение математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин), на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев), развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.Д. Давыдов), индивидуально-ориентированного обучения (А.А. Ярулов), новые компьютерные (информационные) технологии.
Педагоги кафедры естественных наук используют технологии развивающего обучения, технологии КСО, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, проблемного обучения, технологии проектов и пр.
Кафедры являются научно-методическим формированием «Теоретического лицея № 2»
г. Тирасполь, реализующим программы и планы научных исследований и экспериментов.
Работа НМС основана на анализе учебно-воспитательного процесса, передовом опыте. На заседаниях научно-методического совета рассматривались важные вопросы по развитию лицея, научно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе инновационного. Рассмотрены и утверждены программы элективных курсов, спецкурсов, индивидуальных занятий с обучающимися. Организована целенаправленная работа по развитию профессионального мастерства педагогов.
В течение года научно-методический совет координировал и анализировал работу предметных кафедр, осуществлял оценку инновационной деятельности лицея.
Своевременно анализировались результаты комплексных нововведений, исследований, имеющих значимые последствия для лицея.
В целом, работа научно-методического совета осуществлялась в соответствии с основными направлениями развития лицея.
В целях совершенствования профессионального мастерства и развития творческой инициативы педагоги лицея принимают участие в международных, республиканских, городских научно-практических конференциях, конкурсах
Международные конкурсы:
г. Таганрог «Юные таланты»
Сырбу Галина 6 «Б» класс – 3 место (руководитель Костюкова С.В., учитель математики I категории)
Гальчинский Юрий 10 «В» класс – 1 место (руководитель Земляков А.В., учитель ИиИКТ высшей категории)
г.Кишинев «Энергия и среда обитания»
Рыбалова Марина 11 «В», Бевз Алексей 10 «В» (руководители Каминская Е.И., учитель биологии высшей категории, Дубейковская В.В., учитель биологии высшей категории) – победители в номинации «Лучшая презентация» на тему: «Сохраним климат нашей планеты»
г. Николаев « XVI Международный конкурс школьных медиа»
Щеглов Алексей 7 «А», Бабере Татьяна 9 «А» - 3 место (руководитель Тарновская А.А., зам. директора по ВР).
Печатные издания:
Костюкова С.В., Земляков А.В. «Использование информационно – коммуникационных технологий для введения элементов стохастической линии в курсе математики 5 – 7 классах»
Кибаль Т.И. «Трудности в решении уравнений с модулем в курсе математики 7 – 8 классах и пути их преодоления.
Мунтян А.Н. Изучение распределения влажности в почве и его влияние на эрозийные риски Приднестровья.
Мунтян А.Н. Предварительная оценка смыва почвы на сельхоз угодьях Приднестровья.
Мунтян А.Н. Сравнительная характеристика распределения влажности на почве на склонах разной эксидиции.
Мунтян А.Н. Методические рекомендации «Практикум по инженерной географии»
Система научно-методической работы лицея подразумевает и различные формы работы, формы организации взаимодействия педагогического коллектива со специалистами службы: психолого-педагогический семинар, методические недели, научно-практические конференции, обобщение передового педагогического опыта, наставничество, курсы повышения квалификации, самообразование, развитие аналитико-диагностических умений учителя, проектная деятельность, исследовательская и экспериментальная работа учителя (как лично, так и с лицеистами), участие в самых различных фестивалях, конкурсах, семинарах, конференциях, педчтениях, аттестации и многое другое.
Уровень организации и содержание научно-методической работы лицея определяют место научно-методической службы лицея в методической сети города. На протяжении 12 лет лицей - опорное образовательное учреждение по методической работе.
Как показывают результаты самодиагностики педагогического коллектива по показателям эффективности системы управлениями результативности методической работы, педагогический коллектив лицея под руководством администрации, научно-методической службы достиг достаточного и оптимального уровня по целевой эффективности работы.
В 2012-2013 учебном году на базе МОУ ТЛ № 2 было осуществлено на высоком научно-методическом уровне проведение целого ряда мероприятий:
В сентября 2012 семинар для слушателей ГОУ «ПГИРО» - учителей русского языка и литературы.
В октябре 2012 городское методическое объединение учителей биологии на тему «Инновационные технологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса».
В декабре 2012 года городско методическое объединения учителей украинского языка на тему «Организация самостоятельной работы лицеистов на уроках украинского языка и литературы»
В ноябре 2012 городское методическое объединение для классных руководителей на тему «Система работы классного руководителя по формированию и развитию толерантной культуры в лицее»
В марте 2013 городское методическое объединение для организаторов досуговой деятельности на тему «Роль ученического самоуправления в социализации старшеклассников»
Особое внимание уделяется группе молодых специалистов. Для них работает Школа молодого учителя "Диалог".
Цели Школы молодого учителя:
- удовлетворить потребности молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений:
- способствовать формированию единого стиля творческой деятельности учителя;
- помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному подходу и осуществлении программного образования. В лицее в 2012-2013 учебном году стажировалась молодой учитель биологии Зубкова М.В., учитель английского языка Старикова О.В., воспитатель группы продленного дня Гондря И.Г.
Проведение целенаправленной разносторонней работы педагогического коллектива лицея с начинающими учителями дает положительные результаты. В рамках предметной недели молодыми педагогами были проведены уроки и внеклассные мероприятия.
Посещение уроков опытных учителей во время предметных недель, семинаров дает практические знания учителям-стажерам, обогащает их опыт.
В лицее успешно реализуется принцип модернизации управления образованием, разработана и реализуется целевая программа «Доступное качественное образование». Задачи, поставленные программой, решаются в рамках подпрограмм: «Профессиональная компетентность педагога», «Научно-исследовательская среда лицея», «Психолого-педагогическая поддержка учащихся».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность методической службы МОУ ТЛ № 2 в 2012-2013 учебном году была направлена на повышение методического мастерства учителей, создание и организацию творческих групп по выработке и исследованию проблем и задач развития лицея, методику использования ЦОРов на уроке, научное руководство творческими работами учащихся, повышение уровня педагогической грамотности через систему психологических практикумов и участие учителей в городских, республиканских и международных конкурсах педагогического мастерства.
В то же время, исходя из предложенного анализа за прошедший год, можно выделить ряд проблем, которые будут решаться в рамках реализации программы развития лицея:
Обеспечение творческой атмосферы через раскрытие творческого потенциала каждого педагога.
Стимулирование деятельности учителей по разработке и внедрению образовательных технологий, адекватных образовательным программам.
Овладение всеми учителями компьютерной грамотностью для использования компьютера как эффективного средства образовательного процесса.
Разработать систему взаимообогащения педагогов через проведение постоянно действующих семинаров.
Внедрение портфолио учителей.
|