Скачать 0.71 Mb.
|
УДК 316.32(07) ББК '™ Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия Рецензенты: Кафедра политологии Башкирского государственного университета Заведующий кафедрой социологии и политологии Уфимского государственного авиационного технического университета, доктор социологических наук, профессор Р.Т.Насибуллин Габдулхакова Р.В.. Махов А.А. Г11 Глобальные проблемы современности: Учеб. пособие.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000,- 54с. ISBN 5-7831-0359-4 В учебном пособии рассмотрены основные положения учения о глобальных проблемах современности глобалистики, предметом изучения которой являются основные соцкоприродные процессы, определяющие характер развития планеты в целом. В приложениях приведены: вариант программы элективного курса "Глобальные проблемы современности" для студентов вузов всех специальностей, тематика семинарских занятий, перечень тем для докладов, рефератов и научно-исследовательских работ. Вклад дисциплины в подготовку специалистов определяется необходимостью ознакомить студентов с сущностью и особенностями современных глобальных проблем человечества. В результате её изучения студент должен иметь представление о природе и масштабах глобальных проблем современности; знать их структуру и основные характеристики; уметь самостоятельно анализировать различные аспекты современных глобальных проблем человечества. Учебное пособие предназначается, прежде всего, для студентов и аспирантов, изучающих социально-гуманитарные дисциплины, а также для всех, кто хочет понять и разобрался в сути глобальных проблем, с которыми человечество вступает в XXI век. Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав. научно-библиографическим отделом УГНТУ О.М.Силиной УДК 316.32(07) ББК 17я7 ISBN5-7831-0359-4 © Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2000 © Габдулхакова Р.В., Махов А.А., 2000 :<И>ы. ^ - •4 " i,i ' , "; „ •"•.•: '' •' " i СОДЕРЖАНИЕ с. 1. Основные положения учения о глобальных проблемах современности: глобалистика как направление научных исследований 4
2. Глобализация и глобалистика: исторический ракурс
2.3. Образы будущего глобального мира в современной глобалистике 27 Заключение •. 30 Библиографический список 32 Приложения 34 Приложение 1. Программа курса "Глобальные проблемы современности" 34 Приложение 2, Тематика семинарских занятий по курсу «Глобальные проблемы современности» 37 Приложение 3. Тематика рефератов и научно-исследовательских работ по курсу ГПС 38 Приложение 4. Рекомендации по оформлению рефератов и научно- исследовательских работ студентов 41 Приложение 5. Литература, рекомендуемая для подготовки к семинарским занятиям, для работы над рефератами и заданиями научно-исследовательского характера 42 4 I. Основные положения учения о глобальных проблемах современности: глобалистика как направление научных исследований К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Слово "глобалистика" этимологически восходит к латинскому слову globus - шар. Определение "глобальный" позволяет нам выделить из всего многообразия процессов и структур в современном мире те, которые могут быть соотнесены с явлениями взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности в планетарных рамках, и результат которых - возникающая целостность бытия человечества. Глобальность может быть определена как "ряд процессов, которые составляют единый мир" (См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 120-132). Это означает, что общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах - политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становит-ся действительно глобальным. Общественное сознание улавливает эти процессы и это отражается в становлении и развитии новых отраслей научного знания. На рубеже 60-70-х годов обрело права "гражданства" научное направление под названием глобалистика (global studies), которое изучает целостность мира (человечества, общества). Пои этом появляется новый объект научного исследования - человечество как глобальное системное образование, для которого характерны принципиально иные механизмы и закономерности развития, нежели для отдельных обществ, из которых человечество складывается. Основные задачи глобалистики Изучение структуры человечества как системы. Человечество рассматривается в глобалистике как образование триединого характера: единство природного, социального и духовно-преобразующего начал. Каждой исторической форме существования человечества соответствует определенное соотношение элементов этой структуры, и свое доминирующее начало. Так, до эпохи неолита господствовало природное начало. Древнейший человек сам «встраивался» в превосходящую его по силам природу, умеренно присваивал готовые продукты природы и это не наносило природе и окружающей среде ощутимого ущерба. Человек не противостоял природе, а «растворялся» в ней, совершенствуя себя сообразно ее законам. 3 В эпоху неолита (8-3 тысячелетие до Р.Х.) и рождения цивилизации происходит переход от доминирования природного начала к доминированию социального начала над природным. С началом производящей деятельности, ростом обмена и торговли при натуральном хозяйстве человек из существа, подвластного природе, постепенно превращается в существо, тождественное ей, способное к творчеству. Со средневековья и эпохи Возрождения начинается ориентация человека на возвышение над природой. Социальная доминанта в истории человечества окончательно закрепляется в эпоху промышленной революции. Социальные отношения в обществе строятся на принципах неравенства, связанных со стремлением создать материальные и политические «орудия» господства и подчинения. При этом заложницей становится природа: ее хищническое освоение имеет единственной целью получение сверхприбылей скачала отдельными производителями, а затем и целыми сообществами, стремящимися к господству над другими. «Какие бы силы ни развивала и ни пускала в ход природа против человека - холод, хищных зверей, огонь, воду, - он всегда находит средства против них и при этом черпает эти средства из самой же природы, пользуется ею против нее же самой (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.-Л., 1934.-Т.2.-С.8). Доминанта социального начала своей динамикой разрушает природное начало и начинает угрожать существованию человека и человечества: Сегодня все более очевидной становится задача поиска новых принципов существования человеческого сообщества, основанных не на доминировании, а на интеграции всех начал, и. безусловно, усиления роли духовно-преобразующего начала. Поэтому первую задачу глобалистики можно сформулировать и так: выявление оптимального соотношения природного, социального и духовного начал в сохранении и развитии современного глобального мира. Роль духовного начала проявляется, как правило, на переломных, межэпохальных фазах - при переходе от доминирования природного начала к социальному (в эпохи кеолкта и рождения цивилизации), при закреплении доминанты социального начала (в ходе промышленной революции) и, наконец, в нынешней ситуации, когда становится проблематичным сам принцип доминирования. Сегодня необходимо изменить ценностные ориентиры, перейти от эгоизма узких частных интересов к новым принципам, позволяющим и «себя сохранить и другим не мешать», перейти от техноцентричного общества к культуроцентричному. 6 Роль духовного начала выполняется различными социальными движениями, связанными с разными формами сознания, и вовсе не сводится к идеальному и тем более религиозному "фактору". (Новая волна увлечения нетрадиционными религиями, различными мистическими, эзотерическими учениями сегодня говорит не столько о ключевой роли религии в духовной жизни, сколько о поисках духовных ориентиров личности в кризисном и нестабильном мире. Возможно, духовное начало наиболее ярко проявляется в работе интеллектуальных механизмов, в развитии науки, стремящейся обеспечить преодоление эволюционных кризисов в истории взаимодействия общества и природы. Само развитие глобалистики как научного направления может быть расмотрено как сторона, этого процесса. И здесь глобалистике придется ответить на вопрос: сведется ли грядущий глобальный порядок к очередному витку НТР и новым достижениям экономики или будет связан с духовной реформацией, касающейся всей системы ценностей, прироритетов, жизненных ориентации и смыслов, т.е. затрагивающей основы всех типов взаимоотношений человечества как целостной системы. Важной задачей глобалистики является изучение возможностей выживания и сохранения человечества, механизмов обеспечения целостности человечества. В состав человечества входят разнородные и разнотипные единицы - от этносов и государств до индивидов и цивилизаций, от транснациональных компаний до отдельных религий. Все они вступают в разнообразные отношения (экономические, политические, духовные). Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. По словам Питера Уорслея, «до сих пор человеческое общество вообще никогда не существовало»(Цит. по: ШтомпкаП. Социология социальных изменений.-М., 1996.-С. 120). Однако, наряду с глобальными в обществе продолжают действовать и другие тенденции. Глобализация вовсе не означает, что складывающийся мировой порядок идет «ко все большей цельности и гомогенности», как полагают некоторые исследователи (См.: Неклесса А.И. Эпилог истории // Восток.-1998.-№5.-С.7). Глобализация сегодня сопровождается одновременно процессами разъединения, расслоения («новая регионализация») и даже атомизации человеческого сообщества (когда каждый живет как бы «сам по себе»). Последнее означает 7 тенденцию разрыва социальных связей между людьми как следствие индивидуализации, интеллектуализации труда, отдыха и т.д. Недаром. VII Всемирный конгресс ассоциации политических наук (Сеул, 1997) прошел под девизом «Не глобализация, а маргинализация - насущная проблема» и обсуждались на нем процессы асоциализации (разобщенности) современного общества. Но и эти процессы происходят на фоне глобализации. Наличие этих противоречий позволяет говорить о неравновесном характере планетарного организма (А.Неклесса), где парадоксальным образом глобализация сочетается с растущим многообразием процессов и элементов человечества как целостности. Разнообразие является принципом рассмотрения структуры человечества как целостности. Поэтому задачей глобалистики является изучение неравновесного характера планетарного организма. Какие элементы структуры определяют развитие человеческого сообщества? Принцип разнообразия предполагает равноположен-ность различий, объединение их общей (всеобщей!) связью, но при этом не означает рявнозначимости различий. Те различия, которые обладает наиболее широкими, интенсивными и разнообразными связями, играют наибольшую роль. Если на базе экономических отношений в масштабах планеты и человечества развиваются более тесные связи, чем на основе культурных или политических, то экономическим отношениям в данном случае принадлежит большая роль, чем всем остальным. Так, собственно и происходило в XX веке - глобальность современного мира реализована прежде всего в .экономическом -особенно финансовом, и, во-вторых, в информационном аспектах. Но это не выводит за пределы глобалистики все другие аспекты и элементы, так как последние входят в систему всеобщих связей, находятся под воздействием глобализации. Но важно подчеркнуть при этом такую задачу глобалистики, как исследование тех элементов и структур, которые определяют развитие человеческого сообщества сегодня. И, конечно, глобалистика, исследуя человечество как целостность, изучает комплекс проблем и противоречий, порождаемых процессами глобализации, в особенности те проблемы, которые угрожают будущности человеческого сообщества. Кроме того, глобалистика занимается моделированием возможного развития этих процессов и .путей предотвращения или снижения риска глобальных катастроф. Безусловно, изучение глобальности не могло быть уделом только одной науки. Основанием глобалистики служат дисциплины обще- 8 научного порядка, как "старые" - системология и кибернетика, теория информатики и семиотика, эволюционные концепции глобального и универсального эволюционизма, так и новые - синергетика и диатро-дика. Синергетика привносит в глобалистику идею самоорганизующегося мира. Диатропика акцентирует роль фактора разнообразия, усиливает влияние системных теорий необходимого и избыточного разнообразия. При зарождении и в процессе становления в глобалистике выявились три основных направления, изучающих определенный набор и профиль глобальных проблем:
К этому перечню можно добавить разработку глобальных проблем (и проблем мироцелостности вообще) в ключе информационных и семиотических теорий. Все эти подходы представляют широкий подход к глобальности современного мира. Но на данном этапе глобалистика как наука с собственным предметом и соответствующими ему методами находится в стадии становления. И большинство тех, кто исследует человеческое (глобальное) сообщество предпочитают определять глобалистику в более узком смысле: она трактуется как междисциплинарное исследование глобальных проблем современности - природных и общественных. Специалисты по-разному определяют "пакет" таких проблем, однако, главные из них (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая и некоторые другие), кажется, уже общепризнанны. На детальное изучение именно этих проблем - их места в современном мире, а также на поиски путей их эффективного решения и была до сих пор направлена энергия исследователей. Что же касается других проблем, тоже важ- 9 ных, то им уделяется значительно меньше внимания, равно как и глобалистике в целом. Поскольку читаемый студентам УГНТУ курс называется «Глобальные проблемы современности», то им предлагается именно изложение глобалистики в ее узком понимании. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Указатель литературы составлен гл библиографом ибо л. С. Костюк, оформление и редактирование зав. Ибо алиферова Л. Я | 3. Учебники и учебные пособия* (а также, переиздания учебников) Список публикаций сотрудников Вашего подразделения за 2007г. (с полным библиографическим описанием), по разделам | ||
Отчет о работе библиотеки за 1 полугодие 2011-2012 учебного года Читателей 266 Была оказана методическая помощь Шавшиной А., уч-ся 9 кл в подготовке вопросов. Подобрана справочная литература по темам | Положение о проведении шестых открытых научно-практических Строгановских... Зав отделом по культуре и туризму администрации мо «Котласский муниципальный район» | ||
Ноу «Юный исследователь» Цель ноу – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской... | Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» Мартов А. Г., д м н., профессор, зав отделом фгу «нии урологии Росмедтехнологий» | ||
Библиографический указатель декабрь 2005 г декабрь 2006 г Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки мгимо (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов,... | Доклад зав. Отделом селекции, главного специалиста по орловской рысистой... Зав. Отделом селекции, главного специалиста по орловской рысистой породе Г. В. Калинкиной на конференции «Проблемы коннозаводства... | ||
Уо «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» методические... Министерства образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356, гост 32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», гост... | Г. Москвы на 2013-2014 учебный год Раздел I Прослушивание и распределение учащихся по хорам (отв зав хоровым отделом Дегтярёв А. А.) | ||
Программа обновление гуманитарного образования в россии к. С. Гаджиев политическая наука А. И. Гусейнов, д-р философ, наук, профессор, зав отделом Института философии ран | Наш адрес: п. Чунский ул. Ленина, 54 Тел. 2-11-70 Составители: Махонина... Н. Нашиванкина зав отделом информационной, справочно – библиографической и краеведческой работы | ||
Методические указания по подготовке и защите дипломных работ студентами... Национальный стандарт РФ гост р 0 – 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативные акты, учебные пособия и литература, используемая при проведении занятия : «Наставление по физической подготовке» | ||
М. Г. Беренгартен И. А. Васильева В. В. Девяткин Н. Е. Николайкина... Рецензент зав отделом санитарной очистки городов акх им. К. Д. Памфилова канд техн наук Н. Ф. Абрамов | Кто полысел, кто стал седым, Лишь ты остался молодым Чиркова Е. А. зав отделом поддержки студенческих инициатив управления воспитательной работы со студентами |