Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии»





НазваниеКафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии»
страница1/5
Дата публикации10.12.2014
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии»

Кильчуков Заур Изатович

УРОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

04.01.00 – «Лечебное дело»

Нальчик 2012
УДК 616.6

ББК 56.9

Рецензенты:

Мартов А.Г., д.м.н., профессор, зав. отделом ФГУ «НИИ урологии Росмедтехнологий».

Фидаров Ф.Б., д.м.н., профессор, зав. курсом урологии Северо-Осетинской медицинской академии.
Кильчуков З.И.

Урология. Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 04.01.00 – «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии», 2012. – 75 с.
Дисциплина «Урология» изучается студентами 4-го курса специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлен цель, задачи, тематический план изучения дисциплины, методические планы для преподавателя и студенов, список рекомендованной литературы и приложения (рабочая программа, тестовые задания, задания для самостоятельной работы).
«Утверждаю»

Декан медицинского

факультета КБГУ Захохов Р.М.

«Утверждаю»

председатель УМС

медицинского факультета КБГУ Уметов М.А.

1. Содержание.

1. Содержание …………………………………………………………..

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………..

2.1 Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе ….

2.2 Объём дисциплины и виды учебной работы …………………………

2.3 Учебно-методический план ……………………………………………..

2.4Содержание самостоятельной работы и форма контроля по темам ….

3. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1 Темы лекций ……………………………………………………………

3.2 Темы практических занятий …………………………………………

4. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ………………………………………………..

5. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ …………………...............................

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..

6.1 Рекомендации для преподавателей

6.2 Рекомендации для студентов.

7. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО И ИТОГОВОГО

КОНТРОЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ…………………

7.1 Структура рейтинга (текущий, рубежный и итоговый контроль) …..

7.2 Форма промежуточной аттестации …………………………………….

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …….

8.1 Рекомендуемая основная литература …………………………………

8.2 Рекомендуемая дополнительная литература…………………………

9. ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

2.1 Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе

Цель: Обучение студентов умению диагностировать урологические болезни, определять правильную тактику лечения и метода выбора оперативного лечения, обучению минимумом практических навыков для обследования урологического больного, подготовке и развитию клинического мышления по этиологии, патогенезу, лечению, профилактике урологических заболеваний, знакомство их с самыми современными достижениями урологии.

Задачи:

  1. Знание и умение использования методики клинического обследования урологического больного и органов мочеполовой системы; умение анализировать их данные.

  2. Знание семиотики, симптоматологии наиболее распространённых урологических заболеваний; умение формирования развёрнутого клинического диагноза с обоснованием его на основе дифференциальной диагностики.

  3. Знание этиологии, патогенеза и мер профилактики наиболее часто встречающихся урологических заболеваний;

  4. Знание современных методов клинического, лабораторного, инструментального обследования урологических больных; умение составлять эффективный и информативный план обследования, анализировать их результаты.

  5. Знание основных специальных методов лечения урологических больных, в том числе и диапевтических; умение определять их на основе показаний к оперативному и консервативному лечению.

  6. Знание и применение деонтологических аспектов в урологии.

На изучение курса урологии учебным планом предусмотрено 57 учебных часов (10 часов лекционных, 28 часов практических занятий 19 часов самостоятельной работы). Лекции читаются всему курсу 1 раз в две недели (по 2 часа).

Практические занятия. Практические занятия проводятся по цикловому методу. Целью практических занятий является овладение студентами умению клинического обследования урологических больных, обобщения и систематизации полученных данных для постановки диагноза, определения диагностических мероприятий и плана лечения.

План практических занятий предусматривает:

  1. Учебный день студента 4-го курса в урологической клинике строится по цикловому методу. Время занятий с 8.30 до 14.00 (4 академических часа). На самостоятельную работу приходится 45 минут. Определяются дни для работы студентов в операционной, перевязочной, цистоскопическом и рентгенологическом кабинетах, где студенты наблюдают наиболее часто встречаемые и типичные операции, перевязки, эндоскопические и рентгенологические исследования. В конце каждого занятия 45 минут отводятся для обсуждения результатов разбора больных и увиденного.

  2. По каждой теме разбираются несколько больных с различным течением болезни и осложнениями, методами консервативного и оперативного лечения.

  3. Cтуденты участвуют в диагностических процедурах и клинических разборах с участием сортрудников кафедры.

  4. Основное внимание уделяется особенностям течения, вопросам диагностики, дифференциальной диагностики и методам консервативного и оперативного лечения урологических больных.

Студенты в результате практических занятий должны овладеть методами обследования с учетом особенностей урологических заболеваний: тщательное выяснение жалоб, развития настоящего заболевания, последовательностью объективного осмотра, методикой его выполнения: пальпацией почек - лежа, стоя, на боку; пальцевого ректального исследования предстательной железы; перкуссией и пальпацией (включая бимануальную) мочевого пузыря, обследованием наружных половых органов; катетеризацией мочевого пузыря. Знакомство с методикой проведения инструментальных методов исследований, знание четких показаний и противопоказаний к ним, возможные осложнения: цистоскопия, хромоцистоскопия, катетеризация мочеточников; методами функциональной диагностики почек, рентгенодиагностическими методами исследования, показания к ним, возможные осложнения: ретроградной уретеропиелографией, антеградной пиелоуретерографией, экскреторной урографией, её разновидностей (внутривенная или инфузионная), восходящей и нисходящей цистографией, с двойным контрастированием, полицистографией, восходящей и нисходящей уретрографией.

Студенты должны правильно интерпретировать данные лабораторного и бактериологического исследования мочи, крови, секрета простаты.

Во время практических занятий предусмотрена курация больных студентами с письменными фрагментами истории болезни (эпикризами) на каждого больного.

Преподавание должно быть увязано с воспитанием у студентов врачебной этики, деонтологии и внимательного отношения к больным.

Проверка знаний студента осуществляется во время ежедневных опросов, рубежного и итогового контроля. Во время оценки студентов особое внимание уделяется теоретической подготовке, правильности методики обследования больного, наличию клинического и логического мышления.

Для выявления степени подготовки студентов используются контрольные и тестовые вопросы по темам, ситуационные задачи, рентгенологические снимки и вопросы на клинических разборах.

Студенты, не подготовленные к занятиям или пропустившие их, отрабатывают занятия во внеурочное время, выполняя дежурства по клинике и представляя письменные работы по пропущенной теме.
Перечень базовых дисциплин, знание которых необходимо для изучения урологии.

  1. Нормальная и патологическая анатомия.

  2. Топографическая анатомия.

  3. Нормальная и патологическая физиология.

  4. Гистология.

  5. Пропедевтика внутренних болезней.

  6. Общая хирургия.


2.2 Объём дисциплины и виды учебной работы.

Виды работы

Осенний семестр

Весенний семестр

Кредиты за год

Лекции (Л)

10

-

0,5

Практические занятия (ПЗ)

28

-

0,5

Лабораторные занятия

-

-




Самостоятельная работа

19

-

0,5

Итоговый контроль

7 семестр

-




Всего часов

57

-

1,5


2.3 Учебно-тематический план.





Наименование тем


Всего (часов)

Аудитор

занятия,

ные

в т.ч.

Самост-ая работа студентов

п.п.







Л

С/ПЗ




1.

1.1 Симптоматология, семиотика и лабораторная диагностика урологических заболеваний.

1.2 Инструментальная, аппаратная диагностика и диапевтика в урологии

7

-

4

3

2.

Неотложные состояния в урологии.

9

2

4

3

3.

Гиперплазия простаты.


7

1

4

2

4.

Осложнения гиперплазии простаты.

8

1

4

3

5.

Неспецифические воспалительные заболевания почек.

9

2

4

3

6.

Мочекаменная болезнь. Нефролитиаз. Уретеролитаз

8

2

4

2

7.

Онкоурология. Опухоли почек, мочевого пузыря, простаты и органов мошонки.

9

2

4

3




ИТОГО:

57

10

28

19


2.4 Содержание самостоятельной работы и форма контроля по темам дисциплины.



п. п.


Наименование тем

Содержание самостоятельной работы, часы


Форма контроля

Методическое обеспечение


1.

Симптоматология, семиотика и лабораторная диагностика урологических заболеваний.


Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

1,5 часа

Опрос, оценка выступлений




2.

Инструментальная, аппаратная диагностика и диапевтика в урологии

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

1,5 часа

Опрос, оценка выступлений




3.

Неотложные состояния в урологии.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

3 часа.

Опрос, оценка выступлений




4.

Гиперплазия простаты.


Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

2 часа.

Опрос, оценка выступлений




5.

Осложнения гиперплазии простаты.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

3 часа.

Опрос, оценка выступлений




6.

4.1 Неспецифические воспалительные заболевания почек.


Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

3 часа.

Опрос, оценка выступлений




7.

4.2 Мочекаменная болезнь. Нефролитиаз. Уретеролитаз.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

2 часа.

Опрос, оценка выступлений




8.

Онкоурология. Опухоли почек, мочевого пузыря, простаты и органов мошонки.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

3 часа.

Опрос, оценка выступлений





3. Программа дисциплины.

3.1 Темы и содержание лекций.

Тема лекций

Рассматриваемые вопросы. Количество часов.

Используемые иллюстрации (таблицы, слайды и т.д.)

Вводная лекция. Неотложные состояния в урологии.

  1. Содержание предмета.

  2. Почечная колика – определение, этиология (этиологическая классификация) патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, ультразвуковая, эндоскопическая, рентгенологическая), дифференциальная диагностика (дифдиагностика при осмотре, лабораторная дифдиагностика, ультразвуковая дифдиагностика, рентгенологическая дифдиагностика, эндоскопическая дифдиагностика), осложнения почечной колики (вторичный острый пиелонефрит, бактериальный шок), лечение (основные направеления терапии почечной колики, инструментально-оперативные методы).

  3. Бактериальный шок – определение, этиология (этиологическая классификация, этиологические факторы), патогенез, симптоматика и клинчиеское течение (клинические стадии), диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная), лечение (общие реанимационные мероприятия, специфическая терапия).

  4. Закрытые повреждения почек – классификация, симптоматика и клиническое течение (специфическая симптоматика, общая симптоматика, степени симптоматики), диагностика (последовательность диагностических и инструментальных вмешательств, жалобы, анамнез, осмотр, ультразвуковая, эндоскопическая, рентгенологическая, радиоизотопная), лечение.

  5. Закрытые повреждения мочевого пузыря – этиология, классификация, патогенез (механизмы), симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, инструментальная, ультразвуковая, эндоскопическая, рентгенологическая, комбинированная комплексная), лечение.

  6. Закрытые повреждения мочеиспускательного канала – этиология, классификация, патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, инструментальная, ультразвуковая, рентгенологическая), лечение.

  7. Закрытые повреждения мошонки и её органов – этиология, классификация, патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, ультразвуковая), лечение. 2 часа.

Таблицы, слайды с иллюстрациями, видеофильмы.

Гиперплазия простаты и её осложнения.

  1. Гиперплазия («аденома») простаты – определение, распространенность, этиология, патогенез (патоморфологичесике стадии), клиническая классификация (клинические стадии и формы), Симптоматика и клиническое течение (клинические критерии по стадиям, дизурия, оценка сиптоматики в баллах, качество жизни), диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, классификация методов обследования при гиперплазии простаты, обязательные методы, рекомендуемые методы, факультативные методы), лечение (медикаментозное, оперативное).

  2. Острая задержка мочеиспускания – определение, этиология (этиологическая классификация), патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, ультразвуковая), лечение (инструментальные и оперативные методы, медикаментозные).

  3. Тампонада мочевого пузыря – определение, этиология, патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, ультразвуковая, катетеризация мочевого пузыря), лечение.

  4. Хроническая почечная недостаточность – определение, этиология (этиологическая классификация), патогенез, клиническая классификация, симптоматика и клиническое течение (клинические синдромы, клинико-лабораторные критерии по стадиям), диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, ультразвуковая, эндоскопическая, рентгенологическая, радиоизотопная), лечение (мероприятия по деривации мочи, медикаментозно-консервативные мероприятия, аппаратно-оперативные). 2 часа.

Таблицы, слайды с иллюстрациями, видеофильмы.

Неспецифические воспалительные заболевания почек.

  1. Общие вопросы пиелонефрита (тубулоинтерстициального нефрита) – определение, распространенность, классификация, этиология, предрасполагающие факторы (общие, местные), патогенез.

  2. Первичный острый пиелонефрит – определение, патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, эндоскопическая, рентгенологическая, ультразвуковая, радиоизотопная), лечение.

  3. Вторичный острый пиелонефрит – определение, патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, эндоскопическая, рентгенологическая, ультразвуковая, радиоизотопная), лечение (инструментальное, диапевтическое, открытое оперативное).

  4. Острый гнойный пиелонефрит – определение, классификация, патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, эндоскопическая, рентгенологическая, ультразвуковая, магнотно-резонансная, радиоизотопная), лечение.

  5. Хронический пиелонефрит – определение, причины перехода острого воспалительного процесса в хронический, классификация (фазы воспалительного процесса), патогенез, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, эндоскопическая, рентгенологическая, ультразвуковая, радиоизотопная), лечение.

Таблицы, слайды с иллюстрациями, видеофильмы.

Мочекаменная болезнь. Нефролитиаз. Уретеролитаз.

  1. Общие вопросы мочекаменной болезни – этиология камнеобразования (экзогенные и эндогенные этиологические факторы), виды камней по химическому составу.

  2. Нефролитиаз – патогенез, классификация, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, ультразвуковая, эндоскопическая, рентгенологическая, радиоизотопная), лечение (консервативное, оперативное (открытое, эндоскопическое, дистанционное)).

  3. Уретеролитаз – патогенез, классификация, симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, ультразвуковая, эндоскопическая, рентгенологическая, радиоизотопная), лечение (инструментальное, открытое оперативное, эндоскопическое оперативное, дистанционная литотрипсия).

Таблицы, слайды с иллюстрациями, видеофильмы.

Онкоурология. Опухоли почек, мочевого пузыря, простаты и органов мошонки.

  1. Опухоли почек и почечной лоханки – распространённость, этиология, патогенез (стадии, метастазирование), классификация (морфологическая, международная по TNM), симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, ультразвуковая, радиоизотопная, рентгенологическая, магнитно-резонансная), лечение.

  2. Опухоли мочевого пузыря – распространённость, этиология, патогенез, классификация (международная гистологическая, международная по TNM), симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, эндосокпическая (эндоскопическая классификация), рентгенологическая, ультразвуковая, магнитно-резонансная), лечение.

  3. Рак предстательной железы – распространённость, этиология, патогенез (классификация по стадиям, метастазирование), классификация (гистологическая, международная по TNM), симптоматика и клиническое течение, диагностика (очерёдность диагностических мероприятий, жалобы, анамнез, осмотр, пальцевое ректальное осбледование, лабораторная, ультразвуковая, рентгенологическая, морфологическая, радиоизотопная, магнитно-резонансная), лечение (оперативное, консервативное).

  4. Опухоли органов мошонки – распространённость, этиология (факторы способствующие возникновению опухоли яичка), патогенез (классификация по стадиям, метастазирование), классификация (гистологическая, международная по TNM), симптоматика и клиническое течение, диагностика (жалобы, анамнез, осмотр, лабораторная, морфологическая, ультразвуковая, рентгенологическая, магнитно-резонансная), лечение.

Таблицы, слайды с иллюстрациями, видеофильмы.


3.2 Темы и содержание семинарских (практических) занятий.

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА1.1: Симптоматология, семиотика и лабораторная диагностика урологических заболеваний.

Введение.

Опрос.

  • Жалобы.

  • Боль.

  • Общая характеристика боли.

  • Локализация.

  • Интенсивность.

  • Постоянство.

  • Иррадиация.

  • Боль при заболеваниях почек, почечной лоханки и околопочечной жировой клетчатки.

  • Боль при заболеваниях мочеточника.

  • Боль при заболеваниях мочевого пузыря.

  • Боль при заболеваниях простаты и семенных пузырьков.

  • Боль при заболеваниях уретры.

  • Боль при заболеваниях органов мошонки.

  • Нарушения мочеиспускания (дизурия).

  • Простатические симптомы.

  • Обструктивные симптомы (симптомы обструкции).

  • Иритативные симптомы (симптомы раздражения).

  • Острая задержка мочеиспускания (ОЗМ).

  • Никтурия.

  • Недержание мочи истинное.

  • Недержание мочи ложное.

  • Стрессовое недержание мочи.

  • Олигакиурия.

  • Энурез.

  • Количественные изменения мочи:

  • Полиурия.

  • Опсоурия.

  • Олигурия.

  • Анурия.

  • аренальная (ренопривная) анурия.

  • преренальная анурия.

  • ренальная (секреторная) анурия.

  • постренальная (экскреторная) анурия.

Развитие настоящего заболевания.

Анамнез жизни.

Объективный осмотр.

  • Область почек.

  • Пальпация области почек.

  • Симптом поколачивания области почек.

  • Область мочевого пузыря.

  • Мочеиспускание.

  • Макроскопические качественные изменения мочи. Долабораторное определение характера солей.

  • Наружные половые органы.

  • Выделения из уретры.

  • Органы мошонки.

  • Яички.

  • Диафаноскопия.

  • Придатки яичек.

  • Вены семенного канатика.

  • Осмотр предстательной железы.

Лабораторная диагностика.

  • Исследование мочи.

  • Микроскопические качественные изменения мочи.

  • Протеинурия. Классификация протеинурии.

  • Селективность протеинурии.

  • Энзимурия, патологическая энзимурия.

  • Лейкоцитурия. Двух-, трёхстаканные пробы.

  • Определение клеток Штернгеймера-Мальбина в моче.

  • Методы определения скрытой лейкоцитурии.

  • Пирогенный тест.

  • Преднизолоновый тест.

  • Гематурия. Виды гематурии.

  • Гемоглобинурия.

  • Миоглобинурия.

  • Цилиндрурия.

  • Бактериурия. Виды бактериурии.

  • Пневматурия.

  • Липурия.

  • Хилурия.
  • Неорганические осадки мочи

  • Неорганические осадки, выпадаемые в кислой моче.

  • Неорганические осадки, выпадаемые в щелочной моче.

  • Органические осадки мочи.

  • Лейкоциты.

  • Эритроциты.

  • Цилиндры.

  • Эпителиальные клетки.

  • Клетки плоского эпителия.

  • Клетки переходного эпителия.

  • Клетки почечного эпителия.

  • Фибрин (фибринурия).

  • Исследование функции почек.

  • Основные функции почек.

  • Исследования очистительной функции почек.

  • Определение общей очистительной функции почек.

  • Определение состояния клубочковой фильтрации. Клиренс. Проба Реберга-Тареева.

  • Определение состояния канальцевой секреции. Фенолсульфофталеиновая проба.

  • Определение функции канальцевой реабсорбции.

  • Определение реабсорбции воды.

  • Определение реабсорбции аминокислот. Виды аминоацидурии.

  • Исследования гомеостатической функции почек.

  • Количество мочи (диурез).

  • Определение концентрационной способности почек.

  • Определение относительной плотности мочи.

  • Проба Зимницкого.

  • Изостенурия.

  • Гипостенурия.

  • Гипоизостенурия.

  • Исследования функции почек по регуляции кислотно-основного состояния. рН мочи.

  • Исследования функции почек по регуляции артериального давления.

  • Тест Говарда.

  • Тест Рапопорта

  • Капотеновая (каптоприловая) проба.

  • Определение специальных онкобелков и антигенов крови

  • Простатоспецифический антиген (ПСА) крови.

  • Хорионический гонадотропин крови.

  • ά-фетопротеин.

ТЕМА 1.2: Инструментальная, аппаратная диагностика и диапевтика в урологии.

Введение.

Инструментальные лечебно-диагностические вмешательства.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРабочая программа по факультетской хирургии
Рабочая программа факультетской хирургии рассмотрена на заседании Совета факультета дгма
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРабочая программа по факультетской хирургии
Рабочая программа факультетской хирургии рассмотрена на заседании Совета факультета дгма
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconПрограмма для подготовки вступительных экзаменов в клиническую ординатуру,...

Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconОбщая хирургия, оперативная хирургия, анестезиология, урология
Кафедры общей хирургии, оперативной хирургии и топографической анатомии, факультетской хирургии
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРуководство по лапароскопическому (tapp) и эндоскопическому (tep)...
Руководство по лапароскопическому (tapp) и эндоскопическому (tep) методу лечения паховой грыжи [Международное общество эндоскопической...
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРоссийской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Натура) разработана сотрудниками кафедры госпитальной хирургии (заведующий кафедрой −д м н, профессор В. А. Бахтин) и кафедры факультетской...
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconМетодическое пособие для клинических ординаторов кафедры факультетской хирургии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» icon"Применение робототехники в хирургии. Преимущества и недостатки системы Да Винчи"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский Государственный Медицинский...
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРоссийской Федерации Волгоградский государственный медицинский университет...
Дифференциальная диагностика заболеваний внутренних органов и эндокринной системы
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconВопросы к переводному экзамену по детской хирургии для студентов
История развития детской хирургии. Организация хирургической помощи детям. Перспективы развития хирургии детского возраста
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРабочая программа по общей хирургии рассмотрена и одобрена на заседании...
Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия»
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРабочая программа по общей хирургии рассмотрена и одобрена на заседании...
Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия»
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconПрактического занятия
Критерии бально-рейтинговой системы оценки на кафедре госпитальной хирургии с курсом детской хирургии
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconПрограмма учебной практики кафедра факультетской педиатрии Общий...
Лпу, с родителями здорового и больного ребенка и непосредственно с детьми разного возраста
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconКафедра хирургии института последипломного образования
...
Кафедра «Факультетской и эндоскопической хирургии» iconРасписание занятий по производственной практике 2012-2013 учебного...
Обыденикова Тамара Николаевна, доцент кафедры общей хирургии, топографической анатомии и оперативной хирургии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск