Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной





НазваниеБиблиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной
страница1/5
Дата публикации29.10.2014
Размер0.71 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5
УДК 316.32(07)

ББК '™ Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия

Рецензенты: Кафедра политологии Башкирского государственного университета

Заведующий кафедрой социологии и политологии Уфимского

государственного авиационного технического университета, доктор

социологических наук, профессор Р.Т.Насибуллин

Габдулхакова Р.В.. Махов А.А.

Г11 Глобальные проблемы современности: Учеб. пособие.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000,- 54с.

ISBN 5-7831-0359-4

В учебном пособии рассмотрены основные положения учения о
глобальных проблемах современности глобалистики, предметом

изучения которой являются основные соцкоприродные процессы, определяющие характер развития планеты в целом. В приложениях приведены: вариант программы элективного курса "Глобальные проблемы современности" для студентов вузов всех специальностей, тематика семинарских занятий, перечень тем для докладов, рефератов и научно-исследовательских работ.

Вклад дисциплины в подготовку специалистов определяется необходимостью ознакомить студентов с сущностью и особенностями современных глобальных проблем человечества. В результате её изучения студент должен иметь представление о природе и масштабах глобальных проблем современности; знать их структуру и основные характеристики; уметь самостоятельно анализировать различные аспекты современных глобальных проблем человечества.

Учебное пособие предназначается, прежде всего, для студентов и аспирантов, изучающих социально-гуманитарные дисциплины, а также для всех, кто хочет понять и разобрался в сути глобальных проблем, с которыми человечество вступает в XXI век.

Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав. научно-библиографическим отделом УГНТУ О.М.Силиной

УДК 316.32(07)

ББК 17я7

ISBN5-7831-0359-4 © Уфимский государственный нефтяной

технический университет, 2000
© Габдулхакова Р.В., Махов А.А., 2000
:<И>ы. ^ -

•4 "

i,i ' , "; „ •"•.•: '' •' " i

СОДЕРЖАНИЕ

с.

1. Основные положения учения о глобальных проблемах
современности: глобалистика как направление научных
исследований 4

  1. Понятие и признаки глобальных проблем 9

  2. Классификация глобальных проблем современности и их
    взаимосвязь И

  3. Генезис, сущность и источники обострения глобальных проблем 17

2. Глобализация и глобалистика: исторический ракурс

  1. Классическое видение глобализации 19

  2. Современное состояние: теории глобализации культуры... 23

2.3. Образы будущего глобального мира в современной

глобалистике 27

Заключение •. 30

Библиографический список 32

Приложения 34

Приложение 1. Программа курса "Глобальные проблемы

современности" 34

Приложение 2, Тематика семинарских занятий по курсу

«Глобальные проблемы современности» 37

Приложение 3. Тематика рефератов и научно-исследовательских

работ по курсу ГПС 38

Приложение 4. Рекомендации по оформлению рефератов и научно-
исследовательских работ студентов 41

Приложение 5. Литература, рекомендуемая для подготовки к
семинарским занятиям, для работы над рефератами и заданиями
научно-исследовательского характера 42

4

I. Основные положения учения о глобальных проблемах современности: глобалистика как направление научных

исследований

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации.

Слово "глобалистика" этимологически восходит к латинскому слову globus - шар. Определение "глобальный" позволяет нам выделить из всего многообразия процессов и структур в современном мире те, которые могут быть соотнесены с явлениями взаимозависимости, взаи­мопроникновения и взаимообусловленности в планетарных рамках, и результат которых - возникающая целостность бытия человечества.

Глобальность может быть определена как "ряд процессов, кото­рые составляют единый мир" (См.: Штомпка П. Социология социаль­ных изменений. М., 1996. С. 120-132). Это означает, что общества ста­новятся взаимозависимыми во всех аспектах - политическом, эконо­мическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становит-ся действительно глобальным.

Общественное сознание улавливает эти процессы и это отража­ется в становлении и развитии новых отраслей научного знания. На рубеже 60-70-х годов обрело права "гражданства" научное направле­ние под названием глобалистика (global studies), которое изучает цело­стность мира (человечества, общества). Пои этом появляется новый объект научного исследования - человечество как глобальное систем­ное образование, для которого характерны принципиально иные меха­низмы и закономерности развития, нежели для отдельных обществ, из которых человечество складывается.

Основные задачи глобалистики

Изучение структуры человечества как системы. Человечество рассматривается в глобалистике как образование триединого характе­ра: единство природного, социального и духовно-преобразующего на­чал. Каждой исторической форме существования человечества соот­ветствует определенное соотношение элементов этой структуры, и свое доминирующее начало.

Так, до эпохи неолита господствовало природное начало. Древ­нейший человек сам «встраивался» в превосходящую его по силам природу, умеренно присваивал готовые продукты природы и это не наносило природе и окружающей среде ощутимого ущерба. Человек не противостоял природе, а «растворялся» в ней, совершенствуя себя сообразно ее законам.

3

В эпоху неолита (8-3 тысячелетие до Р.Х.) и рождения цивили­зации происходит переход от доминирования природного начала к до­минированию социального начала над природным. С началом произ­водящей деятельности, ростом обмена и торговли при натуральном хо­зяйстве человек из существа, подвластного природе, постепенно пре­вращается в существо, тождественное ей, способное к творчеству.

Со средневековья и эпохи Возрождения начинается ориентация человека на возвышение над природой. Социальная доминанта в исто­рии человечества окончательно закрепляется в эпоху промышленной революции. Социальные отношения в обществе строятся на принципах неравенства, связанных со стремлением создать материальные и поли­тические «орудия» господства и подчинения. При этом заложницей становится природа: ее хищническое освоение имеет единственной це­лью получение сверхприбылей скачала отдельными производителями, а затем и целыми сообществами, стремящимися к господству над дру­гими. «Какие бы силы ни развивала и ни пускала в ход природа против человека - холод, хищных зверей, огонь, воду, - он всегда находит средства против них и при этом черпает эти средства из самой же при­роды, пользуется ею против нее же самой (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.-Л., 1934.-Т.2.-С.8). Доминанта социального начала своей динами­кой разрушает природное начало и начинает угрожать существованию человека и человечества:

Сегодня все более очевидной становится задача поиска новых принципов существования человеческого сообщества, основанных не на доминировании, а на интеграции всех начал, и. безусловно, усиле­ния роли духовно-преобразующего начала.

Поэтому первую задачу глобалистики можно сформулировать и так: выявление оптимального соотношения природного, социального и духовного начал в сохранении и развитии современного глобального мира.

Роль духовного начала проявляется, как правило, на перелом­ных, межэпохальных фазах - при переходе от доминирования природ­ного начала к социальному (в эпохи кеолкта и рождения цивилиза­ции), при закреплении доминанты социального начала (в ходе про­мышленной революции) и, наконец, в нынешней ситуации, когда ста­новится проблематичным сам принцип доминирования. Сегодня необ­ходимо изменить ценностные ориентиры, перейти от эгоизма узких частных интересов к новым принципам, позволяющим и «себя сохра­нить и другим не мешать», перейти от техноцентричного общества к культуроцентричному.

6

Роль духовного начала выполняется различными социальными движениями, связанными с разными формами сознания, и вовсе не сводится к идеальному и тем более религиозному "фактору". (Новая волна увлечения нетрадиционными религиями, различными мистиче­скими, эзотерическими учениями сегодня говорит не столько о ключе­вой роли религии в духовной жизни, сколько о поисках духовных ори­ентиров личности в кризисном и нестабильном мире.

Возможно, духовное начало наиболее ярко проявляется в работе интеллектуальных механизмов, в развитии науки, стремящейся обес­печить преодоление эволюционных кризисов в истории взаимодействия общества и природы. Само развитие глобалистики как научного направления может быть расмотрено как сторона, этого процесса. И здесь глобалистике придется ответить на вопрос: сведется ли грядущий глобальный порядок к очередному витку НТР и новым достижениям экономики или будет связан с духовной реформацией, касающейся всей системы ценностей, прироритетов, жизненных ориентации и смыслов, т.е. затрагивающей основы всех типов взаимоотношений человечества как целостной системы.

Важной задачей глобалистики является изучение возможностей выживания и сохранения человечества, механизмов обеспечения це­лостности человечества. В состав человечества входят разнородные и разнотипные единицы - от этносов и государств до индивидов и циви­лизаций, от транснациональных компаний до отдельных религий. Все они вступают в разнообразные отношения (экономические, политиче­ские, духовные).

Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. По словам Питера Уорслея, «до сих пор человеческое общество вообще никогда не существовало»(Цит. по: ШтомпкаП. Социология социальных изменений.-М., 1996.-С. 120).

Однако, наряду с глобальными в обществе продолжают дейст­вовать и другие тенденции. Глобализация вовсе не означает, что скла­дывающийся мировой порядок идет «ко все большей цельности и го­могенности», как полагают некоторые исследователи (См.: Неклесса А.И. Эпилог истории // Восток.-1998.-№5.-С.7). Глобализация сегодня со­провождается одновременно процессами разъединения, расслоения («новая регионализация») и даже атомизации человеческого сообще­ства (когда каждый живет как бы «сам по себе»). Последнее означает

7

тенденцию разрыва социальных связей между людьми как следствие индивидуализации, интеллектуализации труда, отдыха и т.д. Недаром. VII Всемирный конгресс ассоциации политических наук (Сеул, 1997) прошел под девизом «Не глобализация, а маргинализация - насущная проблема» и обсуждались на нем процессы асоциализации (разобщен­ности) современного общества. Но и эти процессы происходят на фоне глобализации.

Наличие этих противоречий позволяет говорить о неравновес­ном характере планетарного организма (А.Неклесса), где парадоксаль­ным образом глобализация сочетается с растущим многообразием процессов и элементов человечества как целостности. Разнообразие является принципом рассмотрения структуры человечества как цело­стности. Поэтому задачей глобалистики является изучение неравно­весного характера планетарного организма.

Какие элементы структуры определяют развитие человеческого сообщества? Принцип разнообразия предполагает равноположен-ность различий, объединение их общей (всеобщей!) связью, но при этом не означает рявнозначимости различий. Те различия, которые обладает наиболее широкими, интенсивными и разнообразными свя­зями, играют наибольшую роль. Если на базе экономических отноше­ний в масштабах планеты и человечества развиваются более тесные связи, чем на основе культурных или политических, то экономическим отношениям в данном случае принадлежит большая роль, чем всем ос­тальным. Так, собственно и происходило в XX веке - глобальность со­временного мира реализована прежде всего в .экономическом -особен­но финансовом, и, во-вторых, в информационном аспектах. Но это не выводит за пределы глобалистики все другие аспекты и элементы, так как последние входят в систему всеобщих связей, находятся под воз­действием глобализации. Но важно подчеркнуть при этом такую зада­чу глобалистики, как исследование тех элементов и структур, которые определяют развитие человеческого сообщества сегодня.

И, конечно, глобалистика, исследуя человечество как целост­ность, изучает комплекс проблем и противоречий, порождаемых про­цессами глобализации, в особенности те проблемы, которые угрожают будущности человеческого сообщества.

Кроме того, глобалистика занимается моделированием возмож­ного развития этих процессов и .путей предотвращения или снижения риска глобальных катастроф.

Безусловно, изучение глобальности не могло быть уделом толь­ко одной науки. Основанием глобалистики служат дисциплины обще-

8

научного порядка, как "старые" - системология и кибернетика, теория информатики и семиотика, эволюционные концепции глобального и универсального эволюционизма, так и новые - синергетика и диатро-дика. Синергетика привносит в глобалистику идею самоорганизующе­гося мира. Диатропика акцентирует роль фактора разнообразия, уси­ливает влияние системных теорий необходимого и избыточного раз­нообразия.

При зарождении и в процессе становления в глобалистике вы­явились три основных направления, изучающих определенный на­бор и профиль глобальных проблем:

  • социологическое (в широком смысле), включающее изучение
    экономических и политических мироотношений, где интенсивно ис­
    следовалась проблема глобализации мироэкономических связей и ми­
    рового политического порядка;

  • антропоэкологическое с акцентом на отношения человечест­
    ва и природы, которое позволяло рассматривать проблемы выживания
    человеческого рода, эволюционных экологических кризисов;

  • культурологическое, исследующее современную и классиче­
    ские цивилизации и делающее упор на проблемы глобализации культур и возможности рождения глобальной культуры как таковой, на взаимодействие цивилизаций и роль доминирующей, "центральной" цивилизации, на описание контуров и признаков мировой (или обще­человеческой) цивилизации.

К этому перечню можно добавить разработку глобальных про­блем (и проблем мироцелостности вообще) в ключе информацион­ных и семиотических теорий.

Все эти подходы представляют широкий подход к глобально­сти современного мира. Но на данном этапе глобалистика как наука с собственным предметом и соответствующими ему методами находит­ся в стадии становления.

И большинство тех, кто исследует человеческое (глобальное) со­общество предпочитают определять глобалистику в более узком смысле: она трактуется как междисциплинарное исследование глобаль­ных проблем современности - природных и общественных. Специалисты по-разному определяют "пакет" таких проблем, однако, главные из них (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демогра­фическая и некоторые другие), кажется, уже общепризнанны. На деталь­ное изучение именно этих проблем - их места в современном мире, а так­же на поиски путей их эффективного решения и была до сих пор направ­лена энергия исследователей. Что же касается других проблем, тоже важ-

9

ных, то им уделяется значительно меньше внимания, равно как и глобали­стике в целом.

Поскольку читаемый студентам УГНТУ курс называется «Гло­бальные проблемы современности», то им предлагается именно изло­жение глобалистики в ее узком понимании.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Указатель литературы составлен гл библиографом ибо л. С. Костюк, оформление и редактирование зав. Ибо алиферова Л. Я
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной icon3. Учебники и учебные пособия* (а также, переиздания учебников)
Список публикаций сотрудников Вашего подразделения за 2007г. (с полным библиографическим описанием), по разделам
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconОтчет о работе библиотеки за 1 полугодие 2011-2012 учебного года Читателей 266
Была оказана методическая помощь Шавшиной А., уч-ся 9 кл в подготовке вопросов. Подобрана справочная литература по темам
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconПоложение о проведении шестых открытых научно-практических Строгановских...
Зав отделом по культуре и туризму администрации мо «Котласский муниципальный район»
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconНоу «Юный исследователь»
Цель ноу – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской...
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconКафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии»
Мартов А. Г., д м н., профессор, зав отделом фгу «нии урологии Росмедтехнологий»
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconБиблиографический указатель декабрь 2005 г декабрь 2006 г
Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки мгимо (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов,...
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconДоклад зав. Отделом селекции, главного специалиста по орловской рысистой...
Зав. Отделом селекции, главного специалиста по орловской рысистой породе Г. В. Калинкиной на конференции «Проблемы коннозаводства...
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconУо «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» методические...
Министерства образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356, гост 32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», гост...
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconГ. Москвы на 2013-2014 учебный год Раздел I
Прослушивание и распределение учащихся по хорам (отв зав хоровым отделом Дегтярёв А. А.)
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconПрограмма обновление гуманитарного образования в россии к. С. Гаджиев политическая наука
А. И. Гусейнов, д-р философ, наук, профессор, зав отделом Института философии ран
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconНаш адрес: п. Чунский ул. Ленина, 54 Тел. 2-11-70 Составители: Махонина...
Н. Нашиванкина зав отделом информационной, справочно – библиографической и краеведческой работы
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconМетодические указания по подготовке и защите дипломных работ студентами...
Национальный стандарт РФ гост р 0 – 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативные акты, учебные пособия и литература, используемая при проведении занятия : «Наставление по физической подготовке»
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconМ. Г. Беренгартен И. А. Васильева В. В. Девяткин Н. Е. Николайкина...
Рецензент зав отделом санитарной очистки городов акх им. К. Д. Памфилова канд техн наук Н. Ф. Абрамов
Библиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом, зав научно-библиографическим отделом угнту о. М. Силиной iconКто полысел, кто стал седым, Лишь ты остался молодым
Чиркова Е. А. зав отделом поддержки студенческих инициатив управления воспитательной работы со студентами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск