Курс лекций пермь 2012 ббк 71





НазваниеКурс лекций пермь 2012 ббк 71
страница1/21
Дата публикации06.07.2013
Размер2.38 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ




КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ

Пермь 2012
ББК 71

К 90


Составитель: О.С. Беляева, канд. философских наук, доцент
Рецензент: доцент, кандидат социологических наук Курбатова Л.Н., ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Утверждено на заседании кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин

Протокол № 2 от 02.10.2012.

Культурология: курс лекций для студентов заочной формы обучения / Составитель О.С. Беляева. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2012, – 99 с.

Курс лекций по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения направлений 230700.62 «Прикладная информатика», 080200.62 «Менеджмент», 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» 080100.62 «Экономика», 030900.62 «Юриспруденция»

Курс лекций составлен в соответствии с рабочей программой курса. Курс содержит характеристику предмета, структуры и методы культурологии; определение понятия, структуры и функций культуры; анализ культурной динамики; исследование процессов развития культуры в обществе; характеристику функций, видов, направлений и стилей развития искусства; исторический анализ культурных явлений, процессов и институтов; характеристику современной культуры.

В курсе представлены вопросы для самоконтроля, со списками обязательной и дополнительной литературы и вопросы к зачёту по курсу «Культурология».

Курс лекций соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и может быть использован при подготовке к любым формам контроля по дисциплине «Культурология» для заочной формы обучения.

© О.С. Беляева, 2012

© АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2012
ВВЕДЕНИЕ

Культурология наполняется знаниями и открытиями и одно­временно дает питательную почву широкому кругу наук. Как яв­ление духовное она связана с философией, историей, этикой, эс­тетикой, теорией права и другими; как явление материальной жиз­ни—с антропологией, этнографией, социологией, общественной психологией, этнопсихологией, демографией.

Культурология ориентирована на познание того общего, что свя­зывает различные формы культурного существования людей. Воп­рос, что такое культура, ставит задачу целостного понимания истории, с позиции философского осознания ее всеобщего содер­жания и природы. История культуры — попытка обозреть пред­шествующее развитие человечества с точки зрения целей, потреб­ностей и задач современности. Именно поэтому культурологическое знание необходимо для формирования мировоззрения молодого специалиста.

ЦЕЛЬ КУРСА: студенты должны освоить проблематику культурных явлений и процессов современного общества, ориентироваться в основных культурологических проблемах, знать закономерности развития культуры.

Раздел 1. Предмет, структура, функции и методы культурологии



Основные категории: Культурология. Предмет культурологии. Структура культурологии. Функции культурологии. Культурология в системе наук. Методы культурологии. Категории культурологии. Артефакт культуры. Культурантропология. Культурогенез. Символ культуры.

План.

  1. Предмет, структура и функции культурологии

  2. Становление и развитие культурологии.

  3. Культурология в системе наук

  4. Методы и категории культурологии



Тема 1.1. Предмет, структура и функции культурологии


В европейской философии XIX века выделялись 2 типа знаний: знания о природе и знания о культуре. В отличие от знаний о природе, знания о культуре не всегда получали статус наук, их называли гуманистикой (humanities). Эти знания непосредственно связаны с человеком – с его сознанием, ценностями, идеалами. Главная задача гуманитарного знания – воздействие на духовный мир личности, побуждение людей к творчеству и взаимопониманию. В систему гуманитарного знания и включена культурология.

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце XIX – начале ХХ века. Немецкий химик В. Оствальд в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией»1.

Английский антрополог Л. Уайт в 1939 в статье «Проблема терминологии родства» использовал понятие культурологии для обозначения целого класса явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение.

Культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос о том, что такое культура, ставит задачу целостного понимания истории, с позиции философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры – попытка обозреть предшествующее развитие человечества с точки зрения целей, потребностей и задач современности.

Культурология – это не только система рационального знания, но внерационального понимания, и обе эти системы внутренне организованы и одинаково важны для постижения культуры.

Культурогия изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, взаимодействуя с другими отраслями научного знания: политологией, социологией, психологией, искусствоведением, экономикой, лингвистикой и т. д., так как все гуманитарные науки, так или иначе, берут свое начало в культуре. Культурология – это комплексная гуманитарная наука.

Культурология как наука возникла потому, что появилась потребность рассмотреть культуру как систему. Культура как система-это, прежде всего, система вещей-артефактов. Артефакты – это все вещи, созданные человеком. И если культура – это система вещей, то мы должны попытаться сделать своего рода классификацию этих вещей.

Культурология находится в самом начале своего пути, но уже сейчас она обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной.

Культурологию как полифоническую науку можно структурировать по ряду оснований. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих те или иные сферы человеческой жизнедеятельности, дифференцированных по специализированным предметам этой деятельности – экономические, юридические, военные, искусствоведческие, педагогические и другие науки, культурология относится к группе наук, исследующих в качестве объектов все виды и формы целеориентированной человеческой жизненной практики (как специализированной, так и обыденной), но в строго определенных аспектах. К этой группе относятся исторические науки (генетико-хронологический аспект коллективного человеческого существования), психологические (мотивационный аспект человеческих самопроявлений), социологические (структурно-функциональный и деятельностно-ролевой аспекты социальной активности людей), а также культурологические науки (ценностно-регулятивный и коммуникативный аспекты коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей).

Подобный составной характер как объекта, так и предмета культурологии детерминирует и столь же сложную структуру самого культурологического знания.

Культурология в нашей стране стала активно развиваться с 1960-х г.г. Культурология находится в процессе становления, её границы пока недостаточно чётки.

Структура культурологии.

Культурология представляет собой комплекс отраслей научного знания, и процесс их дифференциации свидетельствует о развитии науки.

При изучении культурологии как учебной дисциплины в качестве основных блоков принято выделять исторический и теоретический.

В историческом блоке раскрываются генезис и исторические этапы становления культуры; показываются реальные процессы развития культуры, функционирования ее стереотипов, образцов, миросозерцании, норм, ее регулирующих. Данный блок включает два раздела – историю мировой культуры и культуры России. При изучении истории культуры России следует показать ее взаимосвязь с мировой культурой, дать анализ современного ее состояния, показать место в мировой цивилизации.

В процессе изучения теории культуры раскрываются представления об ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.

Структура культурологии подразделяется также по уровням познания и обобщения. Прежде всего имеют место разделения культурологии на фундаментальную, изучающую культуру с целью те­оретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т. п., и прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных форм социальной практики.

В рамках фундаментальной культурологии могут быть выделены такие более или менее сформировавшиеся предметные направления, как социальная и культурная антропология, исследующая культуру как социальный феномен и социальную микродинамику порождения и функционирования «социальных конвенций» коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ; психологическая антропология, рассматривающая человеческую личность как «продукт», «потребителя» и «производителя» культуры, а также психологию социокультурных мотиваций, самоидентификаций и взаимодействия людей; культурная семантика, исследующая знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений, использующая методы лингвистики и филологии для «дешифровки» и реконструкции культурных объектов как смыслонесущих текстов, а также ряд иных более частных направлений изучения культуры.

В каждой из этих дисциплин фундаментальной культурологии могут быть выделены несколько уровней познания и обобщения материала: общетеоретический, системных объектов., паттернов (образцовых форм, норм и пр.), единичных артефактов культуры.

В прикладной культурологии формируются такие направления исследований, как управление культурой, социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительная и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и пр.

Реальное вычленение культурологии как самостоятельного научного направления обосновано реальным процессом дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.

Таким образом, культурология как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его мето­дологической основой, так как исследует наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих духовных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающих­ся друг от друга пространственно-временными, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными ха­рактеристиками.

Кроме того, культурология исследует взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных инсти­тутов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает форму разумного человеческого существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметов становится содержание общественной жизни.

Культурология приобретает статус самостоятельной научной дисциплины по мере выдвижения на первый план проблемы человека во всех его измерениях. Поэтому главный вектор движения культурологии – достижение культурного совершенства человека.

Среди основных задач культурологического исследования следует выделить:

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;

  • исследование ментального содержания культуры;

  • выявление типов связей между элементами культуры;

  • исследование типологии культур и культурных единиц;

  • разрешение проблем социокультурной динамики;

  • исследование культурных кодов и коммуникаций.

Функции культурологии

1.Гносеологическая, познавательная, функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет спе­цифику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.

2.Эвристическая функция задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Подобное созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры.

3.С эвристической – тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данным обществом, сопровождается воспитанием индивидов через вхождение в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстети­ческая, этическая и правовая доминанты, ориентирующие на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. то, что мы называем культурой поведения.

4.Мировоззренческая функция является принадлежностью философии культуры – составной части культурологии. Она служит выявлению как бы «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формированию художественной, религиозной, либо научной картины мира.

Таким образом, культурология рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, помогает философски осмыслить ее природу, происхождение и типологию.

В процессе изучения теории культуры раскрываются представления о ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconЛитература и искусство Перми Бурлаки на Каме / Реж. С. Лепихин. Россия, Пермь, «Новый курс»
Бурлаки на Каме / Реж. С. Лепихин. Россия, Пермь, «Новый курс», 2013. 40 мин. 12+ Фильм рассказывает об эвакуации в Пермь (тогда...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconКурс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пермь, 1-3 марта 2012 г. /под ред. А. Н. Ильина, Е. А. Гилевой; Перм гос пед ун-т. – Пермь, 2102. – С. 132-135
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconКурс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconДисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин....
Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconПравовой антикоррупционный курс «Знаю закон» Для учащихся 9-11 классов...
Правовой антикоррупционный курс: Методические рекомендации для учителя. – Пермь, 2012
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconКурс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен
Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconКонспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск...
Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconКонспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный....
Историческая география. Т. 1 / Отв. Ред. И. Г. Коновалов. – М.: Кругъ, 2012. – 576 с
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconПрограмма и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства»
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск...
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconПерми Педагогический аудит. Эффективный педагог Материалы проектной...
Эффективный педагог: Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения моу «Гимназия №5» г. Перми; Департамент...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconНа правах рукописи
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Курс лекций пермь 2012 ббк 71 iconДиректор Гуманитарного института
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск