Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия





НазваниеКурс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
страница1/12
Дата публикации24.06.2013
Размер2.04 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет»




В.В. Глотова
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ

И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия




Воронеж 2012

УДК 1(075.8)


ББК 87я73

Глотова В.В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб. пособие / В.В. Глотова. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2012. 194 с.

В учебном пособии раскрывается соотношение науки и философии, излагаются взгляды на предметную область истории и философии науки. Наука рассматривается в трех аспектах ее бытия: как особого рода знание, как специфическая деятельность, направленная на получение этого знания, и как социальный институт. Раскрывается исторический путь развития науки. Рассматриваются западные концепции философии науки ХIХ-ХХ веков. Показывается роль науки в решении глобальных проблем современной техногенной цивилизации.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям 230100.68 «Информатика и вычислительная техника», 230400.68 «Информационные системы и технологии», магистерским программам подготовки «Методы анализа и синтеза проектных решений», «Анализ и синтез информационных систем», дисциплине «История и философия науки».

Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе MicrosoftWord и содержится в файле Философия науки.docx.

Библиогр.: 53 назв.
Рецензенты: кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЦФ ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (зав. кафедрой канд. эконом. наук, доц. Л.В. Кочетова);

канд. филос. наук, доц. Б.П. Гайворонский
© Глотова В.В., 2012

© Оформление. ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный

технический университет», 2012

ВВЕДЕНИЕ
Предметом истории и философии науки являются общие закономерности и тенденции развития научного познания как особой деятельности по производству научных знаний. При этом философия науки на протяжении своего развития становилась все более историчной, то есть рассматривала производимые научные знания и деятельность по их производству в их развитии, в исторически изменяющихся социокультурных условиях. Таким образом, история и философия науки рассматривает научное познание как исторически изменяющиеся способы получения нового знания, выявляя общие закономерности развития познания на материалах истории конкретных наук и науки в целом.

История и философия науки отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и т.д. Центральная проблема истории и философии науки – проблема роста научного знания.

Лекция 1. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1. Предмет философии науки.

2. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

3. Эволюция подходов к анализу науки: от логического позитивизма до эпистемологического анархизма. Интерналистский и экстерналистский подходы в понимании механизмов научной деятельности.


    1. Предмет философии науки


Философия науки как дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, представляет рефлексию о бытии науки. Возникла она сравнительно недавно – во второй половине XX столетия и причиной ее появления стала необходимость осмыслить место, функции науки в условиях современной научно-технической революции. Уместно привести определение философии науки, изложенное в коллективной работе «Философия науки и техники»: «…предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически меняющемся культурном контексте» (1).

Философия науки, таким образом, может быть представлена как особое знание о науке в целом, ее месте в культуре, о том, как совершается научный поиск, какова динамика научного знания, методы и методология исследовательской деятельности. В круг интересов философа науки входят вопросы о критериях научности знания, способах его обоснования, чем одна теория отличается от другой, какова логика научного знания, модели его развития и другое. Все это вопросы, идущие от специфики самой философии, для которой характерен предельно общий подход к осмыслению разнообразных феноменов, и в этом случае философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах.

Но и внутри самой науки возникают специфические проблемы, решение которых также требует философского подхода, критической рефлексии.

Кроме того, в спектр философии науки попадает и рефлексия о соотношении философии и науки. Как они взаимодействуют, какое влияние оказывает философия на науку, а наука - на философию? Здесь философия науки включает в себя методологию и социологию научного познания, эпистемологию.

Философию науки следует отличать от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки. К таковым относятся история науки, науковедение, социология науки, психология науки. Обозначим в общих чертах их отличия.

История науки носит дескриптивный, описательный характер, она занимается описанием отдельных открытий и изобретений в разных областях науки и в разные исторические периоды. Предметом науковедения является изучение форм взаимодействия науки с общественными структурами, социологии науки – анализ структуры научных сообществ, взаимодействие между ними. Психология науки изучает важнейшие компоненты процесса научного творчества: воображение, интуицию, фантазию, озарение и пр. В отличие от них философия науки исследует сам процесс познания в совокупности его элементов и сторон, общий характер взаимодействия науки и общества, рост и развитие научного знания в целом.

Не следует также отождествлять философию науки как дисциплину с философией науки как одним из направлений современной западноевропейской философии, задачей которого является выявление особенностей научного познания и его специфики для разных областей действительности, а также динамики научного познания, его закономерностей. Философия науки в этой ипостаси существует в разнообразии философских школ: неоконтианства, позитивизма и неопозитивизма, критического рационализма, «философии и методологии научного познания» и др.

Как видно, задачи обеих этих «философий» схожи, различие заключается в том, что философия науки как дисциплина рассматривает науку в широком контексте развития истории, культуры, ценностных аспектов бытия человека в современном мире. Философия науки как дисциплина возникла позже, в середине XX столетия, и она стремится довести анализ науки до мировоззренческих проблем. Этим отличается данная дисциплина от науковедения, к примеру, или истории науки, социологии науки. Ее специфика вытекает из самой природы философии – быть «самосознанием культуры». Во все времена, с самого ее возникновения, философия занималась анализом основных форм духовной деятельности человека, отвечала на запросы культуры, эпохи. К примеру, в античности на первый план осмысления мира выдвинулись проблемы натурфилософии (милетцы, Гераклит, Демокрит), человека (софисты, Сократ, Платон), политики (Аристотель). В средние века философы занимались анализом доминирующей формы общественного сознания – религии, в эпоху Просвещения – права. В эпоху Нового времени внимание философов акцентируется на проблемах научного метода. Можно говорить о том, что основы методологии науки заложили мыслители XVII века Ф.Бэкон и Р.Декарт. О работе И.Канта «Критика чистого разума» также можно говорить как о философии науки в таком ее аспекте, как соотношение науки и методологии науки. Как возможна наука в качестве объективного, общезначимого знания, ставил вопрос И.Кант. Его ответ сводился к признанию значения опыта, факта, критики как основы общезначимых положений для науки.

В наше время доминирующей формой общественного сознания является наука, а потому, как заявляет один из отечественных философов А.Д. Панин, «сегодня без философии науки не может быть никакой философии» (хотя с этим можно и поспорить).

Философия науки как одно из направлений западноевропейской философии возникла из осмысления соотношения, взаимодействия философии и науки. Она опирается на позитивистский призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного (научного) знания. Именно позитивизм претендует на роль философии науки (в представлении О.Конта).

Философия науки как дисциплина, безусловно, испытывает огромное влияние западноевропейского направления философии науки. Оно, прежде всего, в том, что концептуальные основы, стержневые проблемы философии науки как дисциплины рассматриваются с позиций выводов и разработок конкретных авторов конкретных школ западноевропейского направления.

В отечественной философии проблемы философии науки наиболее активно стали обсуждаться в 60-е годы XX столетия. К их числу следует отнести вопросы диалектики, логики и методологии научного познания, социальной философии, теории отражения. Пальму первенства философы отдали теории как форме научного познания, обоснованию истинности научных знаний, соотношению различных научных методов (индукции, дедукции, анализа, синтеза, моделирования и др.), логике формирования теоретических концепций.

Наиболее выдающимися отечественными специалистами в области философии науки, внесшими значительный вклад в разработку перечисленных проблем, являются ученые и философы: Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.С. Степин, Г.И. Рузавин, М.В. Мостепаненко, Л.Б. Баженов, П.Н. Федосеева, Л.А. Микешина, В.А. Лекторский, П.П. Гайденко и др.

В этот же период появляется большое количество работ по философии физики, философии биологии, философии истории, философии психологии, философии математики, медицины. Особое место занимают философские проблемы социально-гуманитарного знания.
1.2. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
Говорить о философии науки невозможно, не уяснив вопроса о том, что же такое наука. При определении понятия «наука» следует учитывать, по крайней мере, три аспекта ее бытия: познавательный, социальный и социокультурный. При таком подходе наука предстает как «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире» (2), как «социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания»(3), и как специфическая сфера культуры (наравне с моралью, религией, философией, искусством.

Кратко рассмотрим содержание этих трех аспектов бытия науки.

Наука как познавательная деятельность имеет цель: выявить законы, по которым существуют объекты материального мира, с тем, чтобы эти объекты преобразовывать в соответствии с потребностями человека.

Наука возникла из практической деятельности, обыденного, повседневного, житейского опыта, однако, в отличие от него, приобрела способность опережать практику по освоению объектов материального мира. «Она способна выходить за рамки каждого исторически-определенного вида практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации»(4). Происходит это благодаря тому, что ученый способен, учитывая общие закономерности природы и общества, отталкиваться от них, создавать теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов. Истинность или ложность этих моделей проходит проверку экспериментальным методом, и, как следствие, в случае подтверждения эмпирически проверяемых моделей они объявляются относительно истинными, в случае же опровержения либо отвергаются, либо подвергаются исправлениям, пересмотру.

Деятельность ученых в поиске и утверждении истины, ее проверки требует не только эксперимента, но и использования специальных приборов, технических изобретений (микроскопа, телескопа, кино- и фотокамеры, химических реактивов пр.), что и позволяет опережать исследование объектов, не существующих в действительности.

Наука как познавательная деятельность исходит из положения об объективном характере познаваемых предметов, нацелена на выявление предмета исследования, реальных законов бытия.

Как пишет Г.И. Рузавин, «объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность, превращая науку в систему объективно истинных понятий, суждений и теорий» (5).

Из вышеизложенного следует, что науке присущи такие характерные только для нее признаки, как обоснованность и доказательность знания, способность прогнозировать, предвидеть ход отдельных процессов и явлений, системность, нацеленность на практику, методологическая рефлексия.

Наука как социальный институт начала формироваться в XVII-XVIII вв., когда в Западной Европе возникли первые научные сообщества, академии, стали выпускаться научные журналы. Сегодня наука, как социальный институт, представляет сложную сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений – от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от научных институтов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных и международных объединений (6).

В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. Так, в период становления науки как социального института (эпоха Возрождения и Новое время) она приобретала мировоззренческую функцию в борьбе с теологией и религией. Затем, в процессе бурного развития науки и техники, она становится производительной силой общества. Никто не может отрицать то огромное влияние, какое оказывает научно-технический прогресс на все сферы жизни общества и человека.

Сегодня наука – не только социальный институт, но и социальная сила, поскольку ее методы, научные знания широко используются в решении самых разных проблем, возникающих в обществе.

К примеру, методы и данные конкретных наук широко используются при разработке планов и программ социального, экономического развития. Здесь необходимы участие ученых, комплексное применение знаний и методов естественных, технических и общественных наук.

Функции науки как социальной силы чрезвычайно необходимы в решении глобальных, экологических проблем современности. Не секрет, что именно развитие науки, научно-технический прогресс породили эти проблемы, но, с другой стороны, ни кто иной, как сами ученые указали на эту опасность, именно они обозначили симптомы надвигающейся опасности для человечества и привлекли к ней внимание общественности, руководителей государств, учреждений, предприятий. Объяснение причин возникновения экологической опасности, поиски путей разрешения этих проблем, выдвижение целей, задач и средств для их достижения – все это является прерогативой ученых в современном мире.

Наука как специфическая сфера культуры рассматривается с точки зрения ее взаимодействия с другими формами общественного сознания (искусством, религией, философией, моралью и т.д.), а также выявления специфических для науки и отличительных от других форм общественного сознания признаков.

Поскольку вопрос об отношении науки и искусства, науки и философии будет рассмотрен в наших лекциях позже, а о специфических ее особенностях говорилось двумя абзацами выше, ограничимся положением о том, что, являясь неотъемлемой частью культуры, она, прежде всего, нацелена на окультуривание самого человека, субъекта познавательной деятельности. Познание мира для каждого происходит в уже сформировавшихся в определенной культуре знаниях, способах и методах познания, специфических понятиях и тем самым способствует социализации личности. Научные знания глубоко проникают в быт людей, формируют их мировоззрение и тем самым становятся социальной силой, формирующей личность, способствующей ее врастанию в определенную культуру.
1.3. Эволюция подходов к анализу науки: от логического позитивизма до эпистемологического анархизма. Интерналистский и экстерналистский подходы в понимании механизмов научной деятельности
Начало систематическому анализу науки было положено позитивизмом. Возникает он в 30-40-е годы XIX столетия, а его основателем считается французский философ, социолог, методолог и популяризатор наук О.Конт (1797-1857). Последователи О.Конта – Г.Спенсер, Д.С. Милль и др. составили ядро школы позитивизма. (В России это течение представлено именами П.Лаврова, Н.Михайловского.) Можно сказать, что философия позитивизма – это философия научного знания. В своем развитии позитивизм прошел IV стадии: первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С. Милль, И.Тэн и др.); второй позитивизм, представленный именами Э.Маха, Р.Авенариуса, В.Оствальда; третий позитивизм, или неопозитивизм в форме аналитической философии (К.Поппер, А.Куайн, К.Айдукевич, Л.Витгенштейн и др.) и философов Венского кружка, на основе которого сформировался логический позитивизм в лице М.Шлика, О.Нейрата, Р.Карнапа и др.), и, наконец, четвертый позитивизм, или постпозитивизм (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.) (7).

Эволюция позитивизма – это эволюция проблем философии науки.

Первые позитивисты обосновали два коренных преобразования: в сфере науки – отказ от претензий на раскрытие причин и проникновения в их сущность, в сфере философии -  отказ от метафизических наслоений. Старая философия, или «метафизика» со своими глубинными поисками бытия, должна уступить место «новой» философии – философии физики, химии и др., опирающейся не на абстрактные теоретические построения, а на факты, имеющих предметом исследования не область духа, а мир явлений, физический мир.

Позитивистские установки О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С. Милля опирались на принцип механистического истолкования мира, сложившийся в физике. Однако новые открытия на рубеже XIX-XX столетий, связанные с развитием квантовой физики, поставили под вопрос механистическую методологию. Кроме того, обнаружилась некая уязвимость и эмпирической методологии, поскольку выявилось, что результаты научных опытов зависят от природы, от органов чувств человека. К этому времени интенсивно развивается психология, претендующая на статус науки. Отсюда проблема связи психологии с другими науками, изучающими человека и окружающий его мир. В этих условиях возникает кризис позитивистских установок, и на повестку встает ряд вопросов «метафизического» характера: о природе познания, об отношении объекта и субъекта познания, о взаимоотношении физического и психического, о характере и истоках опыта и др. Так возникает вторая стадия позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта), основателями которого являются австрийский философ Э.Мах, швейцарец Р. Авенариус, немецкий ученый В.Оствальд. В целом разделяя позиции позитивизма в науке и философии (о необходимости изъятия из науки таких «метафизических» понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное»), эмпириокритицизм обосновал и ряд своих принципов.

Суть эмпириокритицизма выражается в следующей позиции Эрнста Маха. Мир состоит из элементов, которые представляют собой соединения физического и психического: «…весь внутренний и внешний мир состоит из числа однородных элементов» (8).

Поскольку это так, стало быть, материализм, идеализм – крайности, от которых следует отказаться.

Далее, поскольку все элементы мира абсолютно равны, между ними не может быть отношений «сущность – явление», «причина – следствие». Природа нам дана только раз, и повторение разных случайностей в ней существует только в абстракции. Единственный вид отношений,  существующий между элементами, – функциональные отношения. Поскольку между элементами мира нет отношений «сущность – явление», «причина – следствие», а есть лишь функциональные отношения (отношения координированного изменения, возникновения или сосуществования явлений, которые сопровождаются изменениями), то и в познании не следует использовать такие понятия, как «причина», «сущность», «вещь в себе» и др. Их следует заменить на понятие «функции». Таким образом, функция науки и познания сводится лишь к описанию «численных величин одних признаков на основании численных величин других признаков…» (9). Такая теория познания получила определение «дескриптивизм».

Научные понятия Мах истолковывает как определенный род связи чувственных элементов: законы в науке – не более, чем описания, а теория – худший вид описания, поскольку она более всего отстоит от объекта. Однако теория необходима, поскольку в ней в сжатом виде аккумулируются огромные множества отдельных описаний, которые без них невозможно было бы запомнить и воспроизвести. В использовании теории появляется принцип экономии мышления, который Мах считает фундаментальным, регулирующим развитие человеческого познания.

Конец XIX - начало XX столетия сопровождаются крупными открытиями: рентген-лучей, явления радиоактивности, электрона, кванта энергии. Объяснить их механическим путем было сложно и невозможно. А что можно было сделать? Описать, как это сделал Максвелл, фиксируя феномен электромагнитных явлений, или классифицировать. Такова была ситуация в науке того времени, таким было умонастроение эпохи, и Э.Мах успешно отразил его в своих работах.

Однако махизм очень скоро потерял свою привлекательность, когда ученые стали создавать объяснительные теории не механистического характера.

В 1922 году на кафедре философии индуктивных наук (кафедра Э.Маха) Венского университета сформировался Венский кружок, объединивший группу ученых и философов, поставивших целью создание новой научной философии на основе идей Э.Маха и вышедшей в печать к тому времени работы Витгенштейна «Логико-философский трактат». Используя идею Маха о том, что научными следует считать лишь высказывания о наблюдаемых феноменах и тезис Витгенштейна о том, что осмысленными предложения являются потому, что они описывают наблюдаемые факты, представители Венского кружка предложили программу обновления научного и философского знания. В общем виде их взгляды можно свести к следующим положениям: важнейшими инструментами научной, познавательной деятельности являются логика и язык. Так, Бертран Рассел обосновал идею, согласно которой задачей науки являются рассмотрение, изучение объектов и получение знаний о мире, задачей же его философии как логического анализа является прояснение, уточнение смысла слов и предложений, составляющих знание.

В сфере методологии науки представители Венского кружка выступили с идеей разграничения эмпирического и теоретического уровней знания, выделили в научном знании твердую эмпирическую основу. Отрицательно относились к философии, абсолютизировали логические методы анализа и построения научного знания, в истолковании научного знания они ориентировались на математические дисциплины.

Неопозитивисты (именно так определялось впоследствии это направление), считая подлинными только эмпирические знания, предприняли попытку свести теоретические понятия и суждения к утверждениям наблюдения. Так, Л.Витгенштейн в уже упоминаемой нами работе выдвинул принцип верификации (от лат. verificatia – подтверждения, или verus – истина) как процедуры установления истинности научной гипотезы на основе ее соответствия эмпирическим данным (прямая верификация) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная верификация). Деятельность ученого должна сводиться, по его представлению, к двум процедурам: установлению протокольных предложений (все предложения науки – подобно протокольным предложениям – говорят о чувственных данных) и изобретению способов их обобщения и объединения.

Неопозитивисты делали ставку на анализ знания. Следующая его волна их последователей – постпозитивистов – поставила проблемы развития научного знания, а в 70-е годы XX века – проблему рациональности научного знания. Она породила плеяду философов науки, таких как Карл Поппер, Томас Кун, Поль Фейерабенд, ИмреЛакатос, Майкл Полани.

Если логические позитивисты, как говорилось выше, заботились о верификации утверждений науки, об их подтверждении эмпирическими данными, то Карл Поппер выдвинул принцип фальсификации и фальсифицируемости знания.

Как он пришел к этому? К примеру, если для верификации (или подтверждения) общего предложения «Все деревья теряют листву зимой» необходимо осмотреть огромное количество деревьев, чтобы убедиться в его истинности, то всегда можно опровергнуть это подтверждение, поскольку есть деревья или может найтись хотя бы одно дерево, не теряющее листву зимой. Тогда выходит, что законы и теории в науке остаются временными, предположительными, гипотетическими. Их невозможно верифицировать, их можно лишь подвергнуть проверкам, которые рано или поздно выявят их ложность. Отсюда выводы: цель, которую преследуют ученые, – получение истины – недостижима. Получить истинное описание мира невозможно. Даже если в процессе научного поиска мы случайно наталкиваемся на истину, то не можем с уверенностью сказать, что это истина. Ни непротиворечивость, ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут быть критерием истины, поскольку любую фантазию можно логически представить как истину, а заблуждениям найти подтверждения.

В результате такой критики Поппер предлагает другой методологический принцип – фальсификации. Фальсификация – это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке. В каждом из утверждений необходимо выявлять ложные воззрения и отбрасывать их – только так можно приблизиться к истине. Познание – это процесс, начинается он не с наблюдений, а с выдвижений догадок, предположений и идет путем проб и ошибок. В итоге, в процессе познания обнаруживаются ложные догадки, и они отбрасываются. Ложная теория сменяется новой, не имеющей с прежней никакой связи, более того, она должна максимально отличаться от старой. Так, Поппер выступил против кумулятивизма в науке – такого представления, согласно которому развитие научного знания представлялось как процесс добавления, накопления новых истинных знаний, ведущих к прогрессу в науке. Научные теории в его интерпретации независимы друг от друга и в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теорий.

Поппер опроверг достоверность индуктивного метода познания, долгое время считавшегося важнейшим и даже единственным в теории познания. Сутью этого метода является убеждение в том, что научное познание начинается с наблюдений и констатации фактов (Ф.Бэкон), затем следуют их обобщение и выдвижение теории. Но что позволяет нам от фактов переходить к общим положениям? Поппер отвечает на этот вопрос следующим образом: «Индукция, то есть вывод, опирающийся на множество наблюдений, представляет собой миф. Она не является ни психологическим фактом, ни фактом обыденной жизни, ни фактом научной практики» (10).

Несмотря на то, что многие положения концепции Поппера носят спорный характер, его вклад в философию науки огромен. Принцип фальсификации содержит ориентацию науки на критический анализ содержания научного знания (не случайно его философия определяется понятием «критический рационализм»), на постоянную необходимость критического пересмотра всех ее достижений. Поппер утвердил взгляд на науку как на динамический процесс, в котором происходят постоянные изменения. Кроме того, методологический анализ изменения знаний привел к необходимости обратиться к реальным примерам из истории науки. Это, в свою очередь, повлекло за собой утверждение исторического подхода к анализу науки (а не логического), что было предпринято Томасом Куном (1922-1996) – ключевой фигурой в постпозитивизме. Свои оригинальные идеи он изложил в работе «Структура научных революций» (1962). Главная заслуга его философии науки заключается в том, что он представил развитие науки как скачкообразный революционный процесс смены парадигм и дисциплинарных матриц. На каждом определенном историческом этапе развития науки в рамках научного сообщества складывается научная парадигма, и в ее рамках происходят процесс накопления эмпирических фактов, их обработка, совершенствуется методика исследования, после чего происходит скачок, влекущий за собой революционные изменения.

Томас Кун обозначил важнейшие проблемы науки, одна из которых – как знания развиваются. Но сразу на повестке дня появились другие проблемы: если знания растут и углубляются, то как осуществляется их преемственность, в каких формах старая парадигма передается новой? На каких основах осуществляется взаимодействие сторонников старой и новой парадигм? Как возможна оценка преимуществ новой парадигмы перед старой?

На эти вопросы ответил другой представитель критического рационализма – ИмреЛакатос (1922-1974). Концепцию Лакатоса называют методологией научно-исследовательских программ. Его основные работы: «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ», «История науки и ее рациональные реконструкции» и др.

Основой методологии Лакатоса является идея, согласно которой развитие науки представляет историю возникновения, функционирования и чередования научно-исследовательских программ, представляющих собой связанную последовательность научных теорий. Эта последовательность складывается вокруг одной, фундаментальной, теории (парадигмы), которую принимает интеллектуальная элита. Она и составляет «жесткое ядро» научно-исследовательской программы. Вокруг этого ядра создаются новые гипотезы, образуя «защитный пояс». Философ вводит еще ряд понятий: «позитивная эвристика», «негативная эвристика».

В функционировании, росте и смене научных программ и проявляет себя, по мнению Лакатоса, научная рациональность.

Заслугой Лакатоса является то, что он свои представления о научной рациональности максимально приблизил к истории науки, и тем самым попытался соединить исторический подход к науке с сохранением рационалистической установки.

Однако концепция Лакатоса страдала схематичностью, многие важные события в науке в нее не укладывались, тем не менее, был дан толчок к изменению представлений о научной рациональности, что и предпринял Поль Фейерабенд (1924-1994).

Концепция П.Фейерабенда определяется как эпистемологический анархизм.

Отталкиваясь от идей Поппера и Лакатоса, что при столкновении научных теорий с некоторыми фактами для их опровержения необходима еще одна теория, Фейерабенд выдвинул методологический принцип пролиферации - размножения теорий. Согласно этому принципу, ученые должны создавать альтернативные теории, несовместимые с общепризнанными, в результате чего разворачивается их критика, конкуренция и в целом расширяется мощь человеческого мышления.

Каждая новая теория несоизмерима с предшествующей, поскольку соединяет в себе старые и устанавливает новые нормы. Каждый ученый свободен разрабатывать собственную теорию, невзирая на конкуренцию, критику, несообразности и противоречия, а потому развитие науки иррационально, теории получают признание не потому, что они ближе к истине или рационально обоснованы, а благодаря активной пропагандистской деятельности их сторонников. Таким образом, в науке царит анархия: каждый волен изобретать собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, поскольку не существует никакой основы для такого сравнения, следовательно, все допустимо, все оправдано.

Сравнивая науку с мифом, Фейерабенд приходит к выводу о том, что они ничем не отличаются и представляют разные формы идеологии.

На сегодняшний день положение аналитической философии в разнообразии ее проявлений находится в состоянии кризиса. В лице Фейерабенда философия науки дошла до критики самой науки и оправдания иррационализма. Его призыв к стиранию граней между наукой и мифом, наукой и религией по сути дела привел и к выводу о ненужности философии науки как теории научного познания. В этой ситуации акцент смещается с проблем познания в область социологии науки, этики науки, герменевтики.

В отечественной философии проблемы научной рациональности рассматриваются в рамках исследовательского направления «философия и методология науки», представителями которого (как указывалось выше) являются В.С. Степин, В.С. Швырев, П.Ф. Юдин и др.

Отечественные философы науки заимствуют идеи западноевропейских ее представителей, дополняя и расширяя собственными представлениями об особенностях и закономерностях научной рациональности.

Отличительной чертой отечественной философии и методологии науки является ее ориентация на представление о научном познании как об исторически меняющейся деятельности, детерминированной, с одной стороны, характером исследуемых объектов, с другой – социальными условиями, отражающими исторически определенный этап цивилизации.

С этой точки зрения наука предстает не только как тип познавательной деятельности или совокупность дисциплинарных знаний, но и как социальный и культурный феномен.

В философии науки сложилось направление – интернализм, которое объясняет развитие науки только историей идей. Интернализм выделяет в качестве движущей силы развития науки внутренние факторы, логику решения проблем, интеллектуальные традиции. Культурно-историческим традициям в интернализме отводится второстепенное  место. В нем проявляется тенденция полной изоляции научно-теоретической деятельности от других ее форм: наука – внутри себя, в полной изоляции от социально- культурных факторов (Лакатос, Поппер и др.). В противоположность этому направлению сложилась концепция экстернализма,объясняющего динамику науки внешними факторами: социальными заказами, социально-экономическими ориентирами, культурно-историческим контекстом.

Экстернализм уходит корнями в философию Нового времени, когда наука и научное познание связывались с ростом материального могущества человека («Знание – сила», - так сформулировал свой взгляд на назначение науки Ф.Бэкон). Впоследствии взгляд на практическое предназначение науки, ее зависимость от наличных социальных факторов развивался в рамках марксистской традиции К.Марксом, В.И. Лениным, А.А. Богдановым, Д.Лукачом и др., а в логическом позитивизме – Т.Куном, П.Фейерабендом и др.

Отечественные философы науки разрабатывают серединный путь развития научного знания, исходящий из взаимосвязи внутринаучных и социально- культурных факторов.

Таким образом, заимствуя идеи западноевропейских философов науки, отечественные ее представители разрабатывают основные проблемы науки и научного познания в современном мире: природы и структуры научного знания, идеалов и критериев научности, оснований науки, развития и роста научного познания, методов и методологии научного познания, его места и роли научного познания в современной культуре.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconБиблиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом,...
Ббк '™ Утверждено Редакционно-издательским советом угнту в качестве учебного пособия
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconОртопедические принципы лечения заболеваний пародонта
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве методического пособия для студентов обучающихся по специальности...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconОртопедические принципы лечения заболеваний пародонта
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве методического пособия для студентов обучающихся по специальности...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для специальности 050501 «Профессиональное...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconИнститут кибернетики, информатики и связи
Утверждено редакционно-издательским советом Тюменского государственного нефтегазового университета
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия icon«российский университет дружбы народов» (рудн) «согласовано»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к практическим занятиям
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconМетодические указания к занятиям по педиатрии для студентов по специальности...
Инарокова А. М. доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconЕ. В. Лёвкина экология человека
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом бгти (филиала) огу в качестве учебно-практического пособия для студентов...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconЕ. В. Лёвкина методика преподавания биологии
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно – технологического института (филиала) огу в качестве...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconУчебно-методическое пособие по выполнению, структуре, оформлению...
Утверждено редакционно-издательским советом Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconМетодические указания по дисциплине «Менеджмент» содержат описание...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к практическим занятиям
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconМетодические рекомендации допущено Научно-методическим советом по...
...
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия iconУчебному курсу подготовки к сдаче кандидатского экзамена по истории...
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск