Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор»





Скачать 85.74 Kb.
НазваниеАвторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор»
Дата публикации06.07.2013
Размер85.74 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Муниципальное автономное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия «Центр детства»

г. Новый Уренгой, пр. Ленинградский, 10-в

тел. 8(3494) 23-29-89, E-mail: sentrdetstva@mail.ru
Авторская программа

внеурочной деятельности

«Маленький оратор»
Секция «Начальное и дошкольное образование»

Авторы: Арасланова Гульшат Ахтямовна – учитель начальных классов;

Потанина Валентина Алексеевна – учитель начальных классов;

Правшина Любовь Алексеевна – учитель начальных классов.
f:\картинки оратор\1308515688_217853863_1---0.jpg

2013 г.

Пояснительная записка
Актуальность

Формирование и развитие личности, которое происходит в течение всей жизни человека, тесно связано с успешным овладением культурой родной речи, умением использовать языковое богатство во всей динамике и полноте. И если ребёнок умеет чётко говорить, правильно и выразительно читать, увлечённо рассказывать, то и письменная речь у него будет грамотной. Умение говорить также освобождает от всевозможных комплексов и боязни публичных выступлений.

В наше время все чаще возникают ситуации, когда современный школьник, особенно младший, не может сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с данной ситуацией, зажат, неуверен в себе. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению, Развитие коммуникативной компетентности ученика, формирование ораторских способностей – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, особенно, в свете требований ФГОС НОО. Возможности урока не всегда позволяют в полной мере решать сложившиеся противоречия.

Для решения данных проблем и задач группой педагогов прогимназии «Центр детства» разработана программа внеурочной деятельности «Маленький оратор». Программа рассчитана на два года обучения (3-4 класс).

Цель программы: формирование умения использовать речь как инструмент достижения своих профессиональных и жизненных целей, обучение и применение на практике умелой, искусной речи, позволяющей решить, в том числе, и коммуникативные задачи, проявить полученные знания, умения и навыки в самостоятельной творческой деятельности.

Задачи программы: снятие мышечных зажимов, препятствующих голосовой свободе, устранение плохой дикции - проглатывания отдельных звуков и частей слов; совершенствование интонационной выразительности речи; расширение словарного запаса; развитие творческой фантазии и воображения; освоение техник снятия страха публичного выступления; формирование навыков публичного выступления;

Программа дает представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением; о его видах; о коммуникативных качествах речи, речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение. В неё включены также задания по развитию речи, обогащению словаря, логопедические упражнения. Теоретический материал представлен в форме небольших сказок, на основе которых разработаны практические задания.

Программа адресована учителям начальных классов, воспитателя групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Содержание программы

3 класс

Ораторское искусство – наука о красноречии: Понятие об ораторском искусстве. Искусство публичных выступлений.«Инструменты» оратора. Секреты акустики и дыхание. Звук моего голоса (тембр). Отчётливость звучания (дикция и артикуляция). То же слово, да не так бы молвить (тон речи).Звуковая картина речи (интонация).Образ оратора.Итоговое занятие. Дневник Ваших достижений.

Грамотная речь – залог успешного выступления: Искусство быть понятым. Ответственность за язык. Орфоэпические нормы русского языка. Род заимствованных слов. Учимся говорить обстоятельно .Слова разные, а обозначают одно и то же.Слова решили поспорить.Фразеологические обороты.Пословицы и поговорки.Стилистические приёмы речи.Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов «Такие разные словари».

Составные части выступления: Композиция речи. Структура речи. Заглавия, отразившие время. Вступление. Основная часть. Приёмы, которыми можно вызвать интерес аудитории.Итоговое занятие. Деловая игра «Мысли вслух».

Попробуем научиться овладевать аудиторией: Как понравиться незнакомому человеку, или как овладеть искусством спора. Мастерство изложения материала. Как установить контакт с аудиторией. Поговорим о прекрасном. Человек – духовная личность. Пресс-конференция. Конкурс «Юный оратор».

4 класс

Я и мой голос: Основные источники «Техники речи». Волевая речь. Говорящий и слушающий. Культура произношения.

Юный редактор: Типы текстов. Информация. Газетные информационные жанры. Информация. Газетные информационные жанры. Хроника. Информационная заметка. Выбор темы и составление плана заметки. Подбор материала для заметки. Составление заметки. Репортаж. Интервью. Рассуждение проблемного характера. Итоговое занятие. Выпуск школьной электронной газеты «Маленький оратор».

Я и трибуна:Выбор сюжета для рассказа. Запись монолога. Корректировка письменной речи монолога. Изобразительно-выразительные средства языка. О силе выразительных средств. Приемы подготовки к устному выступлению. Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного выступления. Завершение работы над устным выступлением. Итоговое занятие. Организация онлайн - конференции с другими школами города, округа и России.

Формы и стили публичного выступления: Беседа. Спор.Понятие о видах речи.Стиль публичного выступления. Защита авторских идей с использованием презентаций (ИКТ). Техника аргументации. Чувство юмора необходимо каждому юному оратору. Юмористический рассказ. Экскурсионный рассказ. Великие люди Севера. Итоговое занятие. Организация виртуальной экскурсии «По страницам истории Ямала» (ИКТ).

Что мы знаем и умеем: Диагностика сформированности ораторских умений. Фестиваль ораторского искусства.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

3 класс (34 ч)

1

Ораторское искусство – наука о красноречии

10

2

Грамотная речь – залог успешного выступления

11

3

Составные части выступления

8

4

Попробуем научиться овладевать аудиторией

5

4 класс (34 ч)

1

Я и мой голос

4

2

Юный редактор

13

3

Я и трибуна

7

4

Формы и стили публичного выступления

8

5

Что мы знаем и умеем

2

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере ораторского мастерства распределены по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний о важности коммуникативных навыков для формирования уважительных отношений с окружающими: сверстниками, одноклассниками, учителями и родителями; о способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии усвоения представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия.

Второй уровень результатов – получение опыта позитивного отношения к чужому выступлению и своему собственному, применяя специальную схему обратной связи; умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют конкурсы ораторского мастерства, проведение экскурсий в школьных мини-музеях в качестве экскурсоводов, участие в школьных научно-практических конференциях.

Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия; выработка собственного стиля общения с людьми, который поможет реализовать социально-образовательный проект. Это сложная форма, предполагающая включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и педагогически обеспеченный переход школьника к осуществлению самостоятельного общественного действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Выступление на ораторов на городских научно-практических конференциях, участие в совместных мероприятиях с другими социальными институтами, защита собственных программ, участие в форумах центрального Московского клуба ораторов (orator.timepad.ru)

Рекомендации по созданию условий и ресурсовдля реализации программы

Детская литература: сборник сказок.

Словари:орфоэпический словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, словарь синонимов и антонимов, «Культура русской речи» энциклопедический словарь-справочник.

При реализации программы используются специфические организационные формы: лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, продуктивная игра, изготовление памятки, подготовка к представлению, дискуссия, творческая работа.

Материально-техническое обеспечение: индивидуальные нетбуки, аудиоаппаратура, аудиозаписи, интерактивные доскиSmartBord, документ-камера, планшеты, цифровая видеокамера, фотоаппарат, зеркала для индивидуальной работы.

Дидактические и наглядные материалы: мини-сборник сказок для каждого учащегося, артикуляционные таблицы, электронные таблицы, видео и аудиозаписи мастеров слова, аудиокниги, комплекс упражнений для развития техники речи, компакт-диски из серии «Школа развития личности Кирилла и Мефодия» с практическим курсом «Учимся выступать публично», Интернет– сайт Центрального Московского клуба ораторов (orator.timepad.ru), школьного сервера, школьного сайта.

Программа предполагает организацию системной работы с родителями. Разработана система занятий, тренинги, консультации, практические занятия по развитию речи, обогащению словарного запаса детей и логопедические упражнения, которыми родители могут воспользоваться во время занятий дома. В программу включено проведение совместных проектов родителей и детей по темам: «Ораторское искусство – наука о красноречии», «Экскурсия в музей», проведение мастер-класса родителями о своих увлечениях, обобщение лучшего семейного опыта в форме презентаций.

Литература

  1. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 2007.

  2. Как научиться красиво и правильно говорить./Ханин М./ - СПб: Корона-принт, Лань, 2007

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Карнеги Д. Шесть способов располагать к себе людей. Как завоевать друзей. Как преодолеть чувство беспокойства. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.

  5. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 1 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа.Юным умникам и умницам).

  6. Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа.Юным умникам и умницам).

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  9. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

  10. Развиваем речь, или Маленький оратор./ И.И.Шарова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – (Школа развития)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconI. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории...
Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconМетодические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconУроки нравственности
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconПрограмм а по внеурочной деятельности пояснительная записка
В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconРабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждение и утверждение рабочих программ по предметам, их соответствие фгос. Планирование и организация внеурочной деятельности....
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconПриказ №331-о от «29» августа 2013г. План внеурочной деятельности...
План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» 5-ых классов разработан на основе нормативных документов
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconРабочей программы внеурочной деятельности 1класс Оригами
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconАвторская программа проектно-исследовательского сообщества «Пытливые...
Данная программа реализует деятельность внеурочной работы учащихся 5-9 классов эколого-биологической направленности. Соответствует...
Авторская программа внеурочной деятельности «Маленький оратор» iconУроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме...
«Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск